Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 2 к этому документу.
Общая масса транспортного средства — это масса автомобиля вместе с массой груза.
Допустимая масса транспортного средства — это максимально допустимая по законодательству величина общей массы автомобиля.
Общая масса чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Допустимая масса зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества уставленных на нем осей.
По своему составу грузовые автомобили подразделяются на 2 вида:
1) одиночные автомобили;
2) автопоезда (седельные и прицепные).
Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезд седельный — в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп.
Автопоезд прицепной — в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы).
Значения допустимой массы транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:
Российское законодательство строго регулирует допустимые нагрузки на оси грузовых автомобилей. Установленные нормативы имеют цель обеспечить безопасность на дорогах и предотвратить повреждение инфраструктуры.
Согласно действующим правилам, максимальная нагрузка на переднюю ось грузового автомобиля не должна превышать 7 тонн, а на заднюю ось — 11,5 тонн. Общая масса автомобиля с полной нагрузкой не должна превышать установленного предельного значен
ия в зависимости от категории дороги.
Различные категории автомобильных дорог имеют свои специфические ограничения по допустимой нагрузке. На федеральных автомагистралях и районных дорогах максимальная допустимая масса автомобиля вместе с грузом может достигать 40 тонн. За пределами населен
ных пунктов, на региональных и локальных дорогах, эта величина снижается до 36 и 12 тонн соответственно.
При перевозке особо крупногабаритных и тяжеловесных грузов, могут действовать дополнительные ограничения по нагрузке. Например, для автомобилей, перевозящих негабаритные грузы, предусмотрена возможность увеличения максимальной нагрузки на ось до 15,5 тонн.
Перспективы изменений
В ближайшие годы ожидается значительное изменение вопросов, связанных с допустимой нагрузкой на ось грузовых автомобилей в России. Существующие нормы были разработаны с учетом технических и эксплуатационных особенностей автотранспортных средств, а также требований безопасности и дорожной инфраструктуры.
Однако, с учетом развития технологий и изменения внешних факторов, таких как объемы перевозок и состояние дорожной сети, требуется пересмотреть и пересчитать допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля.
В частности, возможны следующие изменения:
1. Увеличение допустимой нагрузки. С учетом технического прогресса и усовершенствования конструкции автомобилей, возможно увеличение предельно допустимой нагрузки на ось. Это позволит более эффективно использовать грузовые автомобили и снизить объемы перевозок.
2. Внедрение новых технологий. С развитием автономных и электрических автомобилей, а также использованием новых материалов и компонентов, становится возможным снижение массы транспортного средства при сохранении его грузоподъемности. Это способствует оптимизации использования ресурсов и повышению экологической эффективности перевозок.
3. Учет экологических требований. В контексте борьбы с изменением климата и ограничения выбросов вредных веществ, возможно внедрение ограничений на допустимую нагрузку в зависимости от типа и экологической эффективности автомобиля. Это способствует стимулированию использования более экологичных транспортных средств.
Таким образом, перспективы изменений в допустимой нагрузке на ось грузового автомобиля в России представляют собой возможность повысить эффективность и безопасность автотранспортных перевозок, а также снизить их негативное воздействие на окружающую среду.
Перегруз на ось: штрафы и нормативы в 2024 году
Согласно новым нормативам, максимально допустимая нагрузка на ось для различных типов транспортных средств была установлена в строго определенные пределы. Нарушение этих нормативов влечет за собой серьезные штрафы.
За первое нарушение перегруза на ось водителю грозит штраф в размере 20 тысяч рублей. В случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа увеличивается до 40 тысяч рублей. Если водитель совершил третье нарушение перегруза на ось, то штраф составит уже 60 тысяч рублей, а также грозит лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев.
В случае нарушения перегруза на ось, грузовой автомобиль будет направлен на весовую станцию для проведения взвешивания. Если обнаружится перегруз, водителю будет выписан штраф, а также превышенная часть груза будет снята с транспорта до момента установления безопасной нагрузки.
Важно отметить, что штрафы за перегруз на ось не только накладываются на водителей, но и на организации, осуществляющие перевозку. За первое нарушение перегруза на ось организации грозит штраф в размере 100 тысяч рублей, за второе — 200 тысяч рублей. Повторное нарушение перегруза на ось может привести к отзыву лицензии на перевозку грузов в течение года.
В связи с введением новых нормативов и ужесточением штрафов за перегруз на ось, водителям и организациям необходимо быть более ответственными и внимательными при проведении грузовых перевозок. Соблюдение установленных нормативов и избегание перегруза на ось не только предотвращает дорожно-транспортные происшествия, но и способствует сохранению дорожного покрытия.
Грузовые автомобили и перегруз на ось
Грузовые автомобили специально разрабатываются и конструируются с учетом допустимой осевой нагрузки. Однако, в реальной эксплуатации возникают случаи, когда автомобиль перегружается на одну или несколько осей. Это может быть связано с увеличением веса перевозимого груза или неправильным распределением нагрузки в кузове.
Проверка перегруза на ось проводится с помощью взвешивания автомобиля на специальных весовых комплексах. В случае выявления перегруза, водитель обязан устранить его путем снижения веса груза или перераспределения нагрузки.
С 2024 года вступили в силу новые нормативы штрафов за перегруз на ось. Их размер зависит от степени перегруза и может достигать значительных сумм. Такие меры были введены с целью обеспечения безопасности на дорогах и предотвращения перегруза грузовых автомобилей.
Внесение изменений в наказание за превышение нагрузки на ось грузового автомобиля в 2024 году обусловлено рядом причин, которые имеют серьезные последствия для безопасности на дорогах и состояния дорожного покрытия.
Перегрузка грузовых автомобилей
Одной из основных причин изменений является частое нарушение нормативов веса грузовых автомобилей, что приводит к перегрузкам. Перегруженные транспортные средства оказывают негативное воздействие на дорожное покрытие, увеличивая износ и создавая проблемы с устойчивостью и безопасностью движения.
Усиление аварийности
Перегрузка грузовых автомобилей также является одной из ведущих причин аварийности на дорогах. Перегруженные автомобили теряют устойчивость и управляемость, что делает их водителей непрофессиональными водителями. Это, в свою очередь, увеличивает риск ДТП и причиняет вред правилам безопасности дорожного движения.
Повышение износа дорог
Перегрузка грузовых автомобилей приводит к более сильному воздействию на дорожное покрытие. Избыточная нагрузка способствует быстрому износу дорог, появлению трещин и ям, что требует частого ремонта и поддержания в хорошем состоянии.
Нарушение экологических норм
Перевозка перегруженных грузов также приводит к повышенному выбросу вредных веществ в окружающую среду. Это имеет негативное воздействие на экологию и здоровье людей, а также на состояние дорожной инфраструктуры.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения дорожного покрытия и соблюдения экологических норм, были внесены изменения в наказание за превышение нагрузки на ось грузового автомобиля в 2024 году. Эти изменения направлены на осознание водителями ответственности за соблюдение нормативов и регулярную проверку веса своих транспортных средств.
Влияние изменений на рынок грузоперевозок
Введение новых наказаний за превышение нагрузки на ось грузового автомобиля может вызвать значительное влияние на рынок грузоперевозок. Эти изменения будут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для участников этой отрасли.
С одной стороны, такие изменения способствуют повышению безопасности на дорогах. Ограничение нагрузки на ось грузовиков помогает предотвратить износ дорожного покрытия и уменьшить возможность возникновения аварийных ситуаций. Это особенно важно для дорог с плохим состоянием и высоким уровнем транспортного движения. Таким образом, новые наказания могут способствовать обеспечению более безопасных и комфортных условий для всех участников дорожного движения.
С другой стороны, повышение штрафов за превышение нагрузки может оказать негативное влияние на экономику и эффективность грузоперевозок. Увеличение расходов на штрафы может привести к увеличению стоимости услуг грузоперевозок, что может негативно сказаться на компаниях, осуществляющих перевозки. Это может привести к сокращению спроса на услуги грузоперевозок и уменьшению объема деятельности в этой отрасли.
Кроме того, новые наказания могут повлиять на структуру рынка грузоперевозок. Компании, не готовые внести изменения в свою деятельность и привести свои автомобили в соответствие с новыми требованиями, могут выйти из отрасли. В то же время, компании, обладающие современными и технически соответствующими грузовиками, могут получить конкурентное преимущество и увеличить свою долю на рынке.
Санкции для нарушителей
Новый закон 2024 года, касающийся перегруза автомобилей и грузовиков по осям, вводит суровые штрафы для нарушителей. Это означает, что водительские права могут быть лишены в случае превышения массы груза, что лежит на оси автомобиля.
Суть нового закона состоит в том, что все грузовики и автомобили будут проверяться ГИБДД на предмет перевеса и перегруза. В случае обнаружения нарушения, будут выписываться штрафы, размер которых будет рассчитан на основе величины перегруза. Что касается отстранения от автоштрафы, то оно может быть как лишением прав, так и добиваться оплатой в размере до 50% от общей страховой скидки.
Почему такое наказание введено? Перегруз грузовых автомобилей и грузовиков является нарушением правил проезда и по сути опасным для дорожного движения. Это может привести к авариям и повреждению дорожного покрытия. Кроме того, перегруз создает дополнительную нагрузку на оси автомобиля, что может привести к их поломке и требовать дорогостоящих ремонтных работ.
Таким образом, новые штрафы и возможность лишения прав в отношении нарушителей перегруза грузовых автомобилей и грузовиков направлены на повышение ответственности и сознательности у водителей. Это также может стимулировать компании-перевозчики и продавцов автомобилей к более тщательной проверке и контролю в отношении грузов, перевозимых их автомобилями.
В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?
Рассмотрим подпункты 17 и 18 статьи 31:
17. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
18. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на десять процентов и более.
17. Специальное разрешение на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
В указанных подпунктах есть 2 важных нововведения:
- Ранее разрешения в упрощенном порядке выдавались только для автомобилей, масса которых превышает разрешенную на величину от 2 до 10 процентов. С 15 апреля получить разрешение в упрощенном порядке можно при любом превышении массы.
- С 15 апреля отменено требование о наличии выданных ранее разрешений на движение по тому же самому маршруту.
Типы транспортных средств
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.
Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.
Допустимая осевая нагрузка
В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.
Итак, все автомобили разделяют на два класса:
- «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
- «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.
Ниже указаны допустимые значения.
В первую очередь, для автомобилей:
- с двумя осями — 18 тонн;
- с тремя осями — 25 тонн;
- с четырьмя осями — 32 тонны;
- с пятью осями — 35 тонн.
Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:
- с тремя осями — 28 тонн;
- с четырьмя осями — 36 тонн;
- с пятью осями — 40 тонн;
- с шестью осями и более — 44 тонны.
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2024 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Как можно перевозить грузы, превышающие допустимую норму
Согласно №257-ФЗ от 08.11.2007, грузовой автомобиль, нагрузка на оси которого превышает разрешенное значение на 2% и более, должен получить официальное разрешение на перегруз. В этом документе указывается:
-
Маршрут следования автомобиля;
-
Тип перевозки (региональная, международная и прочее);
-
Данные об авто (марка, номер, модель);
-
Период действия разрешения;
-
Вес и размер машины и груза;
-
Сведения о владельце ТС;
-
Данные о грузополучателе и его отправителе;
-
Характеристики и описание груза;
-
Орган, выдавший разрешение.
При несоблюдении указанных условий водитель и иные ответственные лица подвергаются административному наказанию по ст. 12.21 КоАП РФ.