Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 178 ЖК РФ. Правовое положение регионального оператора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.
С какими отходами работает региональный оператор?
Твердые коммунальные отходы – это вид отходов, образующихся в бытовой сфере в процессе жизнедеятельности обычных людей. Сюда же входят товары, потребительские свойства которых были утрачены после применения физическими лицами, проживающими в жилых помещениях. К ТКО относятся отходы бизнеса – индивидуальных предпринимателей, юридических лиц –, схожие с отходами, образующимися физическими лицами, по составу и свойствам. С полным списком отходов, которые включены в категорию твердых коммунальных, можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступил в силу 22.05.2017
Региональным операторам разрешается работать с другими видами отходов, отличных от ТКО (статья 24.7, пункт 1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Как начисляется плата за ТКО?
Существует три варианта расчета платы за услуги регионального оператора:
- По количеству собственников и прописанных в квартире (доме) граждан;
- По площади объекта;
- Дифференцированный способ.
Во всех трех случаях за основу расчетов берут тариф или норматив накопления отходов, устанавливаемые государством. Какой порядок расчета платы за вывоз мусора использовать – решают органы исполнительной власти в регионе обслуживания.
Способ первый | самый распространенный: расчет за вывоз мусора по количеству проживающих. В этом случае за основу принимают тариф, установленный на одного гражданина. Не во всех квартирах и домах есть официально зарегистрированные лица. В таком случае расчет производится по количеству собственников. Подробнее – в Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства от 06.05.2011 № 354, пункте 148/36). |
Способ второй | Расчет платы за услуги регионального оператора по площади помещения. В таких случаях в расчетах фигурируют три составляющих – площадь объекта, тариф на обращение с ТКО, норматив накопления. Не важно, сколько людей проживает в квартире, доме. |
Способ третий | Расчет за услуги регионального оператора при раздельном сборе мусора. Основной показатель при таком варианте расчета – это объем контейнера. Значение умножают на количество емкостей, задействованных в сборе ТКО. Суммарный объем умножают на тариф или на количество проживающих граждан – в зависимости от того, какой способ используется на территории субъекта РФ. |
Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.
Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.
Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:
Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.
Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.
В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.
Региональный оператор обязан:
Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:
Региональный оператор: общие положения
Я ценю результат, то, что я нашел именно то, что искал. Вы завершили мою четырехдневную охоту! Да благословит вас Бог.
Правила 505 не содержат условия для определения объема отходов на основании частоты сбора. Объем ТБО является существенным условием договора и не может быть изменен в одностороннем порядке.
Имеет два высших образования: в области права и информатики, а также степень MBA.
Получение лицензии не является формальностью. Именно организация должна доказать, что у нее есть необходимое оборудование для обращения с ТБО. Отдельный человек — нет. Велика вероятность, что он или она сбросит отходы в несанкционированном месте, тем самым способствуя развитию несанкционированных свалок.
Ответ: согласно Федеральному закону от 28 декабря 2016 года 486. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он предусматривает постепенное введение новой системы регулирования в сфере обращения с отходами, которая в настоящее время должна осуществляться только региональными операторами.
Доброе утро Ольга, мы также выступаем по теме ТБО на стороне Потребителя, можете прислать письмо Роспотребнадзора № 11-00-05/69-7438-2020 от 29.05.20 для изучения, а также письмо ППК «Российский экологический оператор».
На сегодняшний день наш региональный оператор пошел еще дальше. Они разослали всем письма с просьбой в одностороннем порядке расторгнуть действующие договоры и заключить новые с условием взимания платы в соответствии с нормативным размером. В новом договоре сказано, что если фактическое количество ТБО превышает норму, то расчет будет производиться по фактическому количеству) В общем, скучать нам не приходится. Моя борьба с нашим оператором пока не увенчалась успехом, результат 1:1. Но, конечно, самое печальное, что они совсем сошли с ума и просто не вывозят мусор и уклоняются от подписания нового договора с измененным стандартом расчета (не по площади, а по головам). Люди хотят обложить налогом и арендодателей, и арендаторов, потому что почему бы и нет?
Вы определили объем производимых вами ТБО, региональный оператор подписал договор и не имеет права в одностороннем порядке изменять существенные условия договора. Прописанная в договоре периодичность лишь указывает, что стороны договорились, что регоператор может вывозить согласованный объем ТБО в размере 5 кубометров, приезжая восемь раз в месяц.
Это означает, что оператор, занимающийся сбором отходов, должен соблюдать эти требования.
Через несколько лет я поступила в Новосибирский государственный университет, окончила его по специальности «учитель начальных классов». Я также имею дополнительную подготовку в качестве преподавателя английского языка. Я занимаюсь онлайн-журналистикой уже более 10 лет. Первоначально я работал корреспондентом на региональных веб-порталах.
В свободное время я изучаю иностранные языки, люблю готовить, особенно азиатские блюда, и увлекаюсь уличной фотографией.
Порядок выполнения функций региональным оператором
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, включая процедуру финансирования капремонта, которое им осуществляется, устанавливают законодательные нормы субъектов России.
Операторы выполняют возложенные на них функции технического заказчика услуг или работ по капремонту совместного имущества через заключение контрактов про разработку проектной документации и контрактов про капитальный ремонт, разработку задания для корректного выполнения подобных услуг или работ, обеспечение особ, которые занимаются подготовкой проектной документации и непосредственно капитальным ремонтом, необходимыми для этого документами и материалами, а также осуществление прочего функционала, который предусмотрен Градостроительным кодексом РФ.
Подрядные организации, которые будут оказывать услуги или выполнять работы по капитальному ремонту, привлекаются РО на основании результатов конкурсных процедур. Требования, которые выдвигаются к подрядным организациям касаются:
- наличия у них опыта предоставления подобных услуг и/или выполнения работ;
- возможности представления организацией обеспечения выполнения контракта про предоставление услуг/работ;
- отсутствие у подобной организации задолженностей по бюджетным платежам;
- такая организация не должна находиться в процедуре банкротства или ликвидации;
- у структуры не должно быть неисполненных обязательств по ранее подписанным договорам или фактов расторжения подобных контрактов в результате серьезных нарушений, которые были допущены в ходе предоставления услуг по капитальному ремонту и т.д.
В квартире долго никто не живет – как сделать перерасчет
За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.
Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:
- Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
- Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.
В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:
- Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
- Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).
Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.
Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.
После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:
Надзорный орган |
Причина жалобы |
Росприроднадзор |
Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии |
Роспотребнадзор |
Нарушения санитарно-эпидемиологических норм |
Государственный орган, подписавший соглашение с РО |
Нарушение требований, изложенных в соглашении |
Энергетическая комиссия |
Проверка обоснованности установленных тарифов |
Функции и услуги регионального оператора
Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:
- Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
- Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
- Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
- Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
- Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
- Обеспечить раздельный сбор мусора
- Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
- Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
- Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
- Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.
Комментарии к ст. 178 Жилищного кодекса
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи организационно-правовой формой регионального оператора как юридического лица является фонд как разновидность некоммерческих юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Фонды рассматриваются как унитарные некоммерческие организации.
Учредительным документом фонда является его устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождении от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Управление фондом имеет определенную специфику. Поскольку фонды не являются корпоративными организациями, не имеют членства, у них нет такого органа управления, как общее собрание. Речь же идет о двух видах органов управления — высшем коллегиальном органе (специального названия в ГК нет) и исполнительном органе фонда (председатель, генеральный директор и т.д.). Высший коллегиальный орган может также назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи региональный оператор создается субъектом Российской Федерации на основании специально принятого нормативно-правового акта. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы», в соответствии с которым был учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, являющийся унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, целью деятельности которой является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Согласно п. 2.1 указанного Постановления Фонд является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
На территории субъекта РФ может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Особенностью регионального оператора как юридического лица является то, что он не может быть признан несостоятельным (банкротом). Более того, субъект Российской Федерации как учредитель регионального оператора не вправе принять решение о его ликвидации (ч. 2.1 комментируемой статьи).
3 — 4. Комментируемая статья определила, что к региональному оператору как к юридическому лицу применяются федеральные законы (в первую очередь ГК РФ) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо учитывать особенности его правового статуса, предусмотренные комментируемым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, согласно ч. 4 комментируемой статьи региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.
Исключение составляет предусмотренная ч. 4.2 комментируемой статьи возможность создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Кроме того, региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.
5 — 6. Ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах является субсидиарной (дополнительной). Это значит, что в первую очередь будут своим имуществом по обязательствам отвечать региональные операторы и только в недостающей части будут отвечать субъекты РФ.
При этом возмещаться будет только реальный ущерб в размере внесенных взносов на капитальный ремонт.
7. Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия, о которых идет речь в ч. 7 комментируемой статьи, утверждены Приказом Минстроя России от 7 сентября 2017 г. N 1202/пр «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия».
Функции и задачи регионального оператора (РО) перечислены в статье 180 ЖК России и касаются исключительно многоквартирных жилых домов, в которых владельцы предпочитают формировать фонд капитального ремонта на счетах оператора. Среди функций выделяют:
- аккумуляция взносов, которые выплачиваются владельцами жилищ, расположенных в многоквартирных жилых домах на случай капитального ремонта.
- Выполнение обязанностей технического заказчика строительных работ по капремонту совместной собственности многоквартирных жилых домов, владельцы жилья в которых создают фонды капремонта на счетах РО.
- Открытие персональных спецсчетов на оператора и проведение операций по ним, если владельцы жилья.
- Для обеспечения своевременного осуществления капитального ремонта совместной собственности многоквартирного жилого дома, РО вступает во взаимодействие со структурами государственной власти соответствующих субъектов России и структурами местного самоуправления.
- Осуществление покрытия расходов для осуществления капитального ремонта совместной собственности в рамках финансов, которые накоплены в фонде капитального ремонта с использованием (в случае возникновения такой потребности средств) привлеченных из других источников, среди которых может быть и государственный/местный бюджеты.
- Жилищным кодексом, законодательными нормами субъекта РФ или учредительной документацией могут предусматриваться прочий функционал регионального оператора.
Какие нарушения могут быть со стороны оператора?
Весь перечень обязанностей указан в типовом договоре, с которым можно ознакомиться в том числе на сайте своего регионального оператора. Но основными проблемами при оказании услуг являются следующие моменты:
- Завышение тарифов. Их устанавливают органы региональной власти и обнародуют на своих официальных сайтах. Но организации иногда самовольно превышают нормы;
- Не соблюдаются сроки вывоза мусора. Согласно действующим санитарным правилам, в холодный период (при температуре ниже +5 градусов) допускается вывозить ТКО 1 раз в три дня. В теплый (при температуре выше +5 градусов) – обязателен вывоз каждый день;
- Если на контейнерной площадке установлены баки для сортировки отходов, а сборщики все сваливают в один мусоровоз. При этом оплата услуг включает в себя и работу по сортировке, т. е. сумма не оправдана.
Функции регионального оператора
Региональный оператор капремонта – юридическое лицо, созданное в форме фонда, для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Он формируется субъектом РФ и работает на его территории.
Функции регионального оператора капремонта описаны в ст. 180 ЖК РФ, это:
- сбор взносов на капремонт,
- открытие спецсчетов и совершение операций по ним,
- роль технического заказчика работ по капремонту,
- финансирование расходов,
- работа с местными властями.
Раздел IX, а касается он организации проведения капитального ремонта, с завидной регулярностью координируется законодательством. Последние изменения были внесены в конце прошлого года Федеральными законами N 176 и N 355.
Относятся они и к деятельности регионального оператора по капремонту. Система должна работать без перерывов, чтобы:
- операторы выполняли обязательства перед собственниками МКД,
- в случае утраты средств собственникам выплачивалась компенсация,
- при прекращении работы регионального оператора собственникам возвращали их деньги.
Начиная сотрудничество с фондом капитального ремонта, собственники тщательно изучают обязанности регионального оператора. И их немало.
Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ
В соответствии с ч.3 ст.175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать решением общего собрания регионального оператора в качестве владельца специального счета, при этом последний не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (п.2 ч.1 ст.180 ЖК РФ).
В конце 2012 года был принят Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», предусматривающий ряд существенных поправок в Жилищный кодекс РФ, и устанавливающий механизм финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.
По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Любые торговые марки, знаки и названия товаров, служб и организаций, права на дизайн, авторские и смежные права, которые упоминаются, используются или цитируются на страницах Сайта, принадлежат их законным владельцам, и их использование здесь не дает вам право на любое другое использование.
В случае невыполнения организацией ее обязанностей первым шагом целесообразно высказать претензию в свою управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, а также непосредственно в диспетчерскую службу оператора. Для этого можно просто позвонить. Но лучше зафиксировать обращение по электронному адресу, тогда на следующем этапе будет легче доказать факт многократного нарушения порядка оказания услуги.
При систематическом нарушении правил вывоза мусора следует направить жалобу на некачественные услуги обслуживающей организации одновременно или по выбору:
В подразделение по вопросам ЖКХ;
В Государственную жилищную инспекцию;
В территориальное подразделение Роспотребнадзора;
В прокуратуру.
Сюда можно направить жалобу и на недобросовестность оператора, и на бездействие вышеуказанных органов власти. Кардинально решить вопрос поможет подача заявления в суд.
Функции и услуги регионального оператора
Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:
- Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
- Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
- Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
- Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
- Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
- Обеспечить раздельный сбор мусора
- Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
- Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
- Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
- Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.
Правовое положение регионального оператора
Региональный оператор – это организационная структура, созданная для формирования и ведения специализированного фонда, чьи активы предназначаются для осуществления периодического и капитального ремонта жилых объектов. Такая компания действует как юридическая общность, и ее функционирование регламентировано ЖК РФ (Жилищным кодексом России).
Региональный оператор капитального ремонта создается уполномоченным представителем властей по субъектам России. Государственное отделение может образовать несколько таких организаций для осуществления полномочий в отдельной области региона. Сама структура не имеет возможности создавать собственные подразделения – ее деятельность строго регламентирована федеральными и местными нормативно-правовыми актами.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Объединения и ассоциации региональных операторов . Обеспечение их деятельности
С целью проведения деятельности отстаивания интересов собственников и для повышения эффективности исполнения функциональных обязанностей, операторы могут создавать и входить в соответствующие ассоциации либо союзы.
Ассоциация региональных операторов – некоммерческая организация, ее деятельность не должна противоречить нормам закона. Правовое положение данного юрлица регулируется жилищным законодательством (ст. 178 ЖК), федеральными законами, подзаконными актами местного значения.
Деятельность регионального оператора находится под контролем федерального органа исполнительной власти. Помимо этого, власти на местах:
- разрабатывают методы и рекомендации по созданию операторов фонда;
- контролируют деятельность фондов, в частности, ход проведения капремонта многоквартирного дома;
- проводят финансовый контроль, обеспечивают публичность результата;
- проводят специальный конкурсный выбор и назначение лица руководителем регионального оператора фонда;
- осуществляют формирование специальных форм отчетов и порядок их составления;
- устанавливают единые квалификационные требования к претенденту или руководителю, возглавляющему фонд капстроительства многоквартирных домов.