Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Виды таможенных платежей
В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина;
- Вывозная таможенная пошлина;
- Налог на добавленную стоимость;
- Акциз;
- Таможенные сборы;
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.
Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).
Таможенный сбор
Таможенная пошлина
Таможенный НДС
Таможенный акциз
Документы и информация по таможенным платежам
- Коды таможенных платежей (Смотреть)
- Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Исчисление ввозной таможенной пошлины
Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.
Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.
Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».
Исчисление таможенных сборов
За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.
Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.
Исчисление вывозной таможенной пошлины
Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.
Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.
Обязанность по уплате таможенных платежей: возникновение, исполнение, прекращение
Законодательство таможенного союза и РФ о порядке уплаты таможенных платежей. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, сборов. Лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов. Применение ставок таможенных пошлин, налогов. Валюта уплаты таможенных платежей. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений. Способы уплаты таможенных платежей.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров
— с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров
— с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствии с законодательством РФ или ТК: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенныхx пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение 1 недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК и др ФЗ.
В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ.
В ТК дата уплаты таможенного платежа обозначена моментом исполнения обязанности по уплате таможенного платежа.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной:
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента принятия заявления о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Плательщики и лица, ответственные за уплату таможенных платежей.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Одна категория лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, — это лица, которые уплачивают таможенные пошлины, налоги в силу своей обязанности. Другая категория лиц, которые добровольно уплачивают таможенные пошлины, налоги вследствие заинтересованности, но на которых не лежит такая обязанность.
Внесенную в качестве гарантии сумму можно зачесть в счет погашения налогов, возможных пеней и прочих платежей. В таком случае днем оплаты признают день принятия таможенниками декларации. Фирме для этого нужно направить соответствующее заявление в таможню с просьбой о направлении внесенных на депозит средств на оплату сборов, пошлины, акциза, НДС.
Оставшиеся средства декларант:
- направляет на обеспечение других обязательств;
- включает в счет будущих платежей (оставшиеся деньги по истечении срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или учитываются в счет будущих операций);
- возвращает себе (сумму налогов можно внести отдельно, а залог вернуть в полном размере).
Заявление о принятом решении фирма должна направить в таможенный орган.
При транзите и переработке сумма обеспечения вычисляется по кодам ТН ВЭД (преференции и льготы не учитываются). Для транзита считают полную пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС), обязательные к оплате при импорте. А для вывоза на переработку считают всю экспортную пошлину, если применима, обязательную к оплате при экспорте.
Справка. Для товаров, облагаемых акцизом, предусмотрены отдельные требования (фиксированные денежные суммы) таможенного обеспечения.
Таможенные ставки в России и странах ТС могут различаться. При наличии разницы между ними в расчет берется максимальная ставка. В особых случаях объем обеспечения считают по имеющейся информации о грузе, а при наличии нескольких вариантов к расчету принимаются максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
По отношению к декларанту могут применяться прибавки к базовой максимальной сумме, равные потенциальным штрафам, которые возникли бы, если бы декларант совершил нарушение. Но это используют только для тех, кого подозревают в мошенничестве и хотят заранее обезопасить себя.
Если данные о стоимости товара, его коде либо иные сведения, необходимые для расчета пошлин, отсутствуют, таможня берет эти сведения по схожим, на ее взгляд, товарам.
Сумму постоплаты рассчитывают по формуле: С = Ст × Кевро × Вт.
С – сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма обеспечения).
Ст – ставка для расчета суммы, подлежащей внесению на депозит таможни.
Кевро – курс рубля к евро, установленный Банком России.
Вт – количество товара.
Обеспечение при временном ввозе
Согласно ч. 5 ст. 193 ФЗ №289 от 3 августа 2021 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требование погашения налогов обеспечивается при временном ввозе физическим лицом, не проживающем в государстве – члене Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в РФ:
- второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, при нахождении под таможенным контролем ранее ввезенного этим лицом на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства для личного пользования;
- транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и находящиеся под таможенным контролем.
В первом пункте речь идет о транспорте одного типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно) с транспортным средством для личного пользования, ранее временно ввезенным и не вывезенным с таможенной территории ЕАЭС.
Гарантией могут стать денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог собственности.
Внесенную в качестве гарантии сумму можно зачесть в счет погашения налогов, возможных пеней и прочих платежей. В таком случае днем оплаты признают день принятия таможенниками декларации. Фирме для этого нужно направить соответствующее заявление в таможню с просьбой о направлении внесенных на депозит средств на оплату сборов, пошлины, акциза, НДС.
Оставшиеся средства декларант:
- направляет на обеспечение других обязательств;
- включает в счет будущих платежей (оставшиеся деньги по истечении срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или учитываются в счет будущих операций);
- возвращает себе (сумму налогов можно внести отдельно, а залог вернуть в полном размере).
Заявление о принятом решении фирма должна направить в таможенный орган.
