Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развенчаться в церкви?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Измена – главное основание для развода
В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.
В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).
В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.
Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:
«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».
Как происходит расторжение церковного брака?
Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.
Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.
Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.
В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ЦЕРКВИ
Актуальность развенчания возникает при желании повторно совершить таинство Венчания после вступления в новый брак. Церковный развод может быть допустим в тех случаях, когда нет возможности сохранить семью. После церковного развода возможно повторное вступление в брак для невиновного в разводе супруга.
Часто приходится слышать вопрос: как можно развенчаться в Церкви или как расторгнуть церковный брак? Однако в Церкви такого понятия как развенчание нет. Не существует и особого обряда или последования, которое могло бы аннулировать совершенное венчание в церкви. Для того чтобы расторгнуть Церковный брак, необходимо обратиться в епархиальное управление. Каждый вопрос о предоставлении церковного развода или развенчании, решается индивидуально.
Что нужно, чтобы развенчаться в церкви
Что нужно чтобы развенчаться в церкви? Четкий план действий расписать нельзя, поскольку как таковой отдельной процедуры, предусматривающей развенчание брака, не существует. Кроме того, каждый обряд сугубо индивидуален и оригинален. Многие священнослужители и вовсе отрицают признание данной процедуры, поскольку считается, что брак, заключенный на небесах самый крепкий и нерушимый.
Однако на деле это совсем не так. Многие пары, не до конца осознавшие всю серьезность и ответственность обряда таинства, желают развестись и на небесах. Однако это невозможно. Возможно лишь создание новых уз, которое как бы и предполагает разрыв старых. Многие пары после официального документного развода и не задумываются о том, что их брак продолжает существовать. Однако особо верующие очень озадачены данным вопросом. Итак, что делать?
Сколько раз можно венчаться
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.
Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.
Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).
Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.
Читать еще: График назначения прививок против полиомиелита
Правила расторжения брака в церкви
Можно ли развенчаться в церкви после развода? Конечно же, можно, но для этого имеется свой порядок. Чтобы развестись в православной церкви, вам необходимо обратиться к батюшке, который в свое время вас венчал с вашим мужем. Рассказать, что желаете развестись и готовы на разрыв церковных уз. Если у вас не вышло найти священнослужителя, который вас в свое время венчал, то обратитесь к тому, которого вы сможете найти. Жизнь не предсказуема, время идет и люди меняются, как и меняют место работы.
Вам предстоит разговор со священнослужителем, где вы расскажите все обстоятельства, повлекшие к принятию подобного решения. Он расскажет о всех вытекающих последствиях, какова процедypa при котором проходит развенчание церковного брака. После беседы, вам понадобиться написать обращение к епископу епархии.
В нем должны быть указаны следующие моменты:
- Место, в котором вы венчались и дата венчания;
- Написать краткую историю ваших взаимоотношений в браке;
- Изложить подробно, что послужило причиной развалом ваших семейных уз.
После завершения документа, вам потребуется приложить пакет документов. Передается все священнику, с которым вы беседовали, он напишет собственный рапорт по ситуации, после чего передаст епископу ваше обращение.
Как прекратить венчанный брак
Церковный брак сложнее расторгнуть, чем официальный по законам СК РФ. Для того чтобы понять, возможно ли развенчаться после развода, необходимо разобраться, в каких случаях это допустимо, какие основания должны быть для развенчания церковного брака.
Кто ответственен в церкви за развенчание
Людей интересует вопрос, как развенчаться в церкви после развода, к кому обратиться? Свой вердикт о прекращении церковного союза дает епархиальный архиерей. Этот же служитель церкви выдает свидетельство, которое означает, что церковный брак признан распавшимся. Получение этого свидетельства имеет важное значение для стороны, которая невиновна в развенчании, поскольку в дальнейшем у этой стороны будет возможность на осуществление повторного церковного таинства. Вот и ответ на вопрос, надо ли развенчиваться после развода.
Какое количество венчаний допускается
Разъяснения по этому вопросу были даны на Архиерейском соборе Русской православной церкви, приуроченном 100-летию восстановления патриаршества, в декабре 2017 года в Москве.
Церковь «не поощряет второбрачия». Максимальное количество венчаний для православного христианина – три. Невиновному супругу после первого развода разрешается второй брак. Для остальных существует ряд условий.
Ограничения при повторном венчании:
- Для виновных в первом разводе супругов каноническими правилами установлена епитимья. Она налагается священником и призвана помочь человеку осознать грех, искренне покаяться, дать силы встать на правильный путь и надежду на Божью Милость.
- Разрешение на третье венчание предоставляется в исключительных случаях. Срок епитимьи при этом возрастает.
- Не допускается венчание в четвертый раз.
- Учитываются венчанные браки и невенчанные, но официально зарегистрированные в органах ЗАГС. Но в расчет берутся лишь те, в которые человек вступал после принятия Таинства Крещения.
Таким образом, даже развенчанные ранее в силу жизненных обстоятельств супруги могут получить Божье Благословение своего брака вновь.
Что нужно для церковного развода
Есть заповедь – «… что Бог сочетал, того человек да не разлучает…». Церковь не развенчивает или не прекращает существование брачных уз. В Епархии дают только справку о том, что прошлый брак перестал существовать, как свершившийся факт.
В случае, если супруги развелись, а потом опять сошлись, то повторно в церкви их не венчают. Процесса развенчания не предусмотрено. Логическое обоснование в том, что, по мнению служителей церкви, венчание не отменялось, а было лишь зафиксировано, что церковный брак перестал существовать.
Процедура развенчания непростая, длительная. По правилам, сначала обращаются в ту церковь, где проходило венчание. Если это невозможно, то обращаются в любой храм. После разговора с настоятелем о том, что спасти семью не удалось и по каким причинам, пишут прошение в Епархию о развенчании в церкви. В обращении излагают историю семейной жизни, доводы о невозможности сохранения семьи.
К заявлению прилагают:
- копию о расторжении брака;
- копию свидетельства о венчании;
- заявление от бывшего супруга (супруги) о том, что нет возражений.
Церковь рассматривает вопрос о признании брака недействительным только по существующему списку причин в соответствии с внутренним документом «О канонических аспектах».
После составления прошения, приложения копий документов, в том числе подтверждающих причины развода, свое личное прошение прикладывает настоятель, который проводил беседу. Такой комплект направляется в Епархию. Обычно вопрос развенчания рассматривается в течение месяца. Но не каждое прошение удовлетворяют.
Расторжение брака в Ветхом Завете
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.
Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.
Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).
Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.
Высокое учение Нового Завета о браке
Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25). Христианские семьи, в которых муж и жена стали, по слову Господа, «двое одна плоть», через причастие таинственно становятся телом, плотью Христовой. Поэтому свое учение о браке апостол Павел завершает словами о Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:24-32).
Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).
Святые отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния
Очень многие святые отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, блаж. Августин Иппонийский, блаж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, блаж. Феофилакт Болгарский [21].
Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].
Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем и Христа… Кроме вины прелюбодеяния, Бог не разлучает того, что Сам сочетал», а при нём происходит полное расторжение брака [23].
Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6: 32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].
Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл. Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].
Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].
«Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (Притч. 18: 23), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» [27].
Современник Златоуста епископ Амасийский Астерий: «Если кто выставит на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю — вместо противника мужу — добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной. Таковому первым дает разрешение Творец всего, как действительно оскорбленному и законно прогоняющему язву от своего дома и очага. Ведь брак заключается по двум причинам: ради любви (взаимной) и чадорождения, но ни одна из них не сохраняется с прелюбодеянием: поелику любви нет, если благорасположение склоняется к другому, а равно уничтожается и благо чадорождения, когда происходит смешение детей» [28].
Свт. Епифаний Кипрский: «Не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию или, вообще, по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным Словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; только чтобы кто не имел двух жен одновременно» [29].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Творец природы… воспрещает разрешать брак, но указал одну причину к расторжению, разрывающую союз в самом существе. Ибо говорит: всяк отпущай жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Мф. V, 32). Посему и в жене нужно переносить все неприятное, если, например, она болтлива, пьяница или бранлива; но раз она явно пренебрегает законами брака и ищет другого (союза), тогда повелевается расторгать супружество»[30].
По словам Евфимия Зигабена, Спаситель «повелел изгонять только одну блудную или прелюбодейную жену… потому что всякая другая вина допускает врачевание, а лишь эта неисцелима» [31].
Кого и зачем венчают?
Венчание — таинство Церкви, в котором Бог подаёт будущим супругам благословение на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. Христианин старается испросить Божие благословение на каждое дело в своей жизни. Брак — это очень серьёзный шаг
Поэтому важно начать его с молитвы к Богу
Венчаться могут только православные люди. Не венчают состоящих в официальном или гражданском браке с другим человеком, не зарегистрировавших свой союз в ЗАГСе, а также кровных родственников (например, двоюродных, троюродных брата и сестру). Беременные, давно состоящие в гражданском или официальном браке, даже имеющие детей и внуков, могут повенчаться. Сделать это никогда не поздно.
Неправильно думать, что препятствием может стать отсутствие благословения на брак одного из родителей. Во время таинства священник спрашивает у брачующихся: «Не обещался ли другой невесте?», «Не обещалась ли иному мужу?» Он не задаёт вопросов о родителях. Церковь никак не регулирует эти вопросы. Венчаются взрослые люди, вместо которых не нужно давать ответ их родителям.
Не могут стать препятствием и свидетели. Традиция брать свидетелей (восприемников) для венчания пришла к нам из древности. Когда-то это были наставники молодой пары христиан в духовной жизни, поэтому и не советовали брать слишком юных свидетелей. Сегодня это всего лишь традиция: венчаться можно и без них
Также абсолютно неважно, будут ли свидетели женатыми, незамужними, вдовцами, многодетными или бездетными. На будущую семейную жизнь брачующихся это никак не влияет
Семейное счастье зависит сугубо от самих супругов, от того, как они будут строить свою жизнь.