Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка
Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.
Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.
Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:
- представители в регионах на постоянной или временной основе;
- эксперты, консультанты в различных областях;
- состав рабочих групп.
Права института уполномоченного по правам ребенка
Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:
- Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
- Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
- Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
- Защищать права детей в судебной инстанции;
- Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
- Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
- Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
- Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
- Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
- Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
- Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
- Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
- Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.
Как и в какие сроки выносится решение по жалобам
Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:
- Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
- Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
- Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.
В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.
Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.
Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Права и задачи детского Уполномоченного
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ N 986 Уполномоченный по правам ребенка вправе:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации (очень важно, что Уполномоченный и его представители могут беспрепятственно посещать детские интернатные и иные подобные заведения);
- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Номер документа: | 501-ФЗ |
Дата принятия: | 27/12/2018 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 28/12/2018 |
Органы эмитенты: | Парламент |
О семантическом сдвиге между языками
Давайте попробуем себе представить, что у нас есть две страны. Попробуйте представить себе это вне политического контекста. Только внутри языкового.
Условная страна А, говорит на «аском» языке. Страна б, говорит на языке «бский».
Язык страны а,пусть будет русским. В нашем понимании. В языке а слово жопа, несет современное лексическое значение. А в языке б это стол. Или вообще аналог слова «если».
И вот, представьте. Гражданин страны А, приезжает в страну б. А там, во вроде бы родственном языке, ругаются через слово. При том, что это последствия семантического сдвига. Языки отделились друг от друга давно. Начали отдаляться и понятия со значениями.
Такие сдвиги можно наблюдать в современной европе. Где всерьёз существуют диалекты, разговоры на которых соседям покажутся постоянной бранью.
А можно сравнить русский язык, сербский и болгарский. Сравним сербский с русским. Вы решили приехать в Белград. И зашли в ресторан.
Видите, что вокруг все курят. Решаете тоже закурить, но не находите зажигалку. Просите у официанта спички. А он смеётся и не несет ничего. Вокруг местные сербы тоже начинают посмеиваться. Нет, это не сдвиг. Это созвучие.
Пичка на сербском это то, откуда появляются дети. А вы просите это еще и во множественном числе. В ресторане.
Вы поели, ушли в гостиницу. Разболелся желудок. Явно отравились чем-то из кафе. Идёте писать гневный отзыв на заведение. Пишете: ужасный ресторан, после съеденного начался понос.
Слово понос в сербском, является аналогом термина гордость. Так что едва ли серб, не знающий русского, поймёт что у вас началось. И почему вы испытываете гордость. Поставив всего одну звезду данному заведению.
Это и есть семантический сдвиг. У сербов это сочетание букв означает гордость. А у нас кишечное расстройство. Этот пример был важен для иллюстрации семантического сдвига.
Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.
Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.
Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.
На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.
Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.
Читать так же: Долги при разводе
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
Задачи региональных омбудсменов
Для лучшего понимания того, чем именно занимаются защитники прав детей на местах, следует выделить несколько задач и правовых возможностей для этих людей. Это лишь некоторые из особенностей:
- анализ ситуации с защитой свобод и прав несовершеннолетних;
- работа по анализу, изучению и разработке дополнений к нормативным актам, связанным с защитой прав детей;
- помощь в восстановлении интересов пострадавших детей;
- обращаться в суд с заявлением о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав несовершеннолетних;
- обеспечивать безопасность интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.
Деятельность рассматриваемых омбудсменов существенно отличается от работы правоохранительных органов. Поэтому прокуратура должна осуществлять контроль за правильным применением закона, а также координировать деятельность правоохранительных органов. Уполномоченный по правам ребенка не ищет проблемы, а занимается непосредственно ее решением. Определяет эффективные методы борьбы с несправедливостью, публикует отдельные случаи, консультируется с центральным комитетом или международными органами. Поэтому направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка невероятно много.