Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как доказать, что ремонт автомобиля был выполнен некачественно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем воспользоваться услугами того или другого обслуживающего центра, необходимо обратить внимание на несколько деталей. Это позволит избежать множества неприятностей и ошибок от сотрудничества с недобросовестными ремонтниками.
Что может свидетельствовать о некачественно выполненном ремонте
Если ремонт уже выполнен и вы не довольны полученным результатом, можно попытаться добиться справедливости. Недовольство могут вызвать самые разные причины. Например, покраска выполнена на недостаточно высоком уровне или вместо новых деталей установили старые (но по цене новых).
Поводом может стать все, что отрицательно сказалось на состоянии автомобиля или отличается от требуемого эффекта. Ведь владельцу машины придется исправлять дефект, а это повлечет за собой серьезные неприятности как финансового, так и морального плана. Да и времени придется потратить больше.
Выявить недостатки в оказанной услуге лучше как можно раньше, поскольку так шансы получить положительный результат возрастают. На пользу обманутого клиента могут послужить:
- Заключенный договор. Заключать договор нужно обязательно, и тщательно прописывать в нем какие услуги вам должны быть оказаны, а также на каких условиях.
- Чеки. За каждую оплаченную услугу клиенту обычно выдают чеки. Если этого не делают без напоминания, обязательно обратите на это внимание. Выбрасывать ничего не нужно. Если обнаружиться проблема, с помощью чека будет проще выяснить сумму компенсации.
- Показания свидетелей. Слова друзей, знакомых или родственников являются также довольно неплохим основанием для восстановления нарушенной справедливости.
Какими правами может воспользоваться потребитель
Если в ходе эксплуатации нового автомобиля обнаружилась поломка или какая-то другая проблема, покупатель может воспользоваться следующими правами:
- бесплатно отремонтировать транспортное средство (если срок гарантийного обслуживания не истек);
- потребовать бесплатную независимую экспертизу для поиска неисправности, а также лично присутствовать пока её будут проводить;
- получить исправленный автомобиль не позже 45 дней с момента передачи транспорта в сервис;
- требовать получение пени, если машину ремонтировали дольше обозначенного выше срока (45 дней);
- получить другой автомобиль на время пока продолжается ремонт.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: На чье имя составлять претензию, если выполнен некачественный ремонт по ОСАГО?
Ответ: В соответствии с действующим законодательством, ответственность за проведение восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения по ОСАГО (как и по КАСКО) несет страховая компания. Поэтому претензию необходимо составлять и подавать на имя страховой компании.
Вопрос: Что делать, если недостатки восстановительного ремонта по КАСКО были обнаружены через полтора года?
Ответ: Вы можете подать претензию в течение двух лет после выполнения некачественного ремонта по КАСКО. Поэтому, не затягивая время, выполняйте экспертизу.
Вопрос: Что делать, если страховая компания согласна оплатить только ремонт, а специалисты автосервиса утверждают, что требуется замена поврежденной детали?
Ответ: В этой ситуации вы можете выполнить ремонт, после чего провести независимую экспертизу, которая выявит недостатки. По результатам экспертизы можно составить претензию страховой компании на некачественный ремонт после ОСАГО или КАСКО.
Вопрос: Как можно компенсировать моральный ущерб за некачественное выполнение ремонта по КАСКО?
Ответ: Для компенсации морального ущерба необходимо обращаться с иском в суд.
Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора: выплатить деньгами или направить автомобиль на ремонт принадлежит страховым компаниям. В 2023 году многие из них, в том числе такие популярные, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО, Ингосстрах – почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТО – найдите подходящий не по близости к вам, а лучше всего по отзывам в интернете о сервисе.
Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.
Порядок действий при некачественном ремонте по ОСАГО
Некоторые станции техобслуживания, которые сотрудничают со страховыми компаниями, после того, как был зафиксирован страховой случай, могут недобросовестно отнестись к ремонтным работам. Человек подает заявление на ремонт автомобиля, а услуга выполняется в итоге ненадлежащим образом.
Итак, разберемся, что делать, если был выполнен некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО. Ваши шаги должны быть следующими:
- Составьте претензию и направьте ее в страховую компанию.
- Ожидайте ответа от компании. Срок рассмотрения претензии: или 15, или 30 рабочих дней — в зависимости от способа подачи претензии (за исключением нерабочих праздничных дней).
- Если в указанный срок ответа от страховой компании так и не поступило, обращайтесь в суд. Для этого следует оформить исковое заявление. До обращения в суд нужно направить обращение к финансовому уполномоченному.
Если сделали плохо автомобиль в автосервисе что делать
Ремонт вещи или предмета представляет собой оказание услуг, направленных на устранение повреждений и недостатков, восстановление первоначальных функций товара. В зависимости от ситуации, можно выделить следующие виды ремонтных работ, с которыми приходится сталкиваться покупателям:
- ремонт в пределах гарантийного срока – осуществляется по заявлению покупателя за счет продавца или страховки;
- ремонт вещи или предмета за пределами гарантийного срока – выполняется по заказу потребителя и за его счет;
- ремонтно-восстановительные работы, проводимые по обязательным и добровольным видам страхования – например, с 2017 года устранение повреждений по полису ОСАГО осуществляется путем направления в СТО на ремонт.
Почти на все виды работ, заказчиком которых является частное лицо, распространяются нормы Закона «О защите прав потребителей». Это означает, что гражданин сможет предпринять следующие меры защиты:
- потребовать проведения экспертизы некачественного ремонта или самостоятельно обратиться к независимому эксперту;
- подать письменную претензию с требованием об устранении недоделок, о расторжении договора, возмещении убытков или возврате денежных средств (в зависимости от ситуации);
- обратиться в Роспотребнадзор для привлечения исполнителя к ответственности;
- предъявить иск в судебные инстанции для возмещения убытков, морального вреда, расторжения договора.
Некачественный ремонт автомобиля или иного имущества не позволяет восстановить исходное состояние предмет, исправить повреждения или дефекты. Это влечет нарушение имущественных и личных неимущественных прав.
Доказать, что ремонтные работы были выполнены с нарушением договора или государственных стандартов, можно путем проведения экспертизы. Заказчик работ или владелец предмета может сам провести экспертизу, а при подтверждении нарушений все расходы будут взысканы с виновных лиц. При этом порядок предъявления претензий может отличаться в зависимости от условий договора:
- некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО дает возможность предъявить требования к страховой компании и/или автосервису;
- если нарушение выявлено при проведении гарантийного ремонта вещи, требование об устранении недостатков или возврате денег нужно предъявлять к продавцу (например, за некачественный ремонт телефона по гарантии);
- если выполняется текущий или капитальный ремонт в многоквартирном доме, претензию по качеству можно предъявить к заказчику или подрядчику работ, управляющей компании или ТСЖ.
Экспертиза может быть назначена и по инициативе суда. Такая необходимость возникает, если доказательства не позволяют подтвердить обоснованность требований одной из сторон либо не дают представление о размере ущерба. Как правило, расходы на проведение экспертных процедур взыскиваются с проигравшей стороны.
Законом не утверждены типовые образцы претензий и жалоб на некачественный ремонт. Поэтому документ можно составить в письменной форме, с учетом норм ГК и судебной практики. Образец претензии на некачественный ремонт автомобиля или иного имущества должен содержать следующие пункты:
- наименование страховой компании, выдавшей направление в СТО, либо фактического исполнителя некачественных работ;
- сведения о заявителе, с указанием адреса и контактного телефона для связи;
- основания для проведения работ – договор, направление от страховщика по ОСАГО или КАСКО, акт о гарантийном случае и т.д.;
- обстоятельства, позволяющие признать ненадлежащее качество работы – например, заключение независимого эксперта;
- требования, которые должен выполнить нарушитель – безвозмездное устранение недостатков ремонта, возмещение убытков, возврат денежных средств по договору;
- дата оформления документа;
- подпись заявителя или его представителя по доверенности.
Как действовать перед сдачей ТС в автосервис, чтобы избежать некачественного ремонта дефектов автотранспорта?
Если машину необходимо ремонтировать, то, конечно, страховая компания предпочтет, чтобы этим занимались профессионалы. Когда автокар еще на гарантии, то владелец отправляется в сервисный центр официального дилера. Однако не всегда там встречаются квалифицированные работники. Существует практика, когда в штате у автосалона нет механиков или из-за большой себестоимости салон отправляет ТС в частные мастерские. Они берут с владельца сумму, подтверждая все чеками, и зарабатывают на несчастье других, делая некачественный ремонт автомобиля по гарантии.
Чтобы на машине не появились новые существенные недостатки, вмятины, царапины и прочих поломок, зафиксируйте состояние транспорта на видео или фото. Чтобы на материалах присутствовал принимающий автомобиль представитель. Добейтесь подписания бумаги представителем о том, что автотранспорт имел конкретные повреждения или их отсутствие.
Некачественный ремонт автомобиля: защита прав потребителя
При обращении в автосервис для ремонта машины возникают правоотношения, регулируемые Законом РФ № 2300-1. Помимо этого, исполнитель обязан соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, которым утверждены правила техобслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Чтобы защитить свои права, гражданам необходимо учитывать следующие нюансы оформления договорных отношений с автосервисом:
- Постановление Правительства № 290 обязывает заключать письменный договор на оказание услуг или выполнение ремонтных работ. В качестве альтернативы допускается заполнение заказ-наряда с описанием конкретного перечня работ, сроками исполнения и стоимости заказа;
- при подписании договора должны быть указаны достоверные сведения об исполнителе, что поможет предъявить претензии относительно некачественного ремонта авто;
- на большинство видов работ должен быть установлен гарантийный срок, в пределах которого исполнитель гарантирует нормальное функционирование отремонтированных узлов и агрегатов.
Обратите внимание! При сдаче машины на ремонт в автосервис нужно детально зафиксировать внешний вид автомобиля, существующие повреждения. Также стороны определяют, кто будет представлять детали и запасные части для ремонтных работ.
Нарушение требований к качеству ремонтных работ может быть выявлено сразу после получения автомобиля, либо при его последующей эксплуатации. О любом нарушении необходимо составить акт, который будет являться основанием для предъявления претензий. Если недостатки ремонта выявлены в пределах гарантийного срока, автосервис обязан устранить их за свой счет.
Ответственность за некачественный ремонт автомобиля
Если собственник автомобиля не доволен качеством работ, рекомендуется направить официальную претензию исполнителю. Однако делать это без заключения эксперта нет смысла.
Юридически грамотно составленная претензия и заключение специалиста позволит рассчитывать на положительный результат. При отрицательном исходе придется обращаться в суд.
Учтите! Предъявляя иск, потребитель имеет право требовать взыскания следующих платежей:
- затраченных денежных средств. При этом подлежит возврату сумма, которая оформлена официально через кассу или расчетный счет исполнителя;
- оплаты услуг эксперта, который проводил исследование по заявке собственника автомобиля;
- возмещения затрат на оплату услуг адвоката;
- возврата уплаченной государственной пошлины при подаче искового заявления;
- компенсации за причиненный моральный вред.
При удовлетворении исковых требований заявленные суммы подлежат взысканию с недобросовестного исполнителя.
Как я судился с автосервисом
В 2008 году я загнал автомобиль в сервис на плановое ТО.
А через год у машины из-за криво установленной копеечной детали — приводного ремня — сломался двигатель. Я подал в суд на автосервис и выиграл.
Тяжба длилась два года. И в этой статье я расскажу, как всё происходило.
Евгений Попков
автолюбитель
В августе 2008 года я приехал на своем рено в автосервис для планового технического обслуживания. Пробег приближался к 120 тысячам километров, на машине нужно было заменить кучу деталей.
Автосервис специализировался только на рено, и его уважали в среде «реноводов».
ТО мне сделали быстро. Заменили все расходники по регламенту автопроизводителя. На работы сервис предоставил гарантию 90 дней, на запчасти — 30 дней.
Претензий к качеству работ у меня тогда не возникло. Я заплатил по заказ-наряду 47 994 рубля и уехал.
Оригинал заказ-наряда и кассовые чеки на оплату по старой привычке сохранил дома в папке с другими документами.
Спустя 11 месяцев, в июле 2009 года, у автомобиля прямо на ходу заглох двигатель. Пришлось вызывать эвакуатор и тащить машину в автосервис. В тот же самый сервис, специализирующийся на рено, где год назад я проходил техническое обслуживание.
Мастера провели диагностику неисправностей и сообщили, что у двигателя загнуло клапаны. Виновником поломки они признали приводной ремень. От него оторвался кусок резины, намотался на шкив коленвала и сдвинул фазы газораспределения.
Общая сумма ремонта двигателя с заменой клапанов и ремонтом головки блоков цилиндра обошлась мне в 121 612 рублей.
Пока шел ремонт, я решил покопаться в документации на машину и узнать, сколько вообще обычно служит приводной ремень. Мой порвался, не проработав и года.
Выяснилось, что в соответствии с нормативами завода «Рено» и представителя «Рено» в России, ОАО «Автофрамос», приводной ремень меняется каждые 60 000 км пробега ТС или каждые 4 года при достижении первого из пределов.
А значит, Срок службы приводного ремня — эквивалент 60 000 км пробега ТС или 4 года с момента последней замены. Мой прослужил год. Автосервис либо продал мне некачественную деталь, либо криво ее установил.
И я могу на законных основаниях потребовать возместить мне дорогой ремонт.
К тому же суд обещал быть долгим, а автосервис вряд ли отдал бы мне машину, зная, что я не собираюсь оплачивать ремонт.
Все поврежденные детали, снятые с автомобиля во время ремонта, мне сложили в багажник. Я забрал их с собой и предусмотрительно сохранил для суда.
Для соблюдения формальностей гражданского делопроизводства я передал руководству автосервиса досудебную претензию. В ней я подробно описал всю хронологию событий и основания для компенсации своих затрат:
Я стараюсь не доверять важные документы Почте России, поэтому отвез претензию в автосервис лично. Там я вручил документ директору сервиса под подпись.
Ответ из автосервиса последовал в тот же день. Мне позвонили и сказали: «На халяву починиться не получится».
Для суда с автосервисом я пригласил адвоката. Вместе мы составили исковое заявление:
В иске я потребовал взыскать с автосервиса:
- Расходы на ремонт автомобиля — 121 819 рублей 75 копеек.
- Расходы на адвоката — 40 000 рублей.
- Компенсацию морального вреда — 200 000 рублей.
- Штраф за отказ от добровольного возмещения.
Общая сумма требований составила 361 819 рублей 75 копеек.
Сумму компенсации за Моральный вред я указал с запасом, так как законом не регламентируется размер такого вреда. Как объяснил адвокат, российский суд в большинстве случаев значительно снижает размер «моралки» и здесь работает правило: чем больше напишешь, тем больше получишь.
Еще до начала суда друзья советовали не ввязываться в тяжбу. Они были уверены, что у меня ничего не получится и я только зря потрачу нервы, время и деньги.
Первое заседание суда было предварительным. На нем суд выслушивает стороны, знакомится с сутью иска и назначает дату заседания для рассмотрения дела по существу.
На предварительном заседании я рассказал суду всю историю, случившуюся с моей машиной, и просил удовлетворить иск. Адвокат ответчика в свою очередь с требованиями не согласился и просил в иске отказать.
После чего начались заседания по существу. В общей сложности их было девять, и они растянулись на два года.
Дело в том, что суд сразу сообщил сторонам, что спор связан с технической поломкой узлов и механизмов. А так как суд не является экспертом в этом вопросе, то для вынесения решения он предлагает провести судебную техническую экспертизу.
Судебная экспертиза в 2009 году стоила 40 000 рублей. Расходы по ее оплате суд возложил на автосервис. Тут-то и пригодились поврежденные детали, которые я сохранил после ремонта поврежденного двигателя.
Перед тем как суд вынес определение о назначении судебной технической экспертизы, стороны смогли сформулировать вопросы к экспертам.
Я написал такой:
- Мог ли двигатель повредиться из-за брака приводного ремня, установленного при прохождении планового ТО, или из-за некачественной установки такого ремня?
Адвокат автосервиса написал такие:
- Мог ли двигатель повредиться из-за внешнего воздействия, такого как попадание камня, песка или ветки?
- Мог ли двигатель повредиться из-за некачественного бензина?
- Мог ли двигатель повредиться из-за неправильной эксплуатации автомобиля?
Экспертиза поврежденных деталей состоялась через год после начала суда. Всё это время автосервис как мог тянул время, менял адвоката, отказывался оплачивать расходы на экспертизу. Прошло четыре заседания, прежде чем суд вынес окончательное определение о назначении судебной экспертизы.
Проводили ее эксперты Государственного научного центра РФ ФГУП НАМИ. От автосервиса на экспертизу никто не приехал.
По результатам проведенных исследований эксперты подготовили заключение. В нем они опровергли все предположения автосервиса и установили, что двигатель не мог сломаться из-за внешнего воздействия, плохого бензина или неправильной езды на машине. Главная причина поломки, по мнению экспертов, — некачественная установка приводного ремня.
В пункте 4.4. эксперты однозначно указали, что причина поломки — некачественная установка приводного ремня
После заключения судебной технической экспертизы состоялось последнее судебное заседание, на которое от автосервиса никто не приехал. Суд вынес решение в мою пользу и постановил взыскать с автосервиса:
- Расходы на ремонт автомобиля в полном размере — 121 819,75 рубля.
- Расходы на адвоката в полном размере — 40 000 рублей.
- Компенсацию морального вреда частично — 20 000 рублей.
Общая сумма возмещения составила 181 819 рублей 75 копеек. Моральный вред суд сократил в десять раз, а штраф вообще исключил из претензии.
Такое решение меня устроило. Я не стал его оспаривать.
Оригинал решения и Исполнительный лист мой адвокат получил в канцелярии суда через месяц после заключительного заседания. В течение этого срока ответчик мог оспорить решение и подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Но он не воспользовался таким правом.
Для взыскания денег с ответчика по решению суда я выбрал самый простой для себя вариант — подачу исполнительного листа в банк, где у автосервиса открыт счет.
В чеках на оплату, которые мне выдали после ремонта, был указан «Альфа-банк». Я обратился с исполнительным листом в центральный офис «Альфа-банка» в Москве. К исполнительному листу я приложил заявление на взыскание возмещения по суду.
- У автосервиса действительно был открыт расчетный счет в «Альфа-банке», и на этом счете были деньги в достаточном размере.
- Через неделю на мой счет поступило 181 819 рублей 75 копеек.
- Всего от поломки машины до начисления денег прошло два года и 16 дней.
- Сохраняйте документы. Пока владеете автомобилем, сохраняйте оригиналы всех документов, которые вам выдают в автосервисах при ремонте.
- Храните замененные детали. Если при ремонте машины в сервисе меняют какие-то детали, требуйте положить в багажник все замененные запчасти. Постарайтесь сохранить их по крайней мере в течение года после ремонта. Они могут стать главным доказательством некачественной работы автосервиса.
- Боритесь за свои права. Даже если машина сломалась через год после проведенного технического обслуживания, вы вправе потребовать от автосервиса возмещение ущерба за некачественный ремонт.
- Наймите адвоката и сами ходите на заседания суда. Адвокат знает процессуальные тонкости, а вы знаете все обстоятельства дела и можете в ходе заседаний сообщить суду важную информацию.
- Подавайте исполнительный лист в банк ответчика. Самый быстрый способ получить деньги с ответчика — подать исполнительный лист в тот банк, где у него открыт расчетный счет с положительным балансом.
Взыскание убытков с автосервиса за некачественный ремонт автомобиля
Однажды, мой будущий доверитель — Владимир, возвращался с семьей из Крыма в родной Алтай, на своей новой Тойоте РАВ 4. По пути, он решил заехать в г. Новосибирск в официальный сервисный центр для проведения планового ТО.
Работники центра предложили ему также поменять свечи зажигания, на что он легко согласился. Однако в этот же день ему сообщили, что после замены свечей что-то пошло не так… В двигателе послышался посторонний звук и в целях определения его причины его необходимо разобрать. Что ж поделать, разобрать так разобрать…
Оказалось, что двигателю было причинено механическое повреждение, при этом автосервис своей вины в этом не усматривал, а потому ремонт был возможен только на платной основе и не менее чем за 330 тысяч рублей. Клиент от такого предложения отказался и приобрел двигатель б/у за 200 тысяч. За проведенное ТО он, конечно, рассчитался.
Поскольку Владимир точно знал, что при заезде в сервис, двигатель был в полном порядке, то он направил автоцентру претензию с требованием возврата денежных средств за некачественный ремонт, возмещении убытков и компенсации морального вреда.
В ответ, автоцентр предложил провести независимую экспертизу двигателя. При ее проведении было произведено два осмотра, в том числе в лабораторных условиях, где присутствовали представители ответчика, которые никаких претензий не предъявляли.
Из заключения следовало что, имеется причинно-следственная связь между выполненными работами по заказ-наряду и появлением трещины в поршне второго цилиндра ДВС, а также появлением множественных повреждений плоскости головки блока цилиндров.
Произведенным осмотром и исследованием каких-либо нарушений правил эксплуатации исследуемого автомобиля не установленоОднако автоцентр в удовлетворении претензии отказал, указав, что данное экспертное заключение не является допустимым, поскольку при осмотрах двигатель находился в разобранном виде, экспертами не были идентифицированы осматриваемый ими двигатель и снятые с него детали двигателя (головка блока цилиндров). Поэтому нельзя однозначно утверждать, что осматриваемый экспертами двигатель и снятые с двигателя детали (головка блока цилиндров) имеют отношение к автомобилю и ранее подвергались сервисному обслуживанию в автоцентре, как и нельзя утверждать принадлежность блока цилиндров двигателя к головку блока цилиндров.
После такого поворота дела, мы обратились в суд, где предварительно наложили арест на счет автоцентра. В процессе ответчиком была озвучена своя версия событий, а именно, что истец приехал на сервис уже с поврежденным двигателем, а при замене свечей эти повреждения лишь проявились.
Как это водится в таких делах, развернулась борьба за экспертное учреждение. Ответчик подготовил около 10 вопросов и просил суд назначить экспертизу в Новосибирске.
Мы предвидели такое развитие событий и подготовили свой перечень вопросов, а также ответ экспертного учреждения в Барнауле о возможности проведения такого рода экспертизы.
В итоге суд принял нашу сторону и дело было направлено эксперту в Барнаул.
Эксперт Стариков Дмитрий Алексеевич из Алтайской лаборатории судебной экспертизы при Минюсте РФ произвел очень тщательное и скрупулезное исследование.
Для проведения металловедческого исследования был дополнительно привлечен эксперт Яковлев Владимир Иванович, являющийся старшим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории СВС-материаловедение.
В итоге было установлено, что повреждения двигателя (деталей камеры сгорания второго цилиндра) возникли после снятия и замены свечей зажигания при техническом обслуживании в автоцентре ответчика.
При этом отдельно было указано, что с такими повреждениями двигатель не мог долго эксплуатироваться, а анализ гаревого налета и самих вмятин показал, что они образовались при одномоментном запуске двигателя, вследствие попадания постороннего предмета.
Версия ответчика была опровергнута, а эксперты ответили на все вопросы суда и представителей сторон. Затем было проведено еще одно исследование по стоимости восстановительного ремонта двигателя, для определения рыночного размера ущерба, после которого суд принял решение в нашу пользу. Апелляция оставила решение без изменения.
Могу положительно отметить приобретенный опыт взаимодействия с техническим специалистом, который помог составить вопросы, акцентировать внимание на важных деталях и вести допрос экспертов.
Я убедился, что в таких делах, нам адвокатам, очень важна грамотная поддержка специалиста. В нашем деле получилось так, что технические специалисты присутствовали с обеих сторон, да еще и у судьи было первое автотехническое образование.
Поэтому процесс получился по-настоящему интересным, профессиональным и состязательным.
По какой причине можно просить возврата за работу
Независимо от того, заключали ли вы договор в письменной форме или на словах, при оплате ремонтных работ вы становитесь стороной договора подряда. Другими словами, заказчиком. Договор подряда не требует обязательной письменной формы: достаточно выразить волю конклюдентными действиями, то есть при оплате и самом факте передачи работы. В отличие от расхожего мнения, когда вы просите провести ремонт чего-либо, вы вступаете именно в подрядный договор, который могут в разговоре называть «услугой». Но это не так.
Определение природы договора нужно, прежде всего, для выявления намерения, истинной воли сторон и желаемого экономического эффекта. Услуга не предполагает вещественности, вы не можете ощутить услугу, потрогать (например, при оплате работы юриста вы можете разве что распечатать процессуальный документ, но не саму его деятельность), а также заказчик не может требовать определенного материального результата по окончании работы. В таком случае, подряд в помощь.
Если владелец авто делает ремонт на станции технического обслуживания (иначе как СТО) или автомастерской, он становится потребителем. Это важно понимать, так как потребители могут защищаться «потребительскими законами» от дельцов и выступают в качестве слабой стороны в сделке. Законодатель помыслил, что, когда есть неравенство в отношениях (потребитель – предприниматель), нужно гарантировать больше прав на случай злоупотребления со стороны сильной стороны. Именно поэтому в Законе о защите прав потребителя вы найдете больше гарантий, чем указаны в Гражданском кодексе.
Для начала качество работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. В договоре возможно прописать требования к качеству даже большие, чем обычно предъявляются для ремонтных работ. Но если в договоре вы не прописывали ничего выделяющегося, то следуем букве закона.
Если качество не соответствует разумным требованиям, недостатки работы выявляются вновь и вновь, являются неустранимыми или для устранения требуют изрядного количества сил и денег, недостаток признается существенным. В случае выявления недостатка такого рода или иных существенных отступлений от условий договора, можно вернуть уплаченную цену. Также можно просить возместить убытки, если те возникли. Например, на бампере машины после ремонта неоднократно проявлялась ржавчина, и заказчик обращался в стороннюю организацию за устранения. Этот случай является убытком, то есть понесенным расходом на устранение нарушенного права.
Порядок проведения независимой проверки
Процедура проверки состояния авто состоит из нескольких этапов. К основным относят:
- Выбор фирмы. Надежные организации не оценивают состояние машины по фото и не требуют внесения предварительной оплаты до заключения договора.
- Подписание соглашения. Отдельно обговариваются сроки работ и место их выполнения.
- Оповещение сторон о проведении экспертизы. Применяется при оценке состояния авто после аварии.
- Определение уровня работ. Вызванный проверяющий устанавливает качество восстановления и делает фотофиксацию производимых с машиной действий.
- Установление суммы компенсации. На основании полученных данных оценщик рассчитывает размер ущерба.
- Документальное оформление результатов. Итоги проверки вносятся в специальную бумагу, составленную по принятому шаблону.
Выданная бумага станет доказательством проведения некачественного восстановления и послужит основанием для наложения наказания на автомастерскую.
Права клиента. Претензия автосервису за некачественный ремонт
Если машина была возвращена владельцу в ненадлежащем состоянии, он имеет право потребовать у руководства автосервиса:
1. Безвозмездно устранить нарушения, на что дается не больше 45 дней.
2. Сделать скидку на проведенный ремонт. Соответствующее требование должно быть удовлетворено в течение 10 дней.
3. Вернуть деньги, которые потребитель потратил на исправление недостатков своими силами или ремонт авто в другой мастерской. На это руководству сервиса также дается 10-дневный срок.
Чтобы клиент мог доказать факт плохого ремонта или повреждения машины в мастерской, важно всегда составлять акт приема-передачи. Настаивать на его оформлении рекомендуется даже в случаях, когда автомобиль передается на несколько часов. Желательно прописать все детали, например, комплектность транспортного средства и его видимые дефекты. Времени на это лучше не жалеть: проблем в случае судебного разбирательства будет гораздо меньше.
Если исполнитель отказывается добровольно устранить недостатки, необходимо написать письменную жалобу. Это надо сделать в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, но не позже, чем через два года.
В соответствии с законодательством ответ на претензию дается в течение 10 дней. При отсутствии реакции или отказе в удовлетворении требований можно обращаться в суд. Доказательством брака в работе автомастеров является заключение независимой экспертизы.
Итак, если у вас достаточно оснований подачи на врача или стоматологию в суд, вы провели экспертизу и получили заключение о некачественном лечении, то можете приступать к составлению искового заявления.
Образец искового заявления вы найдете в данном пункте. А сейчас мы рассмотрим некоторые общие правила написания иска.
Сам иск может быть написан от руки, либо набран на компьютере. В шапке иска нужно указать: в какой суд он подается, его название и адрес. Отделение суда истец может выбрать самостоятельно: либо по месту своего жительства, либо по месту нахождения стоматологической клиники, либо по месту подписания договора на оказание медицинских услуг. Далее нужно казать от кого иск и кто по нему ответчик.
В тексте документа объяснить суть проблемы, месте и времени ее возникновения, написать о том, что есть подтверждающие экспертизы, которые приложены к иску, рассказать о своих требованиях, описать какие суммы вы требуете и на что, а также указать, какие материалы и доказательства приложены к иску.
Как вернуть деньги за некачественный ремонт автомобиля: процедура и последовательность действий
Законодательство оговаривает материальную ответственность исполнителей перед заказчиком ремонта. Чтобы добиться справедливости, владелец транспорта должен:
- уведомить о проблемах автоцентр;
- если СТО отказывается исправлять дефекты — составить претензию в автомастерскую;
- параллельно с составлением претензии выполнить экспертизу автотранспорта и уведомить автосервис об адресе, дне проверки;
- получив результаты, завершить оформление претензии, отправив ее исполнителю письмом с уведомлением и описанием содержимого — желательно приложить копию заключения;
- подождать рассмотрения претензии — обычно на это уходит до пяти суток;
- если автоцентр не удовлетворяет требования — подать претензию повторно или сразу же обратиться в судебный орган с исковым заявлением (инстанция выбирается по месту нахождения ответчика).
Претензия на некачественный ремонт автомобиля
Что делать, если в автомастерской был произведен некачественный ремонт автомобиля? Водитель, как и любой другой потребитель в нашем обществе, имеет право требовать от автосервиса, который выдал брак, чтобы они:
- исправили безвозмездно выявленные недостатки;
- снизили расценки на работу (тут решает многое, существенный ли был недостаток допущен);
- сделали повторно, но уже бесплатный ремонт;
- в случае если недостатки устранял сам водитель или третьи лица, чтобы сервис возместил сумму расходов;
- можно в рамках нашего направления защита прав потребителей Екатеринбург и иных городов подумать над иным способом разрешения конфликта с сервисом.
Свои требования лучше изложить письменно в претензии на некачественный ремонт автомобиля. В случае, когда недостатки не были исправлены в сроки, оговариваемые договором, отказавшись от его исполнения, надо потребовать, чтобы убытки были возмещены. Уточним, что тут же отказаться от оплаты трудов автомастерской (найдя те или иные недостатки в результате их работ) можно лишь в той ситуации, когда ее сотрудниками были допущены серьезные проколы.