Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое по онлайн-кассам и ОФД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом случае нужно ориентироваться на судебную практику. Изначально компанию ИФНС оштрафовала за неприменение ККТ. Затем компания обжаловала решение, и три инстанции ей отказали и посчитали решение ИФНС верным.
Новые правила проверок ККТ в 2023 году
Налоговая анонсировала проект Программы профилактики причинения вреда в сфере применения касс на 2023 год. Это документ, в котором инспекция рассказывает о новых правилах применения контрольно-кассовой техники, которые планируется ввести с января 2023 года.
Проект сделали открытым — мнения владельцев бизнеса собирали до 1 ноября 2022 года. Каждый налогоплательщик мог отправить в ФНС электронное письмо с комментариями и предложениями по поводу новых регламентов работы с онлайн-кассой.
Проект восприняли в целом положительно, поэтому новые поправки в Налоговый кодекс уже готовы. Они вступают в силу с 1 января 2023.
Отменяется мораторий на проверку кассовых аппаратов. Начиная с января налоговый инспектор может проверять компании, а точнее то, как в этих компаниях работают с онлайн-кассами. Проверка может начаться как по инициативе налоговой службы, так и в результате сообщения о нарушениях правил работы с кассой. Например, покупателю не выдали чек, и он может обратиться в налоговую — инспектор придет с проверкой.
За невыдачу чека штрафуют всего на 2000 рублей. А вот если кассовый аппарат не отправляет электронный чек оператору фискальных данных, штрафы будут выше — до 10 000 рублей.
Самые крупные штрафы грозят предпринимателям, которые нарушают правила работы с маркированными товарами.
Взаимодействие между ЕГАИС и Честный ЗНАК
С нового года заработает интеграция между двумя системами: участникам не нужно будет указывать вручную места осуществления деятельности. Вместо этого необходимые данные будут подгружаться автоматически – для этого следует правильно указать атрибут «Код ФРАП» при регистрации карточки товара в «Национальном каталоге маркированных товаров».
Планируется, что автоматически ЕГАИС будет передавать следующие данные:
- отчеты о производстве;
- заявки о фиксации сведений о ввозе или перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с кодами идентификации;
- товарно-транспортные накладные.
Выше описаны общие правила, но как известно, всегда есть исключения. Причем именно по кассам их множество. Они представлены в статьи 2 закона 54-ФЗ от 22.05.2003. Мы сгруппировали такие случаи в Таблице 3.
Освобождение от ККТ | Для кого действует | Чем регулируется (пункт статьи 2 закона 54-ФЗ) |
---|---|---|
По виду деятельности | Для всех, кто осуществляет эту деятельность | 1, 1.1, 2, 5, 6, 8-15 |
По географическому расположению | Для всех, кто работает в отдаленных и труднодоступных местностях | 3 и 7 |
По налоговому режиму | Для ИП на ПСН при определенной деятельности, для всех ИП на НПД | 2.1, 2.2 |
Результаты проверки и их обжалование
При проведении любой внеплановой проверки будут составляться акты контрольно-надзорного мероприятия. А при выявлении нарушения — предписания об устранении нарушений.
В предписании указываются требования, которые предпринимателю необходимо сделать для устранения нарушений, и срок. При несогласии с решением налоговой можно подать жалобу, которую должны рассмотреть в течение 20 рабочих дней. При этом у предпринимателя могут запросить документы или дополнительную информацию о предмете жалобы. Срок на их представление — 5 дней.
Хотя поправки в 54-ФЗ о применении ККТ подразумевают меньше проверок от налоговой, контроль всё равно будет прежним. Бизнесу необходимо отслеживать правильное и своевременное проведение кассовых операций. Проверять чеки, все ли платежи проходят по кассе и в случае сбоя вовремя формировать чеки коррекции.
Чем прозрачнее вести бизнес и соблюдать все требования, тем меньше будет жалоб, проверок от налоговой и штрафов.
ККТ в обособленном подразделении
Аптечные сети могут включать ряд аптек, являющихся обособленными подразделениями. Каков порядок регистрации ККТ, используемой в обособленном подразделении? Обратимся к п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470). Эта норма предусматривает, что заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. Аналогичный вывод ранее был сделан в Письмах ФНС России от 06.06.2005 N 22-3-12/1013, УФНС по г. Москве от 29.12.2006 N 22-12/116157, от 28.02.2006 N 22-12/15387: организация должна зарегистрировать ККТ в налоговом органе по месту постановки на учет обособленного подразделения. При этом указанный налоговый орган направляет копию карточки регистрации ККТ налоговому органу, в котором состоит на учете организация, в состав которой входит данный филиал или иное обособленное подразделение.
Для регистрации ККТ по месту нахождения обособленного подразделения нужно подать в налоговую инспекцию:
- заявление по форме, утвержденной в Приложении N 1 к Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (далее — Порядок регистрации ККМ);
- паспорт ККТ;
- договор на техническое обслуживание и ремонт ККТ с центром технического обслуживания (ЦТО), который аккредитован у производителя ККТ, имеет право работать на территории конкретного субъекта РФ и обслуживать приобретенную ККТ, зарегистрирован в налоговом органе конкретного субъекта РФ.
Если ККТ исключена из Государственного реестра…
В п. 5 ст. 3 Федерального закона о ККТ сказано, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации данных моделей ККТ.
В Письме Минфина России от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124 разъяснено, что срок амортизации определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда, относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). В случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) контрольно-кассовой техники, в том числе при ее модернизации.
По вопросу использования ККТ, модели которой исключены из Государственного реестра и на которую амортизация не начислялась, разъяснения даны в Письме Минфина России от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56: если согласно действующему законодательству начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено и модель ККТ исключена из Государственного реестра, дальнейшее использование ее не представляется возможным. Иную точку зрения высказало УФНС по г. Москве в Письме от 06.07.2007 N 22-12/065469: в случае исключения модели ККТ из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации независимо от первоначальной стоимости такой техники.
Контрольно-кассовая техника и контрольно-кассовая машина – идентичные понятия. Речь идет об устройстве, также известном как кассовый аппарат или онлайн-касса. В сфере торговли техника обеспечивает учет и контроль выручки. С помощью кассы фиксируются операции реализации товаров, печатаются чеки и отчеты, может вестись учет продукции.
До 2017 года субъекты хозяйственной деятельности использовали устройства старого образца с защищенной электронной контрольной лентой. Поправки в федеральный закон № 54-ФЗ регламентируют переход на кассы нового поколения. Разница между устройствами значительная, заключается она в расширенном функционале. Обновленная техника печатает чеки, соответствующие стандартам, формирует отчетные документы в электронной форме, а также автоматически отправляет их в фискальные органы.
Разновидности ККМ в сфере торговли:
Признаки | Группы ККМ |
По конструкции | Автономная; пассивная системная; активная системная; фискальный регистратор. |
По возможности подключения | Компьютера; сканера; считывателя платежных карт; электронных весов и др. |
По способу формирования отчетных документов | По кассирам; по секциям; по видам товаров; почасовой отчет; суточный отчет; фискальный отчет. |
По функциональному назначению регистров (счетчиков) оперативно-запоминающего устройства | Денежные суммирующие; контрольные; операционные. |
По виду включения режима работы машины | С помощью ключей; с помощью ввода программных паролей. |
Требования к соглашению с ОФД
Организация обязательно должна входить в реестр фискальной налоговой службы. Наличие договора с неаккредитованной компанией не может быть основанием для регистрации онлайн-кассы, предприниматель получит отказ налоговой.
Субъекту хозяйственной деятельности также понадобится и электронная цифровая подпись для постановки ККТ на учет. Приобрести ее можно непосредственно у оператора фискальных данных или центре, аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Средняя стоимость КЭП – 1500 рублей.
Дальнейшие действия включают создание персонального кабинета на официальном сайте оператора. В форме для регистрации необходимо заполнить данные, включая:
- адрес регистрации СХД;
- ОГРН;
- ИНН;
- контактную информацию.
После завершения авторизации, необходимо ознакомиться с условиями договора, стоимостью услуг оператора. Остается оплатить сумму, указанную в соглашении, и заверить документ с помощью электронной подписи.
Как избежать штрафов за неприменение ККМ?
Добросовестные предприниматели могут быть освобождены от административного наказания согласно примечанию к ст. 14.5 КоАП РФ в случаях, если:
- в налоговую службу своевременно было направлено письменное заявление о неприменении ККМ (до того, как ФНС обнаружила правонарушение);
- в последствии индивидуальный предприниматель или юридическое лицо начали добровольно применять онлайн-кассу при проведении расчетов (до вынесения постановления по делу об административном правонарушении);
- на момент обращения в ФНС с заявлением о неприменении кассового аппарата ИП или организация не имеют ранее вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности по аналогичным правонарушениям;
- в налоговую инспекцию своевременно направлен кассовый чек коррекции;
- отправленная информация подтверждает факт нарушения и является достаточной для установления административного правонарушения.
Понятие, назначение и выбор кассового аппарата
ККМ – это оборудование, которое позволяет осуществлять надзор и контроль со стороны налоговой и др. государственных органов, а также отследить движение наличности, полученной фирмой от продажи товаров или оказания услуг. ККМ для ИП применяются при осуществлении розничной торговли товарами или оказанием услуг. Она помогает вести учет ценностей предприятия и собирать данные для составления отчетов.
Возникает вопрос, как выбрать кассовый аппарат для ИП и сколько он будет стоить. Здесь нужно обратить внимание на несколько важных пунктов и понять какие из них будут нужны для организации деятельности, а без которых можно обойтись:
- Вес изделия (выбор зависит от места торговли);
- Скорость печати чеков;
- Дополнительные функции (при небольшом бюджете можно вполне обойтись без них);
- Подключение сопутствующих устройств таких, как электронные весы, устройство сканирования штрих кодов и считывания банковских карт;
- Энергонезависимость (нужная функция, необходимая для обеспечения торговли через курьера);
- Температура и прочие физические режимы работы (важно для ИП, которые находятся и работают на местах с постоянными перепадами температур или в суровых климатических условиях).
Регистрация кассового оборудования
Часто пользователи задаются вопросом, как зарегистрировать кассовый аппарат для ИП. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо обратиться в центр ТО (это специальные юридические лица, которые занимаются реализацией и обслуживанием кассовой техники). Для этого необходимо подготовить и предоставить следующий перечень документов:
- Заявление на регистрацию (в 2-х экземплярах);
- Журнал КМ-4 (созданный кассиром-операционистом);
- Журнал КМ-8 (где отмечены все вызовы специалистов, обслуживающих ККМ);
- Технический паспорт устройства вместе с эталонным образцом;
- Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет расположена касса;
- Специальная голографическая наклейка, которая подтверждает сервисное обслуживание.
ККМ простыми словами это весьма полезная вещь для контроля за расчетами. Принцип работы прост: покупатель передает деньги, кассир вводит данные о покупке в ККМ и распечатывает чек. Далее данные (электронный чек) поступают на фискальный накопитель, который шифрует их и передает в ОФД, а затем налоговым структурам. Хорошее знание ККМ операционистом облегчает расчеты и учет данных.
При использовании устройства торговец и ОФД:
- видят в реальном времени обороты по каждой кассе;
- контролируют время открытия и закрытия смены;
- отслеживают возврат товара, замену и другие сложные операции;
- могут создавать отчеты на основе собранных данных для анализа и статистики.
Налоговые преференции для торговцев
После покупки или модернизации ККТ, можно вернуть средства, потраченные на эти расходы. Речь идет о налоговом вычете. Такое право получили от государства только ИП, которые используют патент или платят единый налог.
Максимальный размер возврата — не более 18 тыс. рублей за каждую кассу, в большой магазине или супермаркете их может быть от 2 до 10-15 штук. Денежные средства зачтутся в пользу будущих взносов. Чтобы получить право на вычет ККТ, должна быть зарегистрированной в ФНС.
Размер вычета включает цену кассы и фискального накопителя, кассовой программы, модернизации. Начинают с того квартала, в котором приобрели ККТ. Для оформления нужно заполнить декларацию (указать сумму расходов на обновление техники или модернизацию) и подготовить пояснительную записку с реквизитами кассы и суммой вычета. Если самостоятельно определить сумму сложно, то можно попросить помощи у налоговиков или нанять специалиста по заполнению деклараций и получению вычетов.
В 2019 претендовать на вычет можно, только если у ИП или другого торговца нет своих сотрудников. При наличии хотя бы одного работника в штате — в налоговой откажут в возврате уплаченного налога. Декларация предоставляется в ту налоговую, в которой ИП зарегистрирован как плательщик ЕНВД или патента, вне зависимости от того, где были зарегистрированы кассы. Вычет оформляется за все машины одновременно.
Какие преимущества им дает получение электронного чека при покупке товаров и услуг?
Помимо фискального эффекта, то есть получения налоговыми органами всей необходимой информации для налогообложения, принятый закон несет в себе и значительный социальный потенциал. Он реально обеспечивает прозрачность расчетов, способствует легализации рынка товаров и услуг и значительно расширяет возможности защиты прав потребителей.
С переходом на новый порядок ККТ каждый расчет в момент его совершения передается на сервер Федеральной налоговой службы. Благодаря этому у покупателя теперь есть возможность через «облако» проверить любой выданный ему при оплате товаров и услуг чек, а при обнаружении каких-либо несоответствий в нем обратиться в ФНС.
Чеки в электронном виде удобно хранить и использовать при необходимости для подтверждения понесенных расходов, в том числе и при оформлении социальных налоговых вычетов, да и просто для контроля собственных расходов.
Также электронный чек будет направляться покупателю при совершении покупок через Интернет и при оплате товаров и услуг платежной картой.
Кассовый чек в электронной форме может направляться покупателю (клиенту) на номер мобильного телефона – в виде СМС сообщения со ссылкой на чек для скачивания — или на предоставленный им адрес электронной почты.
В каких случаях индивидуальные предприниматели имеют право не применять ККТ?
Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, в частности, право для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, в том числе осуществляющих розничную торговлю и (или) предоставляющих услуги питания и не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа об оплате, а также оказывающие услуги населению оформляющих в обязательном порядке расчеты бланками строгой отчетности, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, не применять ККТ до 01.07.2019.
В случае если в период с 01.07.2018 по 01.07.2019 у индивидуального предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю и (или) предоставляющих услуги питания, ранее не имевшего работников, с которыми заключены трудовые договоры, появляется такой работник, то у такого предпринимателя возникает обязанность в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.