Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Затягивание сроков ремонта по ОСАГО страховой компанией – причины и что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон отводит 30 рабочих дней на ремонт автомобиля (ФЗ-40) и получить автомобиль раньше этого срока это уже удача. При этом, в договоре и направлении на ремонт страховщик и вовсе мог указать срок еще больше, а вы могли этого не заметить (в законе прописана такая возможность) и тут надо подходить уже индивидуально (изучать обоснованность и думать).
Какая может быть ответственность за затягивание срока
Если станция технического обслуживания не укладывается в отведенный срок, то страховщику грозит неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта за каждый день простоя сверх срока. В некоторых случаях можно обосновать еще и упущенную выгоду.
Что из этого вам нужно усвоить? Во-первых, то, что воздействовать на автомастерскую вы никак не можете, пени начисляются страховой компании, она же оплачивает ремонт, отвечает за его сроки и качество и имеет с ним договор. Вы для автомастерской никто и маловероятно, что разговаривать с вами будут, по крайней мере, не обязаны. Во-вторых, сумма пени зависит от стоимости ремонта, и чем дешевле и незначительнее ваш ремонт, тем больше у вас шансов нарваться на просрочку, автомастерская не только может не приступать к ремонту до «мертвой черты», но и вполне может просрочить. Даже если там дел на 2 дня – спешить некуда (огромных штрафов страховой компании не начислят).
Пишем претензию и идем в суд
Законным образом добиваться справедливости следует через составление претензии (досудебная стадия), а уже за тем в суде. Для начала пишете претензию, в адрес страховщика в которой указываете номер дела, перечень повреждений, дату оставления авто в СТО, срок просрочки и суть претензий. Вполне возможно, что страховая компания воздействует на СТО, выплатит компенсацию или предложит какие-то альтернативные варианты урегулирования вопроса.
В случае отсутствия реакции пишите иск в суд, в котором так же перечисляете все обстоятельства и указываете, что досудебное урегулирование не сработало. Не волнуйтесь, если срок действительно превышен, издержки на услуги юриста вам компенсируют по решению суда.
Недостатки ремонта по ОСАГО
- Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
- Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
- Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.
Отказ от ремонта по ОСАГО
В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:
- машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
- смерть страхователя;
- инвалидность страхователя;
- стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
- получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
- страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
- регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Проведение экспертизы
Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.
Независимую экспертизу проводит эксперт, имеющий соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое в обязательном порядке должно содержать следующие данные:
- сведения об организации, проводящей экспертизу;
- время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
- основания для проведения экспертизы;
- сведения о заказчике экспертизы;
- информация о транспортном средстве и его индивидуальные признаки;
- список использованной литературы;
- список проведенных исследований;
- обоснование экспертных выводов.
Кого направляют на ремонт по ОСАГО?
На основании пункта 15.1, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного на территории РФ, преимущественно осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта.
Отмечу, что возмещение имеет место, в случае если у виновника ДТП имеется полис ОСАГО (действующий, не поддельный).
Поясню.
Если попали в ДТП, Вы не признаны виновником, у виновника есть полис ОСАГО, Ваше транспортное средство зарегистрировано в РФ, то после обращения в страховую, Вас в большинстве случаев, направят на ремонт в СТО (станция технического обслуживания, автосервис), с которой у страховой, заключен соответствующий договор.
Страховая компания, не всегда направляет на ремонт. В пункте 16.1 закона «Об ОСАГО», рассмотрены случаи, когда ущерб возмещается деньгами.
Как видите, прежде чем начать решать вопрос со страховой компанией, важно вооружиться знаниями. Вы должны понимать, где Вас могут обмануть и когда Вы к этому готовы, то последовательность действий, становится верной, делаем все по порядку, не поддаемся на провокации и в результате, при нарушении Ваших прав, отстоять интересы будет намного проще.
Как видите, любая проблема может быть решена до суда, или в суде. Закон и судебная практика, дала нам ответы на большинство вопросов, и мы видим, что вполне успешно, можно взыскать деньги в судебном порядке, нет ничего страшного в отказе принять автомобиль, и нет никаких проблем в затягивании сроков ремонта или при некачественном ремонте.
Теперь Вы знаете как действовать в большинстве ситуаций, а если столкнулись с нестандартной проблемой, то пишите вопросы в комментариях, или лучше в чате, так ответ будет быстрее.
Отказали в ремонте по ОСАГО?
На сегодняшний день все еще встречаются необоснованные отказы в ремонте ОСАГО со стороны СК. Как это обычно происходит? – Вам либо отказывает в направлении на ремонт страховая компания, предварительно протянув дело пару недель, либо отказывает непосредственно СТО, в которую вы получили направление. На словах поводом для отказа является ваш отказ в доплате за ремонт или несогласие с использованием б/у запчастей при ремонте.
Чаще всего так делают в отношении автомобилей со значительным износом, когда выгоднее кинуть денег на половину стоимости з.ч., чем думать, как провести ремонт по условной рыночной стоимости новых запчастей. В некоторых случаях, озадаченному клиенту, получившему деньги в зубы, просто говорят что-то типа: – мы не ремонтируем автомобили старше 2010 года. Это весьма спорное утверждение, т.к. в законе его нет.
Сроки ремонта на СТО по ОСАГО
Вопросы в отношении сроков восстановительных работ по ОСАГО часто интересуют пострадавших автомобилистов. Причина проста – машины так прочно вошли в жизнь многих людей, что без них просто невозможно справляться со своими делами, а иногда даже водители лишаются заработка. По этой причине для автомобилистов проблемы задержек порой критичны.
Всего существует два типа сроков восстановительных работ:
- Срок ремонта в соответствии со страховым договором ОСАГО. Иногда в договоре обозначаются точные временные рамки проведения восстановительных работ, тогда их следует строго соблюсти независимо от обстоятельств. Важно знать, что отсутствие запасных частей либо инструмента не выступает уважительной причиной от несоблюдения сроков ремонта.
- Понятие «разумных сроков». Оно используется в российском законодательстве, однако точного определения не существует. Под разумными понимаются сроки, в которые реально выполнить необходимые работы с имеющимися ресурсами. К примеру, простую вмятину не должны устранять полгода – это неразумно долго и необоснованно.
Внимание! В соответствии с законом «Об ОСАГО», восстановительные работы не могут длиться больше 30 рабочих дней. В соглашении и направлении на ремонт страховая компания может обозначить и больший срок, а водитель может не заметить этого факта (законодательство предусмотрело данную возможность). В такой ситуации вопрос следует решать индивидуально и обоснованно.
Если автосервис не может уложиться в обозначенный срок, тогда можно обратиться в страховую компанию с требованием заплатить неустойку в размере полпроцента от стоимости ремонта по ОСАГО за каждый день просрочки. Иногда водитель может получить дополнительную надбавку за упущенную выгоду.
Направление на ремонт по ОСАГО должно содержать срок, в течение которого работы должны быть завершены. На его выдачу страховщику отводится 20 дней. Несоблюдение этого срока является причиной для взыскания просрочки в размере 1% от величины страховой выплаты за каждый просроченный день.
Что делать, если страховщик не покрыл полную стоимость ремонта по ОСАГО
Иногда страховщик не удовлетворяет требования в выплате по автогражданке. Случаи отказа в компенсации бывают разными. Как только автосервис узнает о получении направления на восстановительные работы и уведомляет клиента, что суммы, установленной оценщиком на ремонт, не хватит, пострадавшему автомобилисту необходимо без промедления обратиться к независимому эксперту. В соответствии с полученными результатами страховщик обязан пересмотреть величину компенсации, чтобы она в полной мере покрыла расходы на восстановление.
Страховая компания не всегда охотно изменяет результаты определения величины ущерба, установленного своим экспертом. В этом случае собственник пострадавшего автомобиля может направить досудебную претензию и не торопиться самостоятельно выполнять ремонт.
Если страховщик откажет в удовлетворении претензии, можно подать судебный иск. В этом случае автомобиль следует предоставить на проверку эксперту-оценщику, предоставленному судом. Когда в ДТП ущерб наносится здоровью и жизни, выплата может достигать полмиллиона рублей. При причинении вреда исключительно имуществу, максимальная компенсация ограничена 400 тысячами рублей. Если этих денег недостаточно, разницу придётся покрыть автомобилисту.
Как получить направление на ремонт по ОСАГО
Необходимо получить направление, чтобы уже по нему был произведён ремонт автомобиля по ОСАГО. Выдача направления на ремонт возможна после рассмотрения соответствующего заявления, его пишет владелец автомобиля, а затем направляет в страховую компанию. Когда страховой случай не подошел под имеющиеся положения закона, страховка предоставляется в виде ремонта транспортного средства.
При этом направление на ремонт по ОСАГО действует на протяжении 30-ти дней — за этот срок машина уже должна быть отремонтирована.
Чтобы получить направление на ремонт по ОСАГО, водитель должен:
- Оповестить страховую компанию о случившемся ДТП.
- Собрать пакет документов, в состав которого входят страховой договор и сам полис, ПТС, квитанции об оплате эвакуатора, экспертизы и стоянки, паспорт, копии протокола и постановления ГИБДД и извещение о ДТП.
- Составить заявление на выплату страховой суммы и подать его в страховую компанию.
- Предоставить автомобиль на осмотр страховщику (это нужно сделать в течение 5-ти дней с даты подачи заявления о страховом возмещении ).
- Машина осматривается страховой компанией, также она может быть направлена на независимую экспертизу.
Когда все необходимые документы уже получены, выяснены обстоятельства происшествия и произведена оценка, автомобиль осмотрен и проведена соответствующая экспертиза, в страховой компании выдают официальное направление на ремонт. В правилах ОСАГО для этого определены конкретные сроки: 20 или 30 дней.
Направление включает в себя следующий состав данных:
- сведения о потерпевшем;
- реквизиты полиса, страхового договора;
- данные о транспортном средстве;
- сумма доплаты за проведение ремонта;
- срок выполнения ремонта автомобиля;
- название СТО, где будет осуществляться ремонт, а также ее адрес, реквизиты.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
В чем преимущества ремонта перед компенсацией?
Можно выделить следующие основные преимущества инициирования ремонта машины вместо получения денежной компенсации от страховой компании:
- Если сумма ущерба — в пределах 400 000 рублей, то у владельца поврежденной машины не будет вообще никаких расходов на организацию ремонта (кроме, возможно, издержек на транспортировку автомобиля на СТО — поскольку в законе однозначно не указано