Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос недели: Как написать пояснение в Налоговую о неуплате НДФЛ в срок?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такими обстоятельствами могут быть тяжелое материальное положение, незначительный период просрочки (1–2 дня), наличие переплаты по другим налогам и т. п. Если обстоятельство признается смягчающим, то размер штрафа должен быть снижен не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).В первом и втором случаях обоснованное пояснение позволит избежать применения санкций. В третьем — всё зависит от того, как налоговики оценят смягчающие обстоятельства.
Что делать налогоплательщику?
Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.
Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.
Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:
-
характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);
-
тяжелое финансовое положение;
-
отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
-
самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
-
правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
За что штрафуют налогоплательщиков
Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления расходных обязательств в бюджет РФ, предоставление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее распространенных:
- нарушение сроков предоставления отчетности;
- нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
- ошибочное определение налогооблагаемой базы при расчете обязательств;
- непредоставление требуемой документации;
- сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.
В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но у плательщиков есть возможность уменьшить сумму из требования в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство.
Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений
Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.
- Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
- Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
- Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
- После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.
Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.
- После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем
- самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в исчислении налога путем подачи уточненкиПостановления ФАС ПО № А12-11813/2010; ФАС МО № А40-41701/11-91-182; ФАС СКО № А32-24187/2010; ФАС ВСО № А33-18193/2010, притом что налог еще не уплачен;
- уплата налога и пени до вынесения решения о привлечении к ответственности*Постановления ФАС УО № Ф09-6797/12; ФАС ЗСО № А27-17468/2010;
- по другим налогам имеется переплата**Постановления ФАС ЗСО № А03-17603/2009; 3 ААС № А33-4210/2010
Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. Стандартного бланка пояснений нет. В этой статье расскажем, как написать пояснение в налоговую по 6-НДФЛ, если нашли расхождения, покажем образцы ответов. Рассчитайте зарплату онлайн Активируйте вип-доступ к журналу «Зарплата» Как писать пояснение по 6-НДФЛ Читайте в статье:
- Пояснения в налоговую по 6-НДФЛ: неуплата налога в срок
- Объяснительная в налоговую по 6-НДФЛ о том, почему уплатили налога меньше, чем в расчете
- Пояснения о расхождениях между 6-НДФЛ и расчетом по взносам
- Пояснительная записка к 6-НДФЛ: образец
- Образец пояснения в налоговую по НДФЛ, если вместо двух платежек сделали одну
- Образец пояснений по 6-НДФЛ из-за расхождений с платежками
Ходатайство в налоговую о снижении штрафа за несвоевременную уплату ндфл
Все санкции и наказания должны быть справедливыми, иметь под собой веские основания. Необходимо наличие соответствий между размерами штрафов и совершённым нарушением. Это правило применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Но иногда выставляются штрафы, которые в несколько раз превышают саму невыплаченную сумму.
- Несоответствий между выписанным штрафом и совершёнными нарушениями.
- Материальных сложностей у тех, кто совершил нарушение.
- Погашения задолженности раньше, чем налоговая приняла окончательное решение по делу.
- Наличия переплаты по налогам по текущему году.
- Оформления кредитов у гражданина или организации.
- Первой фиксации подобных нарушений.
- Небольшого срока задержки при подаче декларации.
Когда налоговики могут запросить пояснение
Информация о НДФЛ поступает в налоговые органы из разных источников. В первую очередь, это отчетность самого работодателя, представляемая по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
Физлицо также представляет в налоговую инспекцию сведения о подоходном налоге, если подает декларацию по форме 3-НДФЛ. Подача декларации не является обязанностью всех физических лиц, но фактически ее сдают во многих случаях — при продаже имущества, если требуется получить налоговый вычет, по доходам ИП и т. п.
Инспекторы анализируют суммы поступлений по налогу, сверяя их с данными отчетности. В случае обнаружения каких-либо расхождений между данными из разных источников налоговики могут запросить у налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Налогоплательщик обязан предоставить пояснение в течение 5 дней. За нарушение этого срока с него может быть взыскан штраф в сумме 5000 руб., а в случае повторного нарушения в течение года — 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию
В качестве фактов, смягчающих вину, обычно указывают:
- совершение правонарушения впервые;
- неумышленность действий;
- невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
- деятельность является убыточной или сезонной;
- организация относится к добросовестным налогоплательщикам и т.п.
Если вы готовите ходатайство в налоговую об уменьшении штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, в качестве смягчающих фактов признают:
- несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
- незначительность просрочки;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения;
- отсутствие для бюджета негативных последствий;
- технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
- факт совершения нарушения впервые.
ВАЖНО! Независимо от того, какие обстоятельства приводятся, необходимо дополнить ходатайство копиями документов, подтверждающих наличие упоминаемых фактов.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
-
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
-
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
-
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
-
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Как законно уменьшить штраф по налогам и отчетности
Претензии инспекторов бывают вполне объективными. Но очень часто налоговики «на автомате» делают свои расчеты, не учитывают сезонность деятельности, особенности договора с сотрудником (трудовой или гражданско-правовой), и др.
Сокращение штата можно объяснить:
- закрытием торговых точек (высокая аренда, торговля стала невыгодной);
- модернизацией производства (современное оборудование требует меньше рабочих рук);
- перепрофилированием деятельности (была сеть розничных магазинов, теперь большинство заказов идет через интернет-магазин) и др.
В данной ситуации самым распространенным и вполне очевидным пояснением причины образования задолженности будет банальное, но самое распространенное – «нет денег».
А почему их нет – могут быть варианты:
- Дебиторская задолженность – заказчики, у которых в свою очередь нет денег, не оплачивают поставленные товары/работы/услуги.
- Сезонность спроса на товар – в «не сезон» никто не покупает, соответственно, нет денег, появляются долги (страховые взносы и НДФЛ).
- Рост расходов (на модернизацию оборудование, на аренду, за закупку материалов и др.)
Важно!
При подготовке пояснений по поводу возникшей недоимки по взносам и НДФЛ старайтесь никогда не указывать точную дату ее погашения. Налоговики будут ждать деньги именно в названный срок. А когда не получат – снова вызовут на комиссию. Лучше погасить хотя бы часть долга. Инспекторы увидят, что компания «исправляется», и не будут настаивать на личной встрече с директором.
Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления расходных обязательств в бюджет РФ, предоставление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее распространенных:
- нарушение сроков предоставления отчетности;
- нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
- ошибочное определение налогооблагаемой базы при расчете обязательств;
- непредоставление требуемой документации;
- сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.
В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но у плательщиков есть возможность уменьшить сумму из требования в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство.
Если штраф применен правомерно, и налогоплательщик согласен с тем, что нарушил законодательство о налогах и сборах, его придется уплатить в бюджет. В решении о привлечении к ответственности ИФНС всегда применяет максимально возможное наказание. Но его легко снизить, если имеются смягчающие обстоятельства для снижения штрафа налоговой, к которым относятся:
- совершение правонарушения в первый раз;
- признание вины и раскаяние;
- отсутствие злого умысла;
- тяжелое финансовое положение компании (наличие большой кредиторской задолженности, предбанкротное состояние);
- социальная значимость деятельности организации в сфере строительства, ЖКХ, здравоохранения и др.;
- статус бюджетного учреждения;
- незначительная просрочка сдачи отчетности в связи с техническими проблемами;
- отсутствие ущерба бюджета (например, декларация не сдана вовремя, но налог уплатили своевременно и в полном размере);
- самостоятельное выявление и исправление ошибок в учете и исчислении налога;
- значительный объем затребованных документов, и налогоплательщик вынужден принимать активные меры для продления срока предоставления;
- отсутствие затребованных документов в результате их уничтожения (например, при пожаре);
- если наказание выставлено ИП или иному физлицу, то смягчающим обстоятельством признают серьезное заболевание, инвалидность, наличие на иждивении детей и др.
Не рекомендуется делать ошибки. Налоговый орган может отклонить ходатайство о применении смягчающих обстоятельств по налоговой проверке, если оно составлено не по правилам деловой практики. Важно внимательно отнестись к пунктам и частям документа. Не забыть прописать реквизиты. Обстоятельства должны быть изложены детально и по сути. Без художественных оборотов и высказываний. Только сухой стиль.
Рекомендуется перед составлением воспользоваться типовым образцом, который поможет правильно оформить документ. В бланке имеются все необходимые сведения. Остается либо заполнить пустые поля, либо прописать акт по шаблону. Это гарантирует принятие документа налоговым органом.
Как избежать штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ
Важно заранее ознакомиться с тем, как именно необходимо составить ходатайство о снижении штрафа. Существует ряд обстоятельств при которых вообще подобное возможно будет осуществить.
Причем важно отметить, как именно классифицируется конкретное правонарушение. Как административное или же иначе. Ходатайство о снижении штрафа можно скачать здесь.
К основным обязательным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:
- смягчающие обстоятельства;
- если по административному правонарушению;
- особенности подачи ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую (образец);
- сроки предъявления;
- что делать, если документ остался без ответа.
Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.
Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:
- общие;
- для ИП;
- для юридических лиц;
- для физических лиц.
Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.
|
|
Для ИП и физлиц | Для юрлиц |
|
|
Разберемся, как составить образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа.
С момента получения требования об уплате у организации есть 10 дней, чтобы попросить ИФНС смягчить наказание. На рассмотрение ходатайства у налоговиков уходит не более 10 дней, если нет необходимости проверить сведения. Если такая необходимость есть, рассмотрение продлится до 30 дней (1 календарный месяц), в особых случаях — 2 месяца.
Составлять документ следует по общим требованиям, независимо от статуса налогоплательщика. Неверно составленный документ будет признан ничтожным, даже если у гражданина или учреждения были законные основания на снижение штрафа.
Виды смягчающих обстоятельств
Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.
Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:
- общие;
- для ИП;
- для юридических лиц;
- для физических лиц.
Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.
- Срок подачи отчетности нарушен незначительно.
- Ущерб бюджету государства не причинен или незначителен.
- Правонарушение фискального законодательства совершено впервые.
- У субъекта имеются кредитные обязательства.
- При расчетах по налогам и сборам в текущем году образовалась переплата.
- Задолженность погашена до принятия решения ИФНС о наказании.
- Тяжелое финансовое состояние, материальные сложности.
- Предмет установленной санкции не соответствует правонарушению.
Для ИП и физлиц
- Сложное материальное положение.
- Инвалидность или тяжелое состояние здоровья (заболевания, травмы, увечья).
- Наличие иждивенцев.
- Государственные награды.
- Участие в ликвидации природных катаклизмов (катастроф) или боевых действий.
- Высокая вероятность наступления банкротства при погашении штрафа.
- Форс-мажорные ситуации, вследствие которых организация утратила документальные подтверждения деятельности, льгот и прочего.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Когда и куда подавать заявление
Организация или индивидуальный предприниматель могут выбирать самостоятельно, в каком порядке обжаловать результаты проверки. Обращение в налоговый орган изначально не обязательно, можно сразу пойти в суд.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ в распоряжении налогоплательщика имеется месяц после того, как ему вручили решение о наложении штрафа, чтобы обратиться с ходатайством в ИФНС. Если в установленный срок этого не сделать, решение вступит в силу.
При этом, следуя абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ, если речь идет о ФНС России, а не региональном контролирующем органе, этот срок увеличивается втрое. Три месяца есть у оштрафованного лица и на то, чтобы обратиться в суд.
Если ходатайство в налоговую о снижении штрафа остается без ответа, необходимо написать жалобу в УФНС. А в ситуации, когда и вышестоящий орган игнорирует просьбу, придется судиться.
Виды смягчающих обстоятельств
Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.
Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:
- общие;
- для ИП;
- для юридических лиц;
- для физических лиц.
Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.
|
|
Для ИП и физлиц | Для юрлиц |
|
|
Образец пояснения в налоговую по 6-ндфл
Заявить в суде о смягчении ответственности можно и в том случае, когда ни в инспекцию, ни в УФНС вы ничего не заявляли. Правда, нам встретилось одно решение, где судьи остались холодны к просьбе налогоплательщика снизить штраф, сказав следующее: «Большой размер штрафных санкций является результатом противоправных действий самого Общества, в связи с чем оснований для его снижения… не установлено»Постановление ФАС ЗСО № А46-15996/2010. *** Рассмотренные в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс Кстати, смягчающие обстоятельства обязательно должны учитываться и при назначении административного наказанияп. 19 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10.
Как выглядит образец пояснения в налоговую по 6-ндфл
- нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены)Постановления ФАС ЗСО № А67-2612/2010; ФАС ЦО № А68-467/2011, № А48-4035/2009; ФАС ДВО № Ф03-5882/2011;
- наличие инвалидностиПостановление ФАС СЗО № А56-28829/2011;
- преклонный (пенсионный) возрастПостановления 5 ААС № 05АП-9583/2011; 8 ААС № А75-6045/2009; 18 ААС № 18АП-723/2012; ФАС СЗО № А21-4337/2010;
- серьезная болезнь самого ИП или его близких родственниковПостановления ФАС ДВО № Ф03-6398/2010, № Ф03-3388/2011; ФАС СЗО № А66-5375/2011; 18 ААС № 18АП-723/2012; ФАС УО № Ф09-556/12;
- тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательствПостановления ФАС ЦО № А35-8710/2010; ФАС УО № Ф09-2465/10С3.
Ходатайствуем о снижении штрафа Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно.
Ндфл уплачен с опозданием как написать пояснение
Такими обстоятельствами могут быть тяжелое материальное положение, незначительный период просрочки (1–2 дня), наличие переплаты по другим налогам и т. п. Если обстоятельство признается смягчающим, то размер штрафа должен быть снижен не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).В первом и втором случаях обоснованное пояснение позволит избежать применения санкций. В третьем — всё зависит от того, как налоговики оценят смягчающие обстоятельства.
Впрочем, за налогоплательщиком всегда остается право обратиться в суд. Образцы пояснений о несвоевременной уплате НДФЛ приведены ниже: Пояснение о неверном указании кода ОКТМО Пояснение о переносе дня выплаты зарплаты Пояснение о задержке уплаты НДФЛ в связи с финансовыми трудностями *** Налоговые органы, проводя камеральные проверки и мониторинг платежей, могут обнаружить отклонения между начисленным и уплаченным НДФЛ.