Дорожный сбор в Беларуси в 2024 году для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный сбор в Беларуси в 2024 году для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Кто должен платить транспортный налог

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо снять машину с регистрационного учета. Для таких автомобилей установлена упрощенная процедура снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Ставки транспортного налога

К слову, сумма транспортного налога не зависит от марки, модели, класса и возраста мотоцикла или машины. На его размер влияет только разрешенная максимальная масса и вместимость транспортного средства. Либо, как в случаях с прицепами-дачами, седельными тягачами, ставка может определяться за единицу.

Если нет сведений о разрешенной массе автомашины, то применяется минимальный тариф для аналогичного типа транспорта.

Ознакомиться с полным списком тарифов можно на сайте МНС. Как сообщается, ставки транспортного налога не менялись с прошлого года.

Следовательно, владельцам автотранспорта до 15 ноября 2023 г. нужно уплатить:

  • за автомобиль массой до 1,5 тонны – 61 рубль;
  • более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны – 81 рубль;
  • более 1,75 тонны, но не более 2 тонн – 102 рубля;
  • более 2 тонн, но не более 2,25 тонны – 122 рубля;
  • более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны – 142 рубля;
  • более 2,5 тонны, но не более 3 тонн – 162 рубля;
  • более 3 тонн – 223 рубля;
  • мотоцикл – 41 рубль;
Читайте также:  Как получить субсидию на погашение ипотеки от государства в 2024 году

прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:

  • не более 0,75 тонны – 41 рубль;
  • более 0,75 тонны – 223 рубля;
  • прицеп-дачу (караван) – 41 рубль;

автобус с числом посадочных мест:

  • до 20 включительно – 244 рубля;
  • от 21 до 40 включительно 345 рублей.

За неуплату транспортного налога за каждый день просрочки начисляется пеня.

Освобождены от уплаты транспортного налога:

  • владельцы автомобилей, чье транспортное средство выпущено до 1 января 1992 года либо нет данных о годе выпуска автомашины;
  • хозяева электрокаров категории M1 или M1G – им предоставлена льгота до 31 декабря 2025 года;
  • автомобили, специально оборудованные для инвалидов;
  • средства передвижения, снятые с учета до 1 июля 2021 года;
  • собственники, чьи транспортные средства обращены в доход государства в связи с противоправными действиями.

Льготы по транспортному налогу

Согласно п. 2 ст. 307-5 Налогового кодекса, список льготников по транспортному налогу в текущем году расширен. Теперь право на пониженную ставку имеют:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий на территории других государств;
  • многодетные родители;
  • инвалиды I или II группы;
  • пенсионерам тариф уменьшен на 50%;
  • на 25 % дешевле будут платить налог за свое авто инвалиды III группы.

Новые правила начисления дорожного сбора для юридических лиц

Согласно последним новостям, начиная с 2024 года в Беларуси вступят в силу новые правила начисления дорожного сбора для юридических лиц. Эти изменения затронут множество компаний и предприятий, которые используют автотранспорт для своей деятельности.

Суть новых правил заключается в том, что размер дорожного сбора для юридических лиц будет зависеть от таких факторов, как вес транспортного средства, его грузоподъемность, а также пробег и тип дороги, по которой оно движется.

Для начисления дорожного сбора владельцам транспортных средств придется установить специальные устройства, которые будут отслеживать пройденное расстояние и передавать информацию в соответствующие органы. Таким образом, контроль и начисление дорожного сбора будет происходить автоматически и без участия владельца.

Помимо этого, было объявлено о планируемом увеличении ставок дорожного сбора для юридических лиц. Это связано с необходимостью увеличения доходов государства на оплату обслуживания и развитие дорожной инфраструктуры.

Новые правила начисления дорожного сбора для юридических лиц вызвали обсуждения среди представителей бизнеса, и многие выразили свое недовольство высокими ставками и техническими требованиями. Однако, власти Беларуси утверждают, что эти изменения необходимы для эффективного управления дорожным движением и обеспечения финансирования дорожных работ.

Таким образом, уже в ближайшем будущем юридическим лицам придется адаптироваться к новым правилам начисления дорожного сбора и принять все необходимые меры для его оплаты, чтобы избежать штрафов и проблем с государственными органами.

Оплата сбора в 2024 году

Кроме того, сбор можно оплатить наличными или банковской картой в специальных пунктах оплаты, которые расположены на территории Беларуси. Также предусмотрена возможность оплаты сбора при оформлении страховки или покупке топлива на заправочных станциях.

Для удобства водителей также существует возможность автоматического списания сбора с банковской карты при проезде через автоматические пункты взимания платы, которые расположены на дорогах Беларуси.

Независимо от выбранного способа оплаты, водителям необходимо иметь при себе документ, подтверждающий оплату дорожного сбора в случае проверки со стороны соответствующих контролирующих органов.

Важно:

Белорусский дорожный сбор в 2024 году обязателен для всех транспортных средств, включая иностранные автомобили, проезжающие через территорию Беларуси. В случае неуплаты сбора или предоставления поддельного документа, водителям могут быть наложены штрафные санкции.

Оплата сбора при помощи банковских карт

Оплата сбора дорожного сбора в Беларуси в 2024 году теперь доступна при помощи банковских карт.

Благодаря внедрению новых технологий, государственные органы стараются облегчить процесс оплаты дорожных сборов для водителей. Оплата сбора при помощи банковских карт стала одной из наиболее удобных и быстрых возможностей для водителей.

Оплата сбора при помощи банковских карт осуществляется через специальные терминалы, расположенные на автозаправочных станциях, автосервисах и других организациях, принимающих платежи по банковским картам.

Для оплаты сбора необходимо приложить карту к терминалу и следовать инструкциям на экране. Внимательно проверьте сумму сбора перед подтверждением платежа.

Оплата сбора банковской картой гарантирует мгновенную передачу средств и удобство для водителей. Вам не придется заниматься поиском мелочи для оплаты или ждать сдачу.

При оплате сбора банковской картой, сохраните чек в течение определенного периода времени в случае возникновения спорных вопросов или необходимости предъявить его государственным органам в будущем.

Важно отметить, что возможность оплаты сбора банковской картой является одним из преимуществ цифровизации процесса оплаты дорожных сборов в Беларуси. Власти стремятся упростить и ускорить процесс оплаты для водителей и сделать его максимально удобным и безопасным.

Почему сложно включить сбор в цену топлива

Одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это единовременно рост цен на бензин (по расчетам Минфина, примерно на 10 копеек) и инфляционное влияние на экономику. Кроме того, поясняет первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, нужно будет вернуть средства тем, кто уже заплатил сбор и для кого подорожало топливо. Это значит, что в дорожном фонде возникнет кассовый разрыв порядка Br120 млн.

Читайте также:  Закон о тишине — 2023: до какого времени можно шуметь

Но главной причиной невозможности реализации такого варианта Минфин называет возможное снижение доходов бюджета в результате вынужденного уменьшения налоговой составляющей в цене на топливо из-за ежегодного повышения стоимости нефти для белорусских НПЗ.

«Сегодня мы находимся в ситуации неопределенности со стоимостью нефти. В Российской Федерации реализуется налоговый маневр, в результате для нас ежегодно происходит удорожание нефти. Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке», — пояснил Дмитрий Кийко.

«Поэтому если наложить на те 10 копеек (дорожного сбора. — Прим. БЕЛТА) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (это тоже порядка 20 копеек), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с Российской Федерацией», — отметил первый замминистра.

Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России.

Чтобы не допустить существенного различия с российскими ценами на топливо, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин.

«Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. Т.е. произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — констатировал первый замминистра.

Возникнет вопрос: как взимать дорожный сбор отдельно от топлива, если его стоимость уже подняли, объяснив это включением сбора в цену бензина.

«После того как мы объявим гражданам, что включили дорожный сбор в топливо, будет очень трудно восстановить этот платеж в другом виде (в качестве отдельного платежа, не включенного в топливо. — Прим. БЕЛТА)», — отметил Дмитрий Кийко.

Позицию Минфина поддержала заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина. По ее словам, включение дорожного сбора в цену топлива не решает проблему справедливости взимания сбора. Например, большие объемы топлива закупают для «Беларуськалия», чья техника работает в шахте и не участвует в дорожном движении, для БЖД, а также судоходства.

«Идеального варианта нет. Какой бы мы ни выбрали, он все равно будет не идеален, мы все равно будем слышать критику наших потребителей, почему мы такой механизм выбрали», — отметила Светлана Гурина. Например, некоторые потребители не против включения дорожного сбора в цену топлива, но одновременно не согласны, что бензин должен подорожать для них.

Зампред «Белнефтехима» констатировала, что белорусские НПЗ покупают нефть по цене, которая составляет 85% от мировой. В 2021 году она составит 88-90% от мировой цены.

Молодые специалисты не будут платить подоходный налог

Но не для всех изменения в Налоговый кодекс принесут увеличение налогов. Кое-кто и порадуется нововведениям.

Как заявила Элла Селицкая, законопроектом предусматривается «ряд стимулов для повышения эффективности производственного процесса и развития отдельных отраслей экономики».

