Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане на сегодняшний день удобнее всего применять электронный формат документа. Но бывают случаи, когда план необходим гражданскому лицу с целью передачи земельного надела без торгов. В этом случае он может быть выполнен в двух формах – в виде электронного документа или же обычного бумажного.
На этих зонах и территориях формировать участок для Схемы не нужно. В противном случае, утверждение схемы земельного участка будет омрачено отказом.
Разобраться с этими зонами не сложно. Они выделяются разными цветами и поэтому хорошо различимы.
Зная географическую структуру населенного пункта, достаточно просто понять, где запретные зоны расположены.
Затем изучите Правила землепользования и застройки с целью выяснить, как на картах обозначаются зоны, на которых допускается, допустим, ИЖС если цель получить участок под строительство дома.
Обычно зоны для индивидуальной жилищной застройки обозначают символами: Ж-1, Ж-2, или Ж-3. Но могут быть и другие обозначения, поэтому не пренебрегайте чтением Правил землепользования и застройки.
На этих зонах можно формировать Схему расположения земельного участка, если нет других оснований для отказа, которые рассмотрим далее.
Как готовится схема расположения земельного участка
В процессе подготовки разрешено использование официального сайта органа исполнительной власти федерального значения, имеющего соответствующие полномочия. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка в электронном формате официально утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27. 11. 2014.
Кратко – схема расположения земельного участка нужна там, где образуются или уточняются границы земельных участков из государственной (муниципальной) собственности.
Самые часто встречающиеся случаи:
- Образование земельного участка из государственных (муниципальных) земель или земель неразграниченной собственности;
- Образование под объектом недвижимости земельного участка, который не находится в частной собственности;
- Уточнение границ земельного участка, который не находится в частной собственности;
- Перераспределение земельного участка частной собственности и государственной (муниципальной) собственности;
- Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;
В случаях образования, изменения, уточнения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, подготовка схемы расположения земельных участков законом не предусмотрена.
Схема расположения земельного участка не нужна, когда:
- утвержден проект межевания территории, в границах которой расположен участок;
- участок подлежит образованию только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ);
- закон не связывает образование земельного участка с утверждением схемы расположения.
Схема расположения земельного участка подлежит утверждению органом, который уполномочен на распоряжение землей. Если уполномоченный орган утверждает схему, то он выносит распоряжение.
Срок такого распоряжения составляет 2 года. Если в течении двух лет заинтересованное лицо не поставит участок на кадастровый учет, то распоряжение теряет юридическую силу. В этом случае, нужно начинать все заново.
Какие документы потребуются для обжалования отказа?
Нужно представить в суде саму схему расположения земельного участка, выписку из единого реестра недвижимости, а также копию подтверждения оплаты пошлины. Необходимо прикрепить доказательства того, что у Вас имеются права на предоставление участка без торгов или в ходе аукциона. Цели использования надела должны совпадать с видами разрешенного использования, установленными в отношении участка.
Если же отказ вынесен правомерно и обоснованно, придется выбирать другую территорию, готовить новую схему и заново обращаться за ее утверждением. Оптимальный вариант решения проблемы – переложить заботы по обжалованию отказа или поиску нового участка на наших экспертов. Мы проведем необходимые работы быстро и эффективно.
Схема расположения земельного участка или нескольких (СРЗУ) – это графическое отображение границ вновь образованного участка (участков) земли на официальном кадастровом плане территории (КПТ). Она призвана определить реальное местоположение и размеры проектируемого участка для отчуждения с привязкой на местности.
Документ составляется по результатам геодезических измерений и с учетом следующих материалов:
- принятие документы регионального планирования;
- нормы застройки и землепользования, установленные законодательными актами;
- проекты территориальной планировки;
- наличие особо охраняемых территорий;
- положения о земельных участках общего пользования и установленных «красных линиях»;
- ранее утвержденные границы других участков;
- расположение существующих и планируемых к постройке сооружений, незавершенных строительств;
- государственные и инвестиционные программы развития и освоения территории.
Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников.
Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю.
Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
В каких случаях необходима схема расположения земельного участка
Она нужна при таких обстоятельствах:
- Для образования конкретного участка в целях его передачи без организации торгов;
- Для образования определенного участка в целях организации аукциона реализации земли или права заключения арендного соглашения;
- Для образования участка при разделе земли, находящейся в собственности муниципалитета или государства, которое было предоставлено юрлицу на условиях бессрочного пользования;
- Для образования земли при разделе территории, пребывающей в государственной собственности/собственности муниципалитета и которая предоставлена юридическому или физическому лицу на условиях аренды или безвозмездной эксплуатации;
- Для образования земли с последующим изъятием для нужд государства или муниципалитета;
- При образовании участков в ходе перераспределения территорий, находящихся во владении физических лиц, назначением которых является ведение подсобного хозяйства, садоводство, огородничество, дачное хозяйство, ИЖС, а также отдельных земель, которыми владеет муниципалитет и (или) государство.
Местная администрация не указывает на конкретный перечень нарушений в формировании схемы — заказчик находит и исправляет такие ошибки самостоятельно. К примеру, в регистрации может быть отказано по причине отсутствия на схеме принятых условных обозначений и особенностей ландшафта, прочее. Для сравнения можно заказать схему у кадастрового инженера и сравнить неточности. Если же таковые не обнаружены, отказ можно обжаловать.
Для начала следует написать письмо с просьбой объяснить причины отказа в утверждении СРЗУ с просьбой предоставить ссылки на законы или вынесенные решения, которые имеются в открытом доступе. Ответ приходит в течение месяца. На основании полученного объяснения в схему вносят указанные исправления и отправляют на утверждение снова. Администрация не вправе окончательно отказать в согласовании схемы, но за время рассмотрения вопроса участок может быть передан другому.
Отказывают в оформлении участка и по своим причинам. Иногда куски земли «придерживают» своим, ссылаясь на различные обстоятельства. Заказчика забрасывают отписками годами, пока он не перестанет претендовать на участок или же землю передадут другому лицу.
Иногда на участок претендуют несколько владельцев, и власти отбирают будущих владельцев по своему усмотрению. Первоочередность подачи схемы в данном случае роли не играет.
Если это произошло, первый шаг — составление претензии на полученный отказ. Если же ответ не получен или причины отказа оказались неубедительными, дело рассматривают в судебном порядке.
Для того, чтобы схема была утверждена, она должна соответствовать требованиям земельного кодекса и соответственно не должна подходить под пункты, являющиеся основанием для отказа от утверждения. Если документ соответствует всем требованиям градостроительных регламентов и законодательства, то органы местного самоуправления обязаны ее утвердить.
Согласно п. 16. ст. 11.10 ЗК, причинами для отказа могут быть, если схема:
- не соответствует формату или требованиям к ее подготовке;
- имеет нарушения требований земельного законодательства к образуемым наделам;
- не соответствует утвержденному проекту планировки территории, а также положению об особо охраняемых природных зонах, градостроительным нормам;
- имеет иные нарушения земельного законодательства.
Откажут также, если границы создаваемого участка:
- пересекают уже числящийся на кадастровом учете другой участок;
- пересекают границы земельного участка, по которому утверждена схема с действующим сроком;
- не соответствуют проекту планировки территории или нормам землеустройства;
- в пределах утвержденного проекта межевания. В этом случае станет проблемой получение желаемого участка земли в аренду или собственность. Выходом здесь будет включение его в проект.
Где взять и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории?
Каждый участок земли должен быть определен границами. Образование надела должно осуществляться на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее СРЗУ), утвержденном органом местного самоуправления. Эти данные хранятся в государственном реестре и открыты для каждого гражданина, обратившегося к официальному сайту Росреестра.
СРЗУ — это изображение с нанесенными границами образуемого участка или участков на кадастровом плане территории. Такая схема формируется кадастровыми инженерами по итогам межевания.
Схема должна содержать площадь каждого из образуемых участков. Если в процессе образования участвуют два и более надела, то в документе присутствуют их условные номера. Схема должна дополнять межевое дело.
Подготовка документа регламентируется статьей 11.10 Земельного кодекса. Требования по его формированию и форма утверждены приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762.
Заявление и документы для утверждения схемы участка
В отделение органа архитектуры и градостроительства потребуется предоставить следующий пакет документов:
- заявление, содержащее просьбу об утверждении составленной схемы;
- документ, удостоверяющий личность обратившегося;
- при необходимости – свидетельство о регистрации обратившегося в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о том, что обратившийся осуществил постановку на кадастровый учет;
- при необходимости – доверенность;
- предварительное заключение, выданное заместителем главы местной администрации;
- кадастровый план данной территории;
- акт, подтверждающий, что прошло установление почтового адреса;
- протокол о собрании по предоставлению участков;
- точная схема расположения земельного участка;
- документы, являющиеся подтверждением права собственности.
В решении, принятом уполномоченным органом власти субъекта или города государства в отношении каждого конкретного участка земли, должна содержаться информация:
- о точной площади каждого конкретного участка земли;
- о точном адресе каждого участка. При невозможности указать адрес, требуется составить описание месторасположения участка;
- о кадастровом номере участка. В случае, когда из нескольких участков происходит образование одного единого участка земли, требуется указание кадастрового номера каждого первоначального участка;
- о территориальной зоне, в границах которой происходит образование участка. В ситуации, когда на новый участок не распространяется действие специального градостроительного регламента или он на него не установлен, требуется указать точный вид использования данной земли;
- о категории земли, к которой будет относиться новый участок.
Полный срок действия данного решения составляет два календарных года.
Самое главное понятие, которое необходимо выделить, это схема расположения земельного участка. Это документ, отражающий размеры, форму и расположение участка, включая его узловые точки. Она относится к категории документов, используемых для отображения законности расположения земельного участка.
Также следует определить понятие земельного участка. Согласно действующему законодательству, земельный участок представляет собой часть поверхности земли с фиксированными границами и определенным правовым статусом.
Этот статус, расположение и прочие характеристики участка должны отражаться в государственном кадастре недвижимости. Следовательно, земельным участком с юридической точки зрения в полной степени можно назвать лишь тот, схема расположения которого была утверждена.
Согласование схемы расположения земельного участка
В соответствии с п.1 ст.3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г.
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Схема расположения) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений.
Согласно п. 10 ст.3.5 Закона № 317-ФЗ установлены случаи, когда согласование Схемы расположения не требуется при образовании земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности, в частности, в случаях образования земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно ч. 14 ст.
41 Закона 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом № 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком.
В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 2 ст. 15 Закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:
- — кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;
- — иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
- В настоящее время осуществление государственного кадастрового учета возможно по заявлению кадастрового инженера в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому государственный кадастровый учет и государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности земельного участка, образованного в целях подготовки и организации аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, могут быть осуществлены на основании заявления кадастрового инженера,
- Полномочия иного лица обращаться с заявлением на осуществление государственного кадастрового учета также должны быть определены федеральным законом.
3.1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действовавшая до 01.03.2015 г., предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу,исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).
После 01.03.2015 г. данный порядок претерпел существенные изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015 г.) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимыхисключительнов форме аукциона, за исключением случаев,прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.
3.1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Из них практическое значение имеют следующие основания:
1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;
2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;
3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;
4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Вступившая в действие с 01.03.2015 г. редакция Земельного кодекса РФ позволяет изымать земельные участки, обремененные арендой, для государственных или муниципальных нужд с предоставлением участка взамен изымаемого. В этом случае, как следует из анализируемых положений закона, предоставление земельного участка, взамен изымаемого осуществляется без торгов;
6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;
7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуре, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;
8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).
Кроме этого, земельный участок без проведения торгов может быть предоставлен на основании Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ, закона субъекта Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов.
В частности, Законом Амурской области от 17 марта 2015 г. N 500-ОЗ установлены критерии инвестиционных проектов, которым должны соответствовать инвестиционные проекты для возможности предоставления земельных участков для их реализации без проведения торгов, а также порядок заключения данных договоров.