Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Власти утвердили новые ставки платы за вред природе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Кто уплачивает сбор и объекты обложения
Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Уровень негативности | Группа |
значительный | 1 |
умеренный | 2 |
незначительный | 3 |
минимальный | 4 |
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение — 5 класс опасности).
Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.
При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.
Коэффициенты платы за НВОС в 2022
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
Пятикратный повышающий коэффициент
Пятикратный повышающий коэффициент установлен Порядком № 632 и применяется:
– при сверхлимитном загрязнении окружающей природной среды (пункт 5 Порядка № 632);
– отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При этом вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 Порядка № 632).
Пятикратный повышающий коэффициент должен быть, в частности, применен в случае, когда у природопользователя, осуществляющего размещение отходов, отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Размер платы в таком случае определяется согласно пункту 5 Порядка № 632, а именно:
– соответствующие ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов умножаются на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами;
– затем полученные произведения по видам загрязнения суммируются;
– полученные суммы умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.
Добавим, что полученная сумма умножается на иные коэффициенты, в частности, на коэффициент индексации и коэффициент, учитывающий экологический фактор, поскольку эти коэффициенты учитываются во всех случаях расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5.9 Указаний 1993 г. к сверхлимитным объемам размещения отходов относятся:
– неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции;
– объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;
– объемы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.
Указаниями 1993 г. пятикратный повышающий коэффициент установлен также:
– за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка). Это установлено пунктом 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г.;
– нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей (пункт 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г.);
– нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов (абзац 2 пункта 4.8 приложения 1 к Указаниям 1993 г.).
В таблице 1 показано, какие коэффициенты нужно применять при расчете платы за разные виды загрязнений.
Таблица 1
Коэффициенты платы экологического назначения
Вид загрязнения |
Коэффициент экологической значимости |
Коэффициент, характеризующий ту или иную территорию |
Коэффициент, учитывающий инфляцию |
Коэффициент 1,2 |
Коэффициент места расположения объекта размещения отходов |
Выбросы стационарными объектами |
применяют |
применяют |
применяют |
применяют |
не применяют |
Выбросы передвижными объектами |
применяют |
применяют |
применяют |
применяют |
не применяют |
Сбросы |
применяют |
применяют |
применяют |
не применяют |
не применяют |
Размещение отходов |
применяют |
применяют |
применяют |
не применяют |
применяют |
Ставки платы за НВОС на 2021 год
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Уровень негативности | Группа |
значительный | 1 |
умеренный | 2 |
незначительный | 3 |
минимальный | 4 |
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).
Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.
Как работать с календарем
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Таблица. Информация о движении отходов ОАО «Перевозки», образованных во II квартале 2008 года (в тоннах)
N |
Наименование |
Установленный |
Фактическая |
Образовалось |
Использовано |
Передано |
Передано |
1 |
Мусор от бытовых |
15 |
8 |
5 |
- |
3 |
- |
2 |
Мусор от бытовых |
15 |
8 |
3 |
- |
- |
- |
Бытовые отходы по четным дням вывозит МУП «Спецавтохозяйство», которое размещает их на полигоне (по договору о конечном размещении) и самостоятельно вносит платежи за негативное воздействие. По нечетным дням бытовой мусор вывозит МУП «Чистота», согласно договору с которым к нему переходит право собственности на вывозимые отходы.
ОАО «Перевозки» должно заполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2008 г. и не позднее 21 июля представить его в Московское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора.
Представлять разд. 3 расчета должны плательщики, имеющие выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, а также осуществляющие сброс на водосборные территории. Они оформляют этот раздел отдельно в зависимости от разрешения, полученного от органов Ростехнадзора, по каждому выпуску или производственной территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории). О том, по какому из названных объектов заполняется расчет, в разд. 3 делается соответствующая отметка.
Поскольку ОАО «Перевозки» не осуществляет сбросов вредных веществ в водные объекты, разд. 3 оно не заполняет и не сдает.
По структуре данный раздел аналогичен предыдущим. В столбце 1 указывается порядковый номер строки.
В столбце 2 отражается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе в водные объекты.
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Коэффициент индексации платы — средневзвешенная величина изменения цен по отношению к рассматриваемому периоду базового года. Принимается по официальным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.
Коэффициент экологической ситуации К1 — величина, характеризующая усредненное значение превышения существующего загрязнения различных типов территорий, водных объектов. При его определении учитывались фоновое загрязнение территорий и водных объектов, прогнозные данные по их загрязнению, условия и характер рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе, показатели относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов, плотность населения.
Коэффициент экологической значимости К2 — условная величина, характеризующая ценность природных ресурсов по типам территорий и значимости водных объектов.
Нормативы платы (Н) — произведение ставки платы от выбросов и сбросов загрязняющих веществ на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества (А) для окружающей среды и здоровья населения.
Плата за загрязнение окружающей среды — форма частичного возмещения ущерба окружающей среде, возникающего при осуществлении хозяйствующим субъектом хозяйственной и иной деятельности и негативном воздействии (загрязнения) на окружающую среду.
Показатель относительной опасности веществ — величина, обратная значению предельно-допустимой концентрации загрязняющего вещества для атмосферного воздуха или воды водного объекта. Для отходов — величина, учитывающая класс токсичности (опасности) отходов.
(Абзац 7 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 18 июня 2014 года № 342)
Приведенная тонна загрязняющих веществ — тонна i-го загрязняющего вещества с учетом его относительной опасности.
(Абзац 9 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 18 июня 2014 года № 342)
Ставка платы за загрязнение окружающей среды за приведенную тонну — усредненная величина удельного экономического ущерба, возникающего от выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в окружающей среде.
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) — нефтепродукты, к которым относятся различные виды горючего (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) и смазочные материалы.
Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника, и иные передвижные средства, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном и сжатом газе, бензогазовых и газодизельных смесях.
Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащий ему или закрепленный за ним в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Применение дефляторов
Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.
Анализируя уровень ценообразования и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Объектом обложения экологическим налогом признаются:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
– сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
– хранение отходов производства;
– захоронение отходов производства (п. 1 ст. 247 НК);
– транспортировка по территории РБ магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (п. 2 Указа от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении» (далее – Указ № 9)).
Ставки экологического налога установлены:
1) в приложениях 7–9 к НК.
К указанным ставкам применяются коэффициенты:
– 0,27 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения;
– 0,64 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при использовании RDF-топлива;
– 0,006 – за сброс сточных вод в окружающую среду для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) (п. 2 ст. 249 НК);
2) в размере 0,35 руб. за перемещение 1 т нефти на 100 км и 0 руб. за перемещение 1 т нефтепродуктов на 100 км (п. 3 Указа № 9).