Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты приватизации жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане РФ, занимающие ЖП в гос. и муниц. жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хоз. ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях соц. найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также НСЛ в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. ЖП передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе НСЛ.
Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).
Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:
- с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
- с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.
Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда
В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.
Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.
Особенности приватизации бывших общежитий
На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.
Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.
Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).
Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.
Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.
Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.
Расторжение договора о приватизации жилого помещения
Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».
Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.
Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.
Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.
Стороны договора и их правомочия
Приватизация жилых помещений — это процесс, участниками которого могут быть 2 стороны: тот, кто приватизирует жилое помещение и орган, который передает ему помещение в частную собственность.
Приватизирующим лицом может являться наниматель жилого помещения и члены его семьи, включая лиц, не достигших 18 лет. Несовершеннолетнее лицо может являться самостоятельным приватизатором при наличии соответствующего разрешения со стороны его законных представителей. В этом случае приватизация происходит с их помощью и при участии органов опеки и попечительства.
В качестве сторон договора могут выступать:
- представительные органы власти, исполнительные органы РФ;
- организации, за которыми происходит закрепление жилищного фонда в соответствии с правом хозяйственного ведения;
- организации, за которыми закрепляется жилой фонд по праву оперативного управления.
В состав правомочий лица, которое приватизирует помещение для жилья, включены несколько прав:
- приватизировать занимаемое жилье в зависимости от своего выбора на правах:
- общая совместная собственность, которой обладают все члены семьи;
- общая долевая собственности, предусмотренная для всех членов семьи;
- единоличная собственность.
Избранные виды прав собственности формируют объемы права любого участника, который приватизирует жилое помещение;
- член семьи, который не возражающий против приватизации жилья, в котором он проживает, но отказывающийся от участия в ней, может супруг, который отказывается приватизировать в пользу другого супруга, при наступлении смерти последнего может потерять право на выделенную супружескую долю (размер составляет половину жилой площади), когда наступает вступление его в наследование имущества. Он может вступить в наследование жилой площади в доле, которая равна долям других наследников. Основанием является то, что площадь жилища переходит к наследодателю в соответствии с правом частной собственности безвозмездно. По этой причине, можно сказать, что наследник не принимал участие материально в его приобретении;
- лицо, которое отказалось от приватизации, не вправе осуществлять передачу своей доли другому участнику;
- несовершеннолетние граждане, которые принимали участие в приватизации жилья своих родителей, вправе самостоятельно приватизировать другое жилое помещение, достигая совершеннолетия;
- лицо, которое подает заявление на приватизацию, но не доживает до получения свидетельства о получении права собственности, может считаться лицом, которое приватизировало занимаемое жилое помещение. В этом случае любой его наследник получает право на наследование;
- с приватизатора не может быть взыскана плата за передачу жилого помещения, предусмотренного в договоре приватизации;
- дети-сироты должны освобождаться от уплаты по договору приватизации, которая производится с помощью средств местного бюджета;
- лицо в ходе приватизации приобретает 3 полномочия собственника: право владения, пользования и распоряжения;
- лицо получает право собственности в многоквартирном доме на общее имущество (например, лифт, чердак, подвал и др.);
- лицо обладает правом собственности на земельные доли территорий;
- лицо, которое живет в коммунальной квартире, получает право собственности на некоторые части мест общего пользования в приватизируемом жилье (соразмерно жилой площади его помещения). Данное положение касается и определения размера доли собственности приватизатора в общем имуществе многоквартирных домов и придомовых участков земли;
- граждане, которые владеют жилыми помещениями совместно, могут по возможности осуществить выдел собственной доли в натуре или в денежном эквиваленте. Такая доля уплачивается сособственниками жилья, при этом доли всех сособственников принято считать равными;
- человек, договор приватизации жилого помещения которого суд признает недействительным, получает право на еще одну приватизацию жилья, которая осуществляется бесплатно;
- сумма оплаты за жилье, коммунальные услуги и ремонтные работы для граждан, которые произвели приватизацию своего жилища, не должна быть изменена;
- удостоверение прав лица на приобретенное жилье происходит с помощью свидетельства о праве собственности. Оно представляет собой правоустанавливающий документ на жилое помещение.
Граждане не имеют право на приватизацию жилой площади, которую могут занимать следующие лица:
- лица, которые проживают в жилых помещениях специализированного жилого фонда, включая общежитие, помещение служебного пользования, маневренный фонд, который предназначен для инвалидов, престарелых граждан, беженцев и переселенцев и др.;
- граждане, которые проживают в новых домах менее 5 лет;
- лица, которые проживают в аварийных помещениях;
- лица, которые проживают в домах, которые располагаются на особо охраняемой территории (могут являться природными памятниками, зонами курорта, заказниками и др.);
- выпускники детского дома, которые проживают менее 5 лет в жилом помещении, полученном ими при выпуске из детского дома.
Субъекты и объекты приватизации
Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.
Приватизация (от.лат — частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.
Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.
Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.
Переходили в собственность такие виды имущества, как:
- Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- Материальные и нематериальные активы предприятий;
- Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
- Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.
Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.
Глава 2. Порядок приватизации в Российской Федерации
Когда в стране наступает тяжелое финансовое положение, достаточно часто правительство принимает решение передать какую-либо государственную собственность в частные руки, и в первую очередь, это касается акций различных предприятий.
Приобрести в собственность различные компании может практически любой желающий, ведь нужно обеспечить выполнение всего нескольких основных условий, но при этом далеко не все потенциальные покупатели знают о том, как проводится приватизация предприятий и каким условиям нужно соответствовать, чтобы принять участие в торгах.
В связи с этим, если у человека появилось желание перекупить какие-то государственные акции, ему стоит разобраться в том, как проводится приватизация предприятий в 2017 году и когда можно принять в ней участие.
Порядок проведения приватизации на сегодняшний день регулируется двумя основными правовыми актами – это законы №178 Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ и №1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г.
При этом, на мой взгляд, необходимо отметить, что последний ФЗ № 1541 отличается ограниченным действием и не может распространяться на несколько видов государственной собственности, таких как: природные ресурсы, земельные участки, объекты жилищного фонда. Сама процедура передачи прав собственности в частные руки предусматривает руководство не только федеральным, но и региональном законодательством, но при этом, в первую очередь именно ФЗ № 1541 регулирует правила проведения приватизации.
Помимо этого, данный закон включает в себя информацию о том, что каждый гражданин России может принять участие в приватизации только один раз в своей жизни, но если речь идет о возмездной передаче прав собственности, участвовать в данной процедуре можно неограниченное количество раз.
В зависимости от того, какое предприятие собираются оформить в частную собственность, изменяется и сам процесс проведения указанной процедуры. В частности все зависит от категории рассматриваемой организации.
Приватизация государственных предприятий подразумевает собой состав предприятия, которое будет приватизироваться частными лицами, должен определяться в предварительно составленном передаточном акте, формирование которого осуществляется на основании той информации, которая указана в акте инвентаризации, аудиторском заключении или документах о рассматриваемых земельных участках.
Передаточный акт обязательно должен включать в себя все виды имущества, которые будут приватизироваться частным лицом, включая также обязательства данного предприятия, связанные с выплатой всевозможных платежей для тех лиц, перед которыми несет ответственность за нанесение вреда здоровью или жизни.
Балансовая стоимость предприятия должна рассчитываться в соответствии с данными, полученными из промежуточного бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов, полученных в процессе проведения инвентаризации всего предоставленного имущества.
Особое внимание следует уделить тому, что после определения точной первоначальной стоимости приватизируемого предприятия должно пройти не более шести месяцев до того момента, как компания или ее часть будет выставлена на публичные торги.
Муниципальные предприятия приватизируются путем проведения трех основных этапов:
Планирование; принятие условий, на основании которых будет осуществляться процедура приватизации; передача имущества в собственность частным лицам.
Я считаю что, стоит отметить, что в данном случае самым сложным этапом называют именно планирование, так как государственным органам нужно будет провести подробную оценку того, кто именно является собственником имущества, и какие объекты они могут передавать в распоряжение частным лицам.
Рассмотрим более подробно прогнозный план приватизации государственного имущества, на примере Ростовской области на 2017 г, данный план разработан в соответствии с требованиями Областного закона от 18 июля 2002 года № 255-ЗС «О приватизации государственного имущества Ростовской области», бюджетного законодательства.
Распределение областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Ростовской области, по отраслям экономики является следующим:
Наименование отраслей экономики
Областные государственные унитарные предприятия
Хозяйственные общества с участием Ростовской области
всего (штук)
включенные в Программу приватизации
всего (штук)
включенные в Программу приватизации
2017 год
2018 год
2019 год
2017 год
2018 год
2019 год
Агропромышленный комплекс
—
—
—
—
1
1
—
—
Дорожное хозяйство
13
4
—
—
3
—
—
—
Строительный комплекс
—
—
—
—
—
—
—
—
Транспорт
2
—
—
—
1
—
—
—
Топливно-энергетический комплекс
—
—
—
—
—
—
—
—
Непроизводственная сфера
11
—
—
—
7
—
—
—
Итого
26
4
—
—
12
1
—
—
В 2017 году предполагается приватизировать 4 областных государственных унитарных предприятия, 40 процентов акций акционерного общества «Кагальницкий мясокостный завод» и 8 объектов иного государственного имущества казны Ростовской области.
Порядок оформления недвижимости в собственность
Процедура безвозмездного перехода муниципального и государственного имущества в приватную собственность состоит из таких этапов:
Установление законных оснований для реализации приватизационного процесса Определение соответствия субъекта объекта тем условиям, что закреплены законодателем Сбор перечня требуемой документации Передача пакета документов в админитрацию уполномоченную утверждать решение относительно возможности бесплатного перехода объекта недвижимости в частную собственность Государственный контроль
В соответствии с действующим законодательством приватизация муниципальных объектов предусматривает получение новым владельцем постоянного права собственности на них. Данная возможность предусматривается только в случае полной продажи недвижимости в пользу юридических или физических лиц, включая как частичную оплату, так и безвозмездное их предоставление.
Основываясь на действующем федеральном законодательстве, данная процедура представляет собой отчуждение права собственности в пользу заинтересованного лица, что говорит о том, что сама по себе она должна быть безвозмездной.
Данная практика является выгодной для государства за счет того, что далеко не всегда используется вся имеющаяся недвижимость, вследствие чего некоторые из них могут не только не использоваться по прямому назначению, но и являться убыточными для своего владельца.
За счет проведения приватизации государство не только обеспечивает дополнительный приток средств в свой бюджет, но в дальнейшем еще и начинает получать налоги, которые платит новый владелец имущества за его использование.
Главная суть данной процедуры заключается в том, что за счет ее проведения обеспечивается замедление или сокращение имеющихся темпов расширения экономики государства, и при этом растет доля частных секторов. В процессе проведения приватизации частные лица получают полный или частичный контроль над какой-либо государственной собственностью, что дополнительно позволяет увеличить конкурентоспособность экономики России, а также более эффективно использовать имеющуюся недвижимость.
Таким образом, приватизация представляет собой трансформацию уже имеющегося у государства недвижимости и ее эксплуатацию в соответствии с первоначально заложенным назначением. Также приватизация позволяет улучшить жилищные условия для населения, а также предоставить возможность государству задействовать различные социальные программы, призванные помочь людям льготных категорий.
Порядок оформления недвижимости в собственность
Процедура безвозмездного перехода муниципального и государственного имущества в приватную собственность состоит из таких этапов:
Установление законных оснований для реализации приватизационного процесса Определение соответствия субъекта объекта тем условиям, что закреплены законодателем Сбор перечня требуемой документации Передача пакета документов в админитрацию уполномоченную утверждать решение относительно возможности бесплатного перехода объекта недвижимости в частную собственность В качестве госимущества выступают материальные ценности, которыми владеет, пользуется, распоряжается РФ и ее субъекты. В числе последних республики, области и края (в том числе автономные), города фед. значения. Муниципальная собственность — объекты, принадлежащие сельским и городским поселениям, прочим МО. Соответствующее определение закреплено в ГК, в 215 статье. Органами местной власти приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется самостоятельно с учетом положений федерального законодательства. Территориальные структуры не отчитываются перед Госдумой или иным высшим органом.
Похожие записи: