Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО 2023: что изменилось, где оформлять выгоднее и планируется ли подорожание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Повышение тарифов ОСАГО коснулось и коэффициента КВС. На него влияет возраст и опыт управления автомобилем. Раньше использовалось только четыре значения коэффициента, с 2023 года их количество было значительно увеличено.
Коэффициент возраста и стажа водителей
В прошлом множитель находился в диапазоне от 1 до 1.8. Изменения затронули водителей, которые управляют транспортным средством менее 3 лет. На сегодняшний день для таких категорий автомобилистов применяются коэффициенты 1.63 и 1.87. Точное значение зависит от возраста водителя. Больше всего повышение ОСАГО в 2023 году затронуло водителей возрастом до 21 года без опыта вождения.
А вот автомобилисты возрастом старше 59 лет стали платить меньше. В прошлом для них использовался коэффициент 1, сейчас же множитель составляет 0.93. А это на 7% дешевле.
Где лучше оформить ОСАГО
Страхование мотоцикла – это ответственный шаг. Очень важно правильно выбрать страховую компанию, которая имеет хорошие отзывы и рейтинг. Проблема заключается в том, что многие фирмы стремятся всеми правдами и неправдами не оформлять ОСАГО на двухколесный транспорт, так как в этом случае они больше теряют, чем получают. И все же сделать это можно, если явиться в офис со знанием законов и юридических аспектов. Какие страховые компании наиболее надежны? Самым высоким рейтингом обладают следующие фирмы:
- «Росгосстрах»;
- «ВТБ страхование»;
- «СОГАЗ»;
- «Ингосстрах»;
- «Либерти страхование»;
- «РЕСО»;
- «АльфаСтрахование».
Оформить ОСАГО на мотоцикл можно двумя способами: лично в офисе или онлайн. Электронные полисы выдают далеко не все компании, поэтому лучше заранее пройтись по списку приглянувшихся компаний и выяснить это. Где застраховать ОСАГО в Москве? Наибольшей популярностью пользуются следующие компании:
- «Тинькофф Страхование»;
- «РЕСО – Гарантия»;
- «Ренессанс Страхование»
Когда и зачем было введено ОСАГО
Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в России в 2003 году, с целью обеспечения защиты прав потерпевших в автомобильных авариях. Начиная с 1 июля 2003 года все россияне обязаны были приобрести соответствующий полис, чтобы иметь возможность передвигаться по дорогам страны. Сфера обязательной “автогражданки” регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
Полис гарантирует возмещение ущерба, полученного в ДТП. Страховая компания компенсирует вред имуществу, жизни и здоровью в пределах, установленных законом. При этом ущерб виновнику аварии не возмещается. Изначально лимиты были установлены в размере 140 тыс. рублей, при нанесении ущерба имуществу, и 160 тыс. рублей, при нанесении ущерба жизни и здоровью людей. Лимиты расширили лишь в 2014 году: до 400 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно. Эти лимиты действуют до сих пор, хотя сейчас ведется активное обсуждение вопроса об их повторном увеличении.
Введение европротокола
В 2009 году в России появилась возможность самостоятельно оформить ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД с помощью европротокола. Европротокол в ОСАГО представляет собой упрощенный способ урегулирования ДТП, в котором участвуют лишь два водителя, а также не пострадали третьи лица и их имущество. При оформлении европротокола можно не вызывать ГИБДД для составления акта ДТП, а оформить все самостоятельно с помощью специального бланка. Обе стороны заполняют бланк в присутствии друг друга, указывая все необходимые данные, после чего подписывают его. Позже бланк направляется в страховую компанию, которая, в свою очередь, производит выплату пострадавшей стороне. Важным условием для оформления европротокола является отсутствие у участников аварии споров касаемо случившегося ДТП.
Изначально лимит ущерба по европротоколу составлял 25 тыс. рублей, но в 2014 году его увеличили до 50 тыс. рублей, а в 2018 году – до 100 тыс. рублей. С 1 октября 2014 года лимит расширили для некоторых регионов до 400 тыс. рублей. К ним относились Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. Сейчас лимит в 400 тыс. рублей распространяется на все регионы, но лишь при соблюдении всех условий. Получить такое возмещение возможно в том случае, если обстоятельства ДТП были зафиксированы с помощью технических средств, разногласий у участников аварии нет и они оформили извещение о ДТП.
Зависимость от запчастей
Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.
Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.
Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.
Слетел КБМ – что делать?
Для того, чтобы понять план действий для восстановления КБМ, надо понять причину, по которой он слетел.
- Если вы продали машину и не вписывались ни в какие другие полисы более года, то ваш КБМ слетит, поскольку для расчета используются только те данные, которые были по полисам, действующим не больше года назад. При этом, коэффициент слетает не как при наличии аварии – на некоторое значение, а сразу до единицы.
- Что касается аварий, то если они у вас были, то КБМ слетит на следующий страховой год после страховых выплат. Если этого не произошло и про вас забыли, то радоваться особо не стоит, вашу аварию могут учесть и через год, а бывает, что и через два. Однако, с такой ситуацией можно попробовать побороться, поскольку, как писалось ранее, коэффициент должен учитываться по полису не позднее чем год назад, там у вас было всё хорошо, а, значит, и применять стоит прошлогодний коэффициент.
- Самая частая ситуация, когда необходимо заниматься восстановлением КБМ — это указание неверного коэффициента самим страховщиком. В таком случае в базу попадают неверные данные, и изменить их можно, только обратившись в страховую, с которой уже заключили или собираетесь заключить договор. Если страховщик ничего не исправит, то придется жаловаться дальше, в РСА, а потом в ЦБ. Последняя инстанция в таком споре — это суд.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Можно ли оформить ОСАГО на полгода: тонкости и нюансы
Самая распространенная методика оформления сертификата ОСАГО представляется сроком на 12 месяцев. Однако подобное устраивает не всех собственников автомобилей. У некоторых возникает необходимость подписать страховой договор только на полгода, или еще меньше.
Допустим, кто-то эксплуатирует свой мотор только в весенне-осенний сезон, например, совершая поездки за город. Остальное время года машина проводит в гараже. Тем более что 6-месячное соглашение обойдется несколько дешевле, чем годовое, и принятое решение будет идеальным вариантом.
Несмотря на то, что действие полиса будет ограничено его продолжительностью, защита придется на рабочие месяцы, плюс сниженная цена документа. Именно эти качества импонируют человеку в оформлении полиса автогражданской ответственности на полгода, если он проводит за рулем всего один-два сезона в год, или же намерен ее вскоре продать.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
В 2023 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2023 из заданного диапазона.
- Цветовая гамма бланка. Цвет бланка, который выдается сейчас стал розовым, а раньше он был зеленым.
- Графическое оформление нового ОСАГО также претерпело изменения и полис благодаря этому получил доп. защиту от фальшивок.
- Шрифт текста, в новом бланке буквы и графы, в которые вносится информация стали более большими и комфортными для чтения.
- Новый полис имеет наибольшую степень защиты от фальшивок. Теперь металлизированная полоска имеет надпись «полис». Водяные знаки также поменялись и стали более крупными.
- В новом полисе сейчас имеется qr-код.
Подделывают такие бумаги при помощи разных йодистых составов или перекиси. При помощи такой химии вытравливаются надписи написанные при помощи шариковой ручки и на их место вносится иная информация – зрительно такую подделку отличить от оригинального документа довольно тяжело.
Приобретение ОСАГО приравнивается к обязательному условию, как для водителя, так и служащим СК. Однако последние пытаются обойти законодательство, не заключая договора автогражданской ответственности на машины старше 10 лет. Подобное игнорирование интересов владельцев транспортных средств дает, предоставляет повод водителю обратиться в суд с необходимыми для этого документами.
Оформить полис ОСАГО на машину старше 10 лет вы можете прямо у нас на сайте. Просто запишитесь на бесплатную консультацию к нашему специалисту в специальной форме. Также мы поможем с подготовкой всех необходимых документов для суда и спора со страховой.
Ждем ваши вопросы.
Как вам удалось застраховать ваше авто по ОСАГО? Напишите нам в комментариях.
Будем признательны за оценку поста и репост.
Есть ли льготы на оформление ОСАГО
Меры социальной защиты российского населения предполагают наделение некоторых категорий лиц особыми льготами, связанными с оплатой текущих нужд. В отношении обязательного автострахования также действуют некоторые программы поддержки, однако большая часть из них регулируется региональным законодательством. Автомобилисты с инвалидностью, ветераны, пенсионеры должны уточнять условия реализации социальных мер в отношении полиса ОСАГО в местной администрации.
На федеральном уровне установлены единые правила применения льгот в отношении нетрудоспособных граждан, имеющих официально назначенную группу инвалидности или детей-инвалидов. Особенность реализации предусматривает получение скидки на основании заключенного с СК договором, а со стороны государства поддержка оказывается в виде частичной компенсации, перечисляемой по факту понесенных расходов.
Законодательство устанавливает единый порядок получения льготы через региональные структуры, а также размер скидки в половину стоимости ОСАГО. Конкретный порядок получения скидки устанавливается местными законодателями, с учетом располагаемого бюджета, и требует обращения в орган соцзащиты по месту регистрации.
На стоимость данного акта влияет несколько факторов. Это опыт, присущий конкретному гражданину, его возрастная категория, коэффициенты КБМ. Важно обратить внимание, что при вычислении суммы учитываются и те, сведения о ком внесены в рассматриваемый акт. Они также наделяются правом на езду за рулем. Стоимостное выражение страховки также меняется под действием данного фактора. По этой причине говорят о том, что вписать в полис следует только тех, кто планирует ездить на машине. К примеру, если оформлением занимается не хозяин, то допустимо хозяина не указывать как лицо, которое может перемещаться на выбранном ТС. Несмотря на наличие данного акта, у гражданина не появляется автоматического права на вождение данной машины.
Сам факт такого оформления никак не сказывается на ценовой категории. Законодательство указывает на то, что при сочетании хозяина и того, кто составляет соглашение в одном лице, также не отразится на цене. Однако, важно знать о необходимости несения дополнительных расходов, что связывается с оформлением доверенности.
Какие правки в законопроект ОСАГО 2023 не попали?
Есть целый ряд поправок, которые после активного обсуждения все же в 2020г. не были приняты. Есть вероятность, что они после доработок будут реализованы в 2023г. и даже позднее.
Среди таких изменений в действующее законодательство следует выделить:
- Возможность заключения договора ОСАГО на 3 года;
- Создание единого для всех регионального коэффициента. К примеру, это касается случая, когда водитель официально прописан в Москве, а реально проживает и эксплуатирует свое авто в МО. В соответствии с законом он обязан платить за полис повышенную цену (не для области, а для города).
- Вариант внедрения сразу нескольких лимитов по ОСПГО (к примеру, премиум, стандарт, эконом);
- Возможность отмены коэффициента по мощности автотранспортного средства.