«Для сокращения дефицита кадров рабочих профессий предоставляется дополнительный ежемесячный налоговый вычет по подоходному налогу в размере Br620 выпускникам высших, средних специальных, профессионально-технических учреждений, направленных на работу по распределению», – заявила замминистра.

Вычет будет предоставляться в течение срока обязательной работы и срока последующего продления контракта, но не более чем на семь лет.

То есть недавние студенты, зарплата которых не превысит Br4679,24, платить подоходный налог не будут. Найдутся ли те, у кого в первый год после окончания учебы зарплата будет в три раза выше пресловутых «попятьсот»?

Новым Налоговым кодексом предусмотрен ряд других нововведений, среди которых стоит упомянуть важный аспект налогового администрирования: до 1 апреля 2024 года налоговые агенты обязаны будут представить сведения о доходах физических лиц за 2023 год в электронном виде.

К слову, самый главный момент проекта указа обыватель может и не заметить: пошлина для физических лиц уже не пошлина, а плата за участие в дорожном движении. “А какая разница?” – спросите вы. Огромная!

Выводя плату за дороги из рамок административного процесса, законодатель спутал все карты. Ведь с правонарушениями все понятно: есть статья в КоАП, есть инспектор ГАИ, который следит за исполнением закона, есть штрафы, которые получает нарушитель, и есть постановление, которое можно в случае несогласия обжаловать.

С платой за дороги, по всей видимости, всё будет по-другому. Насколько можно судить по нынешнему проекту документа, теперь это будет похоже на систему платы за проезд по платным участкам дорог BelToll. Но не совсем! Пейте валерьянку, без нее здесь не разобраться!

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

Читайте также:  Какие виды отпусков предусмотрены трудовым законодательством

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Пониженные ставки транспортного налога

1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).

Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Ответственность за неуплату налога

В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК).

Если не прошел техосмотр в 2020-м, сколько платить в 2021-м?

В следующем году физические лица, у которых на 1 июля 2021 года будут зарегистрированы транспортные средства и которые не уплатили госпошлину за допуск транспортных средств к участию в движении до 1 января 2021 года, не позднее 15 декабря 2021 года должны будут внести аванс в размере одной базовой величины (исходя из ее размера на 1 января 2021 года) на каждое транспортное средство. За прицеп, прицеп-дачу и мотоцикл — 20 рублей. В 2022 году в зависимости от фактического периода владения автотранспортом в 2021 году нужно будет доплатить. Окончательная уплата налога за 2021 год должна быть произведена владельцем транспортного средства не позднее 15 ноября 2022 года.

Пример. Автомобиль ­ВАЗ—2106 выпущен и поставлен на учет в 1992 году. Его разрешенная масса — не более 1,5 тонны. Владелец автомобиля — пенсионер, ветеран ВОВ или инвалид I или II группы, у которого есть действительное водительское удостоверение. Если он не оплатил госпошлину до 01.01.2021 года, начисление и уплата транспортного налога будет производиться в следующем порядке.

Транспортный налог по такому автомобилю составит 30 рублей 50 копеек (согласно установленным ставкам и предусмотренной Налоговым кодексом льготы в размере 50 процентов за 2021 год). При этом до 15 декабря 2021 года владелец автомобиля должен будет оплатить аванс в размере базовой величины. Доплата в размере 1 рубль 50 копеек должна быть произведена не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налоговой инспекции, направленного владельцу авто до 1 сентября 2022 года.

Срок и порядок уплаты налога на транспорт

Платить транспортный налог частным владельцам придется один раз в год. Извещения с размером платежа будет рассылать налоговая инспекция по месту регистрации собственника транспорта.

Извещения будут приходить ежегодно не позднее 1 сентября года следующего за истекшим налоговым периодом. Оплачивать налог необходимо ежегодно не позднее 15 ноября.

После отмены дорожного сбора и введения транспортного налога, 2021 год будет переходным. Поэтому сумма налога, которую нужно внести в 2021 году для всех собственников транспорта — физических лиц составит одну базовую величину. Размер базовой величины в Беларуси на сегодняшний день, смотрите по ссылке.

Все владельцы транспортных средств получат до 1 ноября уведомления из налоговой инспекции, оплачивать налог нужно не позднее 15 декабря.

Это будет авансовый платеж. Его зачтут в 2022 году при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения физлицами транспортными средствами. Сколько нужно доплатить вы узнаете из извещения из налоговой инспекции, которое придет до 1 сентября 2022 года. Внести доплату необходимо до 15 ноября 2022 года.

Извещение об уплате транспортного налога за 2022 год пришлют до 1 сентября 2023 года, срок его оплаты – до 15 ноября 2023 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *