Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выгодоприобретателями (бенефициарами) являются учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы.
Статья 28.1 УПК РФ предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении следующих видов преступлений:
- Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (статья 198 УК РФ);
- Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов (статья 199 УК РФ);
- Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
- Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.3 УК РФ);
- Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.4 УК РФ).
Сроки рассмотрения и принятия решения
Срок рассмотрения заявления зависит от основания его подачи.
Причина | Срок |
---|---|
Жалоба на налоговую инспекцию в вышестоящую организацию |
Рассматривается в течение 15 дней. Иногда продлевается еще на 15 дней, если необходима дополнительная информация. В течение трех рабочих дней с момента вынесения решения по обращению оно доводится до заявителя. Этот порядок предусмотрен ч. 6 ст. 140 НК РФ. |
Жалоба на третье лицо, например, на работодателя |
Рассматривается в течение месяца. Этот срок иногда продлевается еще на месяц, как это установлено ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. |
Образец жалобы на ФНС
Руководителю УФНС России
по Санкт-Петербургу
от Иванова Ивана Ивановича
паспорт серии 46 00 № 000000
выдан ОВД Московской области
дата выдачи «09» февраля 2009 г.
Адрес: 000000, г. Санкт-Петербург,
ул. Правды, д. 1, кв. 1
контактный телефон: 8 (900) 000-00-00
ЖАЛОБА
на бездействие работников ФНС
Санкт-Петербург
11 октября 2020 г.
07 апреля 2020 года в Межрайонную инспекцию ФНС России № 18 по Санкт-Петербургу мною были отправлены по почте с уведомлением: декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 г., документы, подтверждающие право на получение имущественного вычета на покупку квартиры, и заявление на возврат.
На момент написания жалобы причитающаяся к возврату из бюджета сумма на указанный счет в банке не поступила.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ, камерная проверка проводится в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком декларации по налогам и документов, которые должны прилагаться к декларации по налогам.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Все сроки, установленные Налоговым кодексом РФ на проведение камеральной проверки и на перечисление денежных средств, истекли.
Таким образом, излишне уплаченная сумма НДФЛ должна быть возвращена налоговым органом не позднее 07.08.2019.
В связи с этим прошу обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 18 по Санкт-Петербургу:
- вернуть излишне уплаченный налог за 2018 год в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек;
- уплатить пени за каждый календарный день нарушения срока возврата налога (в соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Возможные негативные последствия.
После рассмотрения жалобы и сбора доказательной базы вины компании-работодателя она привлекается к ответственности и несет дополнительные расходы. Вместе с тем, внутри организации принимаются меры по устранению выявленных нарушений. А последующие выплаты сотрудникам будут производиться в полном объеме с соблюдением налогового законодательства.
В свою очередь, итоговый результат будет отрицателен для фирмы в целом и может вылиться в ряд недостатков для самого сотрудника. Среди таких негативных моментов могут быть:
- Ухудшение взаимоотношений между сотрудником и руководством компании;
- Снижения получаемой суммы «на руки», так как размер налогов увеличится;
- Размер официальной зарплаты увеличится, как следствие, будет утрачена возможность получения социальных выплат.
Прежде чем подавать жалобу стоит хорошо взвесить все плюсы и минусы последующего развития событий. Возможно, не всегда жалоба в налоговую инспекцию будет оптимальным решением и выходом из ситуации.
Куда сообщить о налоговом преступлении
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.) При самом неблагоприятном развитии событий он может получить до 2 лет лишения свободы, а это значит, что данное преступление является преступлением небольшой степени тяжести.
143 УПК РФ (материалы оперативных подразделений ФСЭНП МВД РФ)-80 % от всех зарегистрированных заявлений и сообщений о налоговых преступлениях; сообщениях налоговых инспекций — около 16% общего числа зарегистрированных сообщений о налоговых преступлениях; заявлениях граждан о совершённых налоговых преступлениях — составляют 2-3%; заявлениях о явке с повинной — около 1%; сообщениях средств массовой информации около 2% зарегистрированных сообщений о налоговых преступлениях. Анализ Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях выявил, что её положения разработаны без учёта специфики сообщений о налоговых преступлениях.
Дополнительная квалификация
Действия (бездействие), связанные с уклонением от уплаты налогов, могут быть квалифицированы по двум и более статьям УК РФ, в частности:
- Если лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них имеет место уклонение, проводится квалификация по совокупности нескольких преступлений по ст. 199 УК РФ.
- При неисполнении обязанностей налогового агента одновременно с уклонением от уплаты налогов с физлица или организации квалификация проводится по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и 198 или 199 УК РФ.
- При одновременном с уклонением от уплаты сокрытием денежных средств от взыскания налогов деяние дополнительно квалифицируется по ст. 199.2 УК РФ. Например, по одному из дел контрагентам давались указания о перечислении денег третьим лицам, минуя организацию, которой по решению налоговой были заблокированы счета и выставлены инкассовые поручения на списание всех поступающих средств в счет недоимки (см. приговор Климовского горсуда Московской области от 21.05.2018 по делу № 1-42/2018).
- Если в целях уклонения от уплаты налогов подделываются официальные документы организации, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. 199 и ст. 327 УК РФ.
Умышленное уклонение от уплаты налогов — признаки
В своих Письмах Федеральная налоговая служба приводит примеры возможных действий налогоплательщиков, которые могут стать для налоговой инспекции сигналом того, что имеет место умышленное уклонение от уплаты налогов. К таковым относятся:
- Определенные действия плательщика налогов, осуществляемые в период проведения налоговой проверки.
- Сложный и запутанный характер действий плательщика налога в рамках налоговой схемы, повторяющийся и продолжительный по времени (какой невозможен при ведении обычной хозяйственной деятельности и по неосторожности).
- Наличие обстоятельств, которые дают понять, что действия участников хозяйственной деятельности (например, директора и бухгалтера) являются согласованными.
- Обнаружение инспекторами прямых улик противоправной деятельности.
- Имитация хозяйственных связей с фирмами-однодневками (на самом же деле поставки товара не было, услуги не оказывались, и работы не выполнялись).
- Какая-либо подконтрольность контрагентов проверяемому плательщику налогов (экономическая, юридическая и т.д.).
Рассмотрим каждый из таких признаков умышленного уклонения от налогов подробнее.
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
К чему мы пришли? Предварительные выводы о возбуждении и расследовании уголовных дел по ст. 199 УК РФ
Презумпции невиновности нет.
Следствие формирует обвинительную позицию, совершенно не обращая внимание на ваши доводы. Здесь нет ситуации, что вы правы «по умолчанию», а следователь должен доказать обратное (как должно быть по закону). Фактически позиция следователя — это скала, о которую безнадежно разбиваются, как морские волны, все ваши доводы.
Что бы вы ни сказали, какие бы ни нашли аргументы, у следователя уже готовы все выводы.
Также следствию не очень-то и нужны ваши документы с проблемными контрагентами. Ведь то, что контрагент недобросовестный, он узнает из допроса номинального директора этого контрагента. А суммы вычетов по проблемным контрагентам следователь/эксперт рассчитает, используя вашу налоговую отчетность. Таким образом, для того, чтобы подготовить обвинительное заключение, вы или ваша позиция следователю не нужны. То, что вы скажете следователю, пройдет мимо «фоном» и никак не повлияет на уже сформированную обвинительную позицию.
Мы хотим, чтобы вы осознали ситуацию. Логика уголовного обвинения — это паровоз, где одно цепляет другое, и никто не разбирается в составных частях:
- вот контрагент. По мнению следователя контрагент недобросовестный. Это мнение может основываться на формальной позиции (допрос директора номинала, отсутствие в штате необходимого количества сотрудников, транзитные платежи по расчетному счету, адрес массовой регистрации и т.д.). Таким образом, по версии следователя, контрагент не мог выполнить работы/оказать услуги/поставить товар;
- если контрагент недобросовестный значит вы не проявили должную осмотрительность. И что бы вы не возразили, это не изменит этот довода следствия;
- вы заявили вычет по этому контрагенту, например по работам, которые контрагент не мог выполнить своими силами;
- заявив вычеты по недобросовестному контрагенту, вы незаконно уменьшили НДС к уплате.
В чем выражается уклонение от уплаты налогов
Преступление в виде уклонения от уплаты налогов или сборов может выражаться в виде:
- непредставления налоговой декларации, расчета или иных документов, представление которых в является обязательным;
- включения в налоговую декларацию, расчет или такие документы заведомо ложных сведений.
Включение заведомо ложных сведений может осуществляться путем:
- умышленного неотражения данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения;
- уменьшения действительного размера дохода;
- искажения размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).
К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени, периоде расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности и т.п.
Другой комментарий к статье 198 Уголовного Кодекса РФ
1. Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер. Для правильного применения уголовного закона необходимо изучить положения Налогового кодекса РФ (ред. от 29.06.2012). Тем более, что речь идет о конституционной обязанности граждан (ст. 57 Конституции РФ) платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством. Участниками подобных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов (ч. 1 ст. 9 НК РФ).
2. Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством. Предметом выступают налоги и сборы. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (Российская газета. 2006. 31 декабря), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)). Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов на то, что в соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеют.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (ст. ст. 12 — 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). При этом ответственность по ст. ст. 198 или 199 УК наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.
Ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов или сборов в крупном размере. Согласно примечанию к данной статье, таким размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 80 тыс. рублей.
3. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
В соответствии с налоговым законодательством физические лица обязаны уплачивать ряд налогов (налог на доходы, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, единый налог на вмененный доход и др.). В ст. 198 УК предусмотрена уголовная ответственность за уклонение, прежде всего, от уплаты налога на доходы физических лиц. Условия, размеры и порядок взимания налога на доходы с физических лиц установлены главой 23 НК РФ.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения при уплате налога на доходы с физических лиц является совокупный, т.е. общий, доход, полученный в календарном году (в денежной форме, натуральной форме, в виде материальной выгоды).
В силу ст. 23 НК РФ граждане, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, а также представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по установленной форме. Руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указал, что в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, которые им не предусмотрены, либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом. Исходя из этого ст. ст. 198 — 199.2 УК предусматривают уголовную ответственность в отношении налогов и сборов, уплата которых предусмотрена ст. ст. 13 — 15 и 18 НК РФ и соответствующими главами части второй НК РФ. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.
В соответствии со ст. 80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Декларация о фактически полученных доходах, документально подтвержденных расходах по окончании каждого календарного года не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, подается в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика (ст. 229 НК РФ).
Если гражданин работает на предприятии, зарегистрированном государственной службой России, то часть налогов за него платит предприятие: отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования.
Ответственность за предоставление сведений о доходах работников и непосредственно за своевременные выплаты соответствующих сумм в бюджет лежит на предприятии.
Если гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя, то он несет личную ответственность за регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства, за заполнение и представление декларации о доходах и за уплату налога. Кроме того, частный предприниматель должен платить взносы в Пенсионный фонд и в соответствующие социальные фонды. Уклонение означает непредставление декларации в установленный срок без уважительных причин при условии ее обязательного представления.
Под иными документами, указанными в ст. ст. 198 и 199 УК, следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (ст. 145 НК РФ), расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. ст. 243 и 398 НК РФ), справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), годовые отчеты (ст. 307 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям
Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.
После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.
(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).
Состав мелкого хищения и особенности квалификации
За мелкое хищение в магазине или любом другом месте по закону устанавливается административная ответственность согласно ст. 7.27 КоАП РФ. В редакции данного закона 2017 года установлены следующие формы незаконного изъятия имущества:
Мелкое хищение — противоправное действие, направленное на изъятие чужого имущества в корыстных целях для использования украденного в свою пользу или для последующей передачи третьим лицам.
Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.
По объективной оценке данные преступления не могут содержать признаки правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, за исключением повторного деяния в установленный законом срок (1 год).
Субъективная сторона — прямой умысел при совершении преступления. Субъект — гражданин, достигший на момент кражи 16 летнего возраста.
Обратите внимание!
Несовершеннолетние, пойманные с поличным на месте преступления по ст. 7.27 КоАП РФ, не могут быть осуждены. Чаще всего дела решаются мирным путем на месте, а при оплате штрафа вся ответственность возлагается на опекунов/родителей.
Субъекты преступления
Во многих статьях Уголовного кодекса РФ, где определяются условия уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, названы субъекты преступления — собственник, руководитель, индивидуальный предприниматель. Но в ст. 199 УК РФ субъекты преступления не названы, хотя вполне очевиден круг лиц, ответственных за достоверность документов бухгалтерского учета и отчетности и за своевременную и полную уплату налогов.
Этот пробел частично восполняется в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, который в пункте 10-м своего Постановления N 8 от 4 июля 1997 года «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» указал, что «к ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения».
Правда, в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ не содержится каких-либо аргументов, которые могли бы подтвердить обоснованность такого вывода.
Такие аргументы можно получить при анализе российского законодательства.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления. Законом устанавливается разный порядок формирования органов управления в хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативах, государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Но нигде нет указания на то, что к органам управления относится главный бухгалтер юридического лица.
В ФЗ «О бухгалтерском учете» в пункте 2-м ст. 7 на главного бухгалтера возлагается ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечение соответствия хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнение обязательств.
Здесь следует подчеркнуть, что установленная в названном Законе ответственность главного бухгалтера за выполнение обязательств организации предполагает и ответственность за выполнение налоговой обязанности. Таким образом, следует сделать вывод о том, что главный бухгалтер может быть субъектом уклонения от уплаты налогов с организации, поскольку в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» несет ответственность за своевременность, полноту и достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и за выполнение организацией налоговой обязанности, размеры которой определяются по данным бухгалтерского, а по налогу на прибыль — и налогового учета.
Об ответственности за уклонение от уплаты налогов
Статья 57 Конституции обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. При невыполнении этой обязанности наступает определенный вид и уровень ответственности в зависимости от степени общественной опасности деяния и субъекта, его совершившего.
— суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела статья 32 Налогового кодекса РФ обязывает налоговый орган направлять в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий: — в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;Крупным размером признается сумма налогов за три финансовых года подряд более 900 000 рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм в совокупности либо превышающая 2 700 000 рублей.
Особо крупным размером считается сумма налогов, составляющая за три финансовых года подряд более 4,5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности либо превышающая 13,5 млн рублей. В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ. Диспозиция ч. 1 ст.
199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Но даже если инспекторы ответят, что организация «белая и пушистая», это не обязывает силовиков отказать в возбуждении уголовного дела. Какой бы из вариантов ответа ни пришел, следователь СК принимает решение — возбуждать дело или нет — самостоятельн
- недоимка не погашена в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования;
- сумма недоимки подпадает под статью Уголовного кодекса. Напомним, что для квалификации недоимки как преступления необходим крупный или особо крупный размер ущерба. В частности, крупным размером считается недоимка на сумму более 2 млн руб. для организации (600 тыс. руб. для физического лица или ИП) в пределах 3 финансовых лет подряд при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% от суммы подлежащих уплате, или на сумму более 6 млн
Уголовно-правовая характеристика преступления
Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.
В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.
Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ
Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.
Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.
Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.