Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли без прав ездить на скутере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если автомобилист забыл ВУ дома, то случай задержания нельзя назвать критичным. Возможно, водитель мопеда даже сможет избежать наказания. В зависимости от обстоятельств событий инспектор может ограничиться предупреждением.
Использование ближнего света фар на скутере
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.
К мопедам приравняют все велосипеды, самокаты и другие индивидуальные средства передвижения, оснащенные электродвигателями. Исключение предлагается лишь для «средств индивидуальной мобильности».
Так предложено обозначать транспортное средство, «имеющее одно или несколько колес (роликов), приводящееся в движение мускульной энергией лица, находящегося на нем, или имеющее систему гироскопической стабилизации». Проще говоря, речь идет о роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и т.п.
Им предстоит, как и сейчас, передвигаться исключительно по тротуарам. Электротранспорту же предпишут передвижение по краю проезжей части дороги или по обочине.
При этом для управления таким транспортом хотят ввести возрастной ценз — не моложе 16 лет.
Кроме того, в комиссии Общественной палаты предлагают запретить управлять перечисленными средствами передвижения пьяным и людям, находящимся под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание. А также тем, кто настолько плохо себя чувствует или так утомлен, что может угрожать безопасности движения.
Запретить управлять новыми средствами передвижения, такими как электросамокаты, хотят пьяным, уставшим и употребившим некоторые лекарства
Обсудить предлагаемые поправки общественники запланировали на круглом столе 19 апреля. «По итогам этого мероприятия мы сформируем документ, который будет открыт для широкого общественного обсуждения.
Это очень смелая и новая концепция, которая требует мнения общественности и обратной связи граждан», — цитирует ТАСС зампредседателя комиссии Общественной палаты Александра Холодова.
«Если человек едет на самокате, который не может сильно разгоняться, то пусть он едет, как хочет, надо отстать от него, — считает руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов. — И если говорить про электросамокаты, где установлен двигатель с мощностью, которая не позволяет разгоняться больше 20-25 километров в час, я не вижу необходимости в дополнительных ограничениях в ПДД. От таких электросамокатов не надо ожидать, что они будут ездить по дорогам».
«А вот если этот электросамокат мощный и может разгоняться до скорости больше 30-40 километров в час, то на него должны распространяться все правила, которые распространяются на мопеды и скутеры, включая требование наличия водительского удостоверения», — считает автоэксперт.
В декабре 2021 года Научный центр безопасности дорожного движения МВД России сообщал о росте числа аварий с участием электросамокатов, сигвеев, моноколес и других индивидуальных транспортных средств на 166 процентов. Это данные за 9 месяцев прошлого года. Всего их произошло 266. В таких авариях погибли 4 и были ранены 279 человек.
В конце прошлого года сообщалось, что правила использования электросамокатов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности планируется подготовить. Об этом говорил замглавы ГИБДД России Владимир Кузин
«Проблема эта будет разрешена, возможно, даже к тому сезону, о котором я говорю, когда можно будет использовать эти активные средства передвижения.
Мы даем к общему пониманию и определение так называемых средств индивидуальной мобильности, каким образом разрешить их движение на дорогах общего пользования, кому разрешить, как разрешить и, возможно, даже, как контролировать», — пояснял Кузин.
Он отмечал, что Госавтоинспекция не может отступать от общего тренда на развитие этого вида транспорта.
Основные правила дорожного движения для мопедов и скутеров
Так как мопеды – тоже участники автодорожного движения, как и остальные виды транспортных средств, они подчиняются общим Правилам движения за некоторыми исключениями, предусмотренными специально для такого облегченного мототранспорта:
Номер пункта в ПДД | Правило | Примечания |
2.1.1 | Обязательность наличия водительского удостоверения. | Получение категории М или А1 – необходимо. |
19.5 | Дневное включение фар. | Днём все машины, участвующие в дорожном движении, должны включать фары ближнего освещения, либо ходовые огни дневного предназначения. На мопеде нет специальных таких фар, поэтому следует использовать фары ближнего освещения. Включение должно производиться сразу же, как водитель сел за руль. |
24.7 | Движение по правому краю автодорожной полосы. | Мопед или скутер должны перемещаться по правому краю полосы дороги в пределах границ, расчерченных дорожной разметкой (кроме объезда и иных случаев). |
22.21 | Провоз пассажиров на мопеде (скутере). | Разрешено исключительно в случаях, когда водитель имеет открытую категорию А, либо – А1 в течение 2-х лет и дольше. |
24.8 | Перевозка детей | Запрещено провозить детей до 7 лет мопедах, если для них не оборудовано специальное безопасное место. |
Различные запреты | Категорически не разрешается: 1. Ездить на мопеде и не держаться руками за руль даже одной рукой. 2. Везти груз по габаритам превышающий норму – 0,5 м в длину, ширину мототранспорта, либо препятствующий нормальному управлению машиной. 3. Совершать развороты на трамвайном полотне. 4. Делать повороты в левую сторону на проезжей части. 5. Разворачиваться влево на трассах с полосами больше одной. 6. Совершать поездки, когда надет, но не застегнут шлем. 7. Пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре», отведенной специально для пеших участников движения. Здесь следует отметить, что водитель мопеда может слезть с машины и везти его вручную по пешеходному переходу. |
|
24.9 | Буксировка | Буксировать мопедами нельзя. Равно как их буксировать их – тоже. Их разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Исключением являются мопеды с колясками (прицепами). |
Включение света ближней оптики позволяет другим участникам автодорожного движения опознавать, что впереди едет мопед. Правило в п. 19.5 прописано как раз для того, что участники могли включением огней сигналить о том, что их машина чем-то особенна, отличается от других.
Например, при провозе детей днем, водители автобуса всегда включают фары дневного света. Правило действует в России с 2010 года.
Документы для вождения
Чтобы иметь доступ к передвижению на легком мототранспорте с объемом до 50 кубов, водитель должен иметь при себе соответствующие документы. Так как обсуждаемый транспорт считается маломощным, его не нужно регистрировать в ГАИ. Достаточно иметь при себе водительское удостоверение соответствующей категории и документ, подтверждающий право владения движимым имуществом (договор купли-продажи).
Если мопед имеет рабочий объем более 50 кубов и способен поддерживать скоростной режим более 50 км/ч, его владельцу нужно:
- Пройти процедуру регистрации транспортного средства в ГАИ.
- Получить права, с помощью которых можно беспрепятственно управлять ТС категории «А».
- Иметь водительское удостоверение на категорию «М».
- Быть готовым предоставить документ, подтверждающий сделку купли-продажи авто.
Таким образом, набор документов на мопед определяется его характеристиками и техническими возможностями.
- Скутер – это то же самое, что мотороллер.
- В зависимости от мощности, рабочего объёма мотора, максимальной скорости для управления им нужна категория водительского удостоверения А, А1 или М.
- Ездить на скутере без прав нельзя!
- Иностранные водительские права действительны при выполнении дополнительных условий.
- Управлять скутером, относящимся к категории М и А1 можно с 16 лет; А – с 18 лет.
- Порядок получения ВУ на скутер аналогичен процедуре для мопедов, мотоциклов, квадрициклов.
- Средняя стоимость обучения составляет около 10000 рублей.
- Практический экзамен в ГИБДД сдаётся на автодроме без выезда в город.
- За езду без прав накладывается штраф от 5000 до 30000 рублей зависимости от обстоятельств правонарушения.
Особенности управления Мопедом
Начинать движение без применения средств индивидуальной защиты запрещено.
Посадка мотоциклиста.
При посадке на мопед основной точкой опоры являются ноги мотоциклиста, а именно внутренняя сторона бедра, которая упирается в поверхность седла, бензобака и стопа ноги. При управлении мопедом корпус мотоциклиста удерживается при помощи работы групп мышц пресса и спины, мышцы рук при этом расслаблены. Руки служат только для управления мопедом, но не являются точкой опоры.
Управление мопедом.
При управлении мопедом на дорогах общего пользования мотоциклист держит руль двумя руками обычным хватом.
Прохождение поворота.
Правильное прохождение поворота: мопед наклонен в сторону поворота, корпус смещен так же в сторону поворота, голова повернута в сторону точки выхода из поворота. При входе в поворот взгляд должен быть постоянно направлен в точку выхода, т.е. мотоциклист смотрит туда, куда хочет попасть, а не перед мопедом. В сторону точки выхода поворачивается голова, а не глаза!
Торможение.
При торможении сначала нажимать на тормоз заднего колеса, затем сразу ручку тормоза переднего колеса, – тормоз заднего колеса служит для перераспределения веса мотоцикла по осям, загрузки задней оси мопеда, а тормоз переднего колеса останавливает мопед. Ручка переднего тормоз выжимается в 2 этапа: — выбирается свободный ход ручки; — выжимаем плавно ручку до конца, без прерывистых движений и удерживаем до полной остановки мопеда. Максимальное эффективное торможение достигается путем применения тормозной системы мопеда и торможением двигателем. При торможении мопеда, туловище мотоциклиста удерживается группами мышц пресса и спины, точкой опоры является внутренняя сторона поверхности бедра, стопы. Руки служат только для управления мопедом. При торможении в повороте, при использовании тормоза переднего колеса, мопед наклоняется внутрь поворота. При использовании тормоза заднего колеса мопед выравнивается. Не допускается использование обоих тормозов в повороте – данный прием приведет к развороту и падению мопеда! При входе в поворот не допускается сбрасывать газ – данный прием приведет к блокировке и срыву в юз заднего колеса и как результат падение мопеда.
Где должен быть мопед на дороге
Понимать свое положение на дороге важно любому водителю, также и мопедов. При этом, согласно нормам, двигаться можно справа, а если есть отдельная полоса для велосипеда, то по ней. Также допускается движение по обочине. Однако при выборе последнего случая обязательно нужно не допускать помех для пешеходов и тщательно контролировать вождение.
При этом важно, что в случае помехи в виде автобуса на остановке или же иного транспортного средства скутер или мопед могут объехать его с левой стороны. В правилах нет запрета на подобный маневр.
Важный момент в том, что по велосипедной дорожке мопед или скутер ехать не могут, речь идет только лишь о специальной полосе, которая выделена для велосипедистов и обозначена соответствующими знаками, на основании ПДД. Путаница в данном случае недопустима из соображений безопасности.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Согласно действующим ПДД в большинстве стран СНГ и не только, движение скутера возможно лишь по крайней правой полосе, держась правее (ближе к бордюру). В некоторых случаях предусматривается движение по обочине – главное не создавать препятствий для пешеходов.
Если обратить внимание на отечественные дороги, то можно заметить, что не все водители скутеров придерживаются выше приведенного правила. Они могут двигаться практически в любой полосе движения и не осознавать риск, которому они себя подвергают.
Поэтому правила дорожного движения для скутеров гласят: «Движение скутера (мопеда) допустимо только по крайней правой полосе движения или по тротуару, если это не создаст препятствий пешеходу.
(Особенности для мопедов в дополнение к общим правилам ПДД ) :
- нарушать действие Запрещающих знаков
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.
- двигаться по пешеходным тротуарам
- дорогам , обозначенным знаками :5.1 и 5.3
- двигаться по дороге без включенных фар ближнего света.
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направленииПричем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае. У водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и перекатить скутер по переходу и вновь превратиться в водителя.)
- управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- Запрещается буксировка мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
Особенности управления Мопедом
Начинать движение без применения средств индивидуальной защиты запрещено.
Посадка мотоциклиста.
При посадке на мопед основной точкой опоры являются ноги мотоциклиста, а именно внутренняя сторона бедра, которая упирается в поверхность седла, бензобака и стопа ноги. При управлении мопедом корпус мотоциклиста удерживается при помощи работы групп мышц пресса и спины, мышцы рук при этом расслаблены. Руки служат только для управления мопедом, но не являются точкой опоры.
Управление мопедом.
При управлении мопедом на дорогах общего пользования мотоциклист держит руль двумя руками обычным хватом.
Прохождение поворота.
Правильное прохождение поворота: мопед наклонен в сторону поворота, корпус смещен так же в сторону поворота, голова повернута в сторону точки выхода из поворота. При входе в поворот взгляд должен быть постоянно направлен в точку выхода, т.е. мотоциклист смотрит туда, куда хочет попасть, а не перед мопедом. В сторону точки выхода поворачивается голова, а не глаза!
Торможение.
При торможении сначала нажимать на тормоз заднего колеса, затем сразу ручку тормоза переднего колеса, – тормоз заднего колеса служит для перераспределения веса мотоцикла по осям, загрузки задней оси мопеда, а тормоз переднего колеса останавливает мопед. Ручка переднего тормоз выжимается в 2 этапа: — выбирается свободный ход ручки; — выжимаем плавно ручку до конца, без прерывистых движений и удерживаем до полной остановки мопеда. Максимальное эффективное торможение достигается путем применения тормозной системы мопеда и торможением двигателем. При торможении мопеда, туловище мотоциклиста удерживается группами мышц пресса и спины, точкой опоры является внутренняя сторона поверхности бедра, стопы. Руки служат только для управления мопедом. При торможении в повороте, при использовании тормоза переднего колеса, мопед наклоняется внутрь поворота. При использовании тормоза заднего колеса мопед выравнивается. Не допускается использование обоих тормозов в повороте – данный прием приведет к развороту и падению мопеда! При входе в поворот не допускается сбрасывать газ – данный прием приведет к блокировке и срыву в юз заднего колеса и как результат падение мопеда.
Нужны ли права на скутер 49 кубов?
Закон конкретно устанавливает обязанность иметь водительские права на скутер. Но многие несовершеннолетние водители сами решают для себя, как ездить. В результате вождения без прав получают серьезный штраф, который исчисляется в тысячах рублей. Все-таки, нужны ли права на скутер, какой категории? А если их нет, то какой будет штраф?
Давайте сразу разберемся: в российских законах не определено транспортное средство под названием «скутер». Если смотреть на объем мотора, то такой транспорт по Правилам дорожного движения в п. 1.2 можно назвать:
- Мопед, в случае мощности двигателя до 50 см кубических.
- Мотоцикл, при мощности мотора свыше 50 кубов.
Поэтому, двухколесный транспорт с силовым агрегатом 49 кубов считается мопедом. Но по Федеральному закону №196-ФЗ в пункте 1 указано, что езда на мопедах возможна только при наличии водительских прав, а именно, специального удостоверения. Поэтому права на скутер нужны в обязательном порядке.
Требования безопасности во время работы
1. Во время работы Специалист по доставке обязан:
— выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
2. Специалисту по доставке запрещается:
— находиться на работе, управлять или находиться за рулем транспортного средства в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических средств, а так же, медицинских препаратов, на спиртовой основе;
— отдыхать, спать, принимать пищу находясь в (на) транспортном средстве.
3. При эксплуатации транспортного средства в неблагоприятных атмосферных условиях Специалист по доставке обязан:
— во время тумана, сильного снегопада или дождя использовать противотуманные фары при их наличии, двигаться со скоростью, позволяющей безопасное движение, без необходимости, не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
— при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
— двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.
4. Соблюдать все правила электробезопасности.
5. Парковать транспортное средство допускается только в разрешенных местах, с соблюдением правил парковки. Запрещается парковать транспортное средство в разрешенных местах для парковки, если оно создает помехи другим участникам дорожного движения, мешает проведению каких либо ремонтных работ или подвержено видимой опасности.
6. Во время стоянки оставлять в ящике для пиццы ценные вещи.
7. По окончании рабочего дня, транспортное средство должно быть припарковано на согласованном с менеджером смены месте, при этом, ключи и документы от транспортного средства должны быть сданы менеджеру под подпись.
Возможно ли водить мопед 49-50 кубов без водительского удостоверения?
Необходимость получить права на управление скутером или другим малолитражным средством передвижения появилась после принятия ФЗ-92 от 07.05.2013. Были введены дополнительные категории транспортных средств ст. 25 ФЗ-196 и условия получения прав управления для каждой из категорий ст. 26 этого же закона.
С 2014, согласно ПП 1097, все, кто управляет мопедами или скутерами, должны иметь права на управление данным видом техники – например, с открытой категорией А, А1 или М.
К категории М относят мопеды и скутеры, легкие квадрициклы. Для причисления к категории М средство передвижения должно обладать следующими характеристиками:
К категории М относятся также велосипеды, имеющие двигатель, если показатели их мощности такие же, как у скутеров.
Без прав передвигаться на скутере 49-50 кубов запрещено. Если планируется вождение мопеда, то следует пройти в ГИБДД обучающий курс, после чего можно будет получить ВУ. Программы профессионального обучения водителей для данной категории доступны с 16 лет, согласно ч.2 ст. 26 ФЗ-196.