Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «18.4. Понятие и виды землепользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.
По виду рельефа пастбища делятся на: суходольные, заболоченные, обводненные и прочие. А по степени обработки – на культурные и естественные. Культурные пастбища создаются посредством засевания пашни травами, обладающими высокой питательной ценностью.
Показатель рациональности землепользования
Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая – правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая – наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.
Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери – они должны компенсироваться.
Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.
Законодательное регулирование использования земель
Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.
Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:
- Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
- Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.
Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.
Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:
- общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
- отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.
Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.
Процедура регистрации землевладений и землепользований
Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.
Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.
Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.
Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:
- принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
- документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.
Законодательное регулирование использования земель
Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.
Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:
- Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
- Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.
Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.
Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:
- общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
- отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.
Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.
Правила использования и застройки участков
Правилам землепользования и застройки посвящена ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. ПЗЗ можно назвать документом градостроительного зонирования.
Правила утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения – органами государственной власти субъектов РФ.
Законом предусмотрены требования к подготовке правил землепользования и застройки. Основным из них является обязательное проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ до момента их утверждения. Это – новый институт, появившийся в российском законодательстве в 1998 году. Необходимость его введения обусловлена появлением частной собственности на землю, развитием рыночной экономики и проведением экономических реформ в стране.
Структура правил землепользования и застройки ПЗЗ включает:
- порядок применения и внесения изменений в документ;
- карту градостроительного зонирования;
- регламенты градостроения.
ПЗЗ разрабатываются с тем, чтобы создать условия для развития муниципальных образований. Особое внимание при подготовке документа уделяется охране окружающей среды и объектов культурного наследия.
Что это такое: общее понятие
Владение – это реальное обладание земельным участком, осуществляемое путем его межевания и ограждения, а также учета в хозяйстве, и подтверждаемое регистрацией права собственности.
Однако в некоторых случаях фактически владеть земельным участком может не собственник: когда земля находится в залоге, аренде или доверительном управлении.
В большинстве случаев владение подразумевает пользование, но не дает права распоряжения.
Пользованием называется извлечение из земли полезных свойств или дохода через свободное хозяйствование, сбор урожая, добычу полезных ископаемых и т.д., а также уход за участком и защита его от разрушения, загрязнения и заражения вредителями, вмененная в обязанность как собственникам, так и не собственникам земель (ст. 42 ЗК РФ). Больше информации о том, что такое пользование земельным участком, о сущности, получении и реализации этого права рассказано здесь.
Право распоряжения – это легитимное полномочие определять юридическую судьбу участка: изменять его категориальную принадлежность, состав собственников, владельцев и пользователей, а также сам порядок пользования участком; дарение земли, сдача ее в аренду или продажа и т.д.
Специальное землепользование граждан и организаций
Специальное землепользование осуществляется в соответствии с существующей разрешительной системой. Оно характеризуется тем, что требует выделения индивидуально-определенного земельного участка и его закрепления в обособленное пользование за конкретным лицом. Специальное землепользование может осуществляться как гражданами, так и юридическими лицами. Основаниями возникновения права специального землепользования являются оформленные в установленном порядке разрешительные документы: договоры, лицензии, свидетельства. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ограниченного пользования (сервитут), а также право аренды на срок более одного года подлежат государственной регистрации.
Специальное землепользование осуществляется для строго определенных целей, предусмотренных законодательством. К ним относятся строительство и эксплуатация промышленных объектов, жилых строений, ведение сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества, дачного и подсобного хозяйства и некоторых других. Действует правило о недопустимости измене-1 ния целевого назначения земельного участка. По общему правилу,/ специальное землепользование является платным, хотя допускается полное или частичное освобождение от земельных платежей. Специальное землепользование осуществляется на основе права постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута).
Право постоянного и временного пользования. В зависимости от срока, на который предоставляется земельный участок в пользование, различают право постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования.
Предмет, объект, субъекты земельного права
Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.
Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).
Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.
Процедура регистрации землевладений и землепользований
Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.
Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.
Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.
Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:
- принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
- документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.
Землепользование – это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:
- Рациональной организации территорий;
- Свободного хозяйствования;
- Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
- Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;
Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.
Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:
- Сельскохозяйственного назначения.
- Территория населенных пунктов.
- Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
- Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
- Лесного фонда.
- Водного фонда.
- Земли запаса.
Землепользование: понятие и особенности
Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.
Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.
Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.
В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.
Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.
Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.
В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:
- участок передается субъекту на длительный срок;
- создаются условия для развития его деятельности;
- гарантируется защита его интересов;
- закон ограничивает срок реализации права использования земли.
Основные формы землепользования
Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.
К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:
- Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
- Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
- Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
- Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
- Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.
Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.
Основные понятия в землепользовании. Совершенствование системы землевладений и землепользовании
Источник: Веселовская Л.Ф. Землеустройство: Учебник. М.:ЮРКНИГА, 2004. – 256с.
Межхозяйственное (территориальное) землеустройство сельскохозяйственных предприятий проводится с целью приведения размещения, размеров и состава их землевладениями землепользования в соответствие с задачами сельского хозяйства и рационального использования земли.
В зависимости от зоны расположения и специализации сельскохозяйственные предприятия имеют в своем составе разные виды угодий и в различном сочетании, но может также почти целиком состоять из пашни, кормовых угодий и многолетних насаждений.
Новые землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий образуются в следующих случаях:
— при освоении массивов новых земель (целинных, орошаемых, осушаемых);
— в результате укрупнения (объединения) хозяйств;
— в результате разукрупнения (разделения) хозяйств;
— при значительной реорганизации группы землевладений и землепользовании с изменением их числа, размеров и расположения;
— при образовании на землях сельскохозяйственных предприятий хозяйств других форм.
Землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий характеризуются местоположением, площадью, составом, количеством и соотношением угодий, расположением отдельных их частей относительно усадеб, взаимным расположением частей, конфигурацией и компактностью, расположением границ.
Для того чтобы вновь организуемые или улучшаемые землевладения и землепользования были рациональными, они должны быть организованы на основе следующих принципов:
— размещение каждого землевладения и землепользования в соответствии с социально-экономическими интересами сельского хозяйства, а также во взаимосвязи и с учетом интересов всех объектов, расположенных на данной территории;
— рациональные (оптимальные) размеры землевладений и землепользований, соответствующие зональным условиям специализации хозяйств;
— целесообразные виды и соотношения в составе землевладений и землепользований, соответствующие специализации хозяйства и позволяющие эффективно использовать землю;
— компактность землевладения и землепользования, удобство и приспособленность на конфигурации для организации производства;
— правильное расположение внутри землевладения и землепользования хозяйственных центров и удобная связь их с угодьями, между собой и с внешними экономическими и административными центрами;
— правильные внешние границы объектов, удобные для внутрихозяйственной организации территории и обеспечивающие возможность правильного использования и охраны земель.