Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За 2021 год в России было собрано 28,53 триллиона рублей налогов и сборов. По сравнению с 2020 годом номинальные поступления выросли на 35,8% (с 21 триллиона рублей). Из них в федеральный бюджет ушло 15,88 триллиона рублей, в консолидированные бюджеты субъектов — 12,65 триллиона рублей.

Если пять регионов приносят бюджетной системе России 47,6% всех налогов, а 10 регионов — уже 61,5%, то далее, среди оставшихся регионов, концентрация сборов сокращается еще сильнее, и размеры налоговых поступлений все меньше отличаются друг от друга. В абсолютном большинстве регионов, 64 из 85, размер налоговых сборов не превысил 1% от общероссийской суммы.

Самые скромные налоговые отчисления были собраны на территории Ингушетии (0,02% от общероссийских сборов, или 5,9 миллиарда рублей), Еврейской автономной области (0,03%, или 7,4 миллиарда рублей), Тывы (0,03%, или 8,3 миллиарда рублей), Калмыкии (0,04%, или 10,3 миллиарда рублей), Республики Алтай (0,04%, или 11,1 миллиарда рублей), Карачаево-Черкесии (0,04%, или 11,4), Кабардино-Балкарии (0,06%, или 17,8 миллиарда рублей), Северной Осетии (0,07%, или 19,9 миллиарда рублей), Чукотки (0,07%, или 20,2 миллиарда рублей) и Чечни (0,08%, или 21,7 миллиарда рублей).

Что такое платежи в бюджет

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

Элементами налога являются:

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Читайте также:  Что такое несанкционированное подключение к газопроводу

Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет

В современном мире налоговые поступления являются главными отчислениями и формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней, они также являются важным источником денежных средств любого государства. Уплата налогов влияет на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом. Первостепенной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления налогов и платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации. Цель нашего исследования проанализировать динамику налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет. Основная задача исследования – выявить динамику налоговых поступлений в бюджет РФ.

Налог — это непременный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. Государство без налогов не может существовать, потому что именно они непосредственно являются главным методом мобилизации доходов в условиях верховенства частной собственности и рыночных отношений. Налоговые доходы формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства. Они становятся собственностью государства и используются, например, для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Для налоговой системы Российской Федерации характерно:

1.Высокий уровень налогового бремени, возложенный на фирмы. Претензии налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени — глобальная проблема. Размер налога — понятие относительно условное. К примеру, одна и та же сумма для кого-то может быть абсолютно малозначительна, а кого-то может сильно разорить. В случае если продукцию, стоимость на которую включает налоги, приобретают и у предприятия ещё остаются средства на приличную зарплату персоналу и инвестирование в становлении, то уровень налогообложения для предприятия считается приемлемым.

2. Закοнοдательная и нοрмативная основа налοгοвой системы дοвοльно действительно слοжна и непοнятна. Вступление налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, покупок книг и продаж при исчислении НДС, а ещё с подменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате сотрудников в налоговые органы и ещё в мотивированные внебюджетные фонды. Эти заключения были ориентированы на облегчения налогового администрирования государственными органами, но они усложнили деятельность рабοтοдателей п. οсуществлению свοих налоговых обязанностей.

Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.

Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 1 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 года.

Можно выделить такие преимущества новой системы:

  • меньше ошибок при заполнении платежных поручений. Например, в налоговую каждый год поступает 30 млн неправильно заполненных платежек;
  • переплата автоматически идет на будущие платежи и для этого не надо писать дополнительные заявления, чтобы ее учесть;
  • перечислять деньги на ЕНС можно, когда удобно. Главное, чтобы к сроку уплаты на счете было достаточно денег, а в налоговой — отчетность или уведомление.

При этом есть неудобные моменты:

  • налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоги, сборы и взносы и присылать в налоговую уведомление;
  • деньги списываются со счета пропорционально и повлиять на это нельзя. Например, если есть задолженность, с которой предприниматель не согласен, то налоговая все равно ее спишет в первую очередь;
  • если на счете недостаточно денег, инспекторы сами распределят их пропорционально всем обязательствам. В итоге задолженность может быть сразу по нескольким налогам, взносам и сборам.

Задачи статистики налогов

Налоговые поступления – основной источник формирования бюджета любого государства. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. «О федеральном бюджете на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов» (с последующими изменениями) доходы, к примеру, на 2013 г. были предусмотрены в размере 12 865,9 млрд руб.; из них налоговые доходы составляли 94–95%.

Центральной задачей статистики налогов является сбор и обработка данных о налоговых поступлениях по регионам и стране в целом, изучение их состава, динамики, связи с важнейшими макроэкономическими показателями. Информация статистических органов позволяет видеть, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона, оценить состояние налоговой сферы.

Налоговое планирование — процесс расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом. С помощью налогового планирования как элемента налого­вого механизма государство осуществляет управление экономи­кой на макро- и микроуровнях. Цели и задачи налогового планирования на макро- и микро­уровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как ка­ждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налого­вые обязательства.
Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного ры­ночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом пла­нировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Налоговое планирование как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предпола­гаемых налоговых поступлений в бюджет РФ объединяет три этапа. Началом процедуры является процесс сведения воедино и изучения ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета, информации о действующем налоговом законода­тельстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих до­ходов бюджетов других уровней бюджетной системы; предполагае­мых объемах предоставляемой финансовой помощи; видах и объемах расходов, перераспределяемых между бюджетами.

