Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности приватизации муниципальной квартиры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Какие документы нужны для приватизации квартиры?
Минимальный пакет необходимых документов включает:
- заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
- паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
- договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
- ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
- свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
- выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
- справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
- справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
- письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда
В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.
Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.
Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах
Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.
В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.
Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.
Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.
Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.
Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.
Особенности приватизации бывших общежитий
На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.
Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.
Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).
Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.
Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.
Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.
Периодически в переводе жилья в собственность отказывают из-за статуса помещения. Поэтому особенно важно заранее убедиться в том, что объект не относится к общежитиям, а дом не признан ветхим или аварийным. Распространенная причина отказа — неполный комплект документов либо их несоответствие установленным критериям. Например, вы собрали все необходимые справки, но времени это заняло много и некоторые из них уже просрочены. В таком случае придется обновлять документы или заказывать недостающие.
Нередки отказы из-за того, что запрос подает человек, который уже пользовался правом на приватизацию. Решение о переводе административной недвижимости в личную собственность должно быть единогласно поддержано всеми зарегистрированными. Иначе получить разрешение на приватизацию нельзя.
Кто имеет право на приватизацию квартиры
До вступления в силу закона о разгосударствлении все граждане нашей страны проживали в своих квартирах на основании договора соцнайма, согласно которому нанимателем являлось одно ответственное лицо. Исходя из этого, и получить владение этим жилым помещением имеет прерогативу он и члены его семьи, которые имеют постоянную регистрацию по этому адресу.
Согласно Семейному Кодексу РФ членами семьи являются:
- Дети.
- Супруги (жена или муж, состоящие в законном браке).
- Родители.
- Внуки.
- Другие родственники.
- Лица, находящиеся на полном обеспечении нанимателя, то есть его иждивенцы, которые были вселены и зарегистрированы в жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя.
На основании соответствующего судебного решения членами семьи нанимателя могут быть признаны и иные лица.
Для оформления разгосударствления требуется получение согласия всех лиц, достигших совершеннолетнего возраста, которые прописаны на этой жилой площади. Также письменное согласие на разгосударствление нужно получить и от прописанных на этой площади лиц от четырнадцати до восемнадцати лет.
Как приватизировать квартиру
Порядок приватизации квартиры в большинстве регионов схож. В Москве и остальных городах сначала нужно обратиться к собственнику с заявлением о переходе права собственности в порядке приватизации. Оформляется оно на имя владельца имущества – государства или муниципалитета. Подать его можно через МФЦ или напрямую.
Собственник рассмотрит заявление за 20-30 дней, после чего нужно сделать следующее:
- Заключить договор с администрацией.
- Подать документы для регистрации сделки в Росреестре. Сделать это можно тоже через «Мои документы». Одновременно уплачивается госпошлина.
- Получить новую выписку из ЕГРН, где в качестве владельца будете указаны уже вы.
Вопрос, связанный с приватизацией квартир в Российской Федерации, является актуальным в наше время. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе бесплатно получить такие помещения в собственность.
При этом требования о приватизации подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Вопрос приватизации квартир, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регулируется Жилищным кодексом РФ, а также Законом РФ от 04.07.
1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
Приватизация квартиры — это процесс безвозмездной и добровольной передачи государственной или муниципальной собственности в пользование, владение и распоряжение гражданам РФ.
Получить жилье в собственность по данному основанию могут граждане РФ, которые имеют право пользования жилым помещением на основании договора социального найма при наличии согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
- Следует иметь ввиду, что в квартире могут быть прописаны те лица, согласие которых на приватизацию не требуется. К таковым относятся:
- граждане, использовавшие свое право на приватизацию и получившие квартиру (долю в ней) от государства
- несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет
- граждане, которые предоставили отказ в надлежащей форме
- граждане, подлежащие выселению по решению суда
Перед тем, как рассказать о порядке приватизации жилплощади: какие документы нужны, куда идти, ответим на главный вопрос: до какого года можно подать заявление о бесплатной приватизация жилья, на какой срок продлена приватизация жилья?
Федеральный закон от 22.02.2017 года № 14-ФЗ исключил нормы закона, устанавливающие сроки окончания приватизации квартиры. Поэтому в настоящее время приватизация бессрочна, однако нельзя исключать вероятность введения законодателем в будущем новых сроков приватизации недвижимости.
Процедура приватизации жилища осуществляется в несколько основных этапов. Чтобы приватизировать квартиру, рекомендуем придерживаться следующего порядка оформления приватизации (в пошаговой инструкции мы ответим также на вопросы, куда обращаться, чтобы приватизировать квартиру в Москве).
О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статья 5. Исключена. — Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.
Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Статья 9. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Что такое приватизация? Кто вправе принять участие в ней?
Под приватизацией понимают безвозмездную передачу в собственность российских граждан в добровольном порядке занимаемых ими жилых объектов, состоящих в муниципальном, а также в государственном жилищном фонде, в т.ч. ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, который пребывает в абсолютном хозяйственном распоряжении учреждений либо в оперативном управлении организаций).
В нынешних условиях срок завершения процедуры безвозмездной приватизации жилой недвижимости не определен, в свою очередь ограничение периода безвозмездной приватизации было аннулировано положениями ФЗ №14-ФЗ «О признании обособленных положений российских нормативных актов такими, что потеряли законную силу», датированного 22-го февраля 2017 года.
Следовательно, для того чтобы провести приватизацию жилого объекта важно придерживаться определенных условий, в частности:
- до этого право на приватизацию не должно быть использовано;
- занимаемая жилплощадь должна быть муниципальной либо государственной собственностью;
- наличие соглашение соцнайма жилой квартиры;
- наличие российского гражданства.
Любой гражданин РФ вправе получить в собственность безвозмездно (посредством процедуры приватизации) жилплощадь единожды в своей жизни.
При условии участия в процессе лиц, которым не исполнилось 18-ти лет, за ними по прежнему сберегается законное право на однократную безвозмездную приватизацию недвижимого имущества по факту достижения совершеннолетнего возраста.
Преимущества приватизации
1. Бесспорное преимущество приватизированной квартиры состоит в том, что помещение становится собственностью граждан, которые поставили свои подписи под договором приватизации. Хозяева могут по собственному усмотрению распоряжаться жилплощадью: сдавать ее, дарить, продавать, завещать, а также брать кредиты под залог недвижимости.
2. Стать собственником быстро и дешево. Для покупки потребовалось бы значительно больше финансовых вложений.
3. Продать квартиру гораздо быстрее, нежели неприватизированную.
4. Собственник жилья имеет возможность по своему желанию прописывать или выписывать из квартиры других людей.
5. Обеспечить себе уход в старости. Пожилые люди, имеющие в собственности приватизированную квартиру, могут сделать ее вкладом при заключении договора ренты или для переселения в хороший социальный приют с комфортными условиями и квалифицированным персоналом, обеспечивающим уход.
6. Свободная перепланировка. Приватизированное жилье собственник может подвергать перепланировке по своему усмотрению (предварительно согласовав свои действия с государственными органами).
7. Нельзя выселить, не оплатив расходы. Выселить собственника из приватизированной квартиры, не оплатив ему расходы и не предоставив альтернативное жилье, никто не имеет права. Даже если собственник серьезно задолжал по коммунальным платежам. Если дом, где находится приватизированная квартира, подлежит сносу, то собственника, опять же, на улицу никто не выгонит. Ему либо предоставят равноценное (или лучшее) жилье, либо выплатят компенсацию в размере рыночной стоимости квартиры.
Хоть приватизация формально заявляется как бесплатная, в реальности потратиться нужно. Общая сумма затрат зависит от того, на какой стадии до начала процесса находится оформление документов.
Потратить деньги придется на оформление таких документов:
- технический паспорт – минимум 1 200 рублей;
- выписка из ЕГРН – 350 рублей;
- доверенность (если кто-то не может подать документы лично) – 1 500 рублей;
- нотариально заверенный отказ от приватизации – от 3 000 до 4 000 рублей в зависимости от количества тех, кто отказывается;
- госпошлина за регистрацию права собственности – 2 000 рублей, при подаче заявления через Госуслуги – 1 400 рублей.
Итого в самом экономном варианте придется потратить 1 400 рублей – это если все документы есть, а заявление на регистрацию подается через «Госуслуги».
Какими законами регулируется
В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:
- переход в частную собственность должен быть добровольным;
- передача жилья, которое занимает гражданин, должна быть бесплатной;
- гражданин может воспользоваться своим правом бесплатно только один раз.
Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.
В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:
- Несовершеннолетние имеют право 2 раза приватизировать жилье. В первый раз до 18 лет вместе с семьей, второй раз — самостоятельно.
- Вторично участвовать в процедуре можно также в случаях расприватизации жилья, при расторжении прежних условий владения недвижимостью.
Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.
Алгоритм приватизации жилых помещений
Для того, чтобы на безвозмездной основе получить жилое помещение в собственность, важно соблюдать определенный регламент.
Изначально доведется получить согласие от каждого зарегистрированного в помещении жильца (в письменной форме), в т.ч. от несовершеннолетних детей. Вместо них свое согласие составляют родители или опекуны.
После чего необходимо составить заявку от имени каждого жильца, а также от имени того лица, в чью пользу отказались прочие, передав документ в жилищный департамент.
В завершении нужно собрать полный пакет документации, а также ожидать официальной регистрации права собственности.