Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «16. Основные различия налогов и сборов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Функции налога и сбора
Функции налога и сбора являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.
Функции налога — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.
В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.).
Обязательные и факультативные элементы налога и сбора
Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Выделяют обязательные (существенные) элементы и факультативные элементы.
Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога — это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:
1) объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 «Объекты налогообложения» НК РФ. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
2) налоговая база. Налоговая база является основой налога — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации;
3) налоговый период. Налоговый период — это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ;
4) налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
В соответствие с Налоговым Кодексом, налог – это общеобязательный платеж, который уплачивается юридическими и физическими лицами.
- Взимаются со всех. Исключение – те категории налогоплательщиков, которые в соответствие с законодательными документами имеют такое право и включены в круг льготников;
- Установлены в большинстве случаев не в твердой форме, то есть в фиксированной форме вне зависимости от разных факторов. Налоги устанавливаются в процентном соотношении от величины чего-либо. Например, подоходный налог удерживается от заработной платы, налог на прибыль – с получаемой прибыли и т.д.;
- Носят абсолютно безвозмездный характер, то есть их уплата не предоставляет взамен плательщику какое-либо материальное благо;
- Не имеют целенаправленного использования, то есть их оплата в федеральный или региональный бюджеты формирует общую доходную часть, используемую уже по необходимости.
Кроме того, что налоги имеют свои особенности уплаты, они еще выполняют и ряд специфических функций, среди которых выделяют следующие:
- Регулирующая. Заключается в том, что при помощи таких взысканий происходит регулирование экономического развития страны;
- Распределительная. Благодаря налогам происходит распределение и перераспределение денежных потоков между разными субъектами хозяйствования и социальными институтами, более богатыми и менее защищенными;
- Контрольная. Благодаря налогам происходит контроль за платежной дисциплиной физических и юридических лиц.
Итак, что такое сбор? Это определенный платеж, который взимается по действующему законодательству с физических и юридических лиц. Так прописано в Налоговом Кодексе. Тогда в чем же разница? В том, что такое удержание осуществляется не со всех субъектов и на не безвозмездной основе, а на абсолютно других условиях.
- Сбор удерживается исключительно на добровольных основах, то есть от его уплаты при определенных условиях каждый имеет право отказаться. Взамен он не получит конечно необходимое благо, но право выбора есть всегда;
- Сумма устанавливается в большинстве случаев в твердой форме, то есть в валюте или натуральном эквиваленте, но не устанавливается в процентном соотношении от какой-либо иной величины;
- Уплата такого платежа является одним из условий осуществления хозяйственной деятельности в отдельном регионе или на всей территории России для отдельных, а не для всех видов деятельности;
- Оплата необходимо для того, чтобы органы местной власти смогли предоставить отдельным категориям субъектам исключительного права на ведение бизнеса, например, получение лицензии.
В результате, есть двойственность: с одной стороны есть право выбора плательщика – не хочешь платить, меняй сферу деятельности. А с другой стороны сбор также необходимо платить в обязательном порядке.
Чем отличается налог от сбора
Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.
Физические и юридические лица
Физические и юридические лица
Природа возникновения обязательства
Является индивидуально безвозмездным платежом
Является условием совершения юридически значимых действий
Обязанность по уплате
Обязателен в силу закона
Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования
Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования
Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Рассматриваемые понятия характеризуются рядом схожих признаков. К ним относят следующее:
- законодательно закреплены в НК РФ;
- средства от уплаты поступают в государственную казну;
- любой из платежей может конкретизироваться на местном или региональном уровне.
При этом рассматриваемые виды платежей отличаются друг от друга по ряду критериев. Они зафиксированы в таблице:
Критерий | Налог | Сбор |
Цель уплаты | Лишен целевого предназначения. | Обеспечивает работу государственных органов, которые предоставляют предпринимателям конкретные услуги или права. |
Законодательная регламентация | Считается действующим, если в законе установлены его плательщики, база, ставка и прочие обязательные составляющие. | Элементы устанавливаются индивидуально. Это зависит от характера сбора. |
Регулярность уплаты | Платится с регулярностью, систематичностью и периодичностью, установленной законом. | Отличается разовым характером и платится в определенных ситуациях, в которых заинтересован непосредственно плательщик. |
Время уплаты | Характеризуется привязкой к конкретному периоду – налоговому и отчетному. Он представляет собой необходимый элемент. При этом крайние сроки четко регламентируются. | Не имеет привязки к конкретному временному периоду и связан с потребностью бизнесмена получить услугу или начать правовые отношения с органом власти. |
Завершение платежей | Пока организация существует, предпринимателю требуется платить установленные суммы. | Выплачивается однократно. |
Определение суммы | Рассчитывается как произведение налоговой базы на фиксированную ставку. При этом могут использоваться специальные режимы в виде льгот. | Сумма фиксируется и является одинаковой для всех. |
Отношение законодателей | При введении ставок учитываются реальные возможности налогоплательщиков. При этом может устанавливаться дифференцированный подход. | Размер не зависит от индивидуальных особенностей предпринимателя и характера его деятельности. Сбор представляет собой твердую стоимость услуги. |
Последствия уплаты | Гарантирует отсутствие неприятных последствий. В остальном действие является безвозмездным. | Подразумевает индивидуальную возмездность. После перечисления сбора плательщик приобретает конкретное право. |
Последствия неуплаты | Недостающую сумму требуется взыскать принудительно. Также возможна пеня за просрочку или проблемы с декларацией. | Государственный орган не совершает действие, которое требуется плательщику. |
Форма | Только денежная. | Возможны разные варианты. Они регламентируются законодательством. |
Налоги и сборы представляют собой платежи, которые устанавливаются на государственном уровне и уплачиваются в бюджет. При этом между ними существует целый ряд отличий, которые требуется принимать во внимание.
Выбирая минерал, смотрят его при дневном свете. При искусственном освещении не виден фиолетовый оттенок.
Следует обратить внимание на насыщенность. Если минерал кажется темным, не стоит его покупать
При недостаточном освещении корунд будет смотреться черным. Кашмирский сапфир не меняет окрас при разном освещении, он имеет характерный блеск и сияние шелка.
Западная система оценки отличается от российской. Для определения качества геммолог использует такие приборы:
- Полярископ.
- Рефлектометр.
- Фильтр Челси.
- Тестер Gem.
Определить подлинность самоцвета можно при помощи полярископа. Второй прибор — рефлектометр. Благодаря ему получают данные о величине преломления минерала.
Определение сущности термина «сбор»
Итак, что такое сбор? Это определенный платеж, который взимается по действующему законодательству с физических и юридических лиц. Так прописано в Налоговом Кодексе. Тогда в чем же разница? В том, что такое удержание осуществляется не со всех субъектов и на не безвозмездной основе, а на абсолютно других условиях.
- Сбор удерживается исключительно на добровольных основах, то есть от его уплаты при определенных условиях каждый имеет право отказаться. Взамен он не получит конечно необходимое благо, но право выбора есть всегда;
- Сумма устанавливается в большинстве случаев в твердой форме, то есть в валюте или натуральном эквиваленте, но не устанавливается в процентном соотношении от какой-либо иной величины;
- Уплата такого платежа является одним из условий осуществления хозяйственной деятельности в отдельном регионе или на всей территории России для отдельных, а не для всех видов деятельности;
- Оплата необходимо для того, чтобы органы местной власти смогли предоставить отдельным категориям субъектам исключительного права на ведение бизнеса, например, получение лицензии.
В результате, есть двойственность: с одной стороны есть право выбора плательщика – не хочешь платить, меняй сферу деятельности. А с другой стороны сбор также необходимо платить в обязательном порядке.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ и Конституции страны, оба платежа образуют общий предмет правоотношений, их размер с порядком отчисления закреплены официально.
Чем отличается налог от сбора по пунктам представлено ниже.
