Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф ГИБДД за фаркоп в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля
Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:
- замена типа кузова;
- замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
- изменение расположения сидений и/или их количества;
- замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
- замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
- демонтаж или установка ГБО;
- замена тормозной системы;
- установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
- установка дополнительных баков для топлива;
- переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
- замена бамперов;
- изменения в ходовой части транспортного средства;
- переустановка руля;
- корректировка габаритных и весовых параметров.
Информация о фаркопах в законодательстве
В законодательстве при рассмотрении особенностей фаркопа стоит ориентироваться на Технический регламент таможенного союза от 2011 года. В нем зафиксировано, что при наличии тягового устройства в заводской конструкции нет необходимости проходить дополнительную регистрацию.
В случае установки фаркопа обязательно нужно ориентироваться на документацию, его полное соответствие основным нормам и правилам, прохождение экспертизы, рассматривающей вопросы безопасности.
В результате можно сделать вывод о том, что при приобретении автомобиля или же установке фаркопа обязательно нужно рассматривать инструкцию по эксплуатации автомобиля, а также на технические характеристики самого дополнительного оборудования, сертификат на него и данные от мастерской, установившей это оборудование.
При четком соблюдении всех правил и норм с фаркопом не будет никаких дополнительных проблем. В таком случае обеспечивается соблюдение закона, а также гарантируется безопасность использования.
Вопрос: Машина на гарантии, значит фаркоп можно устанавливать только у официального представителя?
Ответ: Не обязательно. Установку может производить любая другая компания, которая имеет соответствующие разрешения. Нужно проверить, чтоб у исполнителя был сертификат, который подтверждает выполнение регламента, ГОСТА при работе. В таком случае гарантия официального дилера сохраняется.
Вопрос: Сколько по времени длится экспертиза в ГИБДД при переоснащении авто?
Ответ: В ГИБДД экспертизу не проводят, услугу можно заказать в специализированной компании. Контролирующий орган лишь проверяет предоставленные документы, на их основании вносятся изменения в свидетельство.
Что делать, если планируется купить и установить фаркоп
Чтобы установить фаркоп и в дальнейшем из-за этого не возникло каких-либо разногласий при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД, рекомендуется следовать указанной инструкции:
- Определиться с тем, предусмотрено ли заводом-изготовителем установка такого оборудования на транспортное средство. Обязательно также нужно иметь техническую инструкцию к нему, где четко сформулировано, допускается ли такая модификация. Даже если её автовладелец потерял или не сохранил, то можно использовать скачанное из интернета руководство (с сайта производителя или стороннего ресурса).
- Если установка допускается, то останется только приобрести совместимое крепление (модели также можно уточнить у производителя) и установить его в авторизованном сервисном центре.
- Если установка не предусмотрена концерном, то нужно посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов по авто (ПТС, руководство, квитанция о пошлине) для проведения технической экспертизы.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Как установить фаркоп на свою машину
Установка фаркопа – ответственный процесс, требующий соблюдения нескольких обязательных условий:
- Транспортное средство должно быть приспособлено для буксировки прицепа.
- В конструкции автомобиля предусмотрены специальные места для монтажа тягово-сцепного оборудования.
- Имеется возможность установить тягово-сцепное оборудование на заднюю часть авто без внесения изменений в конструкцию как самого устройства, так и кузова транспортного средства. Данное требование может быть выполнено в случае, если фаркоп приспособлен для установки на машину вашей модели.
- Производитель предоставил сертификат и паспорт на изделие.
Вопрос, как зарегистрировать тягово-сцепное устройство в ГИБДД, возникает при следующих обстоятельствах:
- у вас не сохранились сертификат и паспорт устройства, а получить их дубликаты у производителя не представляется возможным;
- производитель в эксплуатационной документации не указал возможность использования автомобиля с прицепом;
- во время монтажа были допущены изменения в конструкции машины.
Чтобы оформить фаркоп в ГАИ, нужно обратиться в ближайшее подразделение ведомства с документами на автомобиль и подать заявление на регистрацию. После сдачи необходимых бумаг процедура регистрации будет осуществляться в следующем порядке:
- Предварительный осмотр фаркопа и автомобиля сотрудником ГИБДД.
- Автовладелец направляется в специализированную организацию для сертификации устройства и получения диагностической карты.
- Вместе с полученными документами необходимо вернуться в ГИБДД, где должны сделать запись в ПТС и СТС о внесённых изменениях в конструкцию автомобиля.
Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля
Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:
- замена типа кузова;
- замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
- изменение расположения сидений и/или их количества;
- замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
- замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
- демонтаж или установка ГБО;
- замена тормозной системы;
- установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
- установка дополнительных баков для топлива;
- переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
- замена бамперов;
- изменения в ходовой части транспортного средства;
- переустановка руля;
- корректировка габаритных и весовых параметров.
Как оформить установленный фаркоп?
Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:
- Через официальный сайт;
- В региональном отделении, если есть;
- Заказным письмом на юридический адрес производителя.
Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:
- Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
- Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
- Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
- Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
- Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.
Можно ли обойтись без регистрации
Требуется ли регистрация фаркопа, зависит от того, была ли изменена конструкция автомобиля при установке оборудования. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011, пункт 77, транспортные средства в таких случаях не подлежат досмотру:
- При монтаже оборудования и компонентов, предназначенных для данного типа транспортного средства, которые были испытаны в составе транспортного средства и имеют подтверждающие документы.
- Установка специфического оборудования и компонентов предусмотрена производителем транспортного средства в соответствии с эксплуатационной документацией автомобиля.
Согласно этому техническому регламенту, если фаркоп установлен на легковом автомобиле, устройство может быть освобождено от регистрации при соблюдении следующих условий:
- Возможность установки фаркопа на автомобиль и использования его с прицепом указана в руководстве пользователя. Большинство автомобилей подходят для таких условий.
- Производитель выпустил декларацию о соответствии техническому регламенту на тягово-сцепное устройство и паспорт изделия, в котором указано, что оно может быть установлено на определенные модели автомобилей.
- Устройство было установлено на транспортное средство в соответствии с инструкциями и без изменения конструкции транспортного средства.
Любое несоблюдение этих условий рассматривается как изменение конструкции транспортного средства, поэтому дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после регистрации в ГИБДД.
Какие документы нужны, и как их получить
Владелец автомобиля должен несколько раз посетить дорожную инспекцию для получения документов на установку фаркопа. Для начала необходимо представить следующее:
- заявление, поданное в установленной форме;
- оригинал и двухсторонняя копия документов на транспортное средство;
- документация, подтверждающая качество и безопасность продукта;
- свидетельство о регистрации транспортного средства в ГИБДД.
После модификации (установки фаркопа) владелец должен еще раз посетить ГИБДД для регистрации фаркопа на автомобиль. Сотрудник дорожной полиции проверит, правильно ли установлен фаркоп и не представляет ли он опасности для участников дорожного движения. Затем необходимо представить следующие документы:
- заявление о регистрации модификации;
- договор купли-продажи прицепа (если имеется);
- сертификат на фаркоп;
- отчет об установке, полученный от дилера автомобиля;
- диагностическая карта автомобиля (выдается на СТО);
- экспертное заключение (выдается станцией техобслуживания).
Фаркопы производятся на основе трехмерных моделей. Серийное изготовление начинается только после тестирования устройств. В процессе создания ТСУ применяют лазерные станки и дробеструйные системы обработки.
Самые качественные и надежные изделия создаются в странах: Голландия, Германия, США и Польша. Качество изделий контролируется на каждом производственном этапе. Что касается российский компаний, то в нашей стране фаркопы выпускают «ДЗК» и «Лидер Плюс».
Самыми дорогостоящими изделиями являются ТСУ, которые способны «прятаться» под бампер. К сожалению, их устанавливают только на американские авто. Конструкция бамперов дает возможность «убирать» фаркоп, благодаря наличию специальных креплений.
Проблемы и варианты их решения
Ещё раз о сложностях с регистрацией ТСУ. Они могут возникнуть на следующих этапах:
- Получение документов на фаркоп. Получить их не получится, если фаркоп технически не соответствует модели автомобиля. В таком случае нужно проводить экспертизу в специализированной компании и ставить изменённое авто на учёт в ГИБДД.
- Получение разрешения в ГИБДД на внесение изменений. Если несоответствующий технически фаркоп проходит процедуру регистрации, она может прерваться на этапе получения разрешения в ГИБДД. Для внесения изменений требуется получить соответствующее разрешение в автоинспекции. Такой документ может быть не выдан организацией.
Разрешение подписывается на усмотрение инспектора. Он может отказать автовладельцу, если вносимые изменения вызывают у него подозрения.
- Получение свидетельства на изменённое авто. Отказать в ГИБДД могут и после внесения изменений. Даже если все документы присутствуют (сертификаты о возможности изменений, о соответствии правилам безопасности), инспекцией проводится собственная оценка конструктивных изменения автомобиля. Если она вызовет подозрение, свидетельство о безопасности изменённого ТС выдано не будет.
Как узнать, предусмотрено ли на машине?
Для того чтобы определить, можно ли ставить ТСУ на конкретный автомобиль, следует проделать следующие шаги:
- Взглянуть на нагрузочную таблицу автомобиля. Она размещается в подкапотном объёме либо на одной из стоек автомобиля. Она включает в себя четыре группы цифр, из которых первые две обозначают полную массу и допустимую вместе с прицепом, а последние две – максимум нагрузки на переднюю и заднюю ось. Если второй группы цифр нет, автомобиль конструктивно не предназначен для эксплуатации с прицепом – и потому фаркоп на него лучше не ставить.
- Взглянуть в сертификат соответствия ТСУ, которое предполагается приобрести. Обычно в приложении к сертификату в столбце 2 указан перечень моделей, на которые этот фаркоп можно устанавливать. Если модель автомобиля в нём присутствует – ставить ТСУ можно смело.
- Обратиться за разъяснениями и копиями необходимых документов в автосалон к официальному дилеру. Обычно там имеются данные о том, допустимо ли использование конкретной модели с дополнительной нагрузкой в виде прицепа.
- Запросить данные у фирмы-производителя. Это более долгий, зато абсолютно надёжный вариант. Если компания, которая произвела автомобиль, подтвердит допустимость использования ТСУ (особенно конкретной модели), у ГИБДД не будет оснований придираться и ставить вопрос об административном правонарушении.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.