ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо всего прочего, Правительство РФ получило право устанавливать основания и условия неприменения штрафов за непредставление в ИФНС налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов/сведений.

Сроки уплаты транспортного налога в 2023 году

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Транспортный налог За 2022 год 28.02.2023
За I квартал 2023 г. 28.04.2023
За II квартал 2023 г. 28.07.2023
За III квартал 2023 г. 30.10.2023
За 2023 год 28.02.2024

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.

За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.

Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.

За период с 01 по 22 января — 28 января.

Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.

Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.

На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.

Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.

Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.

Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.

Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.

Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.

Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.

Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.

На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.

Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: кому, на сколько и когда повысят пенсию

Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.

За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.

Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.

Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.

Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.

Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.

Сроки уплаты налогов для «непострадавших» отраслей

Переносятся ли сроки уплаты налогов для организаций, которые не входят в перечень пострадавших отраслей?

Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе рассчитывать на уплату налогов (авансовых платежей по налогам) и страховых взносов в более поздние сроки, чем установлено НК РФ, только полагаясь на правило п.7 ст.6.1 НК РФ (редакция Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ), согласно которому в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с актом Президента РФ нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, нерабочий апрель, объявленный Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, а также выходные и нерабочие праздничные дни начала мая и нерабочие дни на основании Указа Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294 позволяют отложить уплату налогов и страховых взносов до 12 мая или на более позднюю дату, если нерабочий период будет еще продлен президентом.

Однако, поступая таким образом, налогоплательщикам следует иметь в виду, что, комментируя Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 об объявлении нерабочим периода с 30 марта по 3 апреля 2020 г., ФНС России в письме от 1 апреля 2020 г. №СД-4-3/5547 специально обратила внимание на содержащуюся в указе оговорку о его нераспространении на отдельные категории лиц (непрерывно действующие организации, медицинские и аптечные организации и т.д.), которая, по ее мнению, не означала для таких лиц продления до 6 апреля 2020 г. сроков представления налоговой отчетности и сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам) и сборов, приходящихся на период с 28 марта по 3 апреля 2020 г.

Поэтому несмотря на то, что такая трактовка правил исчисления сроков по НК РФ нарушает принцип равенства налогообложения, нельзя полностью исключать того, что вопрос о правомерности переноса налогоплательщиками на 12 мая 2020 года сроков декларирования и уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов, приходящихся на период с 4 по 30 апреля 2020 г., тоже будет разрешаться налоговыми органами не единообразно, а в зависимости от того, распространяются ли на них Указы Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294 или нет.

В связи с этим обращает на себя внимание положение указа президента, согласно которому его действие не распространяется на «иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ». При этом, если применять к данному правилу логику ФНС России, должен следовать вывод, что категории лиц, на которые не распространяется юридическое последствие указа президента в виде переноса крайних сроков декларирования и уплаты налогов, теперь могут быть определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Как следствие, для налогоплательщиков, зарегистрированных например в Москве, приобретает уже налоговое значение указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, действующая редакция которого разрешает всем организациям и индивидуальным предпринимателям продолжать свою деятельность за исключением видов, прямо ограниченных (приостановленных) этим указом, при соблюдении мер карантинного характера и информировании городских властей о принятых режимах работы.

Тем не менее представляется, что отказ на таких основаниях в праве дожидаться первого рабочего дня для исполнения налоговых обязанностей вряд ли будет иметь место во всех случаях, когда налоговому органу станет известно о продолжении работы налогоплательщиком. Скорее всего, какое-то время (до изменения официальной позиции уполномоченных органов или появления судебных постановлений в пользу универсального значения «президентских» нерабочих дней) будет применяться подход, согласно которому такие дни не должны признаваться нерабочими при исчислении сроков, установленных НК РФ, для прямо поименованных в указах президента категорий налогоплательщиков:

  • непрерывно действующих организаций;
  • медицинских и аптечных организаций;
  • организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
  • организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
  • организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
  • организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
  • иных организаций, определённых решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
Читайте также:  Держи карман шире: как изменятся тарифы на ТО автомобилей в 2023 году?

Таким образом, если организация не готова рисковать, то ей следует придерживаться правила: сроки уплаты налогов и взносов, приходящиеся на апрель, переносятся на 12 мая, если на организацию распространяются нерабочие «президентские дни». Если же организация продолжает работу в этот период, то уплатить налоги и взносы следует в сроки, предусмотренные НК РФ без учета нерабочих «президентских» дней.

Новые сроки отчетности, уплаты налогов и взносов в 2020 году

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Транспортный налог За 2020 год Не позднее 01.03.2021
За I квартал 2021 года Не позднее 30.04.2021
За II квартал 2021 года Не позднее 02.08.2021
За III квартал 2021 года Не позднее 01.11.2021
За 2021 год Не позднее 01.03.2022

Перенос Правительством РФ сроков перечисления налогов

Правительство РФ перенесло сроки уплаты налогов на более поздние даты в целях поддержки бизнеса и предпринимательства в условиях санкций. Закон от 09.03.2022 г. № 52-ФЗ подписан Президентом РФ. Новый порядок уплаты налогов будет работать до конца 2022 года.

Кроме того, Правительство РФ наделили правом:

  • продлевать сроки отправки и исполнения требований о перечислении налогов, сборов, страхвзносов, пеней, штрафов, процентов;
  • продлевать сроки принятия решений о взыскании указанных бюджетных платежей;
  • приостанавливать, отменять или переносить на другую, более позднюю дату мероприятия по налоговому контролю, в т.ч. сроки назначения или проведения проверок;
  • устанавливать дополнительные основания по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате указанных бюджетных платежей.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Читайте также:  Штрафы за переезд железнодорожных путей

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

«Пострадавшему» малому и среднем бизнесу предоставили отсрочки по всем налогам кроме НДС и страховым взносам на срок от 3 до 6 месяцев.

Также по налогу на имущество дали возможность получить отсрочку некоторым арендодателям, которые сами дали отсрочку оплаты своим арендаторам. Но, как обычно, Правительство наложило существенные органичная на ее использование.

После окончания отсрочки, накопившаяся задолженность по налогу уплачивается в течение года равными платежами.

Системообразующие предприятия тоже могут претендовать на право отсрочки. Решение по таком вопросу принимает Правительство в каждом отдельном случае. Кто сказал «антикоррупционная экспертиза»?

Казалось бы, такой вид поддержки «стоит» недорого для государства. По сути это форма льготного кредитования, но к сожалению Правительство решило применять его крайне ограничено. Только для «пострадавших».

Меры прямой поддержки бизнеса

Самые «вкусные» антикризисные действия Правительства.

Но, к сожалению, не для всех.

Такие субсидии можно разделить на два вида:

1) субсидии за сохранение рабочих мест.

Предназначены «пострадавшим» малым, средним и системообразующим предприятиям.

Субсидии за сохранение рабочих представляются за два месяца — апрель и май. За каждый месяц полагается по одному МРОТ — 12130 рублей.

2) отраслевые субсидии.

Для многих отраслей Правительство выделило существенные дотации и компенсации.

Так туроператоры получили от государства средства, возвращенные туристам, чьи поездки сорвались «вследствие ограничений, установленных с 24 января по 30 марта 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

Субсидии получили авиаперевозчики, станкостроители, судоходные компании и некоторые другие. У каждого направления свои требования и условия. Анализ узкоотраслевых мер поддержки выходит за рамки нашего анализа.

Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2022

Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.

Нужно сравнить фактически уплаченный налог на землю с суммой указанной в уведомлении. Если они совпадают, ничего предпринимать не надо. Если нет — тогда два варианта действий:

  1. при переплате — зачесть её в счёт будущих платежей, либо написать заявление о возврате излишне уплаченного налога;
  2. при недоплате — перечислить недостающую сумму и пени за просрочку уплаты недоимки.

Особенности утверждения

Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.

Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.

Имущество организаций

В данном случае для налогов также применяется годовой период (п. 1, статья 379), а вот для промежуточной отчетности все зависит от имущественной стоимости, выступающей в качестве базы для расчета:

Стоимостный показатель

Периодичность

Среднегодовая

Первый квартал, полугодие, девять месяцев

Кадастровая

I, II, III кв.

Важно учитывать, что речь идет о региональном сборе, поэтому субъектные власти вправе самостоятельно принимать решения об отказе от установления временных рамок. Для уточнения информации по конкретному региону достаточно ознакомиться с местным законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *