Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор воздушной перевозки груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.
УСЛОВИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
1. Употребляемые в настоящем договоре термины означают: «билет» — настоящий пассажирский билет и багажная квитанция, или, в случае электронного билета, настоящая маршрут/квитанция, частью которых являются настоящие условия и уведомления; «перевозка» — равнозначна «транспортировке»; «перевозчик» — все авиаперевозчики, которые перевозят или обязуются перевезти пассажира или его багаж по настоящему договору или осуществляют любое другое обслуживание, связанное с данной воздушной перевозкой; «электронный билет» — маршрут/квитанция, оформленная перевозчиком или от его имени, электронные купоны и посадочный документ, если таковой применяется; «Варшавская конвенция» — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 года, или указанная Конвенция, измененная протоколом, подписанным в Гааге 28 сентября 1955 года, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к настоящей перевозке; «Монреальская конвенция» — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Монреале 28 мая 1999 года.
2. На перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила и ограничения в отношении ответственности, установленные Варшавской конвенцией или Монреальской конвенцией, за исключением тех случаев, когда перевозка не является «международной перевозкой» по определению Конвенции.
3. Поскольку это не противоречит вышеизложенному, перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: (i) условиям, изложенным в билете; (ii) применяемым тарифам; (iii) условиям перевозки перевозчика и относящимся к ней правилам, являющимся частью настоящего договора (с которыми можно ознакомиться в представительствах перевозчика). В отношении перевозки между пунктами в США или Канаде и какими-либо пунктами за их пределами применяются тарифы, действующие в этих странах.
4. Наименование перевозчика в билете может указываться сокращенно. Полное наименование и его сокращение содержится в тарифных справочниках, условиях перевозки, правилах и расписании соответствующего перевозчика. Адресом перевозчика является аэропорт отправления, указанный в билете против первого сокращенного наименования перевозчика. Согласованными пунктами остановок считаются пункты, указанные в настоящем билете или обозначенные в расписании перевозчика как пункты остановок на маршруте следования пассажира. Перевозка, выполняемая по настоящему договору несколькими последовательными перевозчиками, рассматривается как единая перевозка.
5. Перевозчик, выдающий билет для перевозки по воздушным линиям другого перевозчика, действует в качестве агента последнего.
6. Любое исключение или ограничение ответственности перевозчика распространяется на агентов, служащих или представителей перевозчика и любое лицо, воздушное судно которого используется для перевозки перевозчиком и агентами, служащими или представителями этого лица.
7. Зарегистрированный багаж выдается предъявителю багажной бирки. В случае повреждения багажа при международной перевозке извещение должно быть предъявлено перевозчику в письменной форме немедленно по обнаружении повреждения, но не позднее 7 дней со дня получения багажа. В случае просрочки в доставке извещение должно быть предъявлено не позднее 21 дня со дня выдачи багажа. Смотрите тарифы и условия для немеждународных перевозок.
8. Срок годности настоящего билета устанавливается в один год с даты выдачи, если иное не указано в настоящем билете, тарифных справочниках, условиях перевозки или соответствующих правилах перевозчика. Тариф за перевозку, выполняемую по настоящему договору, может быть изменен до начала перевозки. Перевозчик может отказать в перевозке, если положенный тариф не был уплачен.
9. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании или других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов.
10. Пассажир должен соблюдать требования государственных органов, касающиеся передвижений, предъявлять въездные, выездные и другие необходимые документы и прибыть в аэропорт ко времени, назначенному перевозчиком, а если это время не установлено, то к сроку, достаточному для завершения предполетных формальностей.
11. Никто из агентов, служащих или представителей перевозчика не вправе изменять или отменять положения настоящего договора.
CONDITIONS OF INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION CONTRACT
1. As used in this contract: «ticket» means this passenger ticket and baggage check or this itinerary/receipt if applicable, in the case of an electronic ticket, of which these conditions and the notices form part; «carriage» is equivalent to «transportation»; «carrier» means all air carriers that carry or undertake to carry the passenger or his baggage hereunder or perform any other service incidental to such air carriage; «electronic ticket» means the Itinerary/Receipt issued by or on behalf of Carrier, the Electronic Coupons and, if applicable, a boarding document; «Warsaw Convention» means the Convention for the Unification of Certain Rules relating to International Carriage by Air signed at Warsaw, 12th October 1929, or that Convention as amended at the Hague, 28th September 1955, whichever may be applicable; «Montreal Convention» means the Convention for the Unification of Certain Rules for International Carriage by Air signed at Montreal, 28 May 1999.
2. Carriage hereunder is subject to the rules and limitations relating to liability established by either the Warsaw Convention or the Montreal Convention unless such carriage is not «International Carriage» as defined by that Convention.
ИЗВЕЩЕНИЕ ПАССАЖИРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЙСА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Пассажиры, перевозка которых имеет пункт назначения или остановку не в стране отправления, уведомляются о том, что положения международного договора, известного как «Варшавская конвенция», могут применяться в отношении всей перевозки, включая любой ее отрезок, целиком находящийся в пределах территории страны отправления или назначения. Для таких пассажиров, перевозка которых имеет пункт отправления, назначения или согласованной остановки на территории Соединенных Штатов Америки, Конвенция и специальные договоры перевозки, размещенные в тарифных справочниках, предусматривают, что ответственность определенных перевозчиков, являющихся участниками таких специальных договоров, за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в большинстве случаев ограничивается доказанным ущербом, но не превышает 75 000 долларов США в отношении каждого пассажира; и что ответственность в указанных пределах наступает независимо от того, была ли допущена халатность со стороны перевозчика.
В отношении пассажиров, перевозимых перевозчиком, не являющимся участником таких специальных договоров, или пассажиров, не следующих в (из) США или не имеющих пункт согласованной остановки на территории США, ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в большинстве случаев ограничивается суммой приблизительно 10 000 долларов США или 20 000 долларов США.
Наименования перевозчиков, являющихся участниками таких специальных договоров, имеются во всех кассах по продаже билетов этих перевозчиков и сообщаются пассажиру по его просьбе.
Дополнительное обеспечение обычно осуществляется пассажиром путем страхования в частной страховой компании. На такое страхование не влияет какое-либо ограничение ответственности перевозчика по Варшавской конвенции или специальному договору перевозки. За дополнительной информацией необходимо обратиться к перевозчику или представителю страховой компании.
ПРИМЕЧАНИЕ: Предел ответственности в 75 000 долларов США включает судебные расходы и издержки, за исключением расходов и издержек, возмещение которых предусматривается отдельно согласно закону страны, где предъявляется иск. В этом случае пределом ответственности считается сумма, составляющая 58 000 долларов США, исключая судебные расходы и издержки.
Разумный подход к поставкам
В 2022 году заказчики зачастую руководствовались принципом: главное – привезите. При этом стоимость доставки практически не имела значения. Задача стояла просто: доставить груз, который застрял, например, в порту Роттердама, или если его не получалось выкупить у поставщика напрямую. В результате, по разным оценкам, несмотря на просевший курс рубля, импорт в России подорожал в среднем на 30%. Эта надбавка – результат в том числе не всегда эффективных логистических решений.
В 2023 году рынок в целом насыщен, пришла пора более взвешенно и разумно подходить к планированию своих поставок в новых реалиях, которые уже более-менее понятны: нужно тщательнее отбирать логистических партнеров, сравнивать и выбирать по рынку наиболее эффективные решения и маршруты.
Варшавская конвенция была разработана и утверждена в 1929 году для стандартизации требований и правил, относящихся к международным перевозкам по воздуху. Она включает в себя множество сторон и является основным межнациональным соглашением, нормативно-правовым актом, в который включены как общий порядок, так и ответственность перевозчика в случае оказания услуг по воздушному трансферу. Ее участниками являются 153 государства, включая Российскую Федерацию.
Наиболее важным ее дополнением является Монреальская конвенция, принятая в 1999 году. Варшавская же существует для регуляции юридической ответственности и отношения сторон авиаперевозчик-пассажир (отправитель груза).
В конвенции содержатся пять основных глав:
- Определения;
- Документация транспортировки багажа и пассажиров;
- Ответственность перевозчика;
- Положения о комбинированных перемещениях;
- Заключение.
Правила расторжения договора
Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:
- пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
- авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
- пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
- клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
- путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
- в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.
В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.
Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:
- перенос времени вылета на более позднее время;
- изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
- грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
- менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
- обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
- невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.
Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:
- первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
- полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.
По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:
- при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
- при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
- для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.
Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:
- полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
- частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
- возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.
Понятие и виды договоров перевозки
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) (ред. от 28.03.2018)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ (ред. от 20.07.2020)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»
Все документы >>>
-
Распоряжение Президента РФ от 12.05.2003 N 243-рп
«О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга»
-
Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 904
«О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 747
«Об упорядочении использования авиации общего назначения»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2021 N 190-р
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 33 и 34 Воздушного кодекса Российской Федерации»»
-
Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (ред. от 31.12.2020)
«О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
Все документы >>>
-
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N АПЛ20-448
«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 30.09.2020 N АКПИ20-488, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения
-
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N АПЛ20-455
«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.10.2020 N АКПИ20-489, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «б» пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной
-
Приказ Росавиации от 25.02.2013 N 94 (ред. от 23.12.2020)
«Об осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным агентством воздушного транспорта, его территориальными органами и казенными учреждениями, находящимися в его ведении»
Глава XV. Воздушные перевозки (ст. 100 — 113)
[Воздушный кодекс РФ] [Глава XV] [Статья 103]
1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
При использовании воздушного транспорта законодатель наиболее детально прописал статус и возможности такой стороны, как пассажир. Это связано с повышенной опасностью данного вида транспорта. А потому более четко прописаны правила перевозки особых категорий пассажиров – например, людей с ограниченными физическими возможностями или малолетних детей.
Особенность именно договора воздушных пассажирских перевозок – проведение предполетного досмотра пассажиров и их предварительной регистрации на тот конкретный рейс, который указан в проездных документах. На этом этапе пассажиру может быть отказано в допуске на борт самолета, что приведет к прекращению действия договора. И это при определенных обстоятельствах не будет считаться нарушением договорных обязательств со стороны перевозчика.
Еще одна особенность – возможность заключения индивидуального договора на фрахт отдельного судна для конкретного пассажира или их группы (чартер).
Эксперты говорят о том, что договор воздушной перевозки пассажиров можно отнести к категории публичных. ГК РФ определяет данную категорию как договор, на основании которого коммерческая структура обязана выполнить работы, оказать услуги или реализовать товары для любого субъекта, обратившегося за такой услугой, работой или товаром. Иными словами, авиаперевозчик обязан продать билет любому обратившемуся гражданину и затем осуществить его перевозку.
Также следует отметить, что данный вид договоров относится к категории консенсуальных. Иными словами, при его заключении достаточно согласия сторон по всем существенным условиям договора – перевозчик предлагает вариант доставки до места назначения, а пассажир с этими условиями согласен, что и подтверждает оплатой услуги по тарифу. Как таковой договор сторонами при этом не подписывается. Его подтверждением (удостоверением) является разве что билет, который сейчас может быть в том числе и в электронном виде.
Хотите поделиться?
Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Из этого следует, что правовым основанием воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор воздушной перевозки, представляющий собой общее родовое понятие, в рамках которого выделяются его отдельные разновидности: договор воздушной перевозки груза и договор воздушной перевозки пассажира и багажа.
В отличие от других видов транспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимают пассажиры. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами, среди которых выполнение регулярных воздушных перевозок пассажиров занимает преимущественное положение по сравнению с осуществлением регулярных воздушных перевозок грузов (Воздушный кодекс).
Понятие договора воздушной перевозки пассажира статьи 2021
-
Распоряжение Президента РФ от 12.05.2003 N 243-рп
«О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга»
-
Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 904
«О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 747
«Об упорядочении использования авиации общего назначения»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2014 N 263-р
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (ред. от 31.12.2020)
«О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р (ред. от 30.12.2020)
«Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»
Все документы >>>
В договоре перевозки есть 2 главных действующих лица:
- физическое лицо (пассажир);
- юридическое, выполняющее услугу и имеющее соответствующую лицензию.
Для чартерных рейсов заказчиком выступает юридическое лицо (туристический оператор), которое выполняет организацию перевозки людей.
В таком случае она обязана предоставить списки пассажиров перед поездкой.
Доказательством заключенного договора является билет или квитанция на багаж.
Согласно договору авиаперевозки существуют правила, обязанности для сторон-участников.
Расторжение договора по перевозке может быть в следующих случаях:
- если причины имеют вынужденный характер. В таком случае клиенту компания обязана возместить стоимость билета или же предоставить возможность улететь на другом аналогичном рейсе. Если условия по договору не соблюдаются, тогда перелет может быть не осуществлен. За некоторые виды нарушений возможно наложение штрафных санкций;
- добровольное расторжение договора по личным причинам. В таком случае перевозчик имеет право не возвращать все средства, внесенные клиентом за оплату услуги.
Это касается случаев, когда о расторжении сообщается менее, чем:
- за сутки, но не позже, чем за 3 часа до вылета – возвращается сумма на 10 % меньше за одного человека и на 25 % меньше при групповых поездках;
- за 3 часа – минус 25 %.
Возврат денег производится, если:
- Пассажир не летел.
- Поездка выполнена частично: возвращается разница между всей суммой и той частью, которая была осуществлена с минусом сборов по поездке. Расчет происходит согласно установленным тарифам.
Возмещение производится тому, кто указан в билете или кто покупал их при предоставлении соответствующего подтверждения.
В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.
Договор перевозки представляет собой соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель груза оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.
Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:
- перевозчик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароходство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение перевозок;
- грузоотправитель — физическое или юридическое лицо;
- грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.
Договор перевозки грузов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соответствующим транспортным кодексом или уставом.
Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.
Ответственность за нарушение транспортных обязательств
В ст. 793 ГК РФ предусматривается, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке стороны несут ответственность, которая установлена ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Особенность ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов:
1. Она может наступить не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, которые связаны с организацией перевозки. Характер ответственности выражает исключительная неустойка, а объем — твердая сумма за учетную единицу, или процент провозной платы.
2. Ответственность перевозчика в случае несохранности груза, если он утерян (невозможно выдать груз получателю в течение определённого срока), выявлен недостаток веса или количества груза либо груз испорчен (несоответствие качества прибывшего груза его качеству, которое было указанно в транспортных документах) (ст. 796 ГК РФ). Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины, которая презюмируется. Он может быть освобожден от ответственности, если аргументирует, что несохранность груза случилась из-за обстоятельств, предотвратить которые он не мог, и их устранение от него не зависело. Характер ответственности выражают в реальном ущербе, который причинен грузовладельцу. Объем, при утрате (недостаче) груза, выражает стоимость утраченного (недостающего) груза; при утрате груза, который был сдан с объявлением его ценности — в размере объявленной ценности; при повреждении (порче) груза — в сумме, на которую уменьшилась его стоимость, при невозможности восстановления в полной стоимости груза.
3. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза заключается в выплате клиенту исключительной неустойки (процентное отношение к провозной плате; зависит от продолжительности просрочки). Подобная ответственность введена транспортными уставами и кодексами (ст. 97, 108 УЖТ РФ, ст. 116 КВВТ РФ, ст. 120 ВК РФ, ст. 34 УАТ, ст. 186 КТМ РФ).
4. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира в форме уплаты штрафа. В соответствии со ст. 795 ГК РФ при задержке отправления транспортного средства, которое перевозит пассажиров, или опоздании прибытия подобного транспортного средства в пункт назначения (исключение — перевозки в городском и пригородном сообщениях) перевозчик выплачивает пассажиру штраф в размере, который установлен соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не аргументировать, что задержка или опоздание произошли в результате непреодолимой силы, ликвидации неисправности транспортного средства, которая угрожала жизни и здоровью пассажиров, или других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Претензии и иски по перевозкам грузов. Законодатель сохраняет для отправителя или получателя груза необходимость предъявления к перевозчику претензии до того, как ему будет предъявлен иск из перевозки груза. Под претензией понимают направленное перевозчику письменное требование о выплате штрафа или о компенсации убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии регулируют правила транспортных уставов и кодексов (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 120-122 УЖТ РФ, ст. 124, 125 ВК РФ; ст. 161, 162 КВВТ РФ; ст. 403-405 КТМ РФ; ст. 39-41 УАТ).
При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии, либо неполучении от него ответа в течение 30 дней грузовладелец имеет право предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности для удовлетворения требований клиента к перевозчику составляет 1 год, перевозчика к клиенту — 6 месяцев.
Правила авиаперевозок пассажиров
При отсутствии у пассажира указанных документов он и дети, следующие вместе с ним, к проезду по именному билету не допускаются.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.
Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.
Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.
В статье анализируются понятия и особенности существующих договоров в сфере авиационных перевозок, соотношение договоров воздушной перевозки в зависимости от вида перевозки, а также основные черты договора на выполнение авиационных работ. Отмечаются основные элементы и правовая природа каждого договора, а также специфика их понимания и практического применения.
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Договор воздушной перевозки заключается для перемещения пассажиров или груза по воздушному пространству. При этом важно знать порядок заключения соглашения и условия его изменения и расторжения. О заключении, расторжении и изменении такого договора мы подробно расскажем в нашей статье.
Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.
Правовое регулирование перевозок по воздуху помимо указанных кодексов осуществляется:
- Нормами международного права, содержащимися, например, в Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 07.12.1944, и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12.10.1929.
- Нормами подзаконных актов, в частности общих правил воздушных перевозок, утв. приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82 (далее — Общие правила).
- Правилами, разработанными и утвержденными перевозчиком. Такие документы не должны содержать условий, противоречащих законодательному или подзаконному регулированию, и ухудшать положение контрагентов перевозчика (ст. 102 ВК).
- Казуальными условиями, согласованными сторонами.
Договор воздушной перевозки груза
-
Распоряжение Президента РФ от 12.05.2003 N 243-рп
«О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга»
-
Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 904
«О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 747
«Об упорядочении использования авиации общего назначения»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2014 N 263-р
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (ред. от 31.12.2020)
«О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р (ред. от 30.12.2020)
«Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»
Все документы >>>
В договоре перевозки есть 2 главных действующих лица:
- физическое лицо (пассажир);
- юридическое, выполняющее услугу и имеющее соответствующую лицензию.
Для чартерных рейсов заказчиком выступает юридическое лицо (туристический оператор), которое выполняет организацию перевозки людей.
В таком случае она обязана предоставить списки пассажиров перед поездкой.
Доказательством заключенного договора является билет или квитанция на багаж.
Согласно договору авиаперевозки существуют правила, обязанности для сторон-участников.
Комментарий к статье 103 ВзК РФ
1. Комментируемая статья определяет основные условия договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты в соответствии с п. 7 ФАП воздушных перевозок. Иные условия договора воздушной перевозки должны содержаться в Правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
2. Договор воздушной перевозки багажа в названии статьи не указан, поскольку неразрывно связан с договором воздушной перевозки пассажира и служит дополнительным по отношению к нему. Однако в юридической литературе преобладает мнение о том, что это два разных договора, различающихся по своим отдельным признакам.
Так, договор перевозки пассажира взаимный (права и обязанности есть у обеих сторон), возмездный, консенсуальный (считается заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора).
Договор перевозки багажа взаимный, возмездный, реальный, поскольку заключается в момент сдачи багажа к перевозке (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2006. Ч. 2. Гл. 38 «Транспортные обязательства». С. 467, 471).
При воздушных перевозках пассажиров и багажа регулярными рейсами данные договоры будут являться публичными. При этом перевозка багажа оплачивается сверх провозной платы за перевозку пассажира только в части превышения установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее десяти килограммов на одного пассажира (п. 122 ФАП воздушных перевозок).
3. Договоры воздушной перевозки груза или почты являются взаимными, возмездными и реальными, если осуществляются регулярными рейсами (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч. С. 440).
4. В соответствии с п. 6 ФАП воздушных перевозок перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, лицу, ведущему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством сертификата соответствия или другому лицу, однако он остается ответственным за действия перечисленных лиц перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем.
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соответствующим транспортным кодексом или уставом.
Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.
Ее форму устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза.
После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.
Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); административно-плановые акты, предусмотренные законом.
В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:
Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.
Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.
Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.
Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.
Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.
Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.