Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТТН или ТрН — что использовать? Консультация эксперта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.
В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.
Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.
Почему ТОРГ-12 и ТН неразрывно связаны?
Сама по себе ТН не может установить, что конкретно перевозит компания. В этом документе есть только сведения о перевозке и участниках сделки, а также отгрузочное (обобщённое) наименование груза. А товарная накладная в унифицированной форме ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В этом документе перечислены наименования и единицы товаров, которые продавец собирается отгружать покупателю. То есть ТОРГ-12 в связке с ТН считается первичным документом, который можно использовать для зачёта по бухгалтерии расходов на перевозку.
С момента составления ТОРГ-12 ТМЦ считаются зарезервированными на складе продавца. Перевозчик получает груз, но не расписывается в форме ТОРГ-12: там свои подписи проставляют только грузоотправитель и грузополучатель. Но водитель расписывается в ТН, когда получает груз на перевозку.
Оформление товарно-транспортной документации
Исходные данные
- 1. Маршрут работы автотранспортного средства: Гомель — Витебск — Самара;
- 2. Род перевозимого груза: телевизоры цветного изображения «Витязь» / 38 CTV 710-3 TSN FLAT.
Теоретические основы выполнения работы
К товарно-транспортной документации относится международная товарно-транспортная накладная (CMR) и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, счет-фактура (invoice) контрактной стоимости груза, сертификаты качества и происхождения, карантинный и ветеринарный сертификаты, акт загрузки автомобиля. Эти документы составляются на языке станы отправителя. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и, заполненные передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной.
Товарно-транспортная накладная CMR
Международная товарно-транспортная накладная (CMR) является подтверждением договора на осуществление международной перевозки.
В Беларуси использование товарно-транспортной накладной международного образца регламентировано пунктом 361 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 г. №20.
С 1 декабря 2004 года вступило в силу Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 года №23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению.
Пункт 1 Инструкции устанавливает, что международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее — CMR-накладная) является бланком строгой отчетности и применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.
При отправлении груза с территории иных государств может применяться CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению», или CMR-накладная страны отправителя. CMR-накладная может заполняться как в соответствии с настоящей Инструкцией, так и в соответствии с национальным законодательством страны отправителя.
Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. При перевозке грузов автомобильным транспортом в страны, с компетентными органами которых имеется договоренность о возможности применения товарно-транспортной накладной немеждународного образца вместо CMR-накладной, может оформляться товарно-транспортная накладная, применяемая для внутриреспубликанских автомобильных перевозок.
CMR-накладная представляет собой бланк, состоящий из десяти (четырнадцати) страниц незаполненных граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Реквизиты бланка CMR-накладной приведены на русском и немецком языках. Изготовление бланков CMR-накладной осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. N 30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 32, 8/7852). Печать бланков CMR-накладной с серией и номером, не зарегистрированными в Республиканском унитарном предприятии «Издательство «Белбланкавыд», запрещается. CMR-накладные могут приобретаться отправителями грузов, экспедиторами и перевозчиками Республики Беларусь.
CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем на четырех страницах. Первые четыре страницы CMR-накладной имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом: первая страница CMR-накладной называется «1 Экземпляр для отправителя»; вторая страница CMR-накладной называется «2 Экземпляр для получателя»; третья страница CMR-накладной называется «3 Экземпляр для перевозчика»; четвертая страница CMR-накладной называется «4 Для расчетов»; все последующие страницы не имеют специального наименования.
Первая страница CMR-накладной «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов. Вторая, третья и четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора). Вторая страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю и предназначается для подтверждения факта получения (доставки) груза. Третья и четвертая страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдаются перевозчику. Четвертую страницу CMR-накладной, служащую основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третья — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю. Все последующие дополнительные страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются для таможенных (при осуществлении таможенного оформления не менее трех страниц) и других органов, а количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки. При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.
Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки на территории Республики Беларусь при перевозке грузов в международном сообщении устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 102, 8/8480).
В случае необходимости CMR-накладная может содержать следующие данные (графа 20 «Особые согласованные условия»): платежи, которые отправитель обязан осуществить; сумма, подлежащая оплате при сдаче груза; инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена. Стороны договора перевозки могут внести в CMR-накладную (графа 20) любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.
Графы 1 — 15, 21, 22 заполняются отправителем груза. В графах 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)».
Пункт 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
В графе 3 «Место разгрузки груза» указываются страна и место, предназначенные для доставки груза.
В графе 4 «Место и дата погрузки груза» указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
Графа 5 «Прилагаемые документы» содержит перечень прилагаемых документов.
В графе 6 «Знаки и номера» указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
В графе 7 «Количество мест» указывается количество мест груза.
В графе 8 «Род упаковки» указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
В графе 9 «Наименование груза» указывается наименование груза.
В графе 10 «Статист. N » указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
В графе 11 «Вес брутто, кг» указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 «Объем, куб.м» указывается объем, занимаемый грузом в кубических метрах.
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза.
В графе 14 «Возврат» указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
В графе 15 «Условия оплаты» указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
В графе 21 «Составлена в» указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и другое).
В графе 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
Перевозчик имеет право вносить в графу 18 «Оговорки и замечания перевозчика» CMR-накладной оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в CMR-накладной. Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.
Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи) . —- В случае, если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика письменно указывается его наименование.
В графе 25 «Регистрационный номер» записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку, а в графе 26 «Марка» записываются марки и модели тягача и полуприцепа.
В графах 19, 27, 28 и 29, оформляемых перевозчиком, указывается информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также указывается стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее). В случае совершения перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.
После доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц, в том числе вторую, третью и четвертую страницы, CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах обязан заполнить графу 24 «Груз получен». В графе 24 «Груз получен» получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза. Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов» возвращаются перевозчику.
Товарно-транспортная накладная CMR на перевозку телевизоров цветного изображения «Витязь» / 38 CTV 710-3 TSN FLAT/ по маршруту Витебск — Самара представлена в приложении А.
Отгрузочная спецификация, упаковочный лист (PACKING LIST)
Отгрузочная спецификация составляется на все экспортные товары, независимо от рода, количества, наименования, характера товара и не может быть заменена другим документом. Отгрузочная спецификация составляется по примерной или иной форме, установленной заказчиком. В отгрузочной спецификации обязательно должны быть указаны ее порядковый номер, дата составления, а также наименование отправителя и получателя груза.
Счет-фактура (INVOICE)
Счет-фактура (invoice) является деловым документом, составляемым во всех случаях при отправке груза одним предприятием другому предприятию, который дает стоимостную, количественную и качественную характеристику товара.
Счет-фактура — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Обычно выписывается продавцом покупателю после окончательной приемки товара последним.
Счет-фактура содержит наименование и адрес продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара, сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. В нем рекомендуется указывать сведения о перевозке (например, наименование транспортного средства и маршрут следования). Фактурная цена указывается согласно условиям договора.
Эти данные, как правило, принимаются за основу при определении таможенных пошлин и сборов. Данные о первоначальной стоимости будут также использованы в случае возмещения ущерба перевозчиком или страховой компанией при полной или частичной утрате груза (конвенция КДПГ, ст.23, п.1). Отсюда следует, что этот документ является важнейшим из всех, и на его основе составляются все остальные документы, необходимые для международной перевозки.
Сертификат качества (соответствия)
Сертификат качества выдается на каждую партию экспортируемого товара, отгружаемого по одному перевозочному документу (накладной) и не может быть заменен никаким другим документом. Сертификат качества выдается только на промышленные товары и составляется по установленной форме или по форме, определенной заказчиком.
Ветеринарный сертификат
При международных перевозках животных, продуктов и сырья животного происхождения ввоз и вывоз их производится только через установленные контрольные пункты Министерства сельского хозяйства и продуктов Республики Беларусь (размещенные, как правило, совместно с пограничными таможнями) и при наличии ветеринарных сертификатов, выданных ветеринарными врачами, состоящими на государственной службе.
Экспорт из Республики Беларусь подконтрольных Госветнадзору грузов осуществляется по разрешению Главного управления ветеринарии по согласованию с Главной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь подконтрольных Госветнадзору грузов из-за рубежа осуществляется на основании письменного разрешения Главного управления ветеринарии по согласованию с Главной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Карантинный (фитосанитарный) сертификат
Ввоз в Республику Беларусь из других государств подкарантинных материалов допускается при наличии карантинного (фитосанитарного) сертификата, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений, а также торговым соглашениям, контрактам, договорам и требованиям импортирующей стороны.
Сертификат происхождения (CERTIFICATE OF ORIGIN)
Таможенные структуры некоторых стран требуют сертификат происхождения товара для определения таможенных пошлин. Certificate of oriqin — это подписанная декларация, объявляющая страну происхождения товара. В некоторых случаях этот сертификат может быть включен в коммерческую счет-фактуру (invoice). Certificate of oriqin должен быть заверен торговой палатой.
Вывод: в перечень основных документов на груз при выполнении международных перевозок входят:
- 1 Международная товарно-транспортная накладная (CMR);
- 2 Отгрузочная спецификация, упаковочный лист (PACKING LIST);
- 3 Счет-фактура (INVOICE);
- 4 Сертификат качества (соответствия) (CERTIFICATE OF QUALITY);
- 5 Ветеринарный сертификат (при необходимости);
- 6 Карантинный (фитосанитарный) сертификат (при необходимости);
- 7 Сертификат происхождения (CERTIFICATE OF ORIGIN) (при необходимости).
Требования к заполнению
Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.
Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:
- данные всех участников сделки;
- сведения о грузе;
- данные о транспортном средстве;
- стоимость грузоперевозки;
- перечень сопроводительных документов.
Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.
Чем отличается ТТН от транспортной накладной
ТН или транспортная накладная составляется согласно требованиям постановления Правительства России № 272 от 15.04.11 г. по унифицированной форме. Заполнение этого документа производится для всех сторон-участников перевозки груза, то есть для отправителя, перевозчика и непосредственно получателя продукции (п. 9 Постановления). При этом на каждый груз, перевозимый на одном виде транспорта, составляется одна ТН независимо от количества партий.
ТТН или товарно-транспортная накладная формируется в соответствии с Правилами о перевозке грузов автотранспортом (утверждены 30.07.71 г. Минавтотрансом РСФСР). Типовой бланк введен в действие в постановлении Госкомстата РФ № 78 от 28.11.97 г. и включает 2 раздела. Форма Т-1, как и ТН, предназначена для оформления взаимоотношений между отправителем груза, перевозчиком и получателем. Но поскольку Постановление № 272 имеет более позднюю редакцию, заполнение ТН освобождает грузоотправителя от обязанности составлять еще и ТТН при перевозках автомобилями.
Важно! Обратное правило не действует, то есть выдача ТТН вместо ТН не правомерно, т.к. только транспортная накладная по законодательным требованиям признается первичным документом, подтверждающим факт перевозки товаров по договорам транспортировки.
Как заполнить транспортную накладную
Особенности заполнения накладных на автомобильный транспорт изменились с 1 марта 2022 года. В частности, из документа убрали пять ранее существовавших разделов:
- Условия доставки;
- Сведения о принятии заявки к исполнению;
- Примечания перевозчика;
- Дополнительные условия;
- Подписи сторон.
Сейчас оставшиеся разделы заполняются следующим образом:
- Отправитель;
- Заказчик услуг;
- Получатель;
- Груз;
- Сопроводительные документы, если есть;
- Указания грузоотправителя по особым условиям транспортировки;
- Перевозчик;
- Автотранспортное средство;
- Приёмка груза;
- Переадресация, при необходимости;
- Выдача груза;
- Отметки сторон;
- Стоимость доставки.
Порядок заполнения по разделам
Бланк состоит из 17 разделов:
1. Указываются данные о грузоотправителе: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона.
2. Указываются те же данные, но о грузополучателе (повторим: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона — см. образец).
3. Фиксируется наименование отправляемого груза, его состояние и другая необходимая информация о грузе, количество мест и масса нетто или брутто, размеры.
4. Указываются сопроводительные документы на груз. Это могут быть товарораспорядительные документы, различные сертификаты, паспорта, удостоверения, разрешения и т.п. Напрмер, как показано на образце, товарная накладная и паспорта качества.
5. При необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке: параметры транспортного средства, сведения о запорно-пломбировочных устройствах, объявленная стоимость (ценность) груза, необходимая температура, объем и т.п.
6. Сведения о приеме груза к погрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние — см. образец). Ставятся подписи водителя и грузоотправителя с расшифровкой подписи и указанием должности.
7. Сведения о сдаче груза к выгрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние). Ставятся подписи водителя и грузополучателя с расшифровкой подписи и указанием должности.
8. Условия перевозки. Вносят или выбирают из представленных, особые условия перевозки или временного складского хранения, сведения о предусмотренных договором перевозки штрафных санкциях.
9. Указывается информация о принятии заказа (заявки) к исполнению.
10. Вносятся данные о перевозчике: наименование и адрес места нахождения, номер телефона, ФИО и номер телефона водителя.
11. Вносится информация о транспортном средстве: количество, тип, марка, грузоподъемность, регистрационные номера.
12. Заполняются перевозчиком данные о фактическом состоянии груза, упаковке при его загрузке и при отгрузке, возможных изменениях условий перевозки при движении.
13. Прочие условия указываются при необходимости: при перевозке опасных, температурных, негабаритных грузов; фиксируется режим труда и отдыха водителя в пути следования.
14. Заполняется, если изменилось место доставки груза.
15. Отражается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета и размер провозной платы, расходы перевозчика, предъявляемые грузоотправителю. Также указывается полное наименование организации плательщика (грузоотправителя), адрес, банковские реквизиты организации плательщика (грузоотправителя).
16. Проставляется дата составления, подписи сторон (грузоотправителя и перевозчика).
17. Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки и претензии со стороны грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.
Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.
В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.
В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.
Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:
- в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
- в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
- в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).
Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.
При оформлении товарно-транспортной накладной следует соблюдать следующие правила:
- оформление документа производится отправителем, или, по соглашению сторон, эту функцию может взять на себя складской оператор либо перевозчик;
- для каждого рейса и транспортного средства, а также для каждого получателя, оформляется отдельный документ;
- все поля должны быть заполнены, если информация отсутствует и она не является обязательной в вашем случае, необходимо поставить прочерк.
Товарно-транспортная накладная должна быть оформлена в 4-х экземплярах. Каждый из них в обязательном порядке должен быть заверен печатью и подписью отправителя. При получении груза водитель обязан также заверить все 4 документа своей подписью. Далее экземпляры распределяются следующим образом:
- Первый остается у отправителя и является подтверждением списания товара со склада, а также его передачи перевозчику.
- Второй передается грузополучателю при приемке. При этом получатель должен подписать все 3 экземпляра, поставить отметку об отсутствии или наличии претензий, а также указать время приезда и отъезда машины.
- Третий передается отправителю вместе с бумагами, подтверждающими осуществление перевозки.
- Четвертый остается у грузоперевозчика.
ТТН – документ, согласно которому товар перемещается из одного пункта хранения в другой. На основании товарно-транспортной накладной определенное количество товара списывается с баланса грузоотправителя и приходуется на балансе грузополучателя. ТТН составляется в том случае, когда транспортировка осуществляется с применением какого-либо транспортного средства, причем она может совершаться как между продавцом и покупателем, так и при перемещении с одного склада на другой внутри одной организации.
ТН – документ, который составляется при непосредственной продаже товаров покупателю, когда к нему переходит право собственности на них. Неважно, каким образом покупатель будет забирать товар – с помощью транспортного средства или вручную – в любом случае ТН является сопроводительным документом, отражающим основные характеристики товара и условия сделки.
Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную
Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2022 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2022 № АС-4-15/8657@).
Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Таблица. Основные различия транспортной накладной и ТТН
Сравниваемые |
ТТН |
Транспортная накладная |
Структура |
Содержит два раздела - товарный |
Состоит из 17 пунктов |
Сколько |
Четыре: |
Три: по одному для |
Для чего |
Для учета движения ТМЦ между |
Подтверждает заключение |
Где прописан |
Раздел 6 Правил Минавтотранса |
Раздел II новых Правил |
Примечание. Ключевым отличием от ТТН является то, что новая транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
В п. 3 накладной содержатся данные о перевозимом грузе, но по этим характеристикам нельзя идентифицировать его отдельные позиции как подлежащие учету ТМЦ. В накладной не предусмотрено отражения договорной цены единицы товара и даже общей стоимости всех перевозимых ценностей. В п. 5 данной формы есть лишь указание на объявленную стоимость (ценность) груза, которая не должна превышать действительную (п. 12 разд. II новых Правил перевозок грузов). Получается, указанные суммы могут не совпадать.
Таким образом, если после вступления в силу новых Правил перевозок грузов организация-покупатель по приобретенным ТМЦ будет иметь только транспортную накладную, она не сможет оприходовать ТМЦ без получения от поставщика товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). А ведь прежде, по мнению Минфина России, это можно было сделать и при наличии только ТТН.