Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для госслужащих изменят правила оплаты труда и премирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).
Стремительный рост ставки госслужащих
Чтобы понять, как вырастет зарплата госслужащих в 2023 году, которым последние новости предрекают новую систему расчета выплат, достаточно сравнить ставки по некоторым специальностям.
Специальность | До реформы | После реформы | ||
оклад | поощрение | оклад | поощрение | |
специалист 1-го разряда | 2 200 | 2,5 оклада | 12 405 | 0,9 оклада |
специалист-эксперт | 2 600 | 2,5 оклада | 14 658 | 0,9 оклада |
замминистра | 5 650 | 10,5 оклада | 31 845 | 3,5 оклада |
Уровень зарплаты по регионам
Невзирая на одинаковые для всех категорий служащих оклады, уровень заработных плат таких сотрудников будет существенно отличаться по регионам. Даже если они занимают одинаковые должности и имеют одинаковые условия начисления денежного довольствия.
Все это происходит из-за введения специальных коэффициентов, увеличивающих уровень денежного довольствия в связи с необходимостью выполнять служебные обязанности в сложных, а иногда и опасных для жизни условиях. Президентским Указом предусматриваются такие виды коэффициентов:
- районный (привязывается к уровню дохода конкретного региона);
- при работе в безводных, пустынных местностях (по сути особые условия труда);
- несение службы в высокогорье;
- нахождения на Крайнем Севере, либо районах, что к ним приравнены;
- службы в Сибири, либо на Дальнем Востоке.
Особенности начисления таких коэффициентов регулируются трудовым законодательством РФ. В любом случае, размер ежемесячно получаемого служащим денежного довольствия при равных условиях может увеличиваться с 10 до 100%. Если же регионы «накладываются» (распространяется действие коэффициентов двух типов), размер надбавки может оказаться выше.
Таблица с показателями РЕ по годам
Представим показатели расчетной единицы с 2007 по 2024 гг. в таблице. С 2016 по 2018 гг. ставку РЕ не индексировали.
Отчетный год | Фиксированный размер расчетной единицы в рублях |
---|---|
2007 | 650 |
2008 | 720 |
2009 | 865 |
2010 | 870 |
2011 | 940 |
2012 | 1010 |
2013 | 1080 |
2014 | 1150 |
2015 | 1225 |
2016 | 1300 |
2019 | 1355 |
2020 | 1410 |
2021 | 1465 |
2022 | 1525 |
2023 | 1588 |
2024 | 1653 |
Список дополнительных выплат
Как федеральные, так и региональные чиновники имеют право претендовать на следующие дополнительные выплаты (помимо вышеобозначенных окладов):
- Надбавка за выслугу лет, что будет начисляться ежемесячно. В ст. 50 ФЗ № 79 установлены конкретные цифры. Служба 1-5 лет — надбавка 10%, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, более 15 лет — 30%.
- Надбавка за особые условия работы. Начисляется ежемесячно. Может составлять до 200% от положенного чиновнику должностного оклада.
- Процентная надбавка за работу с информацией, которая представляет собой гостайну. Ее величина, порядок выплаты определяется действующим законодательством РФ.
- Премии за выполнение конкретных особо важных и особо сложных служебных заданий. Порядок их выплаты уже формируется представителем работодателя чиновника. Величина надбавки зависит от обеспечения функций и задач данного государственного органа, исполнения должностных инструкций. Важно отметить, что максимальный размер таких премий не ограничивается законодательством.
- Денежное ежемесячное поощрение.
- Единовременная выплата служащему при наступлении ежегодного отпуска.
- Матпомощь, которая выплачивается из фондов, создаваемых для оплаты труда госслужащих.
Выплата материальной помощи
Помимо оклада, установленных надбавок гражданские госслужащие также имеют право претендовать и на получение матпомощи. В отличие от перечисленных, такая выплата не является регулярной. Она может быть предоставлена работнику только при подаче им соответствующего заявления.
Поводом для предоставления подобной материальной помощи в системе оплаты труда гражданских государственных служащих может быть следующее:
- Очередной ежегодный основной отпуск. Выплата тут, как правило, равна двойному окладу трудящегося.
- Юбилейные даты в случае, если они совпадают с днем выхода гражданина на пенсию по старости.
- Смерть родственника.
- Свадьба, брак.
Выплаты раньше или позже срока
Согласно действующему законодательству, работодатель не вправе выплачивать вознаграждения за труд раньше установленного срока. В противном случае на нанимателя наложат административное взыскание. Однако чиновники определили ряд ситуаций, когда день перечисления может быть раньше утвержденного. К таковым относят:
В остальных случаях выплачивать заработок в пользу работников раньше утвержденных дат крайне не рекомендуется. Несмотря на то, что Верховные Суды положительно относятся к данной ситуации, представители трудовой инспекции вправе выписать штраф, если время выплат нарушают условие «15 дней». Штраф за перечисление раньше срока: на руководители и индивидуального предпринимателя — 1000–5000 рублей. На юридическое лицо — до 30 000 рублей.
Задерживать выплаты также не рекомендуется. За такие нарушения предусмотрены крупные штрафы по ст. 5.27 КоАП. Помимо административного наказания, наниматель должен начислить и выплатить специальную компенсацию. Подробнее: «Компенсация за задержку заработной платы: особенности расчета».
Ожидание: чиновники целыми днями только и делают, что пьют чай.
Реальность: в деревне туговато с трудоустройством, поэтому раньше я работала на любых подвернувшихся работах и могла делать что угодно. Глава администрации муниципального образования это заметил и пригласил меня на собеседование. В итоге я уже семнадцатый год работаю с министерствами, департаментами, улусными — то есть районными — управлениями, а также с населением — помогаю оформлять документы.
Начинаю в 09:00. Проверяю почту, регистрирую и сортирую для передачи другим сотрудникам вопросы по их компетенции. Параллельно принимаю людей: оформляю пособия, пенсии, делаю справки, документы по материальной помощи и так далее. Решаю юридические вопросы по безнадзорным собакам, отвечаю на запросы опеки и других организаций. Нахожу и вручаю повестки военкомата, заполняю официальный сайт администрации, отвечаю на письма из прокуратуры, оформляю нотариальные доверенности, делаю запросы в систему межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ, оформляю запись актов госрегистрации о рождении, смерти, браке и т. д. И дальше по кругу: отчеты, журналы, уведомления, гранты, заявки и многое другое. После работы проверяю неблагополучные семьи и ведение сварочных работ в спортзале. В субботу, мой выходной, готовлю ужин для Декады пожилого человека.
Ожидание: госслужащие уходят домой, как только заканчивается официальный рабочий день.
Реальность: в 2006 году пошла на госслужбу, потому что считала ее стабильной. Работаю в федеральном министерстве, начинала с главного специалиста-эксперта, сейчас — ведущий советник в департаменте. Обрабатываю обращения граждан, переписываюсь с госорганами. Готовлю материалы к проектам законов, указов, постановлений правительства: мониторю ситуацию по субъектам России, собираю информацию, обобщаю, анализирую, собираю статистические данные. Сама постановления пока не писала, но готовила нормативные приказы министерства. Если косячу, начальник отдела или заместитель директора заставляют переделывать. От качества моей работы зависит качество документа.
Официально рабочий день стандартный, на деле — ненормированный: работы очень много и раньше 19:00 не уходим, в пятницу — на час раньше. Несколько раз в месяц приходится оставаться и до 20:00—21:00.
Ожидание: в госучреждениях никогда не пропускают обеденный перерыв.
Реальность: мой муж работает водителем у «слуг народа» в разных структурах. Условия, нагрузка и зарплата везде различаются. Обычно работа начинается в 08:00 и должна заканчиваться в 17:00. Но каждый день случаются форс-мажоры, поэтому супруг перерабатывает по 2—3 часа ежедневно. А из-за срочности проведения тех или иных мероприятий у него регулярно не бывает обеденного перерыва: сотни раз муж возвращался домой злой и голодный, с нетронутым контейнером с обедом, потому что ему не дали времени перекусить. И даже дополнительная неделя отпуска, которую ему дают вместо доплаты за лишние часы, все эти переработки в течение года никак не перекрывает.
Ожидание: по выходным никто не работает.
Реальность: у меня высшее экономическое образование. После учебы семь лет работала в финансовой службе одного из крупнейших вузов региона. Потом бывшая коллега переманила меня в департамент образования краевой администрации. Прошла конкурс и за два года сменила должность замначальника на позицию начальника отдела экономики и бюджетного планирования образования. Потом ушла в декретный отпуск.
Наш отдел занимается финансированием всей системы образования Приморского края. Бюджет на образование — более 20 млрд рублей, включая зарплаты, материальное обеспечение, субсидии, социальные выплаты, стройки школ и детских садов. Есть несколько крупных блоков работы: бюджетное планирование, текущее операционное обслуживание — заявить деньги на получение из бюджета и оформить миллион бумажек, необходимых для поступления средств на счет конечного получателя, проверка учреждений на факт целевого использования средств и исполнения указов президента по зарплате. Работы хватает.
Рабочий день считается ненормированным. По факту это значит, что приходить нужно в 08:00, а то и раньше, и уходить после 19:00. Обедать не всегда успеваем, особенно если нужно заниматься отчетностью или вносить проект бюджета в плохо работающую программу. Из-за высоких требований и неконкурентной зарплаты вечно не хватает людей, а из-за этого могут без приказа объявить рабочим любой выходной день — мол, вы же понимаете, это НАДО сделать.
Чиновники перекладывают с места на место две бумажки и ничего не делают, берут взятки, и от денег у них трескается харя — от такого образа госслужащих реально бомбит. Если топы и випы федерального уровня — звезды шоу Навального, то при чем тут мы, рядовые винтики?
Особенности формирования
Оплата труда государственных гражданских служащих складывается «по кирпичикам». Доходы чиновника напрямую зависят от региональных коэффициентов, оклада по занимаемой им должности, его квалификации, которая устанавливается по итогам госаттестации, от продолжительности всего срока муниципальной или госслужбы.
Также размер з/п госслужащего зависит от благосклонности к нему руководства. Ведь доплата за определенные особые условия работы назначается именно непосредственным начальником.
Как устанавливается, к примеру, оплата труда гражданским государственным служащим РД? Для каждого трудящегося здесь вводятся индивидуальные размеры з/п. Узнать об их объеме возможно в собственном трудовом договоре. Там прописан оклад по занимаемой должности, а также величина надбавок за особые условия.
Что касается более опытных работников, их жалование дополняется также доплатами за классный чин, выслугу лет и проч.
Обеспечение госслужащих
Государственный сектор является довольно-таки обширной сферой, где ежедневно трудится большое количество граждан. Статистика утверждает, что в начале 2021 года и по сей день на должности госслужащего трудится приблизительно 5,4 млн человек, которые свою зарплату получают непосредственно из государственного бюджета. Прогнозируется, что зарплата госслужащих в 2021 году претерпит значительных изменений.
Принято решение о том, что в 2021 году эти работники получат проиндексированный оклад в 1,5 раза. Это вызвало бурный интерес не только у представителей государственного сектора, но и у других жителей страны: повысят ли госслужащим зарплату в 2021 году?
Недавно было сделано заявление от прошлого главы Министерства финансов о том, что сделать подобное увеличение окладов сейчас нереально из-за нехватки такого объема средств. Однако это особо не может вызвать удивления, ведь все понимают, что такой возможности нет из-за частых кризисных экономических ситуаций, нестабильного курса валют, погашения внешних задолженностей.
Расчет пенсии за выслугу лет
При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.
Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.
Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.
После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:
- ежемесячно получаемый оклад;
- ежемесячно получаемая доплата;
- материальные поощрения;
- ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.
В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:
- находится в неоплачиваемом отпуске;
- находился в декрете;
- был временно нетрудоспособен.
Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.
Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.
Для граждан, которые трудились на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, пенсионный возраст начинается на 5 лет раньше установленного законодательством срока. В связи с увеличением срока пенсионного возраста для всех россиян у северян тоже проходит десятилетний период адаптации. Разница только в том, что пенсия, как и раньше, начинается за 5 лет до установленного для всех остальных срока.
Стаж по тарифам Севера для ранней пенсии остается таким же — 15 лет в Северном регионе и 20 лет в местностях, которые приравнены к нему. Для страхового стажа требования тоже не меняются — 20 лет для женщин и 25 — для мужчин.
Некоторым категориям жителей Севера к изменениям в пенсионном возрасте адаптироваться не придется, для них он останется прежним. К таким категориям граждан относятся коренные и малочисленные народы Севера. Они считаются пенсионерами с 50 и 55 лет, и женщины, воспитавшие двоих и более детей. Им выплачивают пенсию с 50 лет, если набирается нужный северный и страховой стаж.
Выплата для госслужбы и процедура ее назначения
Буква закона утверждает, что пенсии госслужащим рассчитываются исходя из имеющегося стажа и равен значению от 45 % до 75 % среднего дохода за месяц госслужащего. Однако, стоит отнять от полученного показателя страхпенсию по возрасту или инвалидности, доплаты к ней в фиксированной величине и такой же надбавке, но в повышенном значении. Для каждого превышающего минимальный стаж года после права на пенсию человек вправе рассчитывать на дополнительные три процента к своему среднемесячному доходу, но есть определенное ограничение: пенсионная выплата при всех повышающих ее коэффициентах не может составлять более трех четвертей заработка пенсионера.
Дабы получить пенсию человеку прежде всего стоит обратиться в орган ПФР или МФЦ для ее исчисления. При ликвидации отделения пенсионного органа, где находилось Ваше дело, стоит обратиться к то, которому были переданы все дела перед закрытием. Потребуется внимательно ознакомиться с порядком выплат, потому как есть некоторые должности, по которым присваивается пенсия без ПФР спецведомствами.
Когда Вы направили заявление в один из органов по его приеме вместе с прочими бумагами, то при условии их корректности после проверки уполномоченным лицом уже с первого числа последующего после подачи месяца, Вы вправе рассчитывать на получение первой выплаты.
Вы вправе сами для себя избрать один из наиболее удобных методов, как Вы будете получать пенсию:
- на карту в банке;
- по почте.
В момент присвоения пенсии по госслужбе человек уже должен рассчитаться с занимаемой им должности. Это требование работает из-за того, что при продолжении работы теряется сам смысл ее назначения, так как она выплачивается в качестве компенсации по потере основного дохода и является надбавочной частью к основному виду пенсионного обеспечения. Вместе с заявлением вы обязаны направить все подтверждающие бумаги, определяющие Ваше право на получение пенсии как госслужащего.
Размер пенсии госслужащим по выслуге лет
С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет
Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Что включается в стаж государственной гражданской службы
Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):
- Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
- Должности прокурорских работников.
- Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
- Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
- Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
- Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
- Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
- Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
- Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.
К примеру:
- доход юристов МФЦ может достигать до 60 тыс. рублей;
- психологи МФЦ могут рассчитывать на доход в размере до 40 тыс. рублей;
- работу инспекторов оценивают в размере до 50 тыс. рублей;
- работники экономических отделов получают на уровне 40 – 60 тыс. рублей;
- труд ведущих специалистов оценивается на уровне 25 – 40 тыс. рублей;
- обычные операторы получают порядка 17 тыс. рублей;
- обслуживающему персоналу платят на уровне 17 – 25 тыс. рублей.
Вся работа осуществляется с официальным трудоустройством, а также полным социальным пакетом в виде оплаты отпусков, больничных, выделения материальной помощи, доплат, надбавок. Учитывая, что работа МФЦ началась относительно недавно, его сотрудники еще не имеют выслуги, поэтому в будущем разрыв в заработных платах будет только увеличиваться.