Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если штатная численность работников в организации составляет более 50 человек, то в таком случае может быть создана служба охраны труда (далее – служба) или введена штатная должность специалиста по охране труда по решению работодателя на основании ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации.
Комментарий к ст. 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
Структура службы охраны труда в организации
Ее определяет работодатель. При этом он должен учитывать Рекомендации (ст. 223 ТК РФ).
В п. 3 Рекомендаций приведена следующая возможная структура службы: специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент. Работодатель формирует службу, учитывая организационную (штатную) структуру, которая уже утверждена на его предприятии.
В Рекомендациях упомянуты следующие должности:
- руководитель (начальник) службы охраны труда (бюро, группы, отдела, управления, департамента),
- специалисты по охране труда всех категорий.
Работодатель сам устанавливает наименование должностей в соответствии со штатным расписанием (п. 5 Рекомендаций).
Определяя структуру службы, работодателю надо принимать в расчет следующие факторы (п. 19 Рекомендаций):
- специфика вида деятельности предприятия,
- наличие филиалов и представительств,
- особенности организации и функционирования системы управления охраной труда,
- штатная численность работников,
- уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса,
- уровень профессиональных рисков,
- наличие работ с повышенной опасностью.
Структура службы охраны труда
В соответствии с п.19 Рекомендаций структура службы формируется в соответствии:
— с учетом организационной (штатной) структуры; | — специфики вида деятельности предприятия (организации); | — наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств); |
---|---|---|
— особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда; | — штатной численности работников у работодателя; | |
— установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя. |
Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации
При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:
Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)
Комментарий к статье 217 ТК РФ
Комментируемая статья ТК воспроизводит нормы, закрепленные в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 , в соответствии с которыми на службу охраны предлагается возложить следующие функции:
———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2 — 3.
а) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами;
б) помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности орудий, приспособлений;
в) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
г) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
д) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований по охране труда;
е) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, помощь в реализации запланированных мероприятий;
ж) участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
з) организация и расследование несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
и) оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.) в соответствии с установленными сроками;
к) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функции.
Службы охраны труда создаются в отраслевых федеральных органах исполнительной власти, являющихся органами управления охраной труда. Кроме того, службы охраны труда должны быть созданы (или введена должность специалиста по охране труда) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью более 50 работников. При этом работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики его деятельности.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
При отсутствии возможности введения должности специалиста по охране труда работодатель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста в установленном порядке. При отсутствии у работодателя службы охраны труда либо специалиста по охране труда работодатель вправе заключить договор с организациями, оказывающими услуги в данной области. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Минздравсоцразвития России должно устанавливать перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации.
Структуру службы и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации (работодатель) в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 . В службе предусматривается руководитель, который подчиняется непосредственно руководителю организации. Работники службы охраны труда выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями. Накопленный опыт организации работы служб охраны труда свидетельствует о том, что каждый работник службы отвечает за порученный ему участок работы и осуществляет в этих пределах надлежащий контроль за выполнением требований охраны труда.
———————————
Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2, 4.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, уточняющие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в части установления правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
- Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
- СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
- Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
- Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
- Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
- СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.
Что входит в обязанности работников службы охраны труда?
Работники, связанные с охраной труда, призваны решать целый комплекс задач обеспечительного и контрольного характера. К их числу можно отнести следующие функции:
- планирование и организация мероприятий по ОТ, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
- решение вопросов, связанных с проведением спецоценки на рабочих местах;
- ведение группы вопросов по проведению инструктажей, проверке знаний, пропаганде ОТ;
- составление отчетности и оформление документации по ОТ;
- текущий контроль за соблюдением требований ОТ в компании;
- расследование и учет несчастных случаев.
О том, что предпринять работодателю, если в компании произошел несчастный случай, читайте в материалах:
- «Несчастный случай на производстве — действия работодателя»;
- «Порядок оформления несчастного случая на производстве»;
- «Акт о несчастном случае на производстве (нюансы)».
Конкретный перечень функциональных действий и сфера ответственности работников СОТ устанавливаются в компании с учетом ее масштабов, условий работы и специфики деятельности.
Как организовать работу службы охраны труда
При создании собственной службы, специализирующейся на вопросах охраны труда, необходимо руководствоваться положениями Постановления Минтруда от 08.02.2000 № 14. В документе приводятся ключевые рекомендации методической направленности для помощи руководству компании в разработке локальных нормативных документов и для создания на предприятии системы управления безопасностью работы.
Рекомендациями отмечается, кому подчиняется служба охраны труда в организации – руководителю учреждения или его непосредственному заместителю (п. 2). Допускается установление подотчетности службы другим лицам, если такая система будет действовать более эффективно. Следовать строго приведенным в документе нормам или использовать их в качестве основы для разработки собственных правил мониторинга условий охраны труда – каждое предприятие делает выбор самостоятельно.
Если необходимо сформировать отдельное структурное подразделение по вопросам охраны труда, то для его нормального функционирования надо:
- разработать и утвердить положение об охране труда;
- определить состав и численность нового органа;
- составить должностные инструкции для каждой штатной единицы вводимого подразделения.
В положении прописываются функциональные обязанности и спектр решаемых вопросов работниками службы. Права ее сотрудников и структура органа находят свое отражение в локальных актах предприятия. Служба охраны труда на предприятии формируется в численном составе, соответствующем требованиям Межотраслевых нормативов (Постановление от 22.01.01 № 10).
Положения Межотраслевых нормативов не являются обязательными к неукоснительному исполнению. Их назначение – оказание помощи работодателю в организации эффективно действующей службы по вопросам безопасности труда. Нормативами устанавливаются критерии подбора штатной численности с учетом конкретных показателей работы службы.
Если на предприятии средняя численность не достигает значения 50 человек, то можно обойтись без отдельного органа по вопросам охраны труда. При количестве наемных сотрудников от 50 до 70 человек для организации системы контроля безопасности работы достаточно будет введения в штат должности инженера по охране труда. Для общей штатной численности до 700 человек вместо отдельного структурного подразделения можно обойтись силами одного квалифицированного специалиста по охране труда. При превышении численности работников отметки в 700 человек необходимо создавать отдел по вопросам охраны труда (не менее 6 сотрудников) или бюро из 3-5 специалистов.
Разработка пунктов должностных инструкций для персонала сформированного органа по охране труда производится с учетом положений Профессионального стандарта (Приказ Минтруда от 04.08.2014 под № 524н). В документе содержится информация о:
- требованиях к уровню образования специалистов в отделе охраны труда;
- необходимом стаже работы по специальности для того, чтобы претендовать на конкретную должность;
- перечне возможных обязанностей для включения в должностные инструкции штатных единиц.
Большая часть норм Профессионального стандарта носит рекомендательный характер и может применяться на практике предприятиями в добровольном порядке.
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
К сведению
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Оформляем создание отдела по охране труда
Если работодатель решил создать отдел охраны труда, ему необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (далее — Рекомендации).
Чтобы отдел охраны труда мог качественно выполнять свои функции, работодателю необходимо установить оптимальное количество работников этого отдела. Оно определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (далее — Нормативы), утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10. В п. 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (три — пять человек) или отдел (от шести человек).
Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации (п. 1.3):
- управление охраной труда;
- организация работы по:
- предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
- проведению аттестации рабочих мест;
- приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;
- проведению инструктажей, обучения, проверки знаний работников в области требований охраны труда;
- планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению документации по охране труда;
- оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;
- участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
- расследование и учет несчастных случаев.
Для расчета численности используются таблицы, приведенные в разд. 3 Нормативов. Общая численность работников службы охраны труда определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности (разд. 4 Нормативов).
Какое определение соответствует понятию «охрана труда»?
- Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
- Комплекс мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
- Меры по сохранению жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности с применением организационных и технических средств
- Организационные и технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов
Какие признаки теплового (солнечного) удара указаны верно?
- Озноб, появление гусиной кожи, синюшность конечностей, бледность, мышечная слабость, вялость, апатия, сонливость, тошнота и рвота, головокружение, снижение частоты дыхания и сердцебиения
- Озноб, раздражительность и нервозность, покраснение кожи, глаз, снижение температуры, возможно появление пятен различного оттенка, головная боль, медлительность, тошнота и рвота
- Повышенная температура тела, влажная бледная кожа, головная боль, тошнота и рвота, головокружение, слабость, потеря сознания, судороги, учащенное сердцебиение и дыхание
- Повышение температуры, тошнота и рвота, боли в желудке, озноб, общее недомогание и слабость, снижение частоты дыхания и сердцебиения
Организация работы службы охраны труда
Управление охраной труда считается прерогативой работодателя (руководителя). Для первоначального формирования данной службы особых учредительных документов не нужно. Но при этом, когда достигается определенное количество сотрудников, а также в то время, когда начинает использоваться утвержденная структура, работодатель издает приказ о создании этой службы. Согласно этому приказу формируется отдельное структурное подразделение, которое подчиняется руководству компании или одному из уполномоченных заместителей, если на него будут возложены такие функции.
Следовать запросам охраны труда и иметь для управления данным процессом соответствующую структуру – обязанность любого коллектива, где имеются работники численностью от 50 человек и больше.
С этой целью на производстве происходит формирование службы охраны труда или в работу вступает специалист по охране труда, к которому предъявляются требования о соответствующей подготовке или опыте работы по данной специальности.
В случае же, когда численность организации не превосходит 50 единиц, функции охраны осуществляет сам руководитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя или назначенное им лицо. Помимо этого, к данной работе в сфере охраны труда может быть привлечен работник-специалист, оказывающий услуги в этой сфере. Такой специалист приглашается на работу на основе гражданско-правового договора. Организация, которая предоставляет этого специалиста, обязательно должна обладать аккредитацией.
Структура службы охраны труда
Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:
- численности работников;
- условий труда;
- имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
- иных факторов.
Нормативной базой, которая определяет структуру, численность и другие вопросы, связанные с организацией рассматриваемой службы, являются Межотраслевые нормативы, выработанные постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 №10. Кроме этого документа существует и другой – Рекомендации по организации службы охраны труда (постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 №14).
Рекомендации предусматривают положение, в соответствии с которым в структуру службы входит начальник единицы и специалисты, которые прямо подчиняются руководителю.
Численность специалистов определяется на основе положений, предусмотренных Межотраслевыми нормативами. Нормативная численность персонала, из которого формируется охранная служба, устанавливается из расчета, учитывающего функции, которые будут выполнять «охранники» труда, а также иных параметров, в числе которых:
- численность (среднесписочная) работников в организации;
- численность работников, трудящихся во вредном производстве, или сопряженном с вредными и опасными факторами.