Производственная инструкция для машиниста экскаватора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственная инструкция для машиниста экскаватора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, профессиональным стандартом «Машинист экскаватора» (зарегистрированным в Минюсте РФ 17.12.2014 N 35216), утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.11.2014 N 931н, и иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

Двигатели экскаватора ЭКГ-5А – основной и вспомогательные

Тип устанавливаемого двигателя, применяемого на экскаваторах данной модели, – электрический. Модель данного электромотора – АЭ113-4У2.

Конструкционная масса такого двигателя составляет 2 тысячи килограммов. Наибольшая мощность, которую он выдаёт, равняется 250 киловатт / 339.9 лошадиных сил.

Электроэнергию для питания двигателя экскаватор получает от наружного распределительного устройства по гибкому высоковольтному кабелю типа КШВГ. При этом рекомендуемое сечение кабеля должно быть 3х16 + 1х6 (3х25+1х10 – для тропического климата). Основные характеристики подводимого электротока высокого напряжения: мощность в тридцатиминутном цикле – 250-275 килоВатт. Коэффициент мощности – 0,6.

Номинальное напряжение подводимого к экскаватору трёхфазного переменного тока должно находиться на уровне 6000 Вольт, либо 3000 Вольт, частота – 50Гц; 60Гц. Для обеспечения правильной работы электродвигателя и прочего электрического оборудования экскаватора допустимое колебание напряжения питающей сети должно находиться в пределах от минус 5 процентов до плюс 10 процентов.

Обязанности работника

Машинист экскаватора имеет ряд обязанностей перед своим работодателем, законодательством и обществом в целом. Общий спектр обязанностей можно представить следующим списком:

  • выполнение всех задач и функций, предусмотренных данной должностной инструкцией, а также трудовым договором;
  • выполнение требований техники безопасности на рабочем месте;
  • выполнение требований противопожарной безопасности;
  • выполнение требований по работе с машиной, технических требований ее производителя;
  • соблюдение норм и правил законодательства (трудового, административного, уголовного и других);
  • четкое выполнение инструкций непосредственного начальника.

Прообразами первых советских карьерных экскаваторов стали спецмашины фирм Bucyrus и Marion, которые были закуплены советским правительством в 1930-х годах, для приобретения необходимых данных и последующего проектирования собственных машин. Их взяли за основу на дальнейшем пути развития советских механических лопат. Даже во вполне современных ЭКГ-5А угадываются элементы конструктивно-компоновочной схемы работавших на ударных советских стройках Bucyrus 5ОВ, 12ОВ, Marion З7, 416О, 412О.

Первым советским экскаватором стал паровой полноповоротный М-III-п (с вместимостью ковша 1,5 кубометра и масса 65 тонн), выпущенный на Воткинском заводе по чертежам Проектно-технической конторы экскаваторостроения.

Впоследствии, уже на основе собственного опыта, было освоено производство спецмашин с ковшами вместимостью 0,35; 0,75; 1,5; 2,5 м; 3 м³. В 1936 году Уральским заводом тяжёлого машиностроения было начато производство экскаватора Э-3 (M-IV-э) с ковшом 3 м³ и двигателем мощностью 250 лошадиных сил. Данная машина положила начало как советскому тяжёлому экскаваторостроению, так и всей будущей линейке ЭКГ. После того, как основные типоразмеры экскаваторов были освоены, в дальнейшем стали добавляться новые, более мощные и производительные машины.

Эти электрические экскаваторы работали в самых тяжёлых условиях на строящихся и действующих карьерах. Именно эти спецмашины в немалой степени обеспечили развитие открытого способа добычи полезных ископаемых в Советском Союзе в послевоенное время.

Особенности конструкции

Главные составные элементы в конструкции ЭКГ-5А – это вращающаяся рамная платформа, две площадки и противовес, гусеничный движитель, рабочее оборудование, кабина.

Устройство механизма экскаватора ЭКГ-5А включает в себя следующие основные функциональные элементы: двуногую стойку; стрелу и напорный механизм; рукоять ковша; ковш с механизмом открывания днища ковша; гидравлическую систему; гусеничный ход; роликовый круг; нижнюю раму; гусеничную цепь; ходовой механизм лебёдку подъёма стрелы; пневматическую систему; подъёмную лебёдку; редуктор поворотного механизма; поворотную платформу.

Читайте также:  Поучить страховые взносы потери кормильца с 2024 года размер пособия

Чтобы обеспечить безопасность выемочных работ, снаружи все главные рабочие узлы экскаватора ЭКГ-5А надёжно герметизированы кузовом.

Реечный напорный механизм с двухбалочной рукоятью и цельносварной стрелой коробчатого сечения обеспечивает лучшую отработку тяжёлых скальных забоев с крупнокусковой или плохо взорванной горной массой.

Экскаваторы ЭКГ-5А оснащены стрелоподъёмными лебёдками, которые облегчают ремонтно-монтажные работы. Вентиляционными установками обеспечивается нагнетание в кузов воздуха, с созданием избыточное давление воздуха в кузове; тормоза основных механизмов – колодочного типа, с пневматическим приводом для растормаживания.

Для управления тормозной системой, механизмами поворота и напора на экскаваторе ЭКГ-5А присутствует пневматический привод. Также с его помощью производится прочистка оборудования. Управляющий компрессор – одноступенчатый. Число цилиндров – два. Скорость подачи – 580 литров в минуту. Давление – 0,7 МПа.

Технические характеристики ЭКГ-5А в цифрах

  • Масса с учётом противовеса – 197 тонн.
  • Ширина гусениц – от 900 до 1400 мм.
  • Стандартная вместимость ковша – 5 кубометров; максимальная – до 6,3 кубических метров насыпной горной породы.
  • Наибольший уклон при подъёме в гору – 12 градусов.
  • Длина хода гусеничного механизма – 5,83 метров.
  • Длина стрелы экскаватора – 10,5 м.
  • Угол наклона – 45 градусов.
  • Радиус копания наибольший – 14,5 м, на уровне стоянки – 9,3 м.
  • Максимальный радиус копания на уровне грунта – 9,04 метров.
  • Радиус выгрузки (наибольший) – 12,65 м.
  • Радиус поворота – 5,25 м.
  • Наибольшая высота, с которой осуществляется выемка породы – 10,3 м.
  • Максимальная высота выгрузки ковша — 6,7 метров.
  • Скорость поднятия ковша – до 0,87 м/с.
  • Подъёмное усилие – до 50 тс.
  • Полная длина рукояти – 7,915 м.
  • Полная ширина рукояти – 1,774 м.
  • Полная длина стойки – 6,45 м.
  • Полная ширина стойки – 1,4 м.
  • Габаритная длина поворотной платформы – 8,1 метров.
  • Ширина поворотной платформы – 5 метров.
  • Габаритная высота поворотной платформы – 1,2 метра.
  • Длина гусеничной рамы – 5,5 метров.
  • Ширина гусеничной рамы – 0,75 метра.
  • Высота гусеничной рамы – 1 метр.
  • Длина нижней рамы – 3 метра, ширина – также 3 метра, высота – 1,68 м.
  • Габаритные размеры кабины: длина – 2,36 м, ширина – 1,35 м, высота кабины – 2,76 м.
  • Минимальный дорожный просвет под поворотной платформой – 1,89 м. миллиметров.

В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А оборудован эффективной и надёжной системой заземления. Данное заземление проводится по контуру через специальную жилу. Стабильная и сбалансированная работа обеспечивается соответствующими блоками и узлами.

Профессия Машинист экскаватора

Профессия Машинист экскаватора — это рабочая специальность, машинист выполняет обслуживание и управление экскаваторной техникой. Машинист экскаватора должен владеть не только навыками вождения, но и разбираться в геологическом строении грунтов и горных пород, иметь знания в прикладной физике и механике, понимать схемы, чертежи и другую техническую документацию.

Машинист экскаватора является очень востребованной профессией во всех отраслях промышленности. Без участия такого специалиста не обходится ни одно мероприятие по работе с грунтом и другим материалом. Также машинисты с легкостью находят себе работу в строительной, сельскохозяйственной отрасли, ремонтно-дорожной и других.

Экскаваторы могут выполнять гораздо более разнообразные работы, чем принято считать. Для каждой из них существует определенная модификация машин, которая требует от машиниста дополнительных специальных навыков.

Образование, знания и умения работника

Согласно должностной инструкции, для машиниста экскаватора одноковшового и других разновидностей машин не требуется высшего образования. Обучают этому ремеслу в техникумах, колледжах и ПТУ. То есть вполне достаточно среднего профессионального образования с получением по окончании обучения удостоверения с указанным разрядом. В процессе обучения специальности работник должен получить следующий набор навыков и знаний:

  • особенности устройства обслуживаемой техники, ее разновидности;
  • технические характеристики экскаваторов разных видов;
  • принципы работы отдельных частей машины;
  • правила балансировки, правильного положения и установки в рабочее состояние;
  • режимы работы, при которых достигается наиболее рациональный расход ГСМ, топлива и износ технических узлов;
  • правила разработки различных пород в различных окружающих условиях;
  • умение различать грунт, породу, полезные ископаемые;
  • правила передвижения в различных условиях: городские, полевые, пересеченная местность, складские помещения;
  • правила работы с различными породами, умение их отличать и выбирать способ работы, знание физических свойств конкретных пород, грунта;
  • правила погрузки в различные транспортные средства;
  • умение вести техническую и отчетную документацию;
  • умение оперативно выявлять причину поломки и устранять ее;
  • правила техники безопасности.
Читайте также:  Как прописаться на даче в 2022 году

Ниже приведен отрывок из должностной инструкции интересующей нас профессии.

Основные аспекты должностной инструкции

В действующих законах нет закрепленных параметров написания должностной инструкции. Как результат, наниматели имеют возможность приспосабливать стандартные образцы инструкций, составленные на основе профстандартов, к особенностям ведения своей деятельности. Но соблюдаются и некоторые правила написания инструкции, касающиеся её структуры. Согласно им этот документ состоит из 4 частей:

  • Общие положения.
  • Функции специалиста.
  • Его права на рабочем месте.
  • Возможная ответственность.

Наниматели, особенно крупные, стремящиеся формализовать возможно большее количество аспектов своих отношений с сотрудниками, могут добавить и другие разделы, среди которых особо популярны:

  • Условия труда.
  • Должностные связи.
  • Параметры, по которым оценивается качество выполненной работы.

Образование, знания и умения работника

Согласно должностной инструкции, для машиниста экскаватора одноковшового и других разновидностей машин не требуется высшего образования. Обучают этому ремеслу в техникумах, колледжах и ПТУ. То есть вполне достаточно среднего профессионального образования с получением по окончании обучения удостоверения с указанным разрядом. В процессе обучения специальности работник должен получить следующий набор навыков и знаний:

  • особенности устройства обслуживаемой техники, ее разновидности;
  • технические характеристики экскаваторов разных видов;
  • принципы работы отдельных частей машины;
  • правила балансировки, правильного положения и установки в рабочее состояние;
  • режимы работы, при которых достигается наиболее рациональный расход ГСМ, топлива и износ технических узлов;
  • правила разработки различных пород в различных окружающих условиях;
  • умение различать грунт, породу, полезные ископаемые;
  • правила передвижения в различных условиях: городские, полевые, пересеченная местность, складские помещения;
  • правила работы с различными породами, умение их отличать и выбирать способ работы, знание физических свойств конкретных пород, грунта;
  • правила погрузки в различные транспортные средства;
  • умение вести техническую и отчетную документацию;
  • умение оперативно выявлять причину поломки и устранять ее;
  • правила техники безопасности.

Ниже приведен отрывок из должностной инструкции интересующей нас профессии.

В каких отраслях используются экскаваторы

Мечта всех маленьких мальчиков — работа на огромных спецмашинах. Такая работа тождественна чуть ли не труду супергероев в детских глазах. А чем же на самом деле занимаются эти люди? Что предписывает должностная инструкция машиниста экскаватора в реальных условиях труда? В каких отраслях необходима работа данного специалиста и управляемой им техники? Это прежде всего:

  • Строительство. Выкопать котлован под новое здание, погрузить грунт в грузовик, чтобы вывезти с территории, погрузить в тот же грузовик щебень, необходимый на стройке, и прочее.
  • Дорожные работы. Снять старое асфальтовое покрытие, погрузить его в грузовую машину, погрузить новую бетонную или асфальтовую смесь, выкопать траншею для замены труб или прокладки подземных коммуникаций.
  • Карьерные работы. Разработка месторождений полезных ископаемых, погрузка руды.
  • Сельскохозяйственные работы. Работа в поле, на зерновых складах и прочее.

Где только не используется данная спецтехника! Отдельную машину вызывают и владельцы частных домов для собственных нужд, и муниципальные службы. Даже очистка водоемов или создание искусственных водохранилищ не обходится без работы данного специалиста.

Основные положения инструкции

Должностная инструкция машиниста экскаватора подразделяется на несколько разделов. В каждом из них освещаются важные трудовые моменты данного специалиста. Первый раздел — основные положения должностной инструкции машиниста экскаватора 2017 года — наиболее новой версии документа на данный момент.

Машинист экскаватора назначается на должность и увольняется с нее по приказу руководителя компании. Если в компании есть должность главного инженера, обычно подбором кандидатов на это место и их тестированием занимается именно это должностное лицо.

