Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проявления монополистической деятельности и ее ограничение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Признаки недобросовестной конкуренции:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Размер штрафных санкций
- Фиксированный размер штрафа:
- при злоупотреблении доминирующим положением, когда действия хозяйствующего субъекта (не субъекта естественной монополии) приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
- при злоупотреблении доминирующим положением со стороны доминирующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов.
2. Расчетный размер штрафа («оборотный штраф»):
- при злоупотреблении доминирующим положением со стороны субъекта естественной монополии или другого хозяйствующего субъекта, если результатом его действий является и может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
- при заключении хозяйствующим субъектом недопустимого соглашения или осуществления недопустимых согласованных действий;
- при недопустимой координации экономической деятельности.
Понятие и виды монополистической деятельности
Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.
Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
-
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
-
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
-
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
-
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
-
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
-
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
-
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
-
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
-
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
На практике выделяют следующие виды монополий:
-
естественная монополия;
-
искусственная монополия;
-
открытая монополия;
-
государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
-
ценовое маневрирование;
-
хозяйственный бойкот;
-
демпинг цен;
-
промышленный шпионаж;
-
спекуляция ценными бумагами.
Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках
Источники: ФЗ «О информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне»
Информационные отношения – общественные отношения, связанных с процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся:
- Сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
- Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют коммерческую ценность.
Обязательным условием при этом является то, что у третьих лиц нет свободного доступа к данным сведениям. Также есть сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, например, сведения, содержащиеся в учредительных документах лица, осуществляющего ПД.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в частности, вправе:
- Устанавливать, изменять или отменять режим коммерческой тайны;
- Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке;
- Защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну.
Источники: ФЗ «О рекламе»
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Объектами рекламирования являются:
- Товар;
- Изготовитель или продавец товара;
- Средства индивидуализации ЮЛ и товара;
- Результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама.
[reklama]
Виды рекламы:
- По соответствию законодательству – надлежащая и ненадлежащая;
- По составу аудитории – сильно сегментированная, средне сегментированная, слабо сегментированная;
- По цели – коммерческая (реклама товаров, работ и услуг) и некоммерческая (социальная);
- По способу распространения – печатная, внешняя, электронная и др;
- По виду рекламируемого товара – пищевая продукция, алкогольная продукция, лекарственные средства, ценные бумаги и т.п;
- По способу воздействия – зрительная, слуховая, зрительно-слуховая;
- По широте охвата аудитории – локальная, региональная, общенациональная, международная.
Источники: ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.
Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ, а также законов субъектов и НПА субъектов.
Объект приватизации – то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ.
[reklama]
Субъектами приватизации являются:
- Продавцы и покупатели государственного и муниципального имущества;
а) Продавцы (собственники) – РФ, Субъекты РФ и муниципальные образования. От их имени действуют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
б) Покупатели государственного имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений, а также ЮЛ в уставном капитале которых доля РФ, Суьъектов РФ или муниципальных образований превышает 25%; - Государственные органы, осуществляющие функции в данной сфере.
Основными принципами приватизации являются:
- Равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
- Открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- Возмездность отчуждения имущества.
Порядок приватизации, в частности, включает в себя следующие этапы:
- Определение состава имущества, подлежащего приватизации;
- Определение цены такого имущества;
- Решение об условиях приватизации имущества;
- Информационное обеспечение приватизации.
Способами приватизации являются
- Преобразование унитарного предприятия в АО или ООО;
- Продажа на аукционе или специализированном аукционе;
- Продажа на конкурсе;
- Продажа посредством публичного предложения и др.
База знаний псисфера Самопознание и саморазвитие 1 |
Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 3 |
галлюцинации Психическое здоровье 2 |
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3 |
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3 |
Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности
Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).
Обратите внимание! Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.2006(далее — закон № 135-ФЗ).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах. Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения». Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».
Формы монополистической деятельности
Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.
Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):
- монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
- намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
- намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
- принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
- введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
- экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
- несоблюдение государственного ценообразования;
- создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.
Данный перечень, введенный законом, является неполным (п. 4 постановления ВАС РФ № 30 от 30.06.2008).
Важно! Кодексом об административных правонарушениях введена ответственность в отношении предпринимателей, занимающих доминирующее положение (ст. 14.31 КоАП).
Ответственность наступает при наличии следующих признаков — доминирующее положение и:
- либо действия, запрещенные антимонопольным законодательством, приводящие к ограничению прав других лиц, но не связанные с нарушениями в отношении конкуренции (1-й состав);
- либо действия, обладающие теми же свойствами, но нарушающие конкуренцию (2-й состав).
Субъекты монополистической деятельности
Различают 2 вида субъектов МД:
- предприниматель в единственном числе;
- группа предпринимателей.
В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:
- коммерческую организацию;
- некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
- ИП;
- физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.
Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:
- о манипулировании ценами;
- о территориальном разделе рынка;
- о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
- о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.
Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.
Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.
***
Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:
- наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
- доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
- то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.
Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:
- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
- ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Понятие и виды монополистической деятельности
Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.
Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Монополистическая Деятельность — действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и в силу этого противоречащие антимонопольному законодательству (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» — далее Закон о конкуренции). Данное определение, если строго следовать сфере применения Закона о конкуренции, относится только к товарным рынкам. Общего определения термина «М.Д.» в законодательстве не содержится. Кроме того, не всякие действия, например, хозяйствующих субъектов. формально подпадающие под указанные признаки, могут быть квалифицированы как м.д. (например, не относятся к М.д действия, образующие состав недобросовестной конкуренции).Признание деятельности монополистической зависит не только от состава деяния, но и от того, кто это деяние совершает. Не субъект становится монополией от того. что начинает заниматься М.д. а наоборот — деятельность становится монополистической из-за того, что ею начинает заниматься монополия. Природа (причина появления) этой монополии может быть различной. Обыкновенно монополией называется хозяйствующий субъект или несколько взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее, т.е. исключительное, положение на рынке товара, не имеющего аналога, либо взаимозаменяемых товаров(далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность влиять на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом конкуренции.
-
Гражданский кодекс РФ;
-
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
-
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;
-
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
-
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-93 «О рекламе»;
-
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.
Правовое положение антимонопольного органа
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления ϲʙᴏих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих должностных лиц.
Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.
Проявляется МД следующим образом:
- создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
- предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
- рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
- нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.
Действия компании могут трактоваться, как МД, если:
- Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
- Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
- Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.