Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аналогичные рабочие места». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Общие принципы оценки условий труда водителя
В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:
шум;
инфразвук;
вибрация общая и локальная;
недостаточная освещенность в кабине;
вредные вещества в воздухе;
параметры микроклимата в кабинет;
тяжесть и напряженность труда.
Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Аналогичными признаются рабочие места у сотрудников с одинаковыми наименованиями должностей, выполняющие идентичные функциональные обязанности с использованием однотипного технологического процесса с одинаковым оборудованием, находящимся в одном помещением. В таком случае, замеры проводятся на 20% аналогичных рабочих мест, и на все аналогичные рабочие места оформляется одна карта — экономия существенна!
В кабинете работает 7 сотрудников: секретарь, бухгалтер, 5 менеджеров. Но при проведении СОУТ вы будете платить только за 4 рабочих места.
Менеджеры занимают одинаковую должность, работают на идентичном оборудовании в одной рабочей зоне — 5 рабочих мест считаются аналогичными и оцениваются как 2.
Изменения в специальной оценке условий труда водителей
Важно
В связи с изменением законодательства и отменой аттестации рабочих мест в с начала 2014 года изменился и подход к проведению специальной оценки условий труда водителей автомобилей. Это, в первую очередь, можно связать в основном с принятием новой методики спецоценки, заменившей собой старый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Новшества в законодательстве и внесенные изменения в методике позволят большинству водителям, имевшим вредность при действующей аттестации, снизить её до допустимого уровня.
В первую очередь это связано с повышением допустимого уровня шума для легковых и грузовых автомобилей, и уравнением его с допустимым уровнем для спецтехники. Получается один и тот же фактор раньше оценивался по разному в зависимости от типа транспортного средства, теперь предельно допустимый уровень фактора шума привели к одному значению.
Введенным Федеральным законом № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест (АРМ) стали проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). В приведенной ниже таблице указаны основные отличия данных процедур.
Характеристика | АРМ | СОУТ |
Заинтересованность руководства и владельцев предприятия в процедуре | Недостаточная (АРМ не гарантировала снижение страховых выплат) | Присутствует ввиду достаточности СОУТ для корректировки тарифа взносов в ПФР |
Чем утверждена | Приказом Минсоцздравразвития | Федеральным законом |
Указание в нормативе обязанностей участников | Разрозненные | В рамках единого документа |
На кого возложены оценочные функции | На специалиста по АРМ | На независимого эксперта |
Состав комиссии | Представители предприятия и оценочной организации | Экспертная организация исключена из состава комиссионной группы |
Состав принимаемых мер | Содержалась сертификация работ по ОТ, не влиявшая на будущую аттестацию | Ввели декларирование условий рабочего места по итогам идентификации эксперта |
Необходимость ввода СОУТ вместо АРМ объясняется несовершенством действовавшей процедуры.
Профессия водителя – одна из наиболее сложных. Аттестация рабочего места ставит задачей оценить влияние неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника с учетом специфики служебных обязанностей.
Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?
Первое:
Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс. Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу. Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.
Второе:
Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда. Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Специальная оценка условий труда водителей автомобилей
Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Также согласно ст.
Ошибки при выделении аналогичных мест при СОУТ и их последствия
СОУТ: специальная оценка условий труда
Зачастую выявлении аналогичных мест при СОУТ допускаются типичные ошибки.
- Ошибка № 1. Согласно формуле, проверке подвергается 20 % рабочих мест. Если в офисе работают пять менеджеров по продажам, все они находятся в одном помещении, выполняют одинаковые обязанности, тогда они являются тождественными. Многие специалисты из пяти выбирают одного, (5 × 20 % = 1) соответственно формуле и посылают на СОУТ, забыв, что проверке подлежат два места.
- Ошибка № 2. В одном кабинете работают сотрудники с различными должностями и обязанностями. Например, предприниматель объединил двух главных экономистов отдела и одного ведущего экономиста. У каждого из них есть персональный компьютер, на первый взгляд, они выполняют одни и те же функции. Некоторые специалисты ошибочно их приравнивают. Аналогичные рабочие места занимают два главных экономиста, а на ведущего должна заполняться отдельная карта.
Аналогичные рабочие места: выявление и оценка
Согласно части 6 статьи 9 федерального закона
Один из первых шагов спецоценки — это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ О СОУТ
Карта спецоценки трудового процесса заполняется последовательно. Для этого учитываются следующие сведения:
- Вся информация о компании, проводящей аттестацию. Наименование, адрес, местонахождение, номер лицензии и свидетельства на право заниматься этим видом работ.
- Данные о рабочем месте и аналогичных местах.
- Указать СНИЛС сотрудников.
- Какие негативные факторы окружающей среды существуют, каким образом они воздействуют на организм.
- Какие компенсации полагаются сотрудникам за вредные условия производства: сокращенный день, на сколько дней увеличивается отпуск, в каком размере полагается доплата.
- Перечень мероприятий, согласно которым улучшаются условия работы.
- Данная информация предоставляется из свидетельства о регистрации компании, расписания штатов. Основное количество сведений вносимо в карты экспертами, а также руководством предприятия, на котором проводилась спецоценка.
- Сведения из данных об администрации
Форму карты устанавливает приказ Минтруда № 33н: скачать этот нормативный документ и образец заполнения карты СОУТ Вы можете на нашем сайте. Актуальный образец карты специальной оценки условий труда включает следующие сведения:
- кодовые обозначения организации, включая ИНН, ОКВЭД 2 и другие;
- сведения о должностной позиции сотрудника и подразделении, в котором он работает. Если СОУТ проводится для аналогичных мест, следует указать их количество и нумерацию. Должности работников, имеющих право на льготы и компенсации, должны быть указаны в соответствии с действующими классификаторами;
- ссылка на Единый справочник тарифов и квалификаций специальностей и профессий, характеризующий должность работника на конкретном рабочем месте;
- число работников, занятых на данном рабочем месте и на аналогичных рабочих местах, СНИЛС работников;
- список используемой на рабочем месте техники, материалов и сырья;
- вредные и опасные факторы производственной среды, влияющие на данное рабочее место, и установленные класс и подкласс условий труда;
- оценка действенности средств защиты, предоставленных работнику;
- информация о предоставляемых работнику льготах и компенсациях;
- рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте. Предложения, указанные в этом пункте формы карты, обязательны к выполнению для работодателя.
Вредные и опасные факторы — это две разные вещи, которые следуют четко разграничивать между друг другом.
Вредный фактор воздействует на организм человека пагубно через органы дыхания, слуха или зрения. К таковому относится шум, недостаточное освещение, превышение по уровню загазованности или запыленности в результате выделения вредных веществ.
Например, на рабочем месте при производстве краски используется толуол. Этот химический элемент вредно воздействует на организм, так как его превышение в воздухе рабочей зоны на 1,1 раза больше нормы. Превышение уровня по шуму тоже играет негативную роль при воздействии на организм. В конечном итоге для сотрудника существует опасность заболеть под воздействием факторов такого рода, в том числе получить профессиональное заболевание.
Опасность представляет собой фактор, согласно которому человеку опасно для жизни или здоровья. Например, на участке производства работ применяются взрывоопасные вещества. Получается, что рядом с ними находится опасно, так как они могут детонировать и человек в результате получит травму.
Для работников предусмотрены компенсации за работы в особых условиях:
- За превышение вредных факторов. После проведения замеров по загазованности, уровню шума или запыленности получилось, что работник работает с превышениями. Вычисляется, во сколько раз допускаются превышения. На основании полученного, устанавливается процент выплат. Как правило, от 4 до 12 %. Начисления производятся в зависимости от минимальной тарифной ставки за время, отработанное по факту.
- По видам работ или профессии устанавливается время дополнительных дней к отпуску. Для этого существует документ, регламентирующий данное обстоятельство.
- Сокращенный рабочий день также устанавливается за работу во вредных условиях на основании нормативов.
- Льготный пенсионный стаж предоставляется сотруднику на основании норм.
Вся информация записывается в карте по спецоценке условий трудового процесса и берется за основу при начислении компенсации либо предоставлении дополнительного времени отдыха. То есть понятие «доплата за вредность» может быть разным.
В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:
- особенности освещенности;
- присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
- уровень вибрации, как общий, так и локальный;
- напряженность рабочей обстановки;
- шумность и наличие инфразвука;
- тяжесть труда.
Аналогичные рабочие места: что изменилось?
26.09.2014 09:30:00
Для чего придуман термин «аналогичные рабочие места»
Рабочим местом считается то место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. шестая ст. 209 ТК РФ).
Проводить оценку условий труда нужно на всех рабочих местах за исключением надомников и тех сотрудников, которые работают у граждан, не являющихся предпринимателями, а также дистанционно.
Во многих организациях сотрудники заняты в похожих условиях труда, выполняют свои обязанности на одинаковом оборудовании, подвергаются воздействию одних и тех же вредных факторов. Поэтому законотворцы логично рассудили, что подвергать исследованиям все такие места нет необходимости. Кроме того, исключив из обязательного обследования часть рабочих мест, они несколько снизили затраты работодателей на эту процедуру. Ведь за обследование каждого места нужно платить отдельно.
Таким образом, в приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда» впервые появился термин «аналогичное рабочее место». Затем он в несколько измененном виде перекочевал в приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее – Приказ № 342н). Не потерял термин своей актуальности и теперь, когда вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Что изменилось в понятии аналогичного рабочего места
Часть 6 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) также содержит определение аналогичного рабочего места. Что же изменилось в сравнении с определением, которое использовалось ранее?
Таблица. Сравнительная таблица признаков аналогичности рабочих мест
По приказу Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. 342н | По Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ |
Аналогичными рабочими местами являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью
следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких идентичных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) на рабочем месте; сходный набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты |
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые: расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах); оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; занимают работники одной и той же профессии, должности, специальности; содержат сходные трудовые функции в едином режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты для работников |
Проведение СОУТ водителей
СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.
Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.
Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.