Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговый мониторинг. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.
Что такое мотивированное мнение
Если ФНС видит несоответствие или противоречие, то она может потребовать пояснений или внесения исправлений. На предоставление пояснений дается 5 дней, на внесение исправлений дается 10 дней.
Обнаружив ошибки или риск-факторы, руководитель или заместитель руководителя инспекции должен составить мотивированное мнение в адрес налогоплательщика по утвержденной форме. Также мотивированное мнение может быть составлено ФНС о деятельности организации и по просьбе самой организации – для получения сторонней экспертной оценки.
Два вида мотивированного мнения:
- по инициативе налогового органа. Отправляется в том случае, если установлен факт, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Направить мотивированное мнение налоговая инспекция должна не позже, чем за 3 месяца до окончания налогового мониторинга;
- по запросу компании. Компания имеет право запросить у ФНС мотивированное мнение в том случае, если имеет неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства. ФНС в этом случае должна предоставить компании мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения запроса. Если для подготовки мотивированного мнения требуются дополнительные материалы, то ФНС имеет право их запросить и продлить срок подготовки ответа еще на один месяц.
Как перейти на налоговый мониторинг?
Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг необходимо до 1 сентября года, предшествующего тому, с которого начнет действовать НМ. Направить такое заявление на переход с 2021 года можно в электронном виде.
Пакет документов для перехода на налоговый мониторинг:
- заявление,
- регламент информационного взаимодействия,
- информация о взаимозависимых лицах,
- учетная политика для целей налогообложения,
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Для подготовки к переходу на налоговый мониторинг компании следует подготовиться:
- Провести проверку на соответствие установленным критериям
- Составить план-график перехода на НМ
- Подготовить информационную систему и систему внутреннего контроля
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:
- компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
- налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
- в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
- если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.
Процедура перехода от налогового контроля к налоговому мониторингу
Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. Организация, выбравшая для себя такой формат взаимодействия с ФНС, должна до 1 июля текущего года подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. К заявлению обязательно прикладываются:
- документы с информацией о юридических или физических лицах, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации;
- порядок удаленного взаимодействия;
- учетная политика в области налогообложения;
- информация о применяемой внутри фирмы системе контроля.
Решение о возможности перехода на налоговый мониторинг принимается ФНС не позднее 1 ноября текущего налогового периода. Причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отказ в переходе на новую систему налогового контроля может быть вынесен, если:
- организация представила неполный пакет документов;
- компания не отвечает требованиям, указанным в п. 3 ст. 105 НК РФ;
- предложенный регламент информационного взаимодействия не соответствует формам, принятым в ФНС, или составлен неправильно.
Мотивированное мнение ФНС
ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:
- По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
- По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.
Выездные и камеральные проверки
Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:
- Декларация за время осуществления мониторинга предоставлена не позже 1 июля.
- Была направлена декларация по НДС с заявлением о возмещении налоговых трат.
- Направлена декларация по акцизам с указанием суммы акцизов, подлежащей возмещению.
- Направлена декларация с уточнениями с уменьшением объема налогов или с увеличением убытков относительно расчета, сформированного ранее.
- Выездная проверка осуществляется вышестоящей структурой. Проводится она для контроля за правильностью предыдущей проверки.
- Мониторинг был завершен раньше срока.
- Компания не исполнила рекомендации налоговых инспекторов.
Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.
Важная задача налогового мониторинга — снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы — основа для планирования проверок. Они определяют:
- метод проверок — сплошной или выборочный;
- объем необходимых документов.
Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:
- о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
- норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
- детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Инициатива инспекции
Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.
После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Процедура налогового контроля за расходами физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации — является одним из способов установления факта неуплаты налогов. Если согласно финансовым документам у физического лица задекларированные доходы небольшие, а лицо производит несопоставимые с ним расходы на приобретение дорогостоящего имущества, то это может свидетельствовать об уходе от налогообложения. Имеет место совершение либо налогового правонарушения, либо экономического преступления.
Объектом контроля со стороны государства в лице налоговых органов может быть приобретение следующего имущества[19]:
– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;
– механические транспортные средства;
– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
– культурные ценности;
– золото в слитках[20].
Необходимо отметить, что объект налогового контроля является факт передачи в собственность вышеуказанных объектов, а не соответствие цены приобретенного имущества с реальной стоимостью приобретенного имущества[21].
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица с его расходами за определенный налоговый период.
Рассмотрим, каким же образом, налоговые органы получают информацию о расходах того или иного физического лица. Дело в том, что данную информацию им предоставляют учреждения, которые осуществляют регистрацию подобного рода сделок. В этом отношении для регистрирующих органов установлена обязанность предоставлять налоговым органам подобную информацию об изменении права собственности физического лица на определенный объект имущества[22].
Законодательство возлагает на физическое лицо обязанность в течение не более 60 дней сообщить и донести информацию до сведения налогового органа о том имуществе, которое было приобретено, в виде декларации. В данном документе необходимо указать источники дохода, на которые было приобретено данное имущество, а также размер денежных средств, которые были израсходованы на приобретение данного имущества. Таким образом, цель подачи данной декларации – это доказать, что денежные средства, которые были потрачены на приобретение того или иного имущества, заработаны легальным путем.
Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений[23].
Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога[24].
При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ)[25].
Таким образом, был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.
Что такое «Налоговый мониторинг»?
Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:
- потребность в упрощении системы налогового контроля;
- тенденция к активной цифровизации предприятий;
- стремление государства сделать методы администрирования более современными.
Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:
- бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
- камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
- сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
- снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
- предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.
Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:
- появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
- также появляется возможность «сделать работу над ошибками» — подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.
Прогнозы развития «налогового мониторинга»
Сегодня налоговый мониторинг — один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.
Результатами реализации данной концепции станут:
- еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
- к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
- к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
- увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.
Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры
Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним. После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой. При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.
Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):
- изменено;
- оставлено как было.
Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.
Основания для отказа в мониторинге
Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:
- Проводить мониторинг.
- Отказать в его реализации.
Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:
- пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
- нарушение условий, прописанных в НК (ст. 105.26);
- расхождения регламента информвзаимодействия с установленной формой и требованиями, к нему предъявляемыми;
- несоответствие внутренней системы контроля компании действующим нормам.
Период налогового мониторинга
Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:
- Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
- Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
- Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
- Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
- Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
- Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.
Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры
Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля. Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты. Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.
Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:
- обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
- сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
- повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
- стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Получается, что даже если подать заявление в 2020 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2020 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.
Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2020 года. То есть только в 2020 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2020 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).