Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасного груза без разрешения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.

Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать

Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.

При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.

Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.

Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.

При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.

Чем грозит нарушение ДОПОГ

ДОПОГ представляет собой набор положений, которые были установлены в рамках соглашений, подписанных 49 европейскими странами, включая Россию и соседей по СНГ. Данные требования являются обязательными для соблюдения даже на внутренних маршрутах в РФ, так как это предписывают «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом» и «… обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Согласно ДОПОГ участники процесса доставки — а это и грузоотправитель и перевозчик и даже грузополучатель — обязаны выполнять ряд предписаний, чтобы сделать процесс безопасным:

  • правильно определить, какое именно вещество перевозится;
  • подобрать упаковку и условия рейса, с учетом опасностей;
  • выбрать транспортное средство;
  • нанести на упаковки и транспорт маркировку знаками опасности, табличками;
  • водитель должен пройти обучение и иметь действующее свидетельство;
  • на борту грузовика должен быть комплект пожарно–спасательного инвентаря, средств защиты кожи, дыхания, приспособлений и химикатов для ликвидации последствий утечки, средства обозначения места аварийной остановки;
  • в ряде случаев маршрут должен согласовываться в виде специального разрешения;
  • при движении выполнять ПДД, запреты, принять меры от незаконного завладения грузом, транспортом, не допускать аварии и происшествия.

Невыполнение ДОПОГ подпадает под статью Кодекса об административных правонарушениях №12.21.2. Первая часть статьи касается ситуаций:

  • у водителя нет свидетельства о подготовке;
  • на автомобиль нет подтверждения соответствия категории;
  • транспорт конструктивно непригоден к транспортировке особых веществ;
  • нет знаков опасности, ADR–комплекта;
  • нет спецразрешения Ространснадзора или «аварийной карточки системы информации об опасности»;
  • несоблюдение условий, предписываемых правилами.

Комментарий к ст. 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях


1. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 года, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, разд. 23 Правил дорожного движения и Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует совершение водителем действий, перечисленных в диспозиции указанной нормы.

2. По ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ ответственность наступает в случае нарушений иных правил перевозки опасных грузов (не указанных в ч. 1 названной статьи).

3. В случае совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку. Задержание может осуществляться путем прекращения движения транспортного средства при помощи блокирующих устройств.

Читайте также:  Водоотведение на ОДН как не платить в 2024 г?

4. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

5. С субъективной стороны указанные правонарушения характеризуются умыслом.

6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматриваются также судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

7. Протоколы о соответствующих правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Когда возможна ДОПОГ без разрешения

Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.

Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.

Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.

Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ

Отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ — это одно из самых частых нарушений, и штрафуется оно строго. За него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.

Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).

Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?

Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:

  • Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
  • ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
  • Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
  • Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
  • Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
  • Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
  • Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
  • Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
  • Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).
Читайте также:  Распределение квартир военнослужащим в 2024 году в Москве

Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов

Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.

За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.

Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.

Перевозка грузов автотранспортом

Перевозка – одна из многогранных и плохо систематизированных тем в судебной практике. Сложно прогнозировать исход спора из договора перевозки, потому что подходы судов далеки от единообразия, а участники отношений порой подписывают документы, которым сложно дать правовую оценку (правильно квалифицировать договор, передаточный документ, установить полномочия лица и др.).

В статье я поверхностно затрону основные проблемы перевозочного процесса, дам рекомендации, как избежать очевидных ошибок. Текст опирается не законодательство и судебную практику на сентябрь 2018 года, в т.ч. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”, Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.

Нарушение правил по перевозке опасных грузов – основные штрафные санкции

Современным законодательством разрешено провозить по территории страны груз, который характеризуется, как опасный. Самое главное осуществлять данный процесс в полном соответствии с правилами. По той причине, что опасные грузы могут привести к определенным проблемам, нарушение правил перевозки опасных грузов наказывается на законодательном уровне. Это определенные штрафы, которые при нарушении факта присуждаются, как самому водителю, так и транспортной компании, где он работает.

Дорожная транспортировка опасного груза регулируется правовыми официальными документами, основными внутриведомственными приказами, определенными инструкциями, положениями, правилами и иными нормативами. В подобных бумагах обозначаются главные правила перевозки, а также меры назначенного наказания за несущие опасность нарушения.

Освобожденные количества

Как и в предыдущем варианте, выполнение правил ДОПОГ не потребуется — достаточно присутствия идентификационного спецобозначения. При этом не снимаются требования в отношении соблюдения порядка подготовки, классификации упаковочной группы и исполнения стандартов.

Уточнить актуальные допуски можно с помощью порядкового раздела 7b, в котором проставлены коды, показывающие, что и в каких объемах может перевозиться. Как и в предыдущем случае, нулевое обозначение исключает применение положений, связанных с понятием освобожденного количества, тогда как для других позиций установлены следующие нормы:

Код Нетто тары, max (г, мл)
Внутренняя Наружная
E1 30 1 000
E2 30 500
E3 30 300
E4 1 1
E5 500 300

Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать

Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.

При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.

Читайте также:  Программа утилизация авто в 2023 году

Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.

Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.

При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.

Уровень ответственности

На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:

  1. Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
  2. Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
  3. Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
  4. Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.

Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.

Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.

Нарушение Штраф водителя Штраф должностного лица Штраф компании
Отсутствие необходимых документов до 1500 руб 5-10 тысяч руб 200-250 тысяч руб
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке 2500 руб 20 тысяч руб 500 тысяч руб
Плохое состояние авто 10 000 руб 30-50 тысяч руб 50-100 тысяч руб

В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.

Обязанности грузополучателя

Для того, чтобы не допустить простой транспортного средства компании-перевозчика, грузополучатель должен соблюдать ряд простых правил, а именно:

  • как только он получит извещение о том, что в ближайшее время груз будет доставлен, необходимо назначить ответственное лицо, за которым будет закреплена обязанность принять и разгрузить груз. В тех случаях, когда доставка осуществляется на сборный пункт, необходимо узнать контакты сотрудников этого пункта;
  • назначенному ответственному лицу сообщают информацию о транспортном средстве, которое доставляет груз, а также во сколько приблизительно груз будет доставлен. Одновременно с этим стоит уточнить, как работает склад;
  • приблизительно часа за 2 до того момента, как будет осуществлена доставка, стоит ненавязчиво напомнить приемщику груза о необходимо выполнения им своих обязательств;
  • в том случае, если груз пришел раньше или наоборот задерживается, тогда стоит связаться с представителем транспортной компании, для того, чтобы узнать, с чем связаны изменения времени доставки.

Штраф за перевозку опасного груза без ДОПОГ

Если транспорт с опасным грузом управляется лицом, не имеющим соответствующего удостоверения, которое выдается территориальным УГАДН, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • от 2 до 2,5 тыс. рублей для водителя;
  • от 15 до 20 тыс. рублей для ответственных должностных лиц;
  • от 400 до 500 тыс. рублей для юридических лиц, организовавших перевозку.

Водитель может быть освобожден от уплаты штрафа, но в этом случае будет лишен прав на ближайшие 4-6 месяцев. Такая серьезная мера наказания применяется судами при наличии особых обстоятельств (повторная перевозка ОГ, транспортировка веществ повышенной опасности и так далее).

Если трансфер был организован должностными лицами, которые пренебрегли обучением и не имеют свидетельства установленного образца, также придется заплатить штрафы ДОПОГ:

  • от 1 до 1,5 тыс. руб. для водителей;
  • от 5 до 10 тыс. рублей для специалистов, ответственных за перевозку;
  • от 150 до 250 тыс. для юридических лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *