Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.

Психиатр — в первую очередь врач. Отсюда следует не очень хорошее следствие, присущее всей современной медицине в целом. Это склонность рассматривать не человека в целом, а отдельные органы. Есть хорошее правило — лечить не болезнь, а человека. Так вот психиатр это правило знать не обязан, и имеет полное право и даже обязанность лечить именно болезни. Очень грубо говоря, у психиатра есть список болезней и список соответствующих препаратов. Его задача — правильно определить болезнь и назначить правильный препарат. Психиатр, как врач, вряд ли будет заниматься с человеком, который, в принципе, сам справляется, то есть, опять же грубо говоря, не испытывает невыносимых страданий и сам способен удержать себя в социальных рамках. К психиатру надо обращаться в случае если человек вообще не может вести нормальную жизнь и его поведение начинает представлять угрозу для окружающих или для него самого.

Направление используют

Организаторы

Агентство Социальной Безопасности (Москва), Академия Романовой Елены (Москва), Академия социального искусства (Москва), Анастасия Светлая (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт консультирования и системных решений (Москва), Институт эффективного тренинга (Москва), Компания True Synergy (Москва), Корпорация «Процветание» (Москва), Мастерская Талантов (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), ООО «Эдельвейс» (Москва), Образовательный проект «Форма Жизни» (Москва), Образовательный центр «Сэлф-Интеграция» (Москва), Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor (Москва), Онлайн-проект Волковой Татьяны и Мишина Андрея (Москва), Проект Life and Psychology (Москва), Тренинговый центр «Дальше — вместе!» (Москва), Центр Развития «Уальгомас» (Москва), Центр психологического развития «Стратегия» (Москва).

Ещё организаторы 164

Тренеры

Родственные специальности

В настоящее время психология является необходимой и популярной профессией. Таких специалистов все уважают, они требуются фактически на каждом предприятии. Поэтому многие молодые люди хотят узнать, как стать психологом. А нужно лишь поступить в высшее учебное заведение на эту специальность. Но все не так просто, как может показаться, ведь учеба достаточно сложна, и следует подробно исследовать каждую тему. Придется не только хорошо сдавать экзамены и получать пятерки, но и постоянно заниматься самообразованием.

Как правило, поступая на соответствующий факультет, новоиспеченный студент знает о специальности не так много: это кадры из фильмов, где у психологов имеется собственная уютная комнатка и секретарша, удобный кожаный диванчик, хорошая одежда и клиенты с непростыми проблемами, которые знаток человеческих душ постепенно решает.

На этом заблуждения не заканчиваются. Например, некоторые молодые люди, мечтая получить образование психотерапевта, поступают на психологические факультеты. Но это совершенно неправильно. Необходимо осознавать, что имеются значительные различия между специальностями психолога, психиатра и психотерапевта. Две последние профессии — это доктора, поэтому подготовка студентов осуществляется в медицинских вузах.

Особенности профессии социального психолога

Название специальности происходит от латинского слова «социум» – «общество». Каждый человек живет в обществе и подчиняется его законам. Чтобы существование людей в социуме было наиболее комфортным и безопасным с психологической точки зрения, и нужен социальный психолог.

Специалист может работать по двум направлениям: теоретическому и практическому. В первом случае он занимается исследовательской деятельностью, изучением функций и законов общества, социальных ролей, межличностных отношений. Практическая часть предполагает работу с людьми и различными коллективами, разработку диагностических методик, оказание психологической помощи.

Психолог работает как с отдельными людьми, так и с целыми группами: семьями, школьными и трудовыми коллективами, участниками тренингов и групповых консультаций. Его ключевая задача – помочь людям обрести свое место в обществе и адаптироваться к нему, восстановить здоровый психологический климат.

Как поступить на социального психолога

Обучение по профессии «социальный психолог» можно пройти в университете, а именно в тех вузах, где есть такая специальность. Диплом о высшем образовании необходим: без него нельзя работать в этой сфере.

Но даже если в вузе нет нужной специальности, можно стать соцпсихологом другим способом. Для этого достаточно отучиться в университете по любому направлению, связанному с психологией, а затем пройти курсы профессиональной переподготовки. К примеру, в ИМЭС вы можете поступить на направление Психология и выбрать один из профилей: «Психологическое консультирование» или «Конфликтология».

Институт предлагает разные формы обучения: очная, очно-заочная и дистанционная. Поступают в ИМЭС на базе результатов ЕГЭ или внутренних испытаний (при наличии среднего профессионального или высшего образования).

Чем занимается социальный психолог?

Социальный психолог может работать в двух направлениях:

1.Теоретическом, т.е. занимаясь разработкой и актуализацией теоретической базы социальной психологии.

2.Практическом, помогая создавать и поддерживать здоровую атмосферу в различных группах людей.

Независимо от того, какое направление выберет специалист для своей работы, в его обязанности будет входить:

  • постоянное наблюдение за психологической безопасностью в коллективе;
  • организация психологического сопровождения и помощи социально уязвимым слоям населения и отдельным личностям;
  • поведение мероприятий, направленных на сплочение коллективаразработка и реализация программ психокоррекционной и профилактической работы, а также психологического просвещения людей;
  • оценка и помощью с восстановлением утраченных из-за болезней и травм социальных навыков;
  • проведение исследований, разработка теоретических концепций, работа над соответствующей документацией.

Какое место занимает психология социальной работы в системе социального знания

К традиционным областям подобного типа относятся образование, медицина, политика, экономика. Однако они являются далеко не полным перечнем сфер, в которых необходимы знания психологии — на самом деле они нужны всем людям, чтобы лучше понимать не только окружающих, но и себя, а также иметь возможность налаживать нормальные взаимоотношения с окружающими. С недавнего времени такого рода знания являются востребованными в области социальной защиты населения.

Замечание 1

Социальная сфера только в относительно недавнем времени стала привлекать практических психологов и специалистов по социальной работе, которые выполняют психосоциальную работу.

Как только в нашей стране сформировалась область социальной работы, стали поступать практические запросы, связанные с решением целого ряда социальных проблем. Чаще всего это оказание помощи семье и детям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, пожилым людям, инвалидам, несовершеннолетним и прочим уязвимым группам населения. Большая часть подходов в такой социальной работе основываются на различных психологических воззрениях.

Современная психология старается давать оценку собственным возможностям и перспективам развития в области социальной работы, которая требует применения практических знаний, вмешательства в кризисные и тяжелые жизненные ситуации, пытается найти ответы на вопросы, что «может» и что «должна» предпринять психология, чтобы острые задачи, связанные с помощью различным группам населения были успешно разрешены. Для этого необходимо изыскивать новые подходы, которые разрабатываются как в отечественной, так и в зарубежно й психологии.

Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении

Психологический кабинет. Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога. Рассмотрим последовательно группы требований применительно к конкретным условиям детского дошкольного учреждения

(Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения). Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики).

Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду).

Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога. В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).

Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногданеобходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения. Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновений в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей. Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности. Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким ему быть? Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно (Живые существа в коррекционных программах используют дозировано, при отсутствии у ребенка аллергических реакций). Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения. Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста. Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Мебель и оборудование

Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста).

Мягкий диван либо кресло (малогабаритные).

Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.).

CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата

Вспомогательный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус).

Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры).

Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»,.«Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.).

Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас).

2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные).

Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы

Основные задачи программы:

1. Основы законодательства, регулирующего деятельность психолога в социальной сфере.

2. Общая и возрастная психология, психология личности и семьи.

3. Основы психодиагностики.

4. Психология кризиса и экстремальных ситуаций. Коррекционная работа с кризисными состояниями.

5. Причины, признаки, методы коррекции отклоняющегося поведения.

6. Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды, в которой живут клиенты. Разработка и организация выполнения рекомендаций по снижению их неблагополучия. Оценка эффективности помощи.

7. Поддержка лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание в их окружении поддерживающей среды.

8. Организация психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения: инвалиды, беженцы, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры по возрасту, многодетные семьи.

  • Психологическое обследование клиентов для выявления их потребностей и ресурсов. Запрос необходимой информации у социальных работников, педагогов.
  • Разработка вместе с клиентами «дорожных карт» для определения плана действий по их социализации.
  • Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.

9. Сотрудничество с другими работниками, органами и организациями социальной сферы для психологической помощи клиентам.

10. Психологическое просвещение населения, привлечение внимания к социальным проблемам.

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Моя работа: помощь подросткам в профориентации

Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.

Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.

Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.

Работа руководства, а также психологической и кадровой службы любой организации неизбежно связана с необходимостью отбора, а также адаптации персонала. Отбор кадров – центральная функция управления, так как человеческие ресурсы сегодня рассматриваются как важнейший источник неиспользованных резервов и дают возможность наладить более рациональное планирование, а также организацию и реализацию решений в рамках общей структуры любого предприятия. Не менее важным аспектом является и адаптация сотрудников, которая выполняет ряд важнейших функций (позволяет подтвердить правильность отбора кадров, а также обеспечивает эффективность дальнейшей работы сотрудников).

Именно человеческий фактор и его умелое использование является в современных условиях стратегическим фактором эффективного функционирования организации. Все большее количество руководителей в последнее время приходит к выводу о необходимости целенаправленной и постоянной работы с кадрами, так как только она может принести успех.

Для того чтобы удовлетворять всем поставленным целям, процесс отбора сотрудников должен осуществляться в соответствии с достаточно четкими правилами. Он должен быть хорошо формализован, процедурно оформлен, подкреплен соответствующими положениями, типовыми формами и т.д. Специалисты, которые проводят отбор и принимают решение о профессиональной пригодности претендентов, должны обязательно иметь нужный для этого уровень квалификации. Процесс отбора кандидатов и изучения их соответствия обязанностям по определенной должности предполагает:

  • первое знакомство с претендентами;
  • поэтапный сбор и обработка информации о претендентах по определенной системе;
  • оценивание качеств и составление их достоверных «портретов»;
  • сопоставление фактических качеств кандидатов с требованиями должности;
  • сравнение всех кандидатов и выбор самого подходящего из них;
  • назначение и утверждение кандидата в должности;
  • проверка эффективности адаптации , а также работы в начальный период и т.д.

На предварительном этапе отбора на основе профессиограммы осуществляется первичное выявление кандидатов, которые способны к выполнению требуемых функций, максимальное сужение круга претендентов и формирование резерва, с которым потом проводится более тщательная работа. Проверка претендента проводится при помощи ряда методов[8].

Круг обязанностей специалиста

Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.

Спортивный психолог занимается:

  • профессиональной ориентацией спортсменов;
  • оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
  • психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
  • разработкой индивидуальных развивающих планов;
  • выработкой полезных установок и личностных качеств;
  • диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
  • индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
  • подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
  • терапией психотравм;
  • улаживанием внутрикомандных конфликтов;
  • психологической реабилитацией.

Круг обязанностей специалиста

Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.

Специальный психолог занимается:

  • индивидуальным и групповым консультированием;
  • диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
  • определением видов отклонений;
  • разработкой реабилитационных планов;
  • выбором воспитательных и обучающих методик;
  • социальной адаптацией детей и подростков;
  • профилактикой поведенческих нарушений;
  • консультированием ближайших родственников ребенка;
  • разрешением конфликтов;
  • контролем результативности обучения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *