Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на МСФО: порядок применения международных стандартов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующие стандарты бухучёта предполагают преимущественное проведение расчёта оценки страховых договоров на основе имевшихся в начале периода покрытия и исторических данных — МСФО 17 требует ориентированной на будущее оценки, уделяющей максимум внимания доходности портфелей.
Дата вступления в силу
34. Организация должна применять настоящий МСФО, если ее первая финансовая отчетность по МСФО составляется за период, начинающийся 1 июля 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
35. Поправки, предусмотренные пунктами D1(n) и D23, организация должна применять в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (пересмотренный в 2007 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
36. МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (пересмотренным в 2008 году) внесены поправки в пункты 19, C1 и C4(f) и (g). Если организация применит МСФО (IFRS) 3 (пересмотренный в 2008 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки также подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
37. МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (с учетом поправок 2008 года) внесены поправки в пункты B1 и B7. Если организация применит МСФО (IAS) 27 (с учетом поправок 2008 года) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
38. Документом «Стоимость инвестиции в дочернюю, совместно контролируемую или ассоциированную организацию» (поправки к МСФО (IFRS) 1 и МСФО (IAS) 27), выпущенным в мае 2008 года, добавлены пункты 31, D1(g), D14 и D15. Организация должна применять эти пункты в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные пункты в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2008 года, внесены поправки в пункт B7. Организация должна применять эти поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 27 (с учетом поправок 2008 года) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.
39A. Документом «Дополнительные освобождения для организаций, впервые применяющих МСФО» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в июле 2009 года, добавлены пункты 31A, D8A, D9A и D21A и внесены поправки в пункты D1(c), (d) и (l). Организация должна применять данные поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2010 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39B. [Данный пункт касается поправок, еще не вступивших в силу, и поэтому он не включен в настоящую редакцию.]
39C. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами» добавлен пункт D25. Организация должна применить данную поправку одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 19.
39D. [Удален]
39E. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2010 года, добавлены пункты 27A, 31B и D8B и внесены поправки в пункты 27, 32, D1(c) и D8. Организация должна применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2011 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт. Организации, которые перешли на МСФО в одном из периодов до даты вступления в силу МСФО (IFRS) 1 или применили МСФО (IFRS) 1 в одном из предыдущих периодов, имеют право ретроспективно применить поправку, предусмотренную пунктом D8, в первом годовом периоде после даты вступления указанной поправки в силу. Организация, применяющая пункт D8 ретроспективно, должна раскрыть этот факт.
39F. [Удален]
39G. [Удален]
39H. Документом «Тяжелая гиперинфляция и отмена фиксированных дат для организаций, впервые применяющих МСФО» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в декабре 2010 года, внесены поправки в пункты B2, D1 и D20 и добавлены пункты 31C и D26–D30. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2011 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
39I. МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство», выпущенными в мае 2011 года, внесены поправки в пункты 31, B7, C1, D1, D14 и D15 и добавлен пункт D31. Организация должна применить указанные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IFRS) 11.
39J. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», выпущенным в мае 2011 года, удален пункт 19, внесены изменения в определение справедливой стоимости, приведенное в Приложении A, а также внесены поправки в пункты D15 и D20. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 13.
39K. Документом «Представление статей прочего совокупного дохода» (поправки к МСФО (IAS) 1), выпущенным в июне 2011 года, изменен пункт 21. Организация должна применить указанную поправку одновременно с применением МСФО (IAS) 1 с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года.
39L. МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года) внесены поправки в пункт D1 и удалены пункты D10 и D11. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IAS) 19 (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года).
39M. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения» добавлен пункт D32 и изменен пункт D1. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 20.
39N. Документом «Займы, предоставленные государством» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в марте 2012 года, добавлены пункты B1(f) и B10–B12. Организация должна применять данные пункты в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.
39O. Пункты B10 и B11 содержат ссылки на МСФО (IFRS) 9. Если организация применяет настоящий МСФО, но еще не применяет МСФО (IFRS) 9, то ссылки на МСФО (IFRS) 9 в пунктах B10 и B11 следует считать ссылками на МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
39P. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, добавлены пункты 4A–4B и 23A–23B. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39Q. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, изменен пункт D23. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
39R. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, изменен пункт 21. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.
Приложение A. Определение терминов
Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.
Дата перехода на МСФО |
Начало самого раннего периода, за который организация представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО. |
Условная первоначальная стоимость |
Величина, которая является заменителем первоначальной стоимости или амортизированной стоимости на некоторую заданную дату. При последующем начислении амортизации предполагается, что организация первоначально признала актив или обязательство на эту заданную дату, и что его первоначальная стоимость была равна указанной условной первоначальной стоимости. |
Справедливая стоимость |
Справедливая стоимость представляет собой цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (см. МСФО (IFRS) 13). |
Первая финансовая отчетность по МСФО |
Первая годовая финансовая отчетность, начиная с которой организация применяет Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), включив в нее явное и однозначное заявление о ее соответствии МСФО. |
Первый отчетный период по МСФО |
Самый последний отчетный период, представленный организацией в ее первой финансовой отчетности по МСФО. |
Организация, впервые применяющая МСФО |
Организация, представляющая свою первую финансовую отчетность по МСФО. |
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) |
Стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО). В их составе: (a) Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS); (b) Международные стандарты финансовой отчетности (IAS); (c) разъяснения КРМФО (IFRIC); и (d) разъяснения ПКР (SIC)(а). |
Вступительный отчет о финансовом положении по МСФО |
Отчет о финансовом положении организации по состоянию на дату перехода на МСФО. |
Ранее применявшиеся ОПБУ (общепринятые принципы бухгалтерского учета) |
Принципы и правила бухгалтерского учета и подготовки отчетности, применявшиеся организацией, впервые применяющей МСФО, непосредственно перед переходом на МСФО. |
(a) Определение термина МСФО было скорректировано после внесения изменений в наименования при пересмотре Конституции Фонда МСФО в 2010 году. |
Стандарты разрабатываются и корректируются на международном уровне на протяжении последних 50 лет. Сейчас по международным соглашениям МСФО используют более 100 государств, причем их перечень постоянно увеличивается. В большинстве этих стран действует обязательное оформление отчетности по данным стандартам.
Не перешли на МСФО такие ведущие экономические державы как США, Япония, Канада. Они используются собственные модели и схемы для подготовки финансовой отчетности. Однако и для этих государств ситуация меняется. Например, с 2002 года США входит в Норволкское соглашение, которое предусматривает поэтапную интеграцию МСФО и американскую систему отчетности US GAAP.
Россия начала следовать международным стандартам финансовой отчетности с 1998 года, когда началась реформа в сфере бухучета. С 2005 года обязанность оформлять документы по МСФО была возложена на кредитные организации. В 2011 года Минфин РФ издал Приказ № 160н, которым ввел международные стандарты для применения в России.
Сейчас на портале Минфина РФ размещены тексты стандартов и интерпретаций на русском языке. Также там можно найти обучающие материалы, которые можно использовать при переходе на международные правила.
Рассмотрим, что входит в МСФО на 2021 год.
На данный момент в перечень основных международных стандартов финансовой отчетности входят:
МСФО/IAS 1 | Представление финансовой отчетности | |
МСФО/IAS 2 | Запасы | |
МСФО/IAS 7 | Отчет о движении денежных средств | |
МСФО/IAS 8 | Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки | |
МСФО/IAS 10 | События после окончания отчётного периода | |
МСФО/IAS 12 | Налоги на прибыль | |
МСФО/IAS 16 | Основные средства | |
МСФО/IAS 17 | Аренда | |
МСФО/IAS 19 | Вознаграждения работникам | |
МСФО/IAS 20 | Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи | |
МСФО/IAS 21 | Влияние изменений обменных курсов валют | |
МСФО/IAS 23 | Затраты по займам | |
МСФО/IAS 24 | Раскрытие информации о связанных сторонах | |
МСФО/IAS 26 | Учёт и отчетность по пенсионным планам | |
МСФО/IAS 27 | Отдельная финансовая отчетность | |
МСФО/IAS 28 | Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия | |
МСФО/IAS 29 | Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике | |
МСФО/IAS 32 | Финансовые инструменты: представление информации | |
МСФО/IAS 33 | Прибыль на акцию | |
МСФО/IAS 34 | Промежуточная финансовая отчетность | |
МСФО/IAS 36 | Обесценение активов | |
МСФО/IAS 37 | Резервы, условные обязательства и условные активы | |
МСФО/IAS 38 | Нематериальные активы | |
МСФО/IAS 40 | Инвестиционное имущество | |
МСФО/IAS 41 | Сельское хозяйство | |
МСФО/IFRS 1 | Первое применение МСФО | |
МСФО/IFRS 2 | Платёж, основанный на акциях | |
МСФО/IFRS 3 | Объединения бизнеса | |
МСФО/IFRS 4 | Договоры страхования | |
МСФО/IFRS 5 | Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность | |
МСФО/IFRS 6 | Разведка и оценка запасов полезных ископаемых | |
МСФО/IFRS 7 | Финансовые инструменты: раскрытие информации | |
МСФО/IFRS 8 | Операционные сегменты | |
МСФО/IFRS 9 | Финансовые инструменты | |
МСФО/IFRS 10 | Консолидированная финансовая отчётность | |
МСФО/IFRS 11 | Совместная деятельность | |
МСФО/IFRS 12 | Раскрытие информации об участии в других предприятиях | |
МСФО/IFRS 13 | Оценка справедливой стоимости | |
МСФО/IFRS 14 | Счета отложенных тарифных разниц | |
МСФО/IFRS 15 | Выручка по договорам с покупателями | |
SICs/IFRICs | Постановления об интерпретации стандартов |
Правила бухгалтерского, налогового и финансового учёта в разных странах не всегда совпадают. Это усложняет международное взаимодействие контрагентов и не даёт бизнесу выходить за пределы одного государства. Поэтому с 1973 года существуют единые стандарты для ведения учёта и подготовки отчётности.
МСФО включает в себя комплекс стандартов, интерпретаций и приложений. Также существуют рекомендации по внедрению и использованию международных правил.
Информацию из отчётности по МСФО используют следующие категории организаций:
- контрагенты компании, которые могут оценить финансовые показатели до принятия экономических решений;
- инвесторы, которые принимают решение о вложении средств в действующие проекты;
- государственные структуры, которые контролируют определённые сферы деятельности.
Кто в России должен придерживаться МСФО
В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.
Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:
- банковские организации;
- страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
- ипотечные фирмы;
- коммерческие пенсионные фонды;
- инвестиционные компании;
- акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
- компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.
КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:
- бухгалтеры;
- аудиторы;
- экономические консультанты;
- преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.
Порядок проведения оценки
Порядок проведения оценки включает различные этапы. Сначала происходит заключение договора на оказание услуг по проведению независимой оценки. После этого составляются задания на оценку. Специалисты собирают информацию, анализируют ее. Далее происходит осмотр объекта оценки. Потом определяются предпосылки и ограничения, с учетом которых производится процедура. Анализируется рынок объектов-аналогов, а также местоположения объекта. Специалисты выбирают метод оценки и расчета стоимости. После этого выбранными методами определяют стоимость. Результат оценки специалисты обосновывают, определяют справедливую стоимость.
На заключительном этапе составляется отчет об оценке и правильно оформляется. Составляется и оформляется заключение об оценке. Но при необходимости данный порядок действий может быть изменен.
Риск отсроченного получения выгоды от новой отчетности
Если планировать проект так, чтобы получить отчетность по МСФО 17 непосредственно к регуляторному сроку первой отчетности в 2023 году, то внутри компании может не успеть развиться необходимая квалификация у финансистов, актуариев и менеджмента, чтобы правильно трактовать полученные результаты и, тем более, использовать их в процессах управления.
В итоге может существенно увеличиться срок параллельного составления и использования управленческой отчетности на старых, понятных всем принципах МСФО 4, а это дополнительная стоимость ресурсов на ведение параллельной отчетности. Отсутствие возможности сделать качественную ретроспективную оценку предшествующих периодов и проанализировать их в сравнении с отчетностью по текущему стандарту, МСФО 4, приведет к увеличению переходного периода для компании в части понимания результатов. Отсрочится время принятия управленческих решений на базе более богатой информацией, но пока менее понятной менеджменту новой отчетности по МСФО 17.
Расчеты для отчетности по МСФО 17 усложняются настолько, что несмотря на заявленную цель на увеличение прозрачности отчетности страховщиков и пенсионных фондов, результаты не являются интуитивно понятными, и пользователям отчетности потребуется время и практика для того, чтобы весь проделанный спектр расчетов нашел бы отражение в решениях руководства.
Помимо этого, необходимые методологические доработки для отчетности по МСФО 17 могут выявляться на более поздних этапах, что может привести к непонятным искажениям в отчетности.
В ситуации, когда Совет по МСФО выравнивает для всех страховщиков сроки внедрения стандарта, более раннее его применение позволит оказаться в выигрышной ситуации с точки зрения инвестиционной привлекательности и принятия решений акционерами.
Выводы, к которым придет каждая компания, оценивая риски такого сложного проекта, как МСФО 17, конечно, будут индивидуальны в каждом случае. Но со своей стороны, чтобы минимизировать риски рынков в целом и через несколько лет увидеть страховщиков и пенсионные фонды успешно составляющими и использующими выгоды от новой отчетности по МСФО 17, мы хотим посоветовать такую расстановку знаков: расслабиться нельзя, нужно действовать. Причем уже в этом году.
Дверь должна остаться приоткрытой
Действительно, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) применяются в России с 2004 года для подготовки консолидированной отчетности по международным стандартам, констатировал в комментарии «Эксперту» Валерий Корнейчук, доцент, эксперт Высшей школы управления финансами. Консолидированная финансовая отчетность по МСФО должна публиковаться всеми кредитными, страховыми и иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных рынках.
Отчетность по МСФО необходима совместным предприятиям с иностранными инвестициями, самостоятельным подразделениям и филиалам иностранных компаний, действующим в России. Предоставление отчетности по стандартам МСФО является обязательным условием для листинга акций и депозитарных расписок российских компаний на иностранных биржах и фондовых площадках, размещаемых там для привлечения иностранного капитала.
Кроме того, формировать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО обязана любая организация, если она одновременно контролирует одну или несколько компаний и попадает под действие выше упомянутого закона. То есть речь идет о холдингах и промышленных группах, работающих в России. Данные из отчетности по МСФО позволяют «сканировать» состояние бизнеса и принимать взвешенные финансовые и управленческие решения в первую очередь иностранным инвесторам за рубежом для оценки состояния и ведения бизнеса в России, а также иностранным менеджерам, работающим в российских подразделениях иностранных компаний.
Как отметил Валерий Корнейчук, составление отчетности по МСФО для подразделений и филиалов иностранных компаний не отменяет обязанности их составлять отчетность по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ) и предоставлять их в налоговые и иные контролирующие органы России. Таким образом, видно, что до начала СВО и введения пакетов санкций стран ЕС и США вышеуказанные категории субъектов хозяйствования были просто обязаны составлять отчетность по МСФО.
После начала СВО и введения санкций из России начался массовый исход иностранных компаний, их представительств. По состоянию на 27 июня 2022 года из списка мониторинга Йельской школы менеджмента совсем ушли из России или остановили деятельность 799 компаний или 58% из 1300 компаний, находящихся в списке. Еще 12 % сократили производство и 12 % незначительно ограничили свою активность (прекратили инвестирование и заключение новых контрактов). Крупные российские банки отключены от SWIFT, и им закрыты корреспондентские счета.
Вместе с тем, из числа системно значимых банков SWIFT-переводы сейчас проводят лишь Газпромбанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк и Росбанк. Депозитарные расписки и акции российских компаний выдавлены с рынков Европы и США. Фондовые рынки для привлечения финансирования российскими компаниями де-факто оказались закрыты. Таким образом, составляемая отчетность по МСФО сейчас почти никому не нужна, заявил эксперт. Однако есть ряд нюансов.
Подготовка отчетности по МСФО требует высокой квалификации бухгалтеров и финансистов, их сертификации и периодического апгрейда их знаний. Кроме того, составленная отчетность перед передачей ее в Банк России требует аудита. А это дорогостоящая процедура. Отказ от составления отчетности по МСФО позволит сократить численность специалистов и уменьшить расходы банка, предположил Валерий Корнейчук.
Что нужно перестроить в компаниях
Конечно, использование МСФО влечет необходимость перестраивать работу в компаниях. Это выявит определенные проблемы, которые надо будет решать.
Первое — консервативный подход управленческого аппарата. Например, в практике учета и отчетности появляется такое понятие, как справедливая стоимость (при оценке финансовых обязательств) и пр. Нужно будет применять методы финансовых расчетов, которые ранее в национальном бухучете не использовались.
Плюс ко всему расчет финансовых результатов по МСФО может показать, что прибыль по нормам МСФО меньше, а убытки — больше, в сравнении с финансовыми результатами по национальным правилам бухгалтерского учета.
Это особенно неприятно для управленцев, результаты работы которых напрямую завязаны на финансовые итоги работы предприятия.
Второе — наличие и подготовка кадров. Тут сложность и в высокой стоимости обучения и в нежелании персонала тратить время на обучение (а это время зачастую не связано с рабочим). Именно в этом случае вполне оправданы административные меры, иногда жесткие. Когда во главу принимаемых решений ставятся перспективы развития предприятия.
Третья проблема — наличие или отсутствие программного обеспечения. Это особенно ярко проявится на стадии перехода к использованию МСФО. Кроме того, применение МСФО в дальнейшем не отменяет параллельного учета по национальным стандартам. Например, начисление и отражение в учете и отчетности налоговых обязательств осуществляется в соответствии с белорусским законодательством.
Т.е. потребуются специалисты, которые грамотно смогут написать технические задания программистам, обеспечивая загрузку/выгрузку входной и исходящей информации.
Основные формы отчетности (оформление, взаимосвязь)
В МСФО и РСБУ существуют три основные формы отчетности. Но называться они могут по-разному:
-
«Бухгалтерский баланс» (в РСБУ), «Отчет о финансовом положении» или «Консолидированный бухгалтерский баланс» (в МСФО) отражают информацию об активах и их источниках финансирования. Формы в любых стандартах содержат одинаковые разделы активов (внеоборотные и оборотные активы) и пассивов (собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства). Отличаются наименования результирующих статей: баланс (РСБУ), итого активы и итого обязательства (МСФО).
-
«Отчет о финансовых результатах» (по РСБУ) или «Отчет о прибыли и убытке и прочем совокупном доходе» (по МСФО) отражают выручку, себестоимость продаж, валовую прибыль, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения, сумму начисленного налога, чистую прибыль и др.
-
«Отчет о движении денежных средств» в российской и международной системах показывает, куда направлял эмитент полученную прибыль. В этом отчете рассматриваются направления расходования средств по трем основным видам деятельности компании: операционной, инвестиционной и финансовой.
Нюансы отражения выручки в учете по МСФО
Общие принципы учета выручки в МСФО просты, сформулированы четко. Несмотря на это, концепция выручки достаточно сложна. При этом МСФО (IAS) 18 не содержит детальных требований. При современной деловой практике это становится его недостатком. Помимо стандартов, вопросам учета выручки посвящено также несколько разъяснений: КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов от клиентов»; КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»; КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности клиентов»; КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»; ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»; ПКР (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги».
В МСФО для определения прироста экономического благосостояния компании в ходе повседневной экономической деятельности используется термин revenue. В данном контексте его следует переводить как «выручка». Выручка, составляя существенную часть совокупного дохода компании (income), является не только основным элементом отчетности, но и важнейшим показателем для оценки результатов деятельности компании. Учет ее в некоторых ситуациях довольно сложен. В момент признания возможны трудности. Как их избежать, рассмотрим в данной статье.
Примеры употребления в «Секрете»
«Сбербанк в первом квартале 2021 года получил по международным стандартам финансовой отчётности рекордную чистую прибыль в 304,5 млрд рублей».
(Из новости об очередном максимуме квартальной прибыли «Сбера».)
«Первые деньги он начал зарабатывать ещё в школе, печатая документы на компьютере для учителя физики. Уже на втором курсе МФТИ Кривенко устроился работать в Элосбанк — составлял в электронных таблицах отчётность по МСФО. Вскоре банк предложил ему параллельно учиться бухучёту и аудиту в РЭА имени Плеханова».
Серьезная корректировка налогового законодательства с 2023 года — переход на систему расчетов с бюджетом через уплату единого налогового платежа (ЕНП).
Налогоплательщик вместо множества платежных поручений в ИФНС будет формировать только одно, в т.ч. на уплату нескольких налоговых платежей. Денежные средства будут поступать на единый налоговый счет (ЕНС) субъекта, а потом их будут распределять для уплаты его налоговых обязанностей.
Такое нововведение даст возможность упростить расчеты, но единый налог не заменит все налоговые платежи. ЕНС — это своего рода способ расчета с бюджетом. Действующие налоги останутся с налогоплательщиком — он также должен будет их рассчитывать и сдавать по ним декларации. В некоторых ситуациях потребуется сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах, авансах, сборах, страховых взносах. Это нужно делать, когда срок уплаты налога или страхвзноса наступает до срока подачи отчетности или же не предусмотрена обязанность по сдаче отчетности по конкретному платежу.
В связи с переходом на ЕНП с 2023 года скорректируют сроки уплаты некоторых бюджетных платежей.
Обновления по спецрежимам
С 2023 года перейти на автоматизированную УСН смогут не только вновь зарегистрированные налогоплательщики, но и уже действующие, если они соответствуют требованиям, которые установлены для этого спецрежима.
При применении обычной УСН предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го марта (для юрлиц) и до 25-го апреля (для ИП);
- изменятся сроки уплаты авансового и годового платежей — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов для всех плательщиков, до 28-го марта по годовому налогу (для юрлиц), до 25-го апреля по годовому налогу (для ИП);
- для сдачи отчетности будет применяться обновленная форма декларации по УСН;
- в перечень видов деятельности, при которых запрещено применять УСН, включили с 2023 года ювелирную деятельность.