Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое экологический класс автомобиля и как его можно узнать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это специальный код, которым определяется уровень вредных выхлопов двигателя внутреннего сгорания и испарений топлива из топливной системы конкретного авто. При определении экологического класса (ЭК), учитывается количество выбросов CO, Cm Hn, NOx и дисперсных частиц.
Что такое экологический класс автомобиля?
Показатель класса «Евро» можно узнать по маркировке производителя под панелью приборов в автомобиле и наклейке в сервисной книжке (Pr. Code), по ПТС, СТС, экологическому сертификату. При пересечении границы также производится замер выхлопа, но это рискованный вариант: если реальный выброс вредных веществ будет превышать заявленный в документах (это возможно, если машина была в серьезном ремонте), вас развернут сразу на границе.
Поэтому, автовладельцу следует разобраться в современной экологической классификации и уточнить экологический класс своего авто заранее, для чего существует множество удобных способов. Тем более, что не все производители автомобилей указывает в маркировке ЭК, и следует знать, куда обращаться за этими данными.
Что значит пятый экологический класс автомобиля?
- Мы уже рассмотрели допустимые нормы вредных веществ, содержащихся в выхлопных парах, для стандарта Евро 4. Для сравнения следует сказать, что экологический класс автомобиля Евро 5 уменьшает значение этих показателей более, чем вдвое.
- Но не стоит думать, что это какие-то строгие ограничения, это всего лишь плавный переход к следующему этапу – Евро 6, который будет еще более суровым.
- В Европе Евро 5 действует уже 10 лет, поэтому он является обязательным для каждого автомобиля, выпущенного в 2009-м году, начиная с сентября. В России этим ограничениям должны соответствовать машины, которые были зарегистрированы после 2015 года, когда страна приняла класс Евро 5.
- Соответствие ему определяется не столько годом, в котором была произведена машина, сколько техническими параметрами, среди которых пробег, отсутствие или наличие специальных систем, снижающих вредные выхлопы. Возможно также переоборудовать двигатель в соответствии с требованиями.
Автомобили без экологического класса: список, названия
- В первую очередь, в список автомобилей без экологического класса попадают машины, которые мы называем «ретро»: это относится как к «Мустангам» и «Каддилакам», так и к «Волгам» с «Победами» и «Запорожцами». Выпущенные до 2000 года «Жигули» — от «копейки» до «семерки», «Лады», произведенные ранее 2005-го г., — все они не имеют класса экологической безопасности.
- В этот список попадают и старые европейские модели «Ауди» и «Рено», «Шкода» и «Фольксваген», а также «Опель» и BMW.
- Как и автомобили с низким экологическим классом они подпадут под запрет, вводимый с 2021-го года.
Экологический класс автомобиля для въезда в Европу
В Европе широко распространены экологические зоны, которые ограничены для въезда в них машинам с низкоэкологичными двигателями. Как правило, под такие запреты чаще всего подпадают большегрузы и автобусы, работающие на дизеле, а вот на всей остальной территории никаких дополнительных требований или запретов нет.
- Не заезжая в такую экологическую зону, по европейским странам, можно передвигаться на автомобиле любого возраста, индекса экологичности, на любом виде горючего.
- Подобные «чистые» зоны уже давно определены в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Испания и Франция. В ближайшие годы к ним присоединится также Чехия.
- Немцы определили допустимый въезд в экологическую зону машинам, начиная с класса Евро 4. Во Франции практически везде ограничены авто с Евро 1, реже – Евро 3. Бельгийцы более лояльны и при наличии у автомобиля бензинового двигателя класса, ниже, чем Евро 1, и дизеля меньше Евро 3, могут пропустить машину в «чистую» зону при условии дополнительной оплаты.
- В Австрии, Дании и Испании существует несколько вариантов экологических зон внутри страны, в которые имеются свои ограничения — где-то допускаются все легковушки, а въезд закрыт грузовикам с экологическим классом автомобиля ниже Евро 4.
Чего ожидать в будущем от экологической политики относительно ТС?
В 2025 г. ожидается введение стандарта Евро-7. Его требования до конца не утверждены, однако предполагается, что допустимый уровень выбросов оксидов азота ограничат более чем в два раза. Таким образом, ДВС могут полностью выбыть с конкурентного рынка автомобилей, в том числе грузовых.
Тенденция к отказу от двигателей внутреннего сгорания наблюдается среди стран с передовой экономикой. В ноябре 2021 года тридцать три страны и шесть крупных автопроизводителей объявили о полном отказе от ДВС в ближайшие два десятилетия.
Затраты на разработку альтернативы двигателям внутреннего сгорания очень велики. Это тормозит развитие экологической безопасности транспортных средств, однако ведущие автопроизводители понимают необходимость перехода на более “чистые” виды топлива. К таким относятся, прежде всего, электричество, газ и водород.
Откуда взялись экостандарты для автомобилей
Первый документ, регулирующий экологичность авто, появился в 1970 году в Европе. Это была директива 70/220/ЕЭС, которая ставила задачей снизить загрязнение воздуха автомобилями на территории современного Евросоюза. Но она в большей мере касалась унификации процесса производства машин и в меньшей — непосредственно объема вредных выбросов. Лишь в 1988 году был принят полноценный и проработанный экологический стандарт — Евро-0.
В этом документе четко ограничивалось количество выбросов, которые может позволить себе машина, передвигающаяся по дорогам Евросоюза. Основные показатели — вырабатываемые оксиды углерода (СО) и оксиды азота (NOx), а также углеводороды (СН или HC). Автоконцерны должны были подстраивать свои заводы под необходимые параметры. Но даже Евро-0 был, скорее, пробой пера. Принятый в 1993 году Евро-1 гораздо жестче регулировал допустимые выбросы. А Евро-2 и Евро-3, одобренные в конце 90-х — начале 00-х, и вовсе предусматривали сокращение некоторых загрязняющих веществ в 5-6 раз.
С 2018 года были ужесточены правила для водителей авто, которые не соответствуют европейским нормам экологической безопасности. Новые знаки не позволяют таким ТС безнаказанно передвигаться на всех участках дорог. В первую очередь знаки предполагается устанавливать в непосредственной близости к детским садам, школам и больницам. В марте 2019 года был анонсирован проект введения в Москве экологических зон.
А уже в 2021 году правила подействуют для авто без указанного класса вне зависимости от того, какой фактической опасностью с точки зрения экологии они обладают. То есть если ТС обладает характеристиками, удовлетворяющими экологическому классу, но об этом не говорится в документах, такому автомобилю въезд под знак будет запрещен.
Экологический стандарт в России
Россия следует стандартам Евросоюза по выбросам выхлопных газов, хотя их реализация отстаёт на 6-10 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.
С 2014 года в России на ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. С 2021 года он стал применяться и на все производимые автомобили.
Стандарты Евро-5 и Евро-6 имеют одинаковые нормы максимального количества выбросов вредных веществ для автомобилей с бензиновым двигателем. А вот для автомобилей, двигатель которых работает на дизельном топливе, стандарт Евро-5 имеет менее строгие требования: оксид азота (NOx) не должен превышать 0,18 г/км, а углеводороды и оксиды озота (HC+NOx) — 0,23 г/км.
История возникновения сертификации Евро
К началу 1990 года на планете катастрофически снизилась чистота атмосферы. Самыми вредными для экологии были признаны автомобили, работающие на бензиновых и дизельных двигателях. В 1992 г. в Европе был разработан специальный регламент, получивший название протокола по ограничению уровня выбросов в атмосферу автомобильным транспортом.
Первый протокол назывался Евро-1, в документе прописывались параметры токсичных выбросов, которые допускались к выбросу автомобилями.
Россия – участник-подписант Конвенции о дорожном движении, принятой в Женеве. На территории страны действуют все ограничения, прописанные в европейских экологических стандартах.
Ежегодно протокол пересматривается, количество допустимых выбросов сокращается. При разработке протокола учитываются следующие вещества, которые составляют понятие “выбросы автомобиля”:
- Частицы, входящие в выхлопные газы.
- Испарения от конкретного вида топлива.
Зачем может понадобиться экологический класс авто
Узнавать, какой экологический класс имеет автомобиль, потребуется, если модель покупают за рубежом, ввозят в страну, если нужно растаможить уже ввезенное на территорию государства транспортное средство.
Также субъекты РФ устанавливают свои правила взимания транспортного налога. Размер налоговой ставки зависит от категории ТС, года выпуска, экологического класса. В РФ нет единой налоговой ставки, каждый регион устанавливает свои суммы транспортного налога.
В декларации по налогу на транспорт для указания экологического класса отведена строка 110 в разделе 2. Кроме того, точно определить экологический класс автомобиля потребуется:
- Чтобы понимать, по каким дорогам можно передвигаться законно.
- Не нужно ли переоборудовать выхлопную систему под более высокий.
Исключением остается транспорт, который считается самоходными машинами, т.е. максимальная скорость такого ТС не превышает 40 км/ч.
Штрафы в РФ за нарушение стандарта
Сегодня в Административном Кодексе нет статьи, регламентирующей соответствие ТС тому или другому эко классу. Нарушителей экологического параметра штрафуют согласно списку частей ст. 12.16 КоАП, «Несоблюдение требований, предписанных ПДД». А именно:
- Нарушение знака «Поворот налево» ст. 12.16 ч.2 штраф – от 1000-1500 руб.
- Передвижение грузового транспорта при наличии знака «Проезд запрещен» ст. 12.16 ч.6., штраф – 500 руб. (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Если нарушение происходит в пределах этих городов, штраф увеличивается до 5 000 руб.
- Ст. 12.16 ч.1 указывает, что за любое нарушение требований дорожных знаков водителя ожидает или предупреждение, или штраф 500 руб.
С 2021 года экологический класс автомобиля станет решающим фактором возможных ограничений при проезде по дорогам определенной категории. Владельцам автомобилей рекомендуется уже сейчас заменить СТС на документ нового образца и приобретать автомобили на вторичном рынке не ниже Евро-4.
Какие экологические классы автомобилей допускаются на дороги РФ
В 2020 году владельцы любых автомобилей смогут свободно ездить по дорогам страны, минуя зоны, ограниченные специальными знаками. Дорожные знаки указывают, какой минимальный экологический класс должен иметь автомобиль, чтобы проехать через запретную зону.
В условиях ужесточающихся год от года экологических норм, введения налога на использование автомобилей, не соответствующих требованиям, и увеличения штрафов за нарушение экологических стандартов, владельцы вынуждены либо продавать свои автомобили, либо модернизировать выхлопную систему.
С 2016 года автомобили с экологическим классом ниже пятого не будут пропускаться через таможню и не смогут быть зарегистрированы в ГИБДД. Для автомобилей, ввезенных ранее, действуют ограничительные правила при въезде в определенную зону.
Позаботьтесь об этом заранее
Как присвоить экологический класс своему автомобилю? Для этого просто передайте сотрудникам дорожной полиции
- Дата изготовления транспортного средства;
- тип установленного двигателя.
Затем автомобиль получит обозначение в соответствии с европейской классификацией.
На самом деле, лишь небольшое количество старых автомобилей (выпущенных до введения новых правил) в России использовали возможность указания экологического класса, что сильно затрудняет внедрение изменений. Многие думали, что эта графа в паспорте — просто статистическая отметка, поэтому в ГИБДД вместо нужной отметки ставили прочерк. Конечно, с введением новых правил водителям рекомендуется обратиться в ближайший офис по выдаче водительских прав и отметить класс своего автомобиля, чтобы избежать дальнейших проблем с законом.
По мнению властей, автомобиль без класса автоматически классифицируется как нулевой, даже если он новый и отвечает самым высоким экологическим стандартам. Водителю, въехавшему на автомобиле без указанного в паспорте класса в зонированную зону, пока грозит штраф в размере пятисот рублей, но пока неизвестно, как изменятся штрафы в будущем.
Что делать владельцам автомобилей, не относящихся к экологическому классу?
- Сообщите в дорожную полицию все необходимые данные;
- получить соответствующий статус и обозначение в документах на автомобиль.
До настоящего времени в России не было введено ограничений по экологическому классу для легковых автомобилей. В Москве действие этих дорожных знаков распространяется на грузовые автомобили только в пределах МКАД и третьего транспортного кольца. Однако впереди еще долгий путь.