Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое инкассовое поручение налогового органа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сказать о том, что инкассовое поручение имеет широкое распространение, нельзя. Однако в некоторых случаях он встречается довольно часто, например, в практике налоговой инспекции, когда в банк должника по налогам отправляется инкассовое поручение и долги автоматически списываются с его счетов (такие инкассовые поручения подлежат безусловному исполнению, оспаривать их нельзя). Или в деятельности коммунальных служб, когда между коммунальщиками и получателем услуги заключен договор с возможностью безакцептных (т.е не требующих разрешения и участия непосредственного плательщика) платежей – в этом случае плата из банка получателя услуги в банк коммунальной организации также переводится путем применения инкассового поручения.
Оформление инкассового поручения
Порядок исполнения и оформления инкассовых поручений регламентируются статьями 874-876 Гражданского кодекса. В частности, статья 875 предусматривает возможность оставить инкассовое поручение без удовлетворения в случае отсутствия какого-либо документа или их несоответствия «внешним признакам», которые детально регулируются главой 7 Положения № 383-П.
Одно из многочисленных требований данного нормативного акта: графа «Назначение платежа» должна содержать определенные сведения.
Невыполнение взыскателями, в частности, налоговой, этого правила является причиной даже для судебных споров. И судьи решают, должен ли банк исполнять поручение ИФНС, если инспекторы некорректно заполнили графу «Назначение платежа».
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 по делу № А56-34039/2010 суд поддержал решение банка вернуть поручение налоговиков без исполнения. Причина – сотрудник ИФНС не указал в поле «Назначение платежа» сведения о решении, на основании которого производится бесспорное взыскание налога.
Очередность списания средств
Вот отличия инкассового поручения и платежного требования: для осуществления платежа по платежному требованию должник его согласовывает или дает акцепт на оплату. Если он согласен оплатить требование-поручение, ставится подпись уполномоченного лица и печать и происходит оплата за счет денег на расчетном счете. Если не согласен, платежное требование возвращается кредитору со всеми документами. А исполнение ИП происходит без согласия плательщика.
Ответим, имеет ли приоритет инкассовое поручение, — да, но в определенных случаях: если оно связано с алиментами по исполнительному документу или с возмещением вреда жизни и здоровью. По иным ситуациям списание происходит в порядке очередности. Первыми исполняют приоритетные требования и те, которые поступили по сроку раньше, затем — все остальные документы.
Как составить инкассовое поручение
Для инкассового поручения используется специальный бланк. Если взыскание денежных средств происходит в бесспорном порядке, то в качестве назначения платежа указывается ссылка на действующий закон. Если взыскание производится по исполнительному документу, то указывается ссылка на данный документ, а также номер дела, по которому было принять решение о принудительном взыскании долга.
Инкассовое поручение должно содержать в себе следующее:
- информацию о контрагентах;
- сведения о кредитных компаниях, между которыми происходит перевод денежных средств;
- сведения о расчетных счетах организаций;
- сумму сделки для перечисления;
- номер и дату документа.
Важно! При бесспорном взыскании со счета плательщика задолженности (например, по налогам), в инкассовом поручение указывается ссылка на соответствующий нормативный документ.
Составляется поручение в 4 экземплярах:
- Первый – для кредитной организации, на основании которого будет проводится списание денежных средств со счета компании.
- Второй – для банка получателя платежа. Если расчетные счета сторон контракта открыты в одном банке, то второй экземпляр инкассового будет являться мемориальным ордером при зачислении средств на счет продавца.
- Третий – это экземпляр владельца счета (покупателя), с которого производится выплата.
- Четвертый – заверяется подписью сотрудника банка и печатью, после чего передается на руки владельцу счета.
Другой комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации
1. В пункте 1 ст. 60 Кодекса установлена обязанность банков исполнять в порядке очередности, установленной гражданским законодательством:
поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды);
решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента.
Очередность платежей при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена п. 2 ст. 855 гл. 45 «Банковский счет» части второй ГК:
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, согласно п. 2 ст. 855 ГК производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Постановлением КС России от 23 декабря 1997 г. N 21-П положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК (устанавливающего третью очередь списания) признано не соответствующим Конституции РФ, исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (устанавливающем четвертую очередь) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.
В целях обеспечения поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации впредь до внесения в соответствии с указанным Постановлением КС России изменений в п. 2 ст. 855 ГК федеральными законами о федеральном бюджете на каждый очередной год устанавливается, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК к первой и второй очереди.
2. По общему правилу, которое установлено п. 2 ст. 60 Кодекса, поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.
Иное, как указано в п. 2 комментируемой статьи, может быть предусмотрено Кодексом. В частности, согласно п. 6 ст. 46 Кодекса инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 46 Кодекса).
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока для исполнения банком поручения на перечисление налога при предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета). Срок продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
Следует отметить, что по общему правилу, закрепленному ст. 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи плата за исполнение поручения на перечисление налога или решения о взыскании налога не взимается.
Минфин России в письме от 25 февраля 2005 г. N 03-02-07/2-19 указал, что Кодексом не предусмотрена обязанность банков осуществлять перечисление пени и штрафа по платежным документам физических лиц без взимания платы за соответствующие операции. Поэтому для возложения на банки обязанности по совершению банковских операций в части пеней и штрафов, предусмотренных Кодексом, без взимания платы, требуется дополнительное законодательное регулирование.
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
С учетом изложенного, по мнению Минфина России, Сбербанк России вправе взимать комиссионное вознаграждение за перечисление пени и штрафов по платежным документам физических лиц.
3. В соответствии с п. 3 ст. 60 Кодекса банкам запрещено задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента.
4. Согласно п. 4 ст. 60 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных комментируемой статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную Кодексом.
Ответственность банков за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора установлена ст. 133 Кодекса, за неисполнение решения о взыскании налога и сбора, а также пени — ст. 135 Кодекса (см. комментарии к ст. 133 и 135 Кодекса).
Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, установленном ст. 47 Кодекса для взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя, нежели денежные средства на счетах в банках (см. комментарий к ст. 47 Кодекса).
Обстоятельства для исполнения банками налоговой обязанности
Задерживать исполнение предоставленного налогоплательщиком платежного поручения, а также поручения переданного налоговым органом банки не вправе.
В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик обязан самостоятельно производить уплату всех налогов и сборов. Обязанностью банка является исполнение поручения налогоплательщика или налогового агента и своевременное перечисление суммы налогового обязательства, указанного в поручении, в соответствующий бюджет, списав их со счета налогоплательщика.
Для налогоплательщиков, не исполняющих добровольно свои обязанности по уплате налогов, налоговое законодательство устанавливает возможность принудительного взыскания. Статья 46 НК РФ подробно описывает данную процедуру.
Бесспорное взыскание денег со счета клиента производится банком на основании решения налогового органа и направления в банк в виде инкассового поручения, предписывающего списать и перечислить денежные средства клиента в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.
Для чего необходимо инкассовое поручение
Роль инкассового поручения проста: произвести оплату каких-либо услуг или работ без непосредственного участия плательщика и его предварительного согласия. Однако такая процедура возможна только в том случае, если между контрагентами заключен соответствующий договор (т.е. включающий пункт об инкассовой оплате).
Иначе говоря, благодаря данному документу банк получателя товара или услуги осуществляет перевод денежных средств в банк исполнителя или производителя, минуя самих участников сделки. Ни заказчик, ни исполнитель могут не предоставлять в банк никаких платежных поручений и пр. документов, единственное, что происходит: банк плательщика уведомляет своего клиента о переводе денежных средств, а банк получателя – об их зачислении на счет.
Обязательные реквизиты инкассового поручения
В назначении платежа:
Если инкассо выставляется на основании договора, указывают его номер, пункт о бесспорном порядке списания, а также наименование товаров, работ, услуг, за которые производится оплата.
Когда инкассовое поручение выставляют на основании закона (например, при взыскании налоговиками штрафа), указывается наименование взыскания, дата, номер и статья обосновывающего взыскание федерального закона, номер и дата решения о взыскании.
В документе на основании исполнительного листа указываются: орган, выдавший документ, дата исполлиста, номер судебного дела или материалов.
К инкассовому поручению по договору с контрагентом прилагаются обосновывающие документы.
Банк проверяет и саму форму, и приложения. Исполнение инкассового поручения производится только при выполнении всех формальных требований к документу. Если они не соблюдаются, исполняющий банк извещает составителя – для устранения им недостатков. Если взыскатель не исправил недочеты, банк возвращает инкассовое поручение без исполнения (п. 1 ст. 875 ГК РФ; п.3 Приложения 13 Положения Банка России «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П).
Этапы проведения операции по инкассо по товарным операциям:
- Между поставщиком и покупателем заключается договор на поставку товаров и оказание услуг, в котором оговаривается форма расчетов.
- Выполняются обязательства по договору: поставляется товар, оказываются услуги.
- Получатель формирует инкассовое поручение и передает его в свой банк на исполнение. Кредитная организация осуществляет проверку документов.
- Обслуживающий банк передает поручение в банк плательщика.
- В свою очередь банк плательщика передает документ владельцу счета, который должен дать согласие на операцию (при наличии условия акцепта).
- Деньги со счета плательщика переводятся получателю.
При выставлении инкассовых поручений налоговыми или судебными органами, согласия плательщика не требуется. Банк обязан перевести деньги или оприходовать документ в картотеку, если на счете отсутствуют денежные средства.
Инкассовые поручения налоговых органов
Прежде чем использовать право взыскать задолженность со счетов налогоплательщика, инспекторы направляют ему требование, форма и порядок которого регламентируется приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. И если сроки оплаты истекли, а компания продолжает игнорировать инспекторов, налоговики принимают решение о принудительной оплате недоимки.
Все стадии этого процесса по срокам осуществления конкретных действий строго регламентированы. В то же время инспекторам нередко приходится повторно направлять инкассовые поручения – из-за того, что на счетах компаний-должников недостаточно средств. В связи с этим именно сроки предъявления требований к погашению недоимок в бесспорном порядке являются в судебной практике главным спорным моментом.
У налоговиков на предъявление своих требований есть не больше двух месяцев со дня окончания официально отведенного срока на погашение недоимки (п. 3 ст. 46 НК РФ). Но в статье 47 кодекса сказано, что решение о взыскании задолженности за счет имущества, «в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя» инспекторы могут принять в течение года. Противоречивость норм, содержащихся в двух статьях, является причиной того, что у судов в этом вопросе нет официальной позиции.
Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу № А50-18748/2012 говорится, что ФНС может повторно выставлять инкассовые требования в течение года (в данном случае в связи с закрытием счета организацией, имеющей задолженность).
Данное решение поддерживается многими другими постановлениями, в том числе постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 по делу № А82-473/2011. В нем суд пояснил, что даже статье 46 НК РФ, на которую так любят ссылаться должники, «не предусмотрено правовых последствий пропуска срока направления в банк инкассового поручения». Поэтому главное для налоговиков «своевременно принять решение» о взыскании задолженности, а на предъявление поручения у них есть год.
Однако в постановлении ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А41-41798/11 высказывается противоположная точка зрения: по истечении двухмесячного срока, установленного статьей 46, «инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов».
Комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса
1. Согласно пункту 1 комментируемой статьи, банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством. Другие полномочия банков определяются в статьях 46, 60, 76, 86, 173 НК РФ.
Предъявление налогоплательщиком в банк платежного поручения на уплату является исполнением им своей налоговой обязанности. Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, что момент исполнения налоговой обязанности связан со следующими обстоятельствами:
— предъявлением в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (в том числе юридическим и физическим лицом);
— моментом отражения на лицевом счете государственного или муниципального учреждения, открытом в органе федерального казначейства, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему;
— днем внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства;
— днем вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
— днем удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента;
— днем уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (применения налоговой амнистии, например, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами»).
Комментируемая статья конкретизирует обязанности банков, возникающие в связи с исполнением налоговой обязанности налогоплательщиком, которая, согласно пункту 4 ст. 58 НК РФ, может производиться в наличной и безналичной формах. В частности, предъявление налогоплательщиком в банк поручения на перечисление в бюджетную систему и бесспорное списание недоимки по налогу на основании инкассового поручения налогового органа соответствует безналичной форме расчетов. Уплата налога в кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи происходит в наличной форме, но последующее перечисление налога осуществляется опять в безналичной форме, то есть с участием банка, который обслуживает соответственно расчетный счет местной администрации или организации федеральной почтовой связи.
Определение банка установлено Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 1 данного Закона, кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Законами, на основе которых строится правовое регулирование отношений, связанных с денежными расчетами в Российской Федерации, помимо Федерального закона «О банках и банковской деятельности», являются Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» установлено понятие национальной платежной системы как совокупности операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). Перевод денежных средств представляет собой действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Понятие платежного агента шире, чем понятие банка, агентами могут осуществляться операции также с электронными денежными средствами. В комментируемой статье НК РФ не упоминаются платежные агенты, она содержит нормы, распространяющиеся исключительно на обязанности и ответственность банков в связи с перечислением денежных средств в уплату налогов. Это связано с тем, что зачисление средств на счет по учету доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открытый Федеральному казначейству в Банке России, может осуществляться исключительно с банковского счета.
В п. 1 ст. 60 НК РФ упоминается, что налогоплательщик может дать поручение на перечисление денежных средств и электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств также установлено Федеральным законом «О национальной платежной системе». Электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.
Организация безналичных расчетов, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы в соответствии со ст. 82.1 — 82.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляются Банком России. Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.
Положение о платежной системе Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, расчетов инкассовыми поручениями и расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).
Более широкий перечень форм безналичных расчетов установлен Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России 19 июня 2012 г. N 383-П, который включает в себя:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты инкассовыми поручениями;
расчеты чеками;
расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Из перечисленных форм для уплаты налога в настоящее время используются расчеты платежными поручениями и инкассовыми поручениями.
Банки в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.
Отличие от прочих платежных документов
Рассмотрим, чем отличается инкассовое поручение от других видов платежных документов.
Платежное поручение на перечисление средств заполняет и предъявляет банку к исполнению сам плательщик на добровольной основе.
Платежное требование составляет получатель платежа, но его предъявление еще не означает исполнения банком – для проведения оплаты нередко требуется согласие (акцепт) плательщика. В случае несогласия плательщика такой документ вернется получателю без исполнения. В определенных случаях возможно и безакцептное списание по платежному требованию (по решению суда, по основаниям, предусмотренным законом), в т.ч. если об этом договорились стороны договора.
Инкассовое поручение заполняет и предъявляет получатель средств, имея на то безусловное право. При этом согласия плательщика не требуется, деньги перечисляются со счета плательщика банком при выполнении всех требований, предъявляемых к документу.
Инкассовые поручения налоговых органов
Наиболее часто компании и ИП сталкиваются с инкассовыми поручениями налоговиков. В случае несвоевременной оплаты налогов и финансовых санкций (пени, штрафов), ИФНС выставляет должнику требование на уплату с указанием суммы и даты — до какого числа оно должно быть исполнено. Если налогоплательщик не оплатил вовремя или не оспорил законность требования (п.3 ст.46 НК):
не позднее 2 месяцев по окончании отведенного для уплаты срока выносится решение о взыскании денежных средств;
если прошло более 2 месяцев с даты, указанной в требовании, решение о взыскании принять уже нельзя, но инспекция вправе в течение полугода обратиться в суд.
Инкассовые поручения налоговых органов в банк поступают обычно в течение суток с момента вынесения решения о взыскании, и денежные суммы списываются в бесспорном порядке. О решении взыскать платежи ИФНС должна уведомить налогоплательщика в течение 6 дней.
Помимо инкассового поручения налоговики обычно направляют в банк и решение о приостановлении операций по счету на такую же сумму. Кроме того, при наличии таких ограничений банки не имеют права открывать новый расчетный счет налогоплательщику. Даже если оплата прошла сразу – отмена приостановления может затянуться.
В случае отсутствия достаточных средств на счете, ИФНС (и внебюджетные фонды) посылают судебным приставам решение о взыскании причитающейся суммы за счет имущества должника (ст. 47 НК РФ). Неисполнение в течение 5 дней постановления судебного пристава влечет взыскание еще и исполнительского сбора – 7% от взыскания, но не менее 1000 рублей с ИП и не менее 10000 рублей с организации (ст.112 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007).
Что такое инкассовое поручение?
Инкассовое поручение – это документ, который предоставляется напрямую в банк должника, если есть бесспорное основание для взыскания денежных средств. Инкассо может быть выставлено как контрагентом
в соответствии с пунктами договора, так и
налоговыми органами
по закону.
Обязательное условие – это до выставления инкассо оповестить контрагента – должника о наличии просроченной задолженности. В таком уведомлении должен быть указан срок для исполнения обязанности по уплате суммы без принуждения. Если должник самостоятельно на протяжении указанного времени не внесет оплату, то в адрес его банка может быть выставлено инкассовое поручение с обязательным указанием в назначении платежа пункта договора или статьи определенного закона
.
О том, как вести расчеты инкассовыми поручениями в 2021 году, говорит Гражданский кодекс РФ. Согласно статье 862 ГК РФ, а также Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П, безналичные расчеты между экономическими субъектами и простыми гражданами могут осуществляться с использованием таких платежных форм, как платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, а также расчеты по аккредитивам и чекам.
Каждый из способов безналичных взаиморасчетов между субъектами имеет ряд отличий. Расчеты по инкассо предусматривают бесспорный или даже принудительный способ изъятия денег со счета плательщика. Такой вид взаиморасчетов используется, если:
- этот способ расчета закреплен на законодательном уровне;
- списание производится в счет погашения задолженностей по исполнительным документам;
- в условиях договора поставки товара, оказания услуг, выполнения работ обозначен именно такой способ взаиморасчетов.
Его вправе выписать налоговые органы и представители внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС) при обнаружении пеней, недоимок и штрафов по обязательным платежам в бюджет. Судебные приставы наделены аналогичными полномочиями по взысканию денежных средств с расчетных счетов по исполнительным документам. Также изъять деньги по инкассо вправе контрагенты на основании заключенного договора, который предусматривает данный вариант расчетов.