Наименование | Налог | Сбор | |
Законодательное обоснование | Считается введенным, если в статьях законодательства установлены плательщики, есть база, размер ставки и другие элементы. | Элементы сбора выявляются индивидуально, зависит от характера платежа. | |
Субъект обложения | Физические / юридические лица. | ||
Возникновение обязательств | Индивидуальный безвозмездный вид платежа. | Необходимое условие успешного выполнения лицом юридически значимых процедур. | |
Обязательность уплаты | Определяется законом. | Добровольный (относительно). | |
Цель | Изымаемые средства используются для обеспечения государственных нужд. Определенной цели нет. | Обеспечение деятельности ряда государственных органов, оказывающих услуги и предоставляющих права. | |
Постоянство внесения платежей | Устанавливается НК РФ для каждого вида налогов. Есть периодичные платежи, единичные и обусловленные ситуацией. | Возникает при необходимости выполнить действие / получить право. Носит разовый характер, сам плательщик является заинтересованной стороной. | |
Время оплаты | Привязано к периоду, определенному инспекцией — отчетному или налоговому. Регламентированы периодичность и крайние сроки внесения средств. | Не имеет расписания или графика, обусловлен возникшей у юрлица потребностью в получении услуги от государственного органа. | |
Окончание платежей | Платить налоги придется все время ведения деятельности / владения имуществом / получения дохода. | Один раз. | |
Расчет суммы | Производится на основании налоговой базы и установленной ставки, могут применяться льготы. | Фиксированная сумма, одинаковая для всех. | |
Подход властей | С помощью налогов государство старается учесть финансовые возможности населения, устанавливая дифференциальный подход. | Сумма сборов не зависит от прибыли предпринимателей и их деятельности. Это одна цена за оказываемую услугу. | |
Куда поступают | Бюджет государства (федеральный, региональный или местный) | ||
Последствия оплаты | Отсутствие наступления неприятных для плательщика последствий. | Получение индивидуальной награды — определенного права или услуги. | |
Последствия неуплаты | Недостающая сумма будет взыскана принудительно через суд. Начисление пени и штрафа, проблемы со сдачей декларации. | Государственный орган откажется выполнить услугу или оформить документ в случае несогласия платить. | |
Форма | Только денежная. | Денежная и возможно иная. | |
Порядок начисления | Регламентирован законодательством. | ||
Разница между налогом и сбором в порядке их установления
Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).
Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.
Налоги и сборы — это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ
Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ. Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.
Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.
Налог | Сбор | |
Субъект | Физические и юридические лица | Физические и юридические лица |
Природа возникновения обязательства | Является индивидуально безвозмездным платежом | Является условием совершения юридически значимых действий |
Обязанность по уплате | Обязателен в силу закона | Относительно доброволен |
Цель | Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования | Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования |
Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.
Налог
– определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен. Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.
Сбор
представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе. Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.
Особенности установления обязанностей по уплате
Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.
Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.
Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.
При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.
Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.
Основные различия налогов и сборов.
В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково. Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор – в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться. Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор — только один раз.
Все нормы, которые составляют костяк налогового законодательства России, собраны в одном правовом акте – Налоговом кодексе РФ. Но некоторые вопросы налогообложения, в связи с особенностями государственного устройства страны, могут решаться на региональном и местном уровнях.
Поэтому в НК РФ предусмотрена возможность для региональных и местных властей самостоятельно устанавливать особенности взимания налогов и сборов на своей территории. Делается это при помощи законов, принимаемых субъектами федерации, и нормативных актов муниципальных образований.
На практике это выглядит следующим образом: в НК РФ закрепляется вид налога или сбора, порядок его исчисления и уплаты, другие основные моменты, а местные или региональные власти уже конкретизируют все эти нормы.
Итак, в РФ действует три вида налогов и сборов:
Каждый конкретный вводимый в действие налог или сбор сразу же закрепляется в НК РФ за одной из названных категорий. Это определяет, кто именно в дальнейшем будет детализировать ставки.