Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка опасных грузов правила, разрешения и допог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
Правила перевозок опасных грузов
Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:
- Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
- ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
- Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
- Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
- Напряжение в пределах 24 Вт;
- Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
- Требуется наличие исправных предохранителей;
- Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
- Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
- Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
- Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
- ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
- Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
- При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
- ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
- Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Требования к таре при морской перевозке
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Требования, касающиеся транспортного средства и его оборудования
Согласно главе 8.1 приложения В к ДОПОГ надо соблюдать, в частности, следующие требования:
- транспортное средство, которое везет опасный груз, не должно иметь больше 1 прицепа или полуприцепа,
- на транспортном средстве должны размещаться большие знаки опасности и специальная маркировка,
- на транспортном средстве должно иметься противопожарное оборудование, а также предметы снаряжения для общей и индивидуальной защиты: противооткатный башмак, аварийные жилеты, жидкость для промывания глаз, защитные перчатки и пр.,
- в транспортном средстве должны находиться документы, связанные с перевозкой, включая транспортные документы на все опасные грузы, которые оно везет, свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке, свидетельство о подготовке водителя и удостоверение личности каждого члена экипажа с фотографией.
Маркировка тары и обозначение ТС
Любой автомобиль должен получить официальный допуск к специфической грузоперевозке. Свидетельство выдается после проведения осмотра общего состояния, а также проверки соответствия стандартам безопасности, определяемым исходя из специфики груза. Продолжительность действия документа — не более года. Стоит отметить, что для российского транспорта, задействованного в подобных логистических операциях, обязательным условием выступает наличие на борту спутникового навигатора ГЛОНАСС — в соответствии с Приказом Минтранспорта №285 от 2012 г.
Согласно действующим требованиям, визуальное обозначение, указывающее на опасность транспортируемых веществ или объектов, должно быть заметным и понятным для других участников дорожного движения. Для этого применяются таблички из прочного материала ярко-оранжевого цвета, выдерживающие негативное влияние атмосферной среды, и сохраняющие разборчивость надписей даже при горении на протяжении четверти часа. В нижней части размещается идентификационный номер, в верхней — двух- или трехзначный цифровой код, указывающий тип содержимого в соответствии с классификацией. Помимо табличных обозначений — в тех случаях, когда знак опасности на контейнере или цистерне считается плохо различимым — на транспортном средстве также должно быть размещено информационное табло, имеющее ромбовидную форму, на которое наносится символ или номер класса.
К таким грузам относятся все вещества, которые способны нанести вред окружающей среде, животным и людям при утечке. Также они могут спровоцировать опасные для жизни ситуации.
Транспортировка этих грузов регламентируется «Соглашением о международной перевозке опасных грузов», или ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. Документ подписан в ООН. Основная цель соглашения — обеспечение безопасности при транспортировке подобных материалов.
Классификация опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Они имеют специальный идентификационный номер и делятся на различные классы. В России в соответствии с ДОПОГ разработан ГОСТ 19433-88.
В таблице приведены классы опасных грузов, их описание, количество подклассов и примеры.
Класс | Название | Описание | Количество подклассов | Пример |
---|---|---|---|---|
1 | Взрывоопасные материалы | Все вещества и изделия, которые обладают пиротехническим эффектом. Они также способны становится причиной пожаров со взрывчатым действием. | 6 | тротил аммонал фейерверки пиротехнические составы шнур огнепроводный |
2 | Газы в сжатом или сжиженном состоянии | Сжатые газы, сжиженные охлаждением или растворенные под давлением, которые:
|
6 | водород бутан углекислый газ иприт хлор |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости | Жидкости, их смеси, а также растворы и суспензии, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 61 °C | 3 | керосин масляные краски сольвенты лаки для ногтей туалетная вода герметики настойки |
4 | Легковоспламеняющиеся вещества и материалы | Вещества и материалы, которые способны возгораться под действием внешних факторов — трения, нагревания и т. д. | 3 | магний бенгальские огни активированный уголь хлопок натрий |
5 | Окисляющие вещества и соединения | Вещества, которые легко выделяют кислород и поддерживают горение. А также могут взорваться при определенных условиях | 2 | перекись водорода отбеливатели компоненты белой краски |
6 | Ядовитые и инфекционные вещества | Вещества, которые вызывают болезнь, отравление или смерть при их попадании внутрь, контакте с кожей, слизистыми оболочками. | 2 | синильная кислота ртуть мышьяк паразиты грибки |
7 | Радиоактивные вещества | Материал с удельной активностью более 70 кБк/кг (нКи/г) | — | изотопы для диагностики и лечения |
8 | Коррозионные вещества | Едкие вещества, которые вызывают повреждение металлов, транспортных средств, кожи, слизистых оболочек человека и дыхательных путей | 3 | кислоты щелочи ртуть йод |
9 | Вещества, которые не отнесены ни к одному из классов | Вещества и изделия с низкой опасностью, которые, однако, требуют соблюдения определенных условий при транспортировании. | асбест снегоходы намагниченный материал сухой лед |
Как перевозить ОГ: алгоритм
Понимание правил ДОПОГ — дело не только транспортных компаний, но и владельца груза. Транспортировка осуществляется так:
- В период подготовки оформляются необходимые сертификаты и разрешения, включая лицензию.
- Заключается договор на перевозку опасных грузов.
- Инструктируется водитель и сопровождающие, включая экспедитора.
- Прописывается и обозначается на карте маршрут следования.
- Принимается ОГ.
- Формируется система оповещения о перевозке и подключаются спутниковые системы навигации.
- Выполняется погрузка.
- Проводится финальный инструктаж.
Оснащение автомобиля для транспортировки опасных грузов
Требования к автомобилю для перевозки опасных грузов также достаточно строгие:
- Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем одним противооткатным упором. Габариты и конструкция упора подбираются в соответствии с типом автомобиля.
- В оснащение автомобиля должны входить два предупреждающих знака (конуса светоотражающие конусы, автономные желтые мигающие фонари или знаки аварийной остановки).
- Автомобиль, выполняющий перевозку опасного груза, обязательном порядке маркируется.
- Каждый член экипажа оснащается желтым жилетом со светоотражающими вставками, перчатками переносными фонарями и средствами индивидуальной защиты (в т.ч. для защиты органов дыхания – при перевозке определенных грузов).
Организация перевозки опасных грузов проводится в соответствии с их маркировкой. Поэтому каждый такой предмет или вещество необходимо промаркировать в установленном порядке и по определённым правилам. На их основании перевозчик осуществляет транспортировку, не отступая от данных требований.
Категорию опасных химикатов нужно наносить на каждую тару или упаковку. Маркировать следует и остатки перевозимых предметов и составов, транспорт, упаковочные материалы, неочищенные от опасных отходов в установленном порядке. Разрешено не помечать пакеты для перевозки, если сбоку или торца можно увидеть основную метку на грузе.
В зависимости от типа транспортируемых веществ или изделий маркировка содержит:
На пакете или упаковке нанесён знак опасности, номер ООН, наименование груза для перевозки, а также шифр класса;
На упаковочной таре больших размеров и контейнерах следует наносить знаковый символ опасности, номер ООН. Если транспортировка осуществляется по железной дороге, то также необходимо указать номер аварийной карточки. Если она не пронумерована, то карточка находится вместе с документацией.
Специальные маркировки, указывающие на степень опасности перевозимых веществ, должны обязательно быть на:
- Любой упаковке рядом с обозначениями о допустимых манипуляциях по ГОСТ 14192. Обозначение контрастное и заметное;
- На контейнере – на боку, двери и крышке, если это возможно;
- На цистерне – сверху, снизу и сбоку.
Знак опасности перевозимого груза может совмещаться с другими маркировочными грузовыми обозначениями. При этом символ разрешается уменьшать до 25 мм. А сам ярлык необходимо увеличить на такую величину, чтобы в него помещались все требуемые обозначения.
Обозначения можно не наносить на вещи и предметы подкласса 1.4, а также на 4.1 и 4.2 , если происхождение вкеществ – растительное либо животное. В этом случае достаточно указать сам подкласс и совместимость.
Материалы и способы для осуществления маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192. Если осуществляется морская перевозка, то обозначения делают так, чтобы они не стёрлись от нахождения в морской воде за три месяца.
В транспортных документах указывают:
- Температуру воспламенения транспортируемых веществ при условии, что она не превышает 61 градус;
- Температуру, при которой вещество разлагается, если она не более 50 градусов;
- Класс и подкласс, классификацию ООН, номер знака, шифр – классификатор;
- Соответствие упаковочной тары ГОСТ 26319 ( за исключением классов 2, 7, 6.2, 9.2);
- Надпись «Опасные только для…(условия)», если груз относится к классу 9. Здесь написано, каким транспортом осуществляется доставка, а также шифр для классификации.
Таблица совместимости
Для переработки и других целей могут везти одновременно несколько грузов 1-9 классов опасности. Возможны разные сочетания веществ. Какой сбор разрешен, а какие вещества нежелательно совмещать, указано в таблице перевозки опасных грузов.
Если в таблице напротив значения стоит знак плюс, перевозка разрешена, а если минус – запрещена. Это базовые принципы, которые должны соблюдать перевозчики, чтобы избежать катастрофы.
Все вредные вещества разделили на группы. Их следует перевозить с учетом требований и правил ГОСТ и ДОПОГ. Каждый год рекомендации пересматриваются и дополняются, чтобы избежать взрывов, инфицирования, пожаров, загрязнении воздуха. При возникновении вопросов ответы всегда можно получить у представителей государственных организаций.
Правила перевозки опасных грузов
Водитель, находящийся за рулем автомобиля с опасным грузом, должен быть как можно более внимательным и осторожным. Требования, которых он обязан придерживаться во время езды, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2011 г.
Таким образом, постановление о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом обязательно к исполнению как водителями, так и компаниями, которые организуют доставку вредных веществ.
Появление в России данного документа связано с тем, что наша страна является одним из участников международного соглашения ДОПОГ. Его соблюдение обязательно и при международных перевозках опасных грузов. Транспортное средство может пересечь границу Европейского союза только в том случае, если его технические характеристики соответствуют указанным в соглашении требованиям, а водитель прошел специальную подготовку и имеет подтверждающий это документ.
Маркировка при перевозке опасных грузов
Автомобиль, который осуществляет перевозку опасного груза, должен иметь соответствующий цвет, а также необходимые знаки и надписи.
Для едких соединений используются цистерны желтого цвета. С обеих сторон они дополняются продольными черными полосами. На полосе пишется предупреждение: «Едкий материал». Особые условия касаются перевозки аммиака и метанола. Окрашивать кузов в данных случаях необязательно, но необходимо нанести на него надписать: «Огнеопасно. Аммиачная вода» или «Яд – метанол».
Знак, сообщающий о нахождении в кузове опасного груза, состоит из двух треугольников. В верхнем располагается символ, который говорит о принадлежности вещества к тому или иному классу. В нижний помещаются дополнительные сведения, такие как особенности совместимости или номер ОГ по международному стандарту.
Для надписей установлена минимальная высота шрифта, при которой сообщение легко разглядеть с любого расстояния и под любым углом, – 15 см. К надписи прилагаются знаки нового образца. Они имеют форму квадрата со стороной 10 см для транспортных пакетов и 25 см – для контейнеров. Если пространство не позволяет разместить знак соответствующего размера, можно уменьшить его до 5 см.
Существуют также стандарты, касающиеся изображений на автомобилях, используемых для перевозки опасных грузов:
- Если транспортируется взрывоопасное вещество, внутри знака должна быть нарисована темная бомба.
- Газу, который не является легковоспламеняющимся, соответствует белый или черный газовый баллон.
- Жидкие и газообразные вещества, которые легко загораются, обозначаются черным или белым пламенем.
- При перевозке ядовитых соединений используется изображение черепа и двух скрещенных костей.
Что изменилось касательно конструкций удержания грузов
Появился отдельный перечень требований, касающийся цистерн, изготовленных из волокнита. Перевозчикам рекомендуется обратить особое внимание. В руководство добавили отдельную главу с важными аспектами. Теперь изготовление, проверка, тестирование усложнились, поскольку количество стандартов увеличилось. Официально этой теме присвоили главу 6.9, в которой можно ознакомиться с деталями. Письменные инструкции ДОПОГ 2023 изменения указывают все без исключения.
Появились отдельные правила и для проведения гармонизационных работ. Они тоже прописаны под тем же номером, что и стандарты к производству цистерн. Сверхбольшие модели официально тоже потерпели перемены. Появился на рынке новый вид. Он называется сверхбольшим контейнером-цистерной. Поэтому специалисты внесли его в руководство. Важно понимать, что под эту категорию попадает только та тара, вместимость которой превышает 40 тысяч литров. Можно найти отдельную форму отчета по этому вопросу в главе под номером 1.8.5.4, ДОПОГ 2023 изменения детально все рассматривают. Категория автоматически относится к опасным грузам, что усложняет транспортировку и добавляет ответственности.
Прочитать в главе 6.8 можно о новых требованиях, которые касаются перечисленных выше цистерн. Если кратко охарактеризовать перечень, то, например, минимальная толщина стенки должна быть не менее 4,5 мм. Ранее для стандартных цистерн норма была всего 3 мм, но сверхбольшие модели не могут являться настолько тонкими. Есть дополнительные требования к давлению. Не может быть меньше чем 4 бара, иначе стандарты будут нарушены.
Для теплозащитного экрана тоже появились новые правила. Если раньше требование, о котором дальше будет речь, касалось только MEMU и ЕХ/III, то теперь относится ко всем. Специалисты обязуют убрать металлический экран, но оставить функционал теплозащитного. Это касается и техники, что занимается транспортировкой газа, бензина и прочих сложных, опасных веществ. Но пока что не нужно тратить бюджет на переоборудование машины. Средства, которые уже были официально в эксплуатации, могут использоваться как раньше. В положении 1.6.5.23 написано о том, что новое правило касается только техники, которая еще не использовалась, а только планируется. Это общие важные изменения в ДОПОГ 2023 году.
Что изменилось в документах?
Внесли ДОПОГ 2023 изменения и в документацию. Это не только свидетельства о допусках, но и другие ценные бумаги. Например, обновился перечень бумаг, которые должны присутствовать на средство для перемещения. Речь касается именно тех машин, которые занимаются транспортировкой опасных грузов. Теперь обязательно предварительно получать специальное свидетельство о загрузке контейнера. Ранее можно было перемещать его без этой бумаги. Но стоит отметить, что документ необходим, если перевозки морские. Это не касается железнодорожных, автомобильных перевозок или транспортировки на самолетах.
Полностью перечислены необходимые транспортные документы в разделе 5.4.1. Там можно прочитать, что требуется для определенных видов перевозки, какие инструкции теперь обязательно соблюдать и как подтверждать удостоверение личности.
Если кратко описать главные изменения в ДОПОГ 2023 году касательно документов, то водитель должен показать официальное свидетельство, подтверждающее допуск к перевозке. О нем сказано в разделе 9.1.3. Важно, чтобы бумага была полностью на все транспортные единицы и дополнительные элементы.
Также необходимо предоставить:
- копию утверждения от компетентного органа;
- свидетельство о том, что водитель готов к перевозке.
Список необходимого для перевозки опасных грузов
Вот список того, что нужно иметь при себе при перевозке опасного груза автомобильным транспортом:
- Комплект ADR-УНВРС (1-9 классы) — 1 комплект.
- Наклейки классов опасности, ромбы размером 250*250 мм или 300*300 мм — 3 шт. (на машину требуется 3 шт. по каждому перевозимому классу, всего классов с подклассами — 20 видов).
- Наклейки «вещество, опасное для окружающей среды» — 3 шт.
- Таблички оранжевые, обозначающие груз с кодом ООН — 2 шт. есть вариант наборных табличек с цифрами на все коды.
- Маяк на крышу — 1-2 шт.
- Огнетушители ОП-6 — 2 шт.
- Пеналы для огнетушителей — 2 шт.
- Огнетушитель оп-2 — 1 шт.
- Комплект дистанционного отключения массы — 1 шт.
- Знак «Опасность/Danger» — 2 шт.
- Противооткатный упор — 2 шт.
- Аптечка для перевозки опасных грузов — 1 шт.
Что такое «опасный груз»
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.
Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:
- тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
- маркировка используемой тары;
- точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.
Распространенные вопросы
- Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?
В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.
- Когда могут отказать в выдаче удостоверения?
Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.
- Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?
Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.
Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.