Относится машинист экскаватора к категории рабочих. Для его трудовой деятельности не требуется высшее образование. Однако для работы по этой специальности необходимо получение специального удостоверения о присвоенном работнику разряде. Зависит разряд от опыта, длительности работы и умений.

Должностная инструкция машиниста экскаватора экг 5а

Если экскаватор оснащается крановым оборудованием, то к работе с ним допускаются лица, прошедшие обучение и получившие аттестат в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

Экскаваторы обслуживаются либо машинистом, либо машинистом и помощником машиниста. Численность обслуживающего персонала зависит от мощности машины и производственных условий.

Как правило, на экскаваторах с вместимостью ковша до 0,5 м 3 должен работать один машинист, а с вместимостью ковша выше 0,5 м 3 – машинист и помощник машиниста. Однако если экскаватор с вместимостью ковша менее 0,5 м работает в тяжелых условиях, в одиночку, вдали от населенных пунктов, то вместе с машинистом обслуживает машину и помощник машиниста. И наоборот, мощный с большой вместимостью ковша экскаватор может управляться и обслуживаться одним машинистом, если машина работает в населенном пункте, вблизи своего парка.

При работе в несколько смен один из сменных машинистов назначается старшим по машине. Ответственность за общее состояние и исправность экскаватора несет старший машинист (он же бригадир), а в каждой смене – сменный машинист.

Управляют экскаваторами машинисты 5—6-го разряда, помощники машинистов имеют более низкий разряд.

Обязанности машиниста экскаватора:

  • выполнять сменное производственное задание;
  • управлять экскаватором и руководить работой помощника;
  • заботиться о своевременном снабжении экскаватора горюче-смазочными и другими материалами;
  • отвечать за состояние экскаватора;
  • руководить техническим обслуживанием и ремонтом экскаватора в своей смене;
  • отвечать за соблюдение правил техники безопасности;
  • приступая к работе, проверять действие рычагов, педалей управления, рулевого колеса, контрольно-измерительных приборов, состояние смазки основных узлов, уровни масла в картерах, коробках передач и других узлах, топлива в баке, воды в радиаторе водяного охлаждения и рабочей жидкости в баках гидросистемы;
  • следить за работой двигателя и его систем, за давлением в пневмосистеме, работой фрикционов и тормозов, навивкой канатов на барабаны, состоянием узлов машины и состоянием гидропривода, электрооборудования и сигнала, натяжением цепей и гусениц, давлением в шинах.

При обнаружении неисправности машинист обязан немедленно прекратить работу и устранить неисправность. Если это невозможно, то он должен сообщить о неисправности лицу, ответственному за эксплуатацию экскаваторов в организации, которой принадлежит машина.

Обязанности помощника машиниста экскаватора:

  • смазывать узлы экскаватора;
  • следить за работой экскаватора и предупреждать машиниста о неисправностях;
  • следить за чистотой экскаватора, за сохранностью инструмента и инвентаря;
  • участвовать в техническом обслуживании экскаватора.

После смены машинист вместе с помощником машиниста обязан подготовить и передать машину сменщикам. Для этого они тщательно очищают экскаватор от грязи и пыли и, если это возможно, моют его, проверяют крепление основных узлов, устраняют неисправности, обнаруженные во время работы, смазывают узлы, заправляют машину горюче-смазочными материалами и водой, после всего делают запись в сменном журнале о работе экскаватора с указанием выполненных объемов, продолжительности работ, причин простоев и т.д.

Знания, которыми должен обладать экскаваторщик

Современный тракторист экскаваторщик должен в совершенстве владеть всеми видами погрузочно-разгрузочной техники. А если у него существуют пробелы в знаниях и умениях, касающихся какого-либо агрегата, ему необходимо выучиться в центре повышения квалификации и поднять свой разряд на новый уровень.

Ряд принципиальных вопросов, которые машинист экскаватора должен знать:

  • устройство и технические данные экскаватора;
  • особенности работы технологического оборудования: механического, электрического и гидравлического;
  • основные положения ведения горных работ;
  • назначение и принцип работы измерительных приборов и устройств;
  • технологию работ, связанной с укладкой магистральных труб;
  • способы разработки различных категорий грунтов;
  • типы деталей и компонентов, которые быстрее всего изнашиваются и приходят в негодность, последовательность и способы их замены;
  • причины возникновения неполадок и методы их предотвращения;
  • правила транспортировки экскаватора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *