Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы работы на госслужбе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.
Преимущества госслужбы
- Возможность карьерного роста. Если зарекомендуете себя, как трудолюбивый и ответственный сотрудник, то рано или поздно вас заметят, и предложат более высокую должность. Но кроме этого необходимо иметь дружественные отношения с руководством. Поверьте, в государственных структурах есть люди, которые честно построили свою карьеру, начиная от младшего специалиста. Из таких примеров в будущем получаются хорошие организаторы.
- Трудовые нормативы. Во многих частных компаниях принято, что специалисты работают по шесть дней в неделю, и для личной жизни времени почти не остается. На госслужбе строго соблюдается нормы Трудового Кодекса. Вас не станут заставлять доделывать годовой отчет, задерживаясь по вечерам.
- Стабильность. Сотрудники всегда уверены в завтрашнем дне. Государственный орган финансируется из федерального бюджета, поэтому зарплата поступит на банковскую карту в любой ситуации. Если попадете под сокращение – то вам, как опытному сотруднику предложат место в другой организации.
- Социальная защищенность. Сюда относятся: оплачиваемый отпуск и декрет, больничные листы, льготы на проезд в общественном транспорте, командировочные, возможность получения бесплатного жилья или субсидий для ипотеки.
- Престижность. Некоторые люди воспринимают государственную должность как предмет гордости.
- Выслуга лет. Сотрудники отдельных государственных органов имеют право получения пенсионных выплат ранее установленного законом возраста. После окончания трудовой деятельности можете смело заняться любимым хобби, будучи не очень старым человеком.
- Дальнейшее трудоустройство. Частные компании отдают предпочтение при найме сотрудников людям, имеющим опыт прохождения государственной службы. Особенно это распространено в экономическом, бухгалтерском и юридическом секторе.
Система государственной службы РФ
Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.
Правоохранительная служба
Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.
Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.
Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.
Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.
Мне всегда хотелось преподавать и я рвался к этой цели: ещё во время учёбы в вузе я ни дня не работал на стороне, выполняя всякие вузовские поручения и впахивая забесплатно во вторую смену после учёбы. Всё было ради двух вещей: поступления в аспирантуру (ради науки, с армией всё было улажено чуть ли не с рождения) и права преподавать. Я учился на финансовом факультете и знал, что хочу преподавать статистику: омерзительную и нелюбимую всеми на первый взгляд, но очень крутую на самом деле. Я спал и видел, как отменю лекции старушки-преподавательницы, возьму ноут и проектор, займу со студентами компьютерный класс и покажу им настоящее лицо статистики (это были 2006-2009 гг, тогда Excel был супер востребованным скиллом у работодателей).
Я упоротый упорный, я взялся. Я поступил в очную бюджетную аспирантуру на кафедру экономики (все вступительные — 5, ни единого слова блата, занял одно место из 2, конкурс был 12 человек на место — да, хвастаюсь, это было незабываемо гордо). Я сам, на фоне пожилого и ленивого научного руководителя, начал писать адовую диссертацию про математические модели в маркетинге и быстро схватился за преподавание. Сбылось всё: проектор, медийные лекции, новых подход к изучению статистики, первый раз за микрофоном в зале-горке… Я читал первую, вторую, третью лекцию. Четвёр… я поднял глаза на своих студентов на сложноватой теме — понимал, что по индексам Ласпейреса и Пааше точно будут вопросы. Осёкся. На меня смотрели десятки пустых, безразличных глаз, кто-то играл в тетрис или змейку (тогда другого почти не было), кто-то спал, парочка на заднем ряду сидела, обнявшись. Им это было не надо. Им были не нужны крутые занятия в Excel. Ничего не нужно. Я не валил на сессии, у меня была пара звёздочек, ради которых я продолжал гореть, но даже сейчас я пишу на Хабр, а в глазах — жующие лица.
Кроме преподавания, я работал в структуре проректора по науке, но и там всё было грустно: заработная плата 7500, много несправедливого и удивительного для меня, 22-летнего. Как сейчас помню, как я стоял перед банкоматом и думал, что дальше — что будет, когда папе настанет пора выходить на пенсию…а если семья? Мне было стыдно за доходы в нашем образовании.
Благодаря (да-да, благодаря!) несчастному случаю я уволился из своего вуза и через 2 недели вышел на свою первую работу в бизнесе, которая на 4 года стала моей армией и моим крещением огнём и мечом. Я оставил диссертацию, но дотянул аспирантуру, изредка читая скучные лекции для заочников — им ни статистика, ни экономический анализ, ни финансовая математика были не нужны.
Государственная служба привлекает многих людей именно полномочиями, которые им дают. Но они заметно отличаются в зависимости от замещения:
- собственно административных должностей;
- постов в полиции;
- военных и военно-морских званий;
- определенных позиций в прокуратуре, таможне и министерстве юстиции.
Любой такой человек, однако, вправе знать актуальный регламент и иные документы, которые определяют его функции, задачи и требования, важные критерии эффективности. Также есть право ознакомиться с оценками своей деятельности руководством, контролерами и иными лицами, которым законом дозволено давать отзывы. Сюда же относятся права на ознакомление с личным делом, на добавление к этому делу собственных объяснений по разным случаям и событиям, иных материалов. В отдельную группу выделены те полномочия, которые позволяют эффективнее и быстрее выполнять профессиональные обязанности. Речь идет про:
- поддержание условий технического и организационного характера;
- истребование у руководства, иных сотрудников, частных лиц и организаций любых сведений;
- представление предложений насчет улучшения работы государственного органа;
- получение доступа к государственной тайне и другим данным ограниченного доступа, которые нужны для выполнения поставленной задачи.
Преимущества работы в государственных структурах
Государственные служащие, как никакие другие, защищены и в социальном плане – оплачиваемый отпуск и больничный им гарантирован. Отпуск, кроме того, составляет не 28 рабочих дней, как у большинства работающих, а в полтора раза больше. Кроме того, государственные предприятия обеспечивают работников социальным пакетом и гарантируют предоставление льгот.
Немаловажное значение имеет и престижность госслужбы. Чем выше статус государственного предприятия, тем выше и статус его работников, но даже на местах руководители и сотрудники этих предприятий обзаводятся многочисленными полезными связями, поскольку имеют возможность влиять на деятельность многих предприятий
Плюсом является и возможность продвижения по карьерной лестнице.
В чем заключается работа госслужащих?
Работа госслужащим подразумевает большое количество должностей в разных отделах и департаментах государственных органов Там работают руководители отделов, советники, помощники руководителя, специалисты в различных областях.
Государственная служба делится на:
- Федеральную государственную гражданскую службу. Сотрудники, которые несут службу в федеральных органах власти и получают зарплату из федерального бюджета.
- Региональную государственную гражданскую службу. Госслужащие, занятые в органах власти субъектов РФ. Они обычно получают зарплату из регионального бюджета, в отдельных случаях из федерального.
Как стать госслужащим?
В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 79-ФЗ от 27 2004 занять место госслужащего может любой совершеннолетний гражданин РФ, который владеет русским языком и обладает соответствующей квалификацией. Квалификация подразумевает под собой высшее образование и опыт работы. На каждую вакансию в госслужбе проводится конкурс. Список вакансий можно найти на официальном сайте госслужбы.
Для того чтобы поступить на службу в госучреждение, необходимо выполнить следующие шаги:
1. Собрать пакет документов. Как правило, к ним относятся:
В зависимости от вакансии и региона список документов может меняться и дополняться. Полный список можно найти в описании вакансии. Поскольку вы можете участвовать в конкурсе вакансии в другом регионе, первичная подача документов возможна в электронном виде. Это будет первый этап конкурса
2. Подготовиться к очному конкурсу. Обычно помимо ваших профессиональных навыков, вам будут задавать вопросы на знание Конституции РФ и законов, регламентирующих деятельность муниципальных учреждений в данном регионе. Для этого вам необходимо зайти на сайт того органа, куда вы устраиваетесь, и изучить всю информацию. На это уйдет немало времени, поэтому лучше подготовиться заранее.
3. Пройти очный конкурс. Он может состоять из двух этапов:
После прохождения всех этапов трудоустройства на государственную службу, вам сообщат результаты в течение 30 дней – это период проведения конкурса. На основании собранных данных о кандидатах специальная комиссия проводит голосование. Если вас не выбрали в этот раз, не расстраивайтесь, вы можете попасть в кадровый резерв и в дальнейшем на другую вакансию вам не придется проходить все этапы заново.
Некоторые считают, что без знакомств и связей на госслужбу вас не возьмут. Это заблуждение, в наши дни правительство серьезно борется с коррупцией, и комиссия для принятия решения о найме создается из представителей разных органов власти различных регионов. Конечно, устроиться на государственную службу сложно, но это абсолютно реально, не имея связей в высших инстанциях.
Аттестация госслужащих: куда пойти учиться?
Чтобы получить работу в государственной службе, нужен диплом об окончании академии госслужбы или другого вуза.
Есть специальная программа подготовки госслужащих (38.03.04 Государственное и муниципальное управление), которую можно пройти в следующих учебных заведениях:
Но это не единственная программа, которая дает возможность поступления на госслужбу.
Можно рассмотреть вариант прохождения военной службы, где также есть множество подготовительных программ.
Например, у Академии Федеральной службы безопасности России есть много филиалов по всей стране. К сожалению, на военных специальностях, гарантирующих соответствие требованиям на вакансии госслужащих, могут обучаться только граждане мужского пола. И вот сами специальности:
Однако это не значит, что сюда закрыт доступ девушкам. Федеральная служба исполнения наказаний предлагает несколько специальностей, на которых с радостью принимают прекрасный пол:
Смотрите конкурс, сдавайте успешно ЕГЭ и обустраивайте свою жизнь уже сегодня. А если этому активно мешают многочисленные контрольные, на помощь всегда придут профессионалы студенческого сервиса.
Какой предельный возраст пребывания на государственной службе. Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе
Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской
Федерации» (ч. 2 ст. 21) закрепляет
предельный возраст пребывания на
государственной гражданской службе
— 65
лет
.
В
соответствии с частями
5, 6, 7 ст. 25 названного закона достижение предельного
возраста пребывания на государственной
гражданской службе
является основанием для прекращения
служебного
контракта с гражданским служащим по
обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон.
Вместе с
тем, по решению представителя нанимателя
и с согласия гражданского служащего
при достижении им предельного возраста
с ним может быть заключен срочный
трудовой договор
на
замещение должности, не
являющейся должностью гражданской
службы.
Следует также отметить,
что служебный контракт, заключенный на
неопределенный срок, с гражданским
служащим, достигшим возраста 60 лет,
перезаключается
на срочный служебный контракт на срок
от одного года до пяти
лет.
Проблема
обновления и сменяемости управленческого
персонала на государственной гражданской
службе
Необходимость
изменения возрастной структуры,
сложившейся на
государственной службе отмечалась и
в федеральной
программе
«Реформирование государственной службы
Российской Федерации
(2003-2005 годы)», утвержденной указом
Президента
РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. В
частности, согласно приведенным данным
на 2002
г., средний возраст государственных
служащих составлял
40 лет.
В «Мегаплане» я стремлюсь снизить контроль за работниками, дать им свободу самим выбирать путь к цели, но результат для меня как руководителя превыше всего. Не важно, пришел ли работник в офис на пять минут позже или вообще остался дома, у него есть объём работы, который он должен выполнить. Я убежден, что отсутствие жесткого контроля со стороны начальства дарит работнику свободу выбора и развивает самодисциплину.
Наверное, я бы не был настолько лоялен, если бы мы сами не работали в CRM-системе, которую разрабатываем. Для всех задач там установлен дедлайн и для каждого определен ежедневный объем работы. К тому же мы завели обсуждение, назвав его журналом посещений. Работники предупреждают о своих перемещениях, а в задачах отписываются о результатах работы за день. Вряд ли такое можно представить в госкорпорации! Хотя у нас есть версия Мегаплана, которую мы адаптировали для госорганов.
Деньги, проекты, стабильность
Поскольку государственные компании набирают вес на рынке труда, логично задать вопрос: чем еще кроме стабильного оклада и разного рода гарантий они привлекают соискателей? Опытные кандидаты понимают, что в госучреждениях сосредоточены «точки роста». Они идут в госкорпорации, чтобы поучаствовать в крупных амбициозных проектах, попробовать разные практики и модели и почувствовать сопричастность чему-то масштабному. Госкомпании не считают деньги так тщательно, как бизнес, поэтому щедро вознаграждают сотрудников на высоких должностях. Кандидатов же со скромными амбициями привлекают не столько интересные задачи, сколько пресловутая стабильность: они рассчитывают на спокойную «бумажную» работу, хороший соцпакет и внушительную медицинскую страховку, которая покрывает не только стоматологию и госпитализацию, но и роды в лучших клиниках страны и лечение сложных заболеваний, в том числе и за границей.
И все же, вне зависимости от мотивации того или иного кандидата, столкнуться с обманутыми ожиданиями, если недооценить риски построения карьеры в госсекторе, может каждый из них.
Мне всегда нравилось разговаривать с людьми, помогать им советом или просто выслушивать их проблемы, поэтому я выучилась на психолога. После университета пыталась работать по специальности, но, испробовав несколько вариантов, поняла, что пока слишком молода для этой профессии: она требует хороших психологических защит и житейской мудрости.
Недостаток и того и другого мне показала работа в брачном агентстве. Я консультировала мужчину преклонного возраста, и он своим тяжелым характером выжал из меня все соки. Тогда я поняла, что с консультированием стоит подождать.
После брачного агентства полтора месяца сидела без работы и прошла более 20 собеседований. Я искала что-то близкое моей специальности, поэтому многие заинтересовавшие меня вакансии были связаны с подбором персонала, но рекрутеры в один голос говорили, что это не мое. С другими местами тоже что-то не срасталось.
Моя мама когда-то за нищенскую зарплату работала в территориальном отделе социальной защиты. Она решила узнать о вакансиях в краевом департаменте труда и соцразвития. Оказалось, что одна женщина уходит в декрет с должности специалиста-эксперта.
Это было одно из самых быстрых собеседований в моей жизни. Мы немного пообщались с начальницей отдела, которую больше всего интересовал мой письменный русский язык, и мне сказали собирать документы.
Слабо верю в то, что на такие низкие должности кого-то берут по блату.
Разве что по знакомству могут рассказать о ставке и предложить пройти конкурс. Но никаких мифических очередей претендентов куда бы то ни было нет.
Сбор документов и их проверка заняли полтора месяца. Моя должность была самой маленькой в отделе, а зарплата первые шесть месяцев составляла 20 тысяч рублей. К тому моменту индексации не проводились уже три года.
Конечно, на других собеседованиях мне предлагали больше, но часто это была серая зарплата. К тому же мой папа давно хотел, чтобы я стала госслужащей, и очень обрадовался, когда у меня появилась такая возможность. Наверное, я несколько поддалась его влиянию.
была зарплата первые полгода
Категории должностей государственной гражданской службы
Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.