Таким образом, первым этапом государственного налогового плани­рования являются анализ исходных условий для разработки плана на­логовых доходов бюджета, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет. На втором этапе налогового планирования осуществляются кор­ректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномо­чий и доходных источников между органами власти и управления раз­личных уровней.

Третьим этапом государственного налогового планирования явля­ется расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней. При определении объема налогов используется понятие «контингент нало­га», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной терри­тории конкретного вида налога или иного платежа. Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджет­ной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета. Оценка налоговых поступлений производится исходя из перспек­тивных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджет­ных отношений. Основной задачей этого этапа налогового планирова­ния является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей. Расчет контингентов налогов с разбивкой по каждому их виду является заключительной стадией государственного налогового планирования, реализуется в ходе прогнозирования объема доходов бюджетов по группам, под­группам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Фе­дерации.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

Читайте также:  Разовое пособие при рождении ребенка возрастет до 23 011 рублей в 2023 году

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Виды налогов по методу взимания

Все налоги по методу взимания могут быть двух типов. Бывают виды налогов прямые и косвенные:

  1. При прямом методе налог взимают с любого дохода (прибыли) или имущества. Субъект и объект налогообложения при этом совпадают, а процент ставки напрямую будет зависеть от стоимости имущества или размера дохода. Прямые налоги в строгом порядке должны платить все граждане нашей страны, а обложению при этом подлежит доход (прибыль организации) или имущество. Они появились намного раньше косвенных. Сейчас к ним относятся несколько выплат: подоходный налог, налог на прибыль от деятельности организации (предприятий), имущественный налог, налог на получение наследства или дарения (налог начинают выплачивать при вступлении в право наследования) и налог на добычу природных ресурсов (добыча и использование полезных ископаемых). Для такого налогообложения объектом всегда будет доход или имущество. Каждый гражданин нашей страны обязан регулярно выплачивать прямой налог, иначе судебные приставы будут привлекать нарушителя к ответственности и назначать ему соответствующие санкции и штрафы.
  2. Косвенные виды налогов являются прибавкой к установленной цене продукта или услуги, которые мы приобретаем. Компания производит продукт на своем предприятии и устанавливает на него цену вместе с надбавкой, которую потом отдает в бюджет страны. Этот вид налога бывает разделяется на: налог на добавленную стоимость (прибавка к цене продукта), акцизы (например, за алкогольную продукцию) и таможенные пошлины.

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — доля взимаемая от совокупного дохода физического лица.

Это основной вид прямых налогов: он взимается напрямую с дохода физического лица, заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия или оплаты труда репетитора.

Платить НДФЛ обязаны все физические лица — резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения — доходы физического лица, в денежной и натуральной формах. Сюда входят: заработная плата, доход от преподавательской деятельности, продажа или сдача в аренду транспорта или недвижимости, лотерейные выигрыши, дивиденды. К исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, вознаграждения донорам, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2020 год — 13% (из них 11,05% поступает в региональный бюджет, а 1,95% — в местный; также в некоторых случаях налог перечисляется в федеральный бюджет). Кроме того действуют и другие ставки НДФЛ: 9% — дивиденды (до 2015 г.), проценты по облигациям с ипотечным покрытием (эмитированных до 1 января 2017 г.); 15% — дивиденды от долевого участия в российских организациях для нерезидентов РФ; 30% — доходы нерезидентов РФ; 35% — выигрыши и призы рекламных кампаний стоимостью свыше 4 тыс. руб.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ.

Водный налог — федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за специальное (с применением сооружений, технических средств и устройств) и/или особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Налогоплательщики: юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели), осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Объектами налогообложения считаются следующие виды пользования водными объектами (реками, морями, озерами, прудами, родниками, подземными водами, ледниками):

  • забор воды;
  • выработка энергии (например, работа ГЭС);
  • сплав древесины;
  • иное использование акватории (поверхности) водного объекта.

При этом не подлежит налогообложению использование акватории для рыбалки или хождения судов, забор воды для орошения с/х земель, полива садоводческих участков или тушения пожаров, и т. п.

Ставка водного налога зависит от экономического района, месторасположения водного объекта, его типа, наименования, объема забранной жидкости, площади используемой водной поверхности или иных параметров. Льготы не предусмотрены.

Динамика поступления налогов в бюджет. Статистика налогов

Исторически сложилось, что налоговые поступления преобладают в структуре бюджета многих стран мира. Так доля налоговых поступлений составляет: для Италии — 80%, ФРГ — 80%, Китай — 95%, Япония — 80%, США — 90%.

В структуре доходов бюджета РФ удельный вес налоговых поступления в 2015 году составляет 54% от всех доходов бюджета.

Данный факт обосновывает необходимость дальнейшего изучения роли налоговых поступлений в доходах бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства .

Определение налоговых доходов зависит от сочетания: объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов и налоговых ставок. К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ .

Рассмотрим состав и структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2014-2015 годах (табл. 2)

По данным таблицы 2 видно, что налоговые поступления в бюджет РФ в рассматриваемый период возросли на 12,14% или на 857,4 млрд. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *