Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок применения норм ОХР и ОПР.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В декабре 2014 г. (при плюсовой температуре) на предприятии выполнялись работы по ремонту отмостки вокруг административного здания (объект «Текущий ремонт благоустройства»). Источник финансирования – собственные средства предприятия. Подрядчик представил акты выполненных работ на проверку заказчику. Нормативы расхода ресурсов в актах выполненных работ приняты в т.ч. по сборнику нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы № 27 «Автомобильные дороги» (НРР 8.03.127-2012 утвержден приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450, в редакции от 30.01.2015 № 27), а именно: Е27-56-1 «Устройство основания под тротуары из кирпичного или известнякового щебня толщиной 12 см»; Е27-253-1 «Устройство сборных покрытий из плит тротуарных с наибольшими габаритами размером в плане до 300 мм включительно».
Применение поправочных коэффициентов к ОХР и ОПР. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.
Какой коэффициент применяется к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов при выполнении внутренних санитарно-технических работ в сельской местности?
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы – это сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядчика в строительной деятельности, т.е. расходы, которые связаны с организацией производства, его управлением и обслуживанием. Применение норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов при формировании стоимости строительства установлено Методическими рекомендациями о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденными постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59, в редакции от 29.12.2014 № 53.
Согласно приложению Д к Методическим рекомендациям № 59 при выполнении строительных и иных специальных и монтажных работ подрядным способом к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов применяются следующие поправочные коэффициенты:
- на внутренние санитарно-технические работы, выполняемые в сельской местности, – в размере 1,15;
- при строительстве объектов в г. Минске – коэффициент, учитывающий соотношение статистической заработной платы по республике и г. Минску в размере 0,94 к норме общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
- при реконструкции объектов строительства, за исключением реконструкции объектов жилищного фонда, – в размере 1,1.
Письмом Минстройархитектуры от 13.05.2014 № 10-04/3665 «О разъяснении по применению коэффициента 1,1 к нормам накладных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов» определен порядок применения коэффициента 1,1 к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов при составлении сметной документации и определении стоимости реконструкции объектов строительства.
Работодатель устанавливает потребность в СИЗ в соответствии с Правилами. Она зависит:
-
от профессий (должностей) работников организации с учетом перечня и уровня воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – ВиОПФ) и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР. ЕТН позволяют разрабатывать нормы с учетом всех нюансов и тонкостей условий труда на конкретном рабочем месте. Подбор того или иного СИЗ осуществляется исходя из профессиональных рисков, присущих профессии, а также ОПР конкретного работника и учета наличия ВиОПФ, выявленных на рабочем месте работника при проведении СОУТ. Таким образом, основанием для назначения СИЗ для конкретного работника на его рабочем месте являются профессия и опасности, которые идентифицированы в рамках ОПР;
-
от численности работников на этих рабочих местах (с учетом организации мероприятий по уходу за СИЗ);
-
иных факторов, определяемых работодателем, влияющих на уровень потребности в СИЗ.
Информацию о СИЗ, необходимых работникам для осуществления трудовой деятельности, включая деятельность при совмещении профессий или выполнении совмещаемых работ, работодатель отражает в нормах. Их он устанавливает на основании ЕТН (их образец представлен в Приложении № 1 Правил). Основой для этого служат:
-
результаты СОУТ и ОПР. Они учитываются работодателем при разработке норм, включая случаи, когда наименование профессии (должности) отсутствует в ЕТН. Важно отметить, что в случае некачественного проведения ОПР (другими словами – при игнорировании реальной опасности или некачественной идентификации рисков) работодатель лишается законного основания для выдачи работнику конкретных видов СИЗ (полного его комплекта);
-
мнение профсоюза или иного уполномоченного представительного органа работников (если он есть);
-
требования различных документов о необходимости применения СИЗ (правил по охране труда (далее – ПОТ), паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иных документов). Данными требованиями необходимо руководствоваться в случае:
-
если уровень защиты (обеспечиваемый предлагаемым положениями ЕТН набором СИЗ) не соответствует имеющимся на рабочих местах ВиОПФ и опасностям, выявленным при проведении СОУТ и ОПР. В этом случае необходимо руководствоваться всеми положениями ЕТН, результатами СОУТ и ОПР, ПОТ и иными документами;
-
если наименование профессии (должности) отсутствует в положениях ЕТН выдачи СИЗ в соответствии с профессией (должностью) работника. В этом случае работодатель при разработке норм может руководствоваться наименованиями профессий (должностей) и соответствующими им характеристиками, указанными в положениях профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия в квалификационных справочниках.
Конкретные пункты документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ, необходимо привести в разрабатываемых нормах в соответствующей графе в качестве основания выдачи СИЗ.
При переходе на ЕТН обратите внимание на то, что ЕТН, в отличие от отраслевых ТН, содержат следующие нормы выдачи:
-
СИЗ по профессиям (должностям) (далее – Приложение № 1);
-
СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей (далее – Приложение № 2);
-
дерматологических СИЗ и смывающих средств (далее – Приложение № 3).
Что делать с управленческими расходами в 2021 году?
Основные экономические показатели (ОЭП) — плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22). В число таких нормативов предприятия входят:
- ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
- ДЗП – норматив дополнительной заработной платы (форма №10)
- норматив страховых взносов
- ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов (форма №8)
- ОПР – норматив общепроизводственных расходов (форма №11)
- ОХР – норматив общехозяйственных расходов (форма №12)
- АУР – норматив административно-управленческих расходов (форма №12)
- НР – норматив накладных расходов
- норматив коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма №13)
- порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, и других расходов
- норматив рентабельности (прибыли)
- ФЗ – Федеральный закон
- ГОЗ – Государственный Оборонный Заказ
- РКМ – расчетно-калькуляционные материалы
- ПКИ – покупные комплектующие изделия
- ППФ – покупные полуфабрикаты
- ПФСП – полуфабрикаты собственного производства
- ОЭП – основные экономические показатели
- ОЭН – основные экономические нормативы
- БЭН – базовые экономические нормативы
- ФОТ – фонд оплаты труда
- ОЗП – основная заработная плата
- ДЗП – дополнительная заработная плата
- АУП – административно-управленческий персонал
- АУР – административно-управленческие расходы
- НР – накладные расходы
- ОПР – общепроизводственные расходы
- ОХР – общехозяйственные расходы
- ССР – себестоимость собственных работ
- ТЗР – транспортно-заготовительные расходы
Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 9 декабря 2020 года |
Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.
Путин утвердил план противодействия коррупции на 2021-2024 годы
Для учета издержек общепроизводственного характера предусмотрен счет №25. Аналитический учет по нему осуществляется по производственным помещениям и подразделениям фирмы. Расходы накапливаются на нем в течение месяца, после чего осуществляется их списание на основное производство. Способ списания должен быть определен в учетной политике компании.
Расчет общепроизводственных расходов ведется по:
- Оплате труда сотрудников, занимающихся обслуживанием производств;
- Оплате аренды за производственные цеха и объекты ОС;
- Цене МПЗ на ремонт и обслуживание спецоборудования;
- Затратам на демонтаж спецоборудования;
- Амортизационным начислениям на объекты ОС;
- Издержкам на отопление и освещение цехов;
- Прочим издержкам.
Состав издержек общепроизводственного характера включает в себя постоянную (не меняется при изменении объема изготовления товаров) и переменную (изменяется при изменении количества изготавливаемых товаров) части.
Подробнее о составе и видах общепроизводственных расходов читайте в статье.
Калькулирование производственной себестоимости по переменным расходам – это формирование сметы издержек по статьям расходов.
Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов основываются на суммарном значении данных показателей, накопленном в течение отчетного периода. Для обобщения информации по ОПР в плане счетов предусмотрен накопительный реестр №25. Его характеристика: активный, собирательно распределительный, не имеет сальдо на начало месяца и конец (если иное не предусмотрено учетной политикой), аналитический учет ведется по подразделениям (цехам, отделам) или видам продукции. В течение определенного периода в дебете счета 25 аккумулируется информация по фактически произведенным расходам. К типовым корреспонденциям можно отнести следующие операции.
- Дт 25 Кт 02, 05 – отнесена на ОПР начисленная сумма амортизации ОС, НМА.
- Дт 25 Кт 21, 10, 41 – товары собственного производства, материалы, инвентарь списаны на расходы производства.
- Дт 25 Кт 70, 69 – начислена з/п персоналу ОПР, произведены отчисления во внебюджетные фонды.
- Дт 25 Кт 76, 84, 60 – на общепроизводственные расходы отнесены выставленные контрагентами счета за оказанные услуги, выполненные работы, списана сумма недостач, выявленная по результатам инвентаризации.
- Дебетовый оборот счета 25 равен сумме фактических расходов, которые в конце каждого отчетного периода списываются на калькуляционные счета (23, 29, 20). При этом составляется следующая бухгалтерская запись: Дт 29, 23, 20 Кт 25 – накопленные расходы списаны на вспомогательное, основное или обслуживающее производство.
Общехозяйственные, они же управленческие, — это затраты, которые, в противоположность ОПР, не связаны с производством, но необходимы для обеспечения деятельности любой организации в целом:
- административно-управленческие (например, стоимость услуг связи и комиссия банков);
- зарплата с отчислениями управленческого и общехозяйственного персонала (руководителя организации, бухгалтерской и юридической служб);
- амортизация ОС здания офиса или автомобиля, используемого для поездок управленческого персонала;
- стоимость аудиторских, юридических и консультационных услуг, др.
Если организация не торговая, для учета применяется сч. 26 и подлежат списанию в конце месяца одним из способов (закрепляется в учетной политике):
- в дебет сч. 90. В отчете о финансовых результатах в данном варианте расходы отражаются по стр. 2220. Такой способ списания характерен для сферы услуг;
- в дебет сч. 20. В отчете о прибылях и убытках в данном варианте расходы отражаются по стр. 2120.
Если организация занимается торговлей, то она может применять сч. 44 и в конце месяца списывать в дебет счета 90. А в отчете о финансовых результатах отразить их можно по выбору: или по строке 2210, или по строке 2220.
Производство продукции предусматривает прямые траты (на сырье, оборудование, оплату наемного труда и т.п.), а также косвенные расходы. Помимо затрат непосредственно на изготовление продукции, средства нужно потратить на саму организацию этого процесса, им нужно непрерывно управлять, регулировать его, причем на всех производственных уровнях (руководство бригадой, цехом, отделением, участком, линией и т.п.).
Средства, затрачиваемые на организацию процесса производства и управление им во всех структурных подразделениях организации, считают общепроизводственными расходами. Ранее этот вид трат носил наименование «цеховые расходы».
Учет общепроизводственных расходов в 2020 и 2021 году
Все общехозяйственные расходы собираются в денежном выражении как дебетовый оборот счета 26. При закрытии периода они списываются на основное, обслуживающее или вспомогательное производство, могут включаться в стоимость товара, подлежащего реализации, относиться на расходы будущих периодов либо частично направляться на убыток предприятия. В бухгалтерском учете этот процесс отражается записями:
- Дт 20, 29, 23 Кт 26 – ОХР включены в себестоимость продукции основного, обслуживающего и вспомогательного производств.
- Дт 44, 90/2 Кт 26 – общехозяйственные расходы списаны в торговых предприятиях, на финансовый результат.
Сметное нормирование: что будет с ценообразованием в строительстве в 2021 году
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, Минского городского Совета депутатов, местных исполнительных комитетов (далее — местные органы власти), администраций свободных экономических зон.
При этом, уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 в редакции Указа № 512 производится на основании принятых в течение II-IV кварталов 2020 года решений местных органов власти, администраций свободных экономических зон.
Применение преференций по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки на основании подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 до внесения изменений Указом № 512 ограничивалось III кварталом 2020 года.
Важно!
С учетом того, что решения местных органов власти, администраций свободных экономических зон в IV квартале 2020 года не принимались, преференции, установленные подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143, в IV квартале 2020 года не применяются.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.
Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года.
Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.
Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.
Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).
В целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.
Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК.
К таким исключениям относятся, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.
При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году.
Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.
Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.
Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.
Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.
Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.
Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:
• предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);
• освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).
С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.
Как вести бухучет общепроизводственных расходов
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы: Их состав, нормы и порядок исчисления.
ОХР и ОПР – сумма ср-в, предназн для возмещ. затрат подрядным орг-ям, строит. деят-ти, связ. с созд. общих усл. стр. пр-ва, его организ., упр., обслуж. в нормируемых % от величин з/пл рабочих и з/пл машинистов.
ОХР и ОПР=NОХР и ОПР*(ЗР+ЗМ)
NОХР и ОПР зависит от вида работ и района стр-ва. NОХР и ОПР делятся на укрупненные и индивидуальные.
Укрупн. нормы разраб. РНТЦ или проект. организациями, утв. МАиС РБ. Разар. на основе мониторинга и анализа данных подрядных орг. о факт. затратах относ. к ОХР и ОПР на работы выполн. собств. силами в баз. году.
Индив. нормы разраб. подрядными или проект. орг., когда усл. произ-ва работ на конкр. объекте отлич. от принятых укрупн. норм.
При сост. СД примен. укрупн. нормы.
Плановая прибыль. Состав, нормы и порядок исчисления.
ПП — прибыль от выполн. СМР, нормир. в % от суммы з/пл рабочих и з/пл машинистов, начисл. исходя из ст-ти 1чел-часа в среднем по РБ или по г.Минску.
ПП=NПП*(ЗР*ЗМ); NПП- зависит от вида работ и района строительства. Структура ПП:1. Налог на прибыль,2. Налог на недвижимость, 3.Пополн. собств. оборот. ср-в., 4. ср-ва потребления, 5. ср-ва накопления.
NПП подразд. на укрупн. и индивид.
При сост. СД величина ПП опред. по укрупн. нормам, а при расчетах за выполн. работы (акт приемки-сдачи выполн. работ) могут примен. как укрупн., так и индивид. нормы.
Укрупн. нормы разраб. РНТЦ, утверж. МАиС, ежегодно в связи с принятием новых норм.–прав. актов.
Индив. нормы разраб. подрядными организациями в обязат. порядке согласов. с заказчиком.
Нормы ОХР и ОПР и ПП с 01.01.201333 г, пост. МАиС РБ от 27.12.2012 №40.
№ | Наим. работ | Нормы в % от Зр+Зм по республике | |
ОХР и ОПР | ПП | ||
1. | Строит. работы,за искл. работ, пред. п.2-4,для | ||
1.1 | Город.стр-ва | 67,56 | 72,07 |
1.2 | Стр-ва в сельск. мест. | 80,84 | 72,95 |
2. | Монтаж сборных ЖБК при стр. каркасных зданий и объектов крупнопан. домостр. | ||
2.1 | Город.стр-ва | 109,73 | 124,43 |
2.2 | Стр-ва в сельск. мест. | 126,24 | 125,75 |
3. | Монтаж. мет. констр. каркасных зданий | 73,37 | 72,16 |
4. | Монтажные и спец. работы | ||
4.1 | Монтаж мет. конст. | 58,76 | 69,52 |
4.3 | Теплоиз. работы | 70,55 | 51,57 |
Путин поручил усовершенствовать порядок отчета чиновников о доходах и расходах
Сумма общепроизводственных расходов может в значительной мере повысить себестоимость выпускаемой продукции, производимых работ, оказываемых услуг. На крупных промышленных предприятиях ОПР планируется и вводится понятие «норма расхода», отклонения данного показателя тщательно изучаются аналитическим отделом. В организациях, занятых созданием одного вида продукции, методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов не разрабатываются, сумма всех затрат полностью включается в себестоимость. Наличие нескольких производственных процессов подразумевает необходимость включения всех видов затрат в калькуляцию каждого из них. Распределение расходов общепроизводственного значения может происходить несколькими способами:
- Пропорционально выбранному базовому показателю, который оптимально соответствует связке ОПР и величине выпуска продукции (объем произведенного товара, фонды оплаты труда, расход сырья или материалов).
- Ведение раздельного учета ОПР для каждого вида продукции (затраты отражаются на аналитических субсчетах, открываемых к регистру №25).
При любом варианте методы распределения косвенных расходов должны быть закреплены в учетной политике предприятия и не противоречить нормативным актам (ПБУ 10/99).
Порядок включения в себестоимость общепроизводственных и общехозяйственных расходов определяется учетной политикой организации. В конфигурации для этих целей предназначена обработка «Учетная политика» (меню «Сервис» — «Учетная политика» — закладка «Распределение косвенных расходов»).
Для списания общехозяйственных расходов по результатам месяца в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 90.8 «Управленческие расходы») необходимо установить флаг «Использовать метод «директ-костинг». В противном случае общехозяйственные расходы будут, как и общепроизводственные, списаны в дебет счета 20 «Основное производство».
Списание общепроизводственные и общехозяйственных расходов в дебет счета 20 «Основное производство» производится с одновременным распределением в соответствии с аналитикой счета 20:
- Виды номенклатуры;
- Подразделения.
Аналитика «Статьи затрат на производство» по счету 20 в распределении не участвует. В формируемой проводке Дебет 20 Кредит 25 (26) указывается статья затрат «Общепроизводственные (общехозяйственные) расходы».
Для списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов в дебет счета 20 предварительно вычисляется база распределения. База распределения рассчитывается как сумма затрат (дебетовый оборот по счету 20 за закрываемый месяц) по статьям затрат на производство, указанным на закладке «Распределение косвенных расходов» обработки «Учетная политика». Это могут быть статьи, по которым отражается оплата труда производственных рабочих, материальные затраты или (и) др. Статьи затрат, включенные в базу распределения, в форме списка справочника «Статьи затрат на производство» отмечены красными галочками.
Свойство статьи затрат «Включена в базу распределения косвенных затрат» периодическое. Это означает, что для разных периодов деятельности предприятия бухгалтер сам определяет состав этих статей.
Для целей распределения общепроизводственных расходов база распределения вычисляется в разрезе каждого подразделения. Общепроизводственные расходы подразделения распределяются по видам номенклатуры пропорционально базе распределения.
Для целей распределения общехозяйственных расходов база распределения вычисляется в целом по счету 20. Общехозяйственные расходы распределяются по видам номенклатуры и подразделениям основного производства пропорционально базе распределения.
Такое отличие в распределении при списании общепроизводственных и общехозяйственных расходов связано с трактовкой аналитического учета в разрезе подразделений по счетам 25 и 26:
- Аналитический учет общепроизводственных расходов по счету 25 в разрезе подразделений ведется по структурным подразделениям, задействованным в основном производстве, что соответствует по назначению аналитическому учету в разрезе подразделений по счету 20;
- Аналитический учет общехозяйственных расходов по счету 26 в разрезе подразделений ведется по структурным подразделениям, соответствующих месту возникновения затрат и, в общем случае, не связанным с основным производством.
Исходные данные
В качестве базы распределения указана статья затрат на производство «Оплата труда производственных рабочих». В соответствии с учетной политикой предприятия метод «директ-костинг» не используется.
В течение месяца в бухгалтерском учете отражены следующие расходы:
- по счету 20 «Основное производство» (см. таблицу 1):
Счет №26 предназначен для сбора информации об управленческих расходах компании. Его характеристика: активный, синтетический, собирательно-распределительный. Закрывается ежемесячно на счета 20, 46,23, 29, 90, 97, в зависимости от того, какие методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов приняты внутренними нормативными документами предприятия. Аналитический учет может вестись в разрезе подразделений (отделов) или видов выпускаемой продукции (производимых работ, оказываемых услуг). Типовые операции по счету:
- Дт 26 Кт 41, 21, 10 — на ОХР списана стоимость материалов, товаров и полуфабрикатов.
- Дт 26 Кт 69, 70 – отражено начисление заработной платы административно-хозяйственного персонала.
- Дт 26 Кт 60, 76, 71 – на общехозяйственные расходы отнесены услуги сторонних организаций, оплаченные поставщикам или через подотчетных лиц.
- Дт 26 Кт 02, 05 – начислена амортизация непроизводственных объектов нематериальных активов и основных средств.
Прямые затраты денежных средств (50, 52,51) как правило не учитываются в составе ОХР. Исключением может являться начисление процентов по кредитам и займам, при этом данный метод начисления должен быть прописан в учетной политике предприятия.
Распределение накладных и общехозяйственных расходов
Общехозяйственные, они же управленческие, — это затраты, которые, в противоположность ОПР, не связаны с производством, но необходимы для обеспечения деятельности любой организации в целом:
- административно-управленческие (например, стоимость услуг связи и комиссия банков);
- зарплата с отчислениями управленческого и общехозяйственного персонала (руководителя организации, бухгалтерской и юридической служб);
- амортизация ОС здания офиса или автомобиля, используемого для поездок управленческого персонала;
- стоимость аудиторских, юридических и консультационных услуг, др.
Если организация не торговая, для учета применяется сч. 26 и подлежат списанию в конце месяца одним из способов (закрепляется в учетной политике):
- в дебет сч. 90. В отчете о финансовых результатах в данном варианте расходы отражаются по стр. 2220. Такой способ списания характерен для сферы услуг;
- в дебет сч. 20. В отчете о прибылях и убытках в данном варианте расходы отражаются по стр. 2120.
Если организация занимается торговлей, то она может применять сч. 44 и в конце месяца списывать в дебет счета 90. А в отчете о финансовых результатах отразить их можно по выбору: или по строке 2210, или по строке 2220.
- Данные расходы отражаются по дебету счета 25.
- Счет 25 является собирательно-распределительным.
- Он служит для обобщения и суммирования общепроизводственных расходов.
- Списание расходов производится с кредита счетов 20, 23, 29. Они могут быть связаны с расходами:
- основного (кредитовый счет 20),
- вспомогательного (кредитовый счет 23) производства
- обслуживающего (кредитовый счет 29).
Бухгалтер, работающий на производстве, обязан проводить с общепроизводственными расходами следующие операции:
- своевременный и достоверный учет всех косвенных затрат, их отражения в книге приходов и расходов;
- включение общепроизводственных расходов в фактическую себестоимость товарной единицы;
- контролирование рационального использования ресурсов, материалов, прочих косвенных затрат;
- анализ общепроизводственных расходов за отчетный период, разработка стратегий их снижения;
- составление смет на обслуживание оборудование и управленческий аппарат и контроль за их соблюдением.
Производство продукции предусматривает прямые траты (на сырье, оборудование, оплату наемного труда и т.п.), а также косвенные расходы.
Помимо затрат непосредственно на изготовление продукции, средства нужно потратить на саму организацию этого процесса, им нужно непрерывно управлять, регулировать его, причем на всех производственных уровнях (руководство бригадой, цехом, отделением, участком, линией и т.п.).
Средства, затрачиваемые на организацию процесса производства и управление им во всех структурных подразделениях организации, считают общепроизводственными расходами. Ранее этот вид трат носил наименование «цеховые расходы».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Национальная система бухучета в современной ситуации постепенно приводится к международным рыночным стандартам. С этим связан и пересмотр механизмов формирования ОПР в отечественном бухгалтерском учете. В данной статье мы рассматриваем только актуальные на сегодня положения.
Общепроизводственные расходы формируются на одноименном бухгалтерском счете 25. Формирование или начисление затрат осуществляется по дебету 25 счета. Кроме синтетического разреза на счете предусмотрены аналитические разрезы:
- Подразделения;
- Статьи затрат.
Накопленные общепроизводственные расходы можно проанализировать типовым стандартным бухгалтерским отчетом, например, «Оборотно-сальдовая ведомость по счету»:
Рис.1 Оборотно-сальдовая ведомость по счету
Ежемесячно общепроизводственные расходы разносятся на счет 20 «Основное производство». Счет 25 на конец месяца должен иметь нулевое сальдо.
На счете 20 также имеются аналитические разрезы:
- Подразделения;
- Номенклатурные группы;
- Статьи затрат.
Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы (ОХР и ОПР) – сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядным организациям в строительной деятельности (далее — подрядным организациям), связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов.
ОХР и ОПР определяются по процентной норме, утверждаемой Минстройархитектуры в установленном порядке, от суммы заработной платы рабочих и машинистов, занятых на строительных работах, а для пусконаладочных работ – от заработной платы работников, выполняющих пусконаладочные работы.
В декабре 2014 г. (при плюсовой температуре) на предприятии выполнялись работы по ремонту отмостки вокруг административного здания (объект «Текущий ремонт благоустройства»). Источник финансирования – собственные средства предприятия. Подрядчик представил акты выполненных работ на проверку заказчику. Нормативы расхода ресурсов в актах выполненных работ приняты в т.ч. по сборнику нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы № 27 «Автомобильные дороги» (НРР 8.03.127-2012 утвержден приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450, в редакции от 30.01.2015 № 27), а именно: Е27-56-1 «Устройство основания под тротуары из кирпичного или известнякового щебня толщиной 12 см»; Е27-253-1 «Устройство сборных покрытий из плит тротуарных с наибольшими габаритами размером в плане до 300 мм включительно».
При составлении сметной документации на строительство объектов величина ОХР и ОПР определяется в локальных сметах, ресурсно-сметных расчетах по утвержденной укрупненной норме или норме, разработанной проектной организацией в составе проекта и приводится в конце локальной сметы отдельной строкой.
При расчетах за выполненные работы применяется укрупненная или индивидуальная норма ОХР и ОПР, учтенная в сметной документации, или индивидуальная норма, разработанная подрядной организацией.
Порядок определения и применения норм плановой прибыли.
Норма плановой прибыли учитывает статьи затрат:
налог на недвижимость; пополнение собственных оборотных средств;
средства на потребление; средства на накопление; налог на прибыль.
Укрупненные нормы плановой прибыли разрабатываются по видам строительных работ (в приложении А к Методическим рекомендациям).
Индивидуальные нормы плановой прибыли определяются подрядными организациями на основе расчетов.
Норма плановой прибыли устанавливается в процентах от суммы ЗП рабочих и ЗП машинистов, заработной платы работников, занятых на пусконаладочных работах.
При составлении сметной документации на строительство объектов величина плановой прибыли определяется в локальных сметах, ресурсно-сметных расчетах по утвержденной норме от суммы величин ЗП рабочих и ЗП машинистов и приводится в конце локальной сметы отдельной строкой.
При строительстве объектов хозяйственным способом норма плановой прибыли не применяется. Расходы, не учитываемые в нормах плановой прибыли (приложение Г к Методическим рекомендациям).
Порядок утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли.
Укрупненные нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, разработанные РНТЦ, утверждаются МАиС, приведены в приложении Д для применения при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации в соответствии с Инструкцией №51.
Перечень видов строительных и иных специальных монтажных работ, на которые разрабатываются укрупненные нормы ОХР и ОПР и плановой прибыли:
1. Строительные работы 2. Монтаж сборных железобетонных конструкций при строительстве каркасных зданий и объектов крупнопанельного домостроения для:
3. Монтаж металлических конструкций каркасных зданий. 4. Монтажные и специальные работы. 5. Работы по ремонту зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и устройству территорий. 6. Реставрационно-восстановительные работы.
7. Пусконаладочные работы.
Расходы, не учитываемые в нормах ОХР и ОПР, но относимые на ОХР и ОПР:
1. Налоги, сборы (пошлины), другие обязательные платежи в республиканский и (или) местные бюджеты (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды.
2. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий и сооружений, производимые в размере средств, предусмотренных на их возведение.
3. Расходы, относящиеся к деятельности подрядчика и возмещаемые заказчиками строек за счет прочих средств.
Примерный перечень статей ОХР и ОПР:
Административно-хозяйственные расходы
Расходы на обслуживание работников строительства
Расходы по организации работ на строительных площадках
Прочие общехозяйственные и общепроизводственные расходы
Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации.
Локальные и объектные сметы в текущем уровне цен
Локальные и объектные сметы составляются в соответствии с главами 3 и 4 Инструкции о порядке определения стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утверждена Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 18.11.2011 № 51).
Какой коэффициент применяется к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов при выполнении внутренних санитарно-технических работ в сельской местности?
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы – это сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядчика в строительной деятельности, т.е. расходы, которые связаны с организацией производства, его управлением и обслуживанием. Применение норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов при формировании стоимости строительства установлено Методическими рекомендациями о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденными постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59, в редакции от 29.12.2014 № 53.
Согласно приложению Д к Методическим рекомендациям № 59 при выполнении строительных и иных специальных и монтажных работ подрядным способом к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов применяются следующие поправочные коэффициенты:
- на внутренние санитарно-технические работы, выполняемые в сельской местности, – в размере 1,15;
- при строительстве объектов в г. Минске – коэффициент, учитывающий соотношение статистической заработной платы по республике и г. Минску в размере 0,94 к норме общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
- при реконструкции объектов строительства, за исключением реконструкции объектов жилищного фонда, – в размере 1,1.
Письмом Минстройархитектуры от 13.05.2014 № 10-04/3665 «О разъяснении по применению коэффициента 1,1 к нормам накладных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов» определен порядок применения коэффициента 1,1 к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов при составлении сметной документации и определении стоимости реконструкции объектов строительства.
Новые строительные нормы утверждены в Беларуси
Если выпускник не хочет поступать в вуз и сдает ГВЭ, то для медали достаточно будет отметки «пять баллов» по русскому языку и математике. А вот если выпускник сдает ЕГЭ и поступает в вуз, то для получения медали ему нужно не менее 70 баллов по русскому языку и удовлетворительные результаты ЕГЭ по всем предметам по выбору, которые он сдает.
Эти правила вступают в силу с 1 января 2021 года и одновременно отменяют действие СанПиНа 2.1.3.2630-10, который для многих эпидемиологов в их работе является базовым нормативно-правовым актом. Документ получился компактным. Его еще предстоит обкатать на практике, но есть сомнения, что он будет исчерпывающим. Как говорится, поживем – увидим.
Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.
Что касается крупногабаритного мусора, то его вывоз осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в 10 дней (при температуре до +4 °С) или не реже 1 раза в 7 дней (при +5 °С и выше).
Внесены изменения в форму государственной статистической отчетности 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации» и указания по ее заполнению, утвержденные постановлением Белстата от 18.07.2017 № 74.
На текущий момент по разделу «Эпидемиология» пересмотрены 58 документов, требования систематизированы и подготовлен единый проект санитарно-эпидемиологических правил.
На основании подпункта 7.1 пункта 7 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. N 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г.
Объекты обособления раздельного учета. Позиционирование раздельного учета в учетной системе организаций. Интеграция раздельного учета по контрактам ГОЗ в бухгалтерский учет. Обособление хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ как вид дополнительной аналитики в учетной системе. Систематизация и накопление информации в регистрах аналитического учета.
Они должны иметь подъездной путь и ограждение, которое не позволит отходам распространяться за пределы площадки. Если речь идет о площадках для крупногабаритных отходов, то ограждение должно быть установлено с трех сторон и иметь минимум 1 м в высоту.
Расстояние от площадки для мусора до жилых домов, детских и спортивных площадок должно составлять не более 100 м, но не менее 20 м. При раздельном накоплении отходов минимально допустимое расстояние уменьшается до 8 м.
— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).
Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.
2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:
- Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
- Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
- Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.
Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.
1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).
2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.
Как вести бухучет общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Обычно вычисляют годовую амортизацию, хотя и начисляют ее ежемесячно: нужно определить сумму расходов, потраченных на восстановление всех основных средств производства и управленческого аппарата. Для ее вычисления правомерно применение следующей формулы:
∑А = (∑ПС х NА ) / 100
где:
- ∑А – сумма амортизации;
- ∑ПС – первоначальная стоимость активов;
- NА – норма по амортизации.
Некоторые компании для распределения ОП расходов на себестоимость готовой продукции используют специальный коэффициент, который исчисляется по формуле:
Копр = ОПРмес / Бопр,
где:
- Копр — коэффициент трат, отнесенных к ОПР;
- ОПРмес — расходы за отчетный месяц;
- Бопр — общая база распределения общепроизводственных расходов.
Этот показатель помогает узнать сумму ОПР (сколько рублей), которая приходится на 1 рубль базы распределения.
Распределять общепроизводственные расходы можно по объемам произведенной продукции в разрезе видов продукции, по размерам начисленной заработной платы основного персонала, по каждому виду ГП либо по стоимости МПЗ, направленных на ОП.
Например, за март 2020 г. ОПР составили 150 000 рублей. В учетной политике компании указано, что ОПР распределяются пропорционально прямой начисленной заработной плате основного персонала в разрезе видов готовой продукции.
Начисленная зарплата за март:
- продукт № 1 — 500 000 рублей;
- продукт № 2 — 750 000 рублей;
- продукт № 3 — 250 000 рублей.
Итого 1 500 000 руб.
Вычисляем коэффициент:
Копр = 150 000 / 1 500 000 = 0,1.
Распределяем общепроизводственные расходы по произведенным продуктам:
- продукт № 1 = 500 000 × 0,1 = 50 000 руб.;
- продукт № 2 = 750 000 × 0,1 = 75 000 руб.;
- продукт № 3 = 250 000 × 0,1 = 25 000 руб.
Суммы отражаются проводками в учете:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Списаны ОПЗ в счет основного производства |
20 |
25 |
150 000 |
В том числе по видам готовой продукции: |
|||
Продукт № 1 |
50 000 |
||
Продукт № 2 |
75 000 |
||
Продукт № 3 |
25 000 |
В общехозяйственным издержкам относят траты на управление, которые нельзя напрямую отнести к производственному циклу или процессу. Такие траты аккумулируют на счете 26 бухгалтерского учета. Это активный счет. То есть траты отражаются по дебету счета, а по кредиту записывается корреспондирующий счет.
В отличие от ОПР, общехозяйственные затраты не делятся по структурным подразделениям компании. Так как в большинстве случаев аппарат управления на предприятии один, его незачем скрывать. Но предусмотреть детализацию вполне возможно.
Как проводить процедуры закупок в строительстве с 1 июля 2021 года?
О нас
Реклама
Карта сайта
Общие правила форума
Использование материалов
Пользовательское соглашение
Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов основываются на суммарном значении данных показателей, накопленном в течение отчетного периода. Для обобщения информации по ОПР в плане счетов предусмотрен накопительный реестр №25. Его характеристика: активный, собирательно распределительный, не имеет сальдо на начало месяца и конец (если иное не предусмотрено учетной политикой), аналитический учет ведется по подразделениям (цехам, отделам) или видам продукции. В течение определенного периода в дебете счета 25 аккумулируется информация по фактически произведенным расходам. К типовым корреспонденциям можно отнести следующие операции.
- Дт 25 Кт 02, 05 – отнесена на ОПР начисленная сумма амортизации ОС, НМА.
- Дт 25 Кт 21, 10, 41 – товары собственного производства, материалы, инвентарь списаны на расходы производства.
- Дт 25 Кт 70, 69 – начислена з/п персоналу ОПР, произведены отчисления во внебюджетные фонды.
- Дт 25 Кт 76, 84, 60 – на общепроизводственные расходы отнесены выставленные контрагентами счета за оказанные услуги, выполненные работы, списана сумма недостач, выявленная по результатам инвентаризации.
- Дебетовый оборот счета 25 равен сумме фактических расходов, которые в конце каждого отчетного периода списываются на калькуляционные счета (23, 29, 20). При этом составляется следующая бухгалтерская запись: Дт 29, 23, 20 Кт 25 – накопленные расходы списаны на вспомогательное, основное или обслуживающее производство.
Общепроизводственные затраты можно разделить на:
- переменные – те траты, которые могут изменяться в зависимости от динамики объемов производства, экономии ресурсов, модернизационных технологий и т.п.;
- постоянные – те, на которые не влияет динамика производства (в основном это затраты на бухгалтерию и управление).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это условное деление, и в некоторых случаях расходы могут переходить из одной группы в другую. Предприятие вправе самостоятельно определять перечень тех и других затрат, фиксируя это в учетной политике.
Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов организация определяет самостоятельно исходя из особенностей своей деятельности и порядка, закрепленного в Учетной политике.
В общем виде для определения коэффициента распределения общепроизводственных расходов формулу можно представить так:
КОПР = ОПР / Б,
где КОПР – коэффициент распределения общепроизводственных расходов;
ОПР – величина общепроизводственных расходов за месяц;
Б – база распределения общепроизводственных расходов.
Указанный коэффициент может показывать сколько рублей общепроизводственных расходов приходится на 1 рубль базы распределения. Данный коэффициент можно представить и в виде %, умножив полученный показатель на 100.
Мы приводили пример распределения косвенных расходов, отраженных на счете 25, пропорционально прямой заработной плате основных производственных рабочих.
Однако база распределения общепроизводственных расходов может быть и другая. Например, стоимость основного сырья и материалов, численность работников, стоимость основных средств и иные показатели.
База при определении того или иного метода распределения общепроизводственных расходов выбирается такая, которая наиболее тесно показывает взаимосвязь затрат общепроизводственного характера с себестоимостью конечного продукта.
Общехозяйственные, они же управленческие, — это затраты, которые, в противоположность ОПР, не связаны с производством, но необходимы для обеспечения деятельности любой организации в целом:
- административно-управленческие (например, стоимость услуг связи и комиссия банков);
- зарплата с отчислениями управленческого и общехозяйственного персонала (руководителя организации, бухгалтерской и юридической служб);
- амортизация ОС здания офиса или автомобиля, используемого для поездок управленческого персонала;
- стоимость аудиторских, юридических и консультационных услуг, др.
Если организация не торговая, для учета применяется сч. 26 и подлежат списанию в конце месяца одним из способов (закрепляется в учетной политике):
- в дебет сч. 90. В отчете о финансовых результатах в данном варианте расходы отражаются по стр. 2220. Такой способ списания характерен для сферы услуг;
- в дебет сч. 20. В отчете о прибылях и убытках в данном варианте расходы отражаются по стр. 2120.
Если организация занимается торговлей, то она может применять сч. 44 и в конце месяца списывать в дебет счета 90. А в отчете о финансовых результатах отразить их можно по выбору: или по строке 2210, или по строке 2220.