Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обновлены правила заполнения налоговых «платежек»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Как в 2023 году заполнить платежное поручение по требованию налоговой
У заполнения формы платежного поручения по требованию ИФНС есть особенности. Для удобства мы собрали их в таблицу:
Поле | Что указать |
Основание платежа (106) |
Впишите «ТР». Это значит, что происходит погашение долга на основании полученного от налоговой требования. |
Показатель налогового периода (107) |
Здесь укажите срок оплаты, который отмечен в требовании ИФНС. Например, если вы уплачиваете налог за 2-й квартал 2019 года, в форме платежного поручения укажите: КВ.02.2017 |
Номер документа (108) |
Номер требования налоговой. |
Дата документа (109) |
В это поле переносят дату документа-требования ИФНС. |
Образец платежного поручения в 2022 году заполнения по налогам
Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима
6,1 тыс. 4
Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2022 года.
При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2022 года.
Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2022 года.
Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2022 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.
Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:
- «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
- «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.
С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.
Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.
Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.
Платёжное поручение – поле 108: заполнение при таможенных платежах
При выполнении таможенных платежей в поле 108 указываются числовые значения в то время, как в поле 106 указываются основания, повлекшие осуществление платежа:
Код поля 106 | Значение, указываемое в поле 108 |
ДЕ, КТ | Последние 7 цифр таможенной декларации |
ПО | № таможенного приходного ордера |
ИД | № исполнительного документа, на основании которого производится оплата |
ТУ | Требование, на основании которого производится уплата таможенного платежа |
ИН | № инкассационного документа |
БД | № бухгалтерского документа таможенных органов |
КП | № соглашения между крупными налогоплательщиками при совершении уплаты централизованных платежей |
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Минфин России 12 ноября 2013 года издал приказ под номером 107н о введении в практику правил написания данных при оформлении денежных переводов от плательщика в бюджеты.
Пункт 9 Приложения № 2 к Приказу № 107н Минфина определяет, что в поле 108 бланка платежки должно отражать номер соответствующего документа.
Ниже приведены сокращения для поля 108, которые оговорены в законе. По их расшифровкам видно, что показатель поля 108 имеет зависимость от наименования документа, на основании которого происходит перечисление денег в казну.
ТР | Номер требования ИФНС об уплате налога/сбора/взносов |
РС | Номер решения о рассрочке |
ОТ | Номер решения об отсрочке |
РТ | Номер решения о реструктуризации |
ПБ | Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом |
ПР | Номер решения о приостановлении взыскания |
АП | Номер решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом |
АР | Номер исполнительного документа и возбужденного по нему производства |
ИН | Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита |
ТЛ | Номер определения АС об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику |
Что значат поля в платежном поручении по страховым взносам
Форма платёжки в ФСС и данные полей не изменились с 2016 года. В этой статье рассмотрим только п/п по взносам в ФНС и распишем, что и куда вписывать. Правила заполнения платёжных поручений, а также бланки для «ручной» сдачи содержатся в приказе Минфина РФ N 107н от 12 ноября 2013 г. «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ».
Пройдёмся по всем полям:
Про получателя | ||
16 | Получатель | УФК по субъекту РФ, ФНС по регистрации |
61 | ИНН получателя | Найти информацию можно на портале ФНС |
103 | КПП получателя | |
13 – 15, 17 | Банковские реквизиты получателя | |
Про плательщика | ||
8 | Наименование плательщика | |
9, 10 – 12 | Банковские реквизиты плательщика | |
43 | Печать плательщика, необязательна, если печати у организации нет | Если п/п подаётся электронно через банк-клиент, заполнение данных полей необязательно |
44 | Подписи лиц, указанных в банковской карточке подписей (директор, главбух) | |
60 | ИНН плательщика | |
101 | Статус плательщика | 01 — юрлица, 09 — ИП |
102 | КПП плательщика | головной организации или обособленки, в зависимости от того, кто платит |
105 | ОКТМО плательщика | Ошибочно мнение, что при «переезде» взноса из Фонда в ФНС ОКТМО изменится. Нет, он остаётся прежним, т.к. это идентификатор плательщика, а не получателя. |
Про платёж | ||
3 | Номер п/п, присвоенный плательщиком | Нумерация начинается либо каждый день, либо продолжается в течение месяца. |
4, 62, 71 | Даты, составления п/п, поступления в банк, исполнения | Обычно совершается одним днём |
5 | Вид/форма направления платежа – срочно, почтой и т.п. | Можно не проставлять, если платёж идёт через клиент-банк |
6, 7 | Сумма перечисления прописью и в цифровом формате | |
18 | Вид операции | Перечисление средств по поручению — код 01 |
19, 20 и 23 | Без требования банка надо оставлять поля пустыми | |
21 | Очерёдность платежа | |
22 | Предназначено для указания кода УИН | ставится «0», кроме случаев когда ФНС в требовании об уплате указывает конкретный УИН |
24 | Подробное назначение платежа – что, куда, сколько, за какой период | |
104 | КБК платежа | Новые КБК по взносам содержатся в приказе Минфина России от 07.12.16 № 230н |
106 | Основание (период) платежа | ТП – текущие платежи, за этот год, ЗД – выплата задолженности |
107 | Указывается период, за который перечисляются взносы, – месяц, квартал, год. | |
108 | Для направляемых в срок соцвзносов ставьте «0» | |
109, 110 | Значения полей для взносов = «0» |
КБК для взносов по дополнительному тарифу ОПС
Изменения коснулись и КБК для пенсионного доптарифа по «вредным» работам. В 2016 году КБК доптарифа различались по выполняемой работе, а точнее, по отнесению работы к 1 или 2 списку, указанным в ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Размеры взносов в зависимости от списка устанавливались в 6% и 9%. При этом результаты оценки труда, проводимой для некоторых работ, сильно влияли на размер итогового взноса, а вот на цифры в КБК не влияли.
Это делало учёт и разноску средств плательщика неудобными и медленными. Часто совершались ошибки в доначислениях, вызываемые понижением взноса после оценки.
Проблема решена в 2017 году введением в качестве обязательных 2 дополнительных КБК по доптарифу – также по спискам, но с учётом результатов спецоценки персонала.
Теперь, если уплачиваете по доптарифу, выбирать следует из приведённых ниже КБК:
Список 1 | Без оценки сотрудника – 6% | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
После спецоценки | 182 1 02 02131 06 1020 160 | |
Список 2 | Без спецоценки сотрудника – 9% | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
После спецоценки | 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Что указывать в поле 108?
Поскольку поле 106 и 108 взаимосвязаны, то приведем полный перечень кодов, которые могут быть проставлены в поле 106 платежного поручения.
Код | Значение |
---|---|
ТР | Номер требования об уплате налога в ФНС |
РС | Номер решения на рассрочку платежа |
ОТ | Номер решения о предоставляемой отсрочке уплаты |
РТ | Номер решения о реструктуризации задолженности |
ПБ | Номер документа, который был рассмотрен арбитражным судом |
ПР | Номер решения, по которому произошло приостановление взыскания |
АП | Номер решения, вынесенного за совершение налогового правонарушения. Это может быть как привлечение, так и отказ от привлечения к ответственности |
АР | Номер исполнительного документа, основания к возбуждению производства по делу |
ТЛ | Номер определения об удовлетворении заявления о намерении погасить задолженность или иные требования, вынесенного арбитражным судом |
ИН | Номер решения, согласно которому предоставляется инвестиционный налоговый кредит |
Только при наличии одного из перечисленных кодов заполняется поле 108 платежного поручения. Оно содержит номер документа. В случае добровольного погашения образовавшейся задолженности или внесения текущих платежей в бюджет в поле 108 будет указан «0».
Значение поля 108 при налоговых платежах
Значение поля 108 зависит от основания платежа. Если погашается текущая задолженность по налогам (страховым сборам) или речь идет о добровольной уплате недоимки, в поле 108 платежного поручения следует поставить значение 0. В этом случае основание платежа (ТП или ЗД) указывается в поле 106.
О том, какие изменения в реквизитах платежного поручения на уплату налогов произошли в 2021 году, в том числе в поле 106, мы рассказали здесь. Кроме того изменились реквизиты Казначеств: № счета, наименование банка, а в поле 15 теперь нужно указывать номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Эти изменения действуют с 01.05.2021 года. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 — переходный, т.е. банки будут принимать платежки как со старыми, так и с новыми реквизитами.
Из чего состоит код бюджетной классификации
Каждая цифра кода, указываемого в платежке, еще называется разрядом. Разряды объединяются в блоки следующим образом:
Первая группировка — административная. Она состоит из трех цифр и отражает шифр главного администратора поступлений. Например, код ФНС в платежном поручении — 182; код ФСС в платежке — 393.
Второй блок — доходный. В него включаются несколько информационных сообщений сразу. Первое из них (разряд 4) выражено одной цифрой и обозначает вид поступления платежа. Например, цифра 1 значит, что он пришел в виде налога, 2 — что пришел в виде безвозмездного поступления, 3 — от бизнеса и т. д.
Далее следует подгруппа. Это два знака, которые обозначают, на какие цели предназначается денежное поступление по платежному поручению. Так, 01 — налог на прибыль и подоходный налог; 02 — налог или сбор на социальные нужды, 08 — госпошлина.
Таблица поможет при заполнении платежного поручения. В ней приведена подробная расшифровка КБК, разряды указаны в отдельной колонке.
Минфин России 12 ноября 2013 года издал приказ под номером 107н о введении в практику правил написания данных при оформлении денежных переводов от плательщика в бюджеты.
Пункт 9 Приложения № 2 к Приказу № 107н Минфина определяет, что в поле 108 бланка платежки должно отражать номер соответствующего документа.
Ниже приведены сокращения для поля 108, которые оговорены в законе. По их расшифровкам видно, что показатель поля 108 имеет зависимость от наименования документа, на основании которого происходит перечисление денег в казну.
ТР | Номер требования ИФНС об уплате налога/сбора/взносов |
РС | Номер решения о рассрочке |
ОТ | Номер решения об отсрочке |
РТ | Номер решения о реструктуризации |
ПБ | Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом |
ПР | Номер решения о приостановлении взыскания |
АП | Номер решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом |
АР | Номер исполнительного документа и возбужденного по нему производства |
ИН | Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита |
ТЛ | Номер определения АС об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику |
Актуальная форма платежного поручения
С правовой точки зрения, отправка заполненной надлежаще установленным требованиям платежки в банк выступает юридическим основанием для перевода денежных средств со счета заявителя (клиента) на счет получателя, зарегистрированный в этой же, либо в другой кредитно-финансовой организации. Для подобного распоряжения используется бумажный или электронный формат. Оно сохраняет силу на протяжении десяти календарных дней с момента составления, и заполняется исходя из утвержденной Положением Центробанка № 383-П актуальной формы, перечень полевой нумерации, для которой закреплен в рамках приложения №3 к указанному документу.
Оформление платежки на уплату старых долгов
Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).
Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.
Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Что значит поле 101 в платежном документе
Несмотря на изменения, бланки остаются в форме, которую давно знают работающие бухгалтеры. Она была утверждена Банком России еще в 2012 году.
В правой верхней части документа есть поле 101. Именно в нем указывается статус плательщика налогов.
Опираясь на этот код, становится ясно, куда направлять перечисленные деньги.
Ранее все взносы, которые имели страховой характер, нужно было прописывать код 08. Кроме этого, были другие коды:
• 01 обозначал юридическое лицо;
• 02 – налогового агента;
• 03 – организацию федеральной почтовой связи;
• 04 – налоговый орган;
• 05 – службу судебных приставов;
• 06 – участника внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо;
• 07 – таможенные органы;
• 08 – юридическое лицо (ИП, нотариуса, адвоката и др.), которые производили уплату страховых сборов в бюджет.
Изменения в законодательстве указывают на то, что страховые платежки нужно оформлять по образцу налоговых взносов. Кроме того, в документе указан полный перечень возможных статусов плательщиков. Всего их 30, поэтому важно знать, что новая информация не только для ИП и организации, но и других структур.