При каких условиях применяется
Все случаи применения обеспечения можно разделить на безусловные и исключительные.
Первые всегда применяются при следующих режимах внешнеэкономической деятельности:
- таможенный транзит;
- переработка вне таможенной территории;
Почему применяется обеспечение: в идеале, при соблюдении режима транзита и переработки за границей таможенные платежи взиматься не должны, но государство всё же хочет «подстраховаться» от недобросовестности субъектов ВЭД, чтобы им было неповадно обманывать фискальные органы и укрываться от уплаты таможенных платежей.
Прикрываясь транзитом и переработкой, некоторые предприниматели фактически осуществляют беспошлинный импорт и экспорт: товар всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита, и наоборот — «рассосаться» за рубежом во время переработки.
Исключительные — термин говорит сам за себя. Это отдельно взятые таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договорённостями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведённые сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет). Пример расчёта таможенных платежей онлайн калькулятором вот тут, а документы, необходимые для ведения внешнеэкономической деятельности вы найдёте в специальном разделе нашего ресурса.
Классификация исключительных случаев применения таможенного обеспечения довольно условна:
- Изменение сроков уплаты таможенных платежей, предусмотренное международными договорами;
- Выпуск товаров с последующими экспертизами (экспертизы в широком понимании: пробы продукции, дополнительные проверки, получение дополнительных сертификатов, подтверждений стоимости и прочее);
- Выпуск товаров, отнесённых к условно выпущенным (когда товары должны быть размещены на таможенный склад, но фактически не могут быть там размещены);
- Прочие случаи (таможенное регулирование это не сборник правил, а живой процесс, где каждый неоднозначный случай обязан быть рассмотрен индивидуально, однако на это уходит время, а таможенные органы не имеют права задерживать товар дольше, чем это предусмотрено законодательством РФ).
Отдельным пунктом выделяют:
- Таможенное обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы, таможенные перевозчики.
Расчёт и размер обеспечения
Правильный расчёт сумм обеспечения уплаты позволяет избежать серьёзных убытков в виде штрафов и пени.
Для того чтобы рассчитать размер суммы обеспечения, используется единая формула. Она содержит следующие компоненты:
- Ставка. Она может изменяться в зависимости от конкретных случаев.
- Количество груза.
- Курс валют. Он должен быть официально подтверждён Центральным Банком России.
Для некоторых участников торговых операций установлен минимальный размер обеспечительного таможенного платежа. К ним можно отнести:
- Таможенного перевозчика. Минимальный размер платежа — 20,000,000 рублей
- Таможенного брокера. Минимальный размер платежа — 50,000,000 рублей.
- Владельца таможенного или временного складов закрытого типа. Минимальный размер платежа — 2,500,000 рублей.
- Владельца таможенного или временного складов открытого типа. Минимальный размер платежа — 2,500,000 рублей. Но существуют и дополнительные взносы для данной категории. Они могут изменяться в зависимости от типа склада. Как правило, для открытых зон плата составляет триста рублей за 1 квадратный метр, для помещений — тысяча рублей.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Временный ввоз (допуск) товаров. Особенности, документы, сроки
Таможенная процедура ввоза иностранных товаров на территорию России на ограниченный разрешенный период называется временный ввоз товаров (допуск). Преимущества этого режима заключаются в значительной экономии расходов на налоги и пошлины, которые или отсутствуют, или сумма которых меньше по сравнению с другими режимами. Важным условием является вывоз таких товаров в полном объеме с территории России по истечение разрешенного срока. Обычно данное положение Таможенного кодекса применяется к выставочным экспонатам, конструкциям для организации ярмарок, к спортивным снарядам, оборудованию, которое используется с целью организации соревнований, концертов и др. Также, режим применяется по отношению к иностранным грузам, которые перемещаются через границу РФ или находятся на хранении под таможенным контролем.
Для подтверждения возможности применить процедуру временного допуска проводится идентификация товаров, в которой не учитывается тара и упаковка. Важно, чтобы на протяжении всего срока пребывания ввезенные товары остались в изначальном состоянии (естественный износ допускается) и в распоряжении декларанта. Передавать такой товар третьим лицам можно только после получения соответствующего разрешения.
О временном ввозе (вывозе) товаров с применением карнета A.T.A.
Карнет A.T.A. — это международный таможенный документ о временном ввозе товаров, приравниваемый к таможенной декларации для целей таможенного декларирования при применении таможенной процедуры временного ввоза, позволяющий идентифицировать товары и используемый в качестве международно-действующей гарантии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов (пункт 2 Методических рекомендаций о применении карнета АТА, утвержденных Приказом ФТС России от 28.12.2012 N 2675 (далее — Методические рекомендации).
Применение карнетов A.T.A. регулируется Таможенной конвенцией о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в г. Брюсселе 06.12.1961) (далее — Конвенция о карнете A.T.A.) и Конвенцией о временном ввозе (заключена в г. Стамбуле 26.06.1990) (далее — Конвенция о временном ввозе).
Российская Федерация присоединилась к Конвенции о карнете A.T.A., а также к некоторым приложениям к Конвенции о временном ввозе (Постановление Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 с принятием ряда приложений»):
— Приложение A «О документах временного ввоза (карнеты A.T.A. и карнеты CPD)»;
— Приложение B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;
— Приложение B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;
— Приложение B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».
Общий порядок выдачи карнетов A.T.A.
Каждая страна — участница Конвенции о карнете A.T.A. вместо своих национальных таможенных документов принимает карнеты A.T.A., действующие на ее территории и используемые в соответствии с положениями Конвенции о карнете A.T.A., на временно ввезенные товары (статья 3 Конвенции о карнете A.T.A.).
Выдача карнетов A.T.A. осуществляется выдающей ассоциацией, которой таможенными органами договаривающейся стороны разрешено выдавать карнеты A.T.A. на территории этой договаривающейся стороны (п. «е» статьи 1 Конвенции о карнете A.T.A.).
При этом обязательства по выплате таможенным органам страны импортных пошлин и любых других сумм, подлежащих уплате в случае невыполнения условий временного ввоза или транзита в отношении товаров, ввезенных в эту страну по карнетам A.T.A., несет гарантирующая ассоциация (статья 6 Конвенции о карнете A.T.A.).
Срок действия карнета A.T.A. не может превышать одного года с даты, его выдачи. На обложке карнета А.Т.А. должны указываться страны, в которых он действует, и наименования гарантирующих ассоциаций – корреспондентов (статья 4 Конвенции о карнете A.T.A.).
Карнеты, срок действия которых истек, и карнеты, которые держатель не намерен использовать вновь, подлежат возврату выдающей ассоциации (пункт 11 Указаний по использованию карнета A.T.A. (Приложение «Макет карнета A.T.A.» к Конвенции о карнете A.T.A.)).
Порядок выдачи карнетов A.T.A. в Российской Федерации
На территории Российской Федерации работу по оформлению и выдаче карнетов A.T.A., а также функции гарантирующей ассоциации осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации (пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1084).
Приказом ТПП России от 18.03.1999 № 20 «Об участии ТПП РФ в международной системе АТА» утверждено Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА (далее — Положение).
Для получения карнета A.T.A. заинтересованное лицо обращается в ТПП России и представляет в том числе документ, подтверждающий его статус, заполненный бланк заявления, список товаров, изложенных в том же виде, в каком он будет указан на обороте обложки карнета А.Т.А., гарантийное финансовое обязательство (пункт 1 разд. IV Положения).
Владелец карнета A.T.A. обязан соблюдать требования, регламентирующие использование карнета A.T.A., и выполнять таможенные правила страны, в которую ввозятся товары. Он должен получить требуемую отметку о прохождении таможенного контроля при въезде в каждую страну и выезде из нее, поскольку отсутствие таких отметок может повлечь за собой обложение таможенными пошлинами и налогами. В интересах владельца карнета A.T.A. постоянно следить за правильным оформлением карнетов и ваучеров карнетов (а если надо, то и требовать этого) на каждом пограничном контрольно-пропускном пункте при въезде и выезде (пункт 2 разд. VI Положения).
Порядок временного ввоза (вывоза) товаров с применением карнета A.T.A.
При ввозе товаров с применением карнета A.T.A. в Российскую Федерацию держатель (представитель держателя) карнета A.T.A. предъявляет товары и представляет карнет A.T.A. компетентному таможенному органу ввоза.
Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2019 № 223н «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, в том числе полномочий таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» (вступает в силу с 22.02.2020).
В отношении товаров, временно ввозимых в Российскую Федерацию с применением карнета АТА, совершаются следующие таможенные операции, связанные с:
— прибытием товаров в Российскую Федерацию и помещением товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением карнета АТА в компетентном таможенном органе, расположенном в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее — таможенный орган ввоза);
— помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа ввоза до компетентного внутреннего таможенного органа, в случае отсутствия у таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, компетенции на совершение таможенных операций в отношении категории заявленных в карнете АТА (временно ввозимых) товаров;
— помещением товаров с применением карнета АТА под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в компетентном внутреннем таможенном органе (далее — внутренний таможенный орган);
— помещением товаров с применением карнета АТА под таможенную процедуру реэкспорта для их вывоза из Российской Федерации в компетентном таможенном органе (далее — таможенный орган);
— помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита при необходимости перевозки товаров с применением карнета АТА от внутреннего таможенного органа до места их убытия товаров из Российской Федерации;
— завершением таможенной процедуры таможенного транзита и завершением действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) помещением под таможенную процедуру реэкспорта в компетентном таможенном органе, расположенном в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее — таможенный орган вывоза).