Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращение госслужащих в 2024 году кого коснется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сокращение госслужбы в 2024 году привело к ряду значительных последствий, как положительных, так и отрицательных. В первую очередь, это привело к уменьшению численности государственных служащих, что позволило сэкономить бюджетные средства и снизить государственные расходы.
Сокращения в сфере финансов
В сфере финансов, как и в любой другой отрасли, сокращения периодически встречаются. Это может быть связано с различными факторами, такими как смена бизнес-моделей, автоматизация процессов или экономические трудности. Ниже представлены некоторые из основных участников списка наиболее вероятных сокращений в сфере финансов в 2024 году:
Участник | Описание |
---|---|
Банковские служащие | С развитием онлайн-банкинга и автоматизации операций, многие банковские служащие могут быть заменены компьютерными системами и программами. |
Менеджеры по управлению активами | Рост популярности индексных фондов и алгоритмического трейдинга может сократить спрос на профессиональных менеджеров по управлению активами. |
Финансовые аналитики | Развитие искусственного интеллекта и аналитических программ может уменьшить потребность в финансовых аналитиках. |
Трейдеры | Автоматизация торговых операций и использование алгоритмического трейдинга может снизить спрос на традиционных трейдеров. |
Кассиры | С развитием бесконтактных платежей и самообслуживания в магазинах, спрос на кассиров может сократиться. |
Аудиторы | Развитие автоматизированных систем контроля и анализа данных может привести к сокращению числа профессиональных аудиторов. |
Это лишь некоторые из возможных сокращений в сфере финансов. Все больше компаний стремятся оптимизировать свои затраты и повысить эффективность операций, что может привести к изменениям в составе персонала.
Порядок сокращения численности или штата работников в учреждении и отражение расходов в учете
Мухин С.Р., эксперт журнала
Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2020
В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.
В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.
Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.
В силу ст.
75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.
Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:
- в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;
- в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.
На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).
Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Новые требования к госслужащим
Сокращения на госслужбе, вступающие в силу с 2024 года, будут вносить изменения и в требования к госслужащим. От сотрудников будет требоваться большая гибкость и адаптивность к новым условиям работы.
Прежде всего, госслужащим будет необходимо обладать широким кругозором и комплексным подходом к решению задач. Они должны быть в состоянии решать не только узкие специфические задачи своей отрасли, но и проникать в смежные области и находить решения проблем на пересечении различных дисциплин.
Также важным требованием станет умение работать в команде и принимать участие в междепартаментальных проектах. Госслужащие должны быть готовы к сотрудничеству с коллегами из других организаций и совместной работе над общими целями.
Повышение эффективности работы госслужбы будет включать в себя акцент на использование современных информационных технологий. Госслужащие должны быть готовы к работе с новыми программами и инструментами, а также быть в состоянии адаптироваться к быстро меняющимся технологиям.
Кроме того, будут внесены изменения в систему оценки работы госслужащих. Большее внимание будет уделяться результатам работы, а не просто выполнению задач. Госслужащие будут оцениваться по достижению конкретных целей и результатам их деятельности.
В целом, новые требования к госслужащим будут направлены на повышение эффективности и качества работы государственных органов. Это требует от сотрудников готовности к постоянному саморазвитию, профессиональному росту и адаптации к быстро меняющимся условиям.
Реакция общественности и экспертов
Сокращения на госслужбе, которые планируются в 2024 году, вызвали оживленную реакцию общественности и экспертов. Многие высказали свое несогласие с проводимыми изменениями, считая, что они несправедливы и необоснованны. Работники государственных органов опасаются потерять свои места работы, что вызывает недовольство и тревогу.
Однако некоторые эксперты считают, что сокращения на госслужбе необходимы для повышения эффективности и эффективности работы государственных органов. Они указывают на то, что некоторые государственные службы имеют избыточное количество персонала, что приводит к неэффективности и росту бюджетных расходов. Сокращение персонала позволит сосредоточиться на ключевых задачах и оптимизировать работу государственных органов.
Критики реформы утверждают, что сокращение персонала может привести к дополнительной нагрузке на работников, которые останутся на своих местах. Увеличение объема работы может отрицательно сказаться на качестве предоставляемых государственных услуг и уровне их доступности для граждан. Также есть опасения, что сокращение персонала может привести к увеличению коррупционных схем и неправомерным действиям со стороны некоторых госслужащих.
Несмотря на разногласия, реформа на госслужбе уже началась, и общественность будет внимательно следить за ее проведением и оценивать ее результаты. Важно обеспечить прозрачность и открытость процесса сокращения персонала, чтобы избежать возникновения конфликтов и недовольства. Контрольные меры и механизмы проверки должны быть введены для того, чтобы гарантировать честность и справедливость в реализации реформы. Только так можно достичь желаемых результатов и улучшить эффективность работы государственных органов.
Согласно установленной государственной программе социальная пенсия должна быть проиндексирована на коэффициент 1,086. Возможно, что ближе к 1 апреля, произойдет увеличение индекса в связи с изменившейся ситуацией в стране.
При расчете конечной суммы следует учитывать, что неработающие лица пенсионного возраста имеют право на доплату до величины прожиточного минимума, установленном в регионе проживания.
Пенсионеры, проживающие в областях, где в отношении социальных выплат предусмотрен региональный коэффициент, получат надбавку к пенсии с его учетом.
Размер выплат будет таким:
Показатель | Величина после индексации (коэфф. 1,086), в руб. | Величина до индексации в руб. | Разница |
· Инвалиды I группы;
· Дети-инвалиды |
15108,432 | 13912,10 | + 1196,33 |
· Инвалиды детства I, II группы;
· Дети при потере одного или обоих родителей |
12590,63 | 11593,58 | + 997,05 |
· Пенсионеры по старости (социальная пенсия);
· Инвалиды II группы; · Дети при потере одного родителя |
6295,3 | 5796,78 | + 498,52 |
· Инвалиды III | 5351,04 | 4927,29 | + 423,75 |
Кто подвергнется сокращению госслужащих в 2024 году?
В 2024 году планируется проведение сокращения госслужащих, что может затронуть различные отрасли и уровни государственной власти. В первую очередь, будут пересмотрены штатные численности в различных министерствах и ведомствах.
Сокращение госслужащих может коснуться как низших уровней аппарата мэрии или администрации района, так и высших руководителей государственных органов. Наиболее вероятно, что сокращение будет проводиться на основе анализа эффективности работы и объема задач, выполняемых данным подразделением или должностным лицом.
Важно отметить, что сокращение затронет только лиц, занимающих государственные должности. Частные компании и предприятия не подлежат сокращению.
Также стоит учитывать, что сокращение госслужащих может повлиять на работу государственных учреждений и их способность выполнять свои функции. Очевидно, что процесс сокращения должен быть осуществлен таким образом, чтобы минимизировать возможные негативные последствия и обеспечить бесперебойность предоставления государственных услуг.
Порядок расчета выплат при сокращении штата
Для расчета величины выходного пособия для начала исчисляется среднедневной заработок. Он считается в общем порядке на основании сведений о зарплате работника за предыдущие 12 мес. Когда сокращение производится в последний день месяца, этот месяц также нужно включить в расчетный период (Письмо Роструда от 22.07.2010 г. № 2184-6-1). В остальных ситуациях расчет производится по предыдущий месяц (п. 4 Положения, регламентированного Постановлением Правительства от 24.12.2007 г. № 922).
Конкретный размер выходного пособия рассчитывается умножением среднедневного заработка на число рабочих и нерабочих праздничных дней в первом месяце после сокращения (Постановление КС РФ от 13.11.2019 г. № 34-П). Касаемо сезонных работников, среднедневной заработок умножается на число рабочих и нерабочих праздничных дней, приходящихся на две недели, идущие после сокращения.
По сотрудникам с суммированным учетом рабочего времени считается не среднедневной, среднечасовой заработок (п. 13 Положения). Полученный результат умножается на число рабочих часов по графику данного сотрудника в первом месяце (для сезонных сотрудников — в первых двух неделях) после сокращения. Соответственно, для исчисления выходного пособия график составляется так, как будто увольняемый сотрудник продолжает работать.
Какие выплаты могут получить работники по разным категориям
В случае сокращения работника, сумма выплат может зависеть от его категории. Вот какие категории существуют:
1. Уволенные по собственному желанию работники. В этом случае работник может получить только компенсацию за неиспользованный отпуск.
2. Работники, уволенные по сокращению штатов. В этом случае работнику полагается выплата среднего заработка за полный месяц работы.
3. Работники, уволенные по сокращению штатов из-за снижения производства или прекращения деятельности организации. В этом случае работнику полагается:
— компенсация в размере двухнедельного среднего заработка за каждый год работы в организации;
— гарантированная выплата в размере среднего заработка за полный месяц работы;
4. Работники, уволенные по сокращению штатов в связи с реорганизацией или слиянием организаций. В этом случае работнику полагается:
— компенсация в размере четырехнедельного среднего заработка за каждый год работы в организации;
— гарантированная выплата в размере среднего заработка за полный месяц работы;
5. Работники, уволенные по сокращению штатов при ликвидации организаций. В этом случае работнику полагается:
— компенсация в размере шестинедельного среднего заработка за каждый год работы в организации;
— гарантированная выплата в размере среднего заработка за полный месяц работы;
Учтите, что в каждом конкретном случае выплаты могут различаться в зависимости от количества отработанных лет и других факторов. Детальные правила и условия выплаты указаны в законодательстве.
Реформа системы ФНС: инспекции будут укрупнять
При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.
Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.
Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:
- выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
- налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
- налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
- налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.
Распределение по должностям
К примеру, распределение зарплаты по различным должностям можно посмотреть в следующей таблице:
Должность | Оклад до указа и процент премии | Новый оклад |
Специалист 1 разряда | 2200 ₽, а также 2,5% от оклада – это премия | 12400 ₽, где 0,9 от оклада – это премия |
Специалист эксперт | 2600 ₽, а также 2,5% от оклада- премия | 14600 ₽, где 0,9 от оклада- это премия |
Заместитель министра | 5600 ₽, а также 10,5% от оклада – это премия | 31 000 ₽, где 3,5 от оклада – это премия. |
Как видно, теперь основной доход госслужащих будет приходиться именно на оклад, на не на получение премии.
Что такое преимущественные права и кто ими обладает
Преимущественные права могут быть предоставлены:
- Учредителям — лицам, создавшим организацию или общество и вложившим в нее свои деньги или имущество. Такие лица обладают правом преимущественного участия в прибыли и распределении активов при ликвидации.
- Инвесторам — лицам, вложившим деньги в развитие организации или общества. Им могут быть предоставлены преимущественные права на получение дивидендов или приоритетное получение средств при продаже акций или долей.
- Сотрудникам — лицам, работающим в организации или обществе. Они могут иметь преимущественные права на получение определенной доли прибыли или акций по более выгодной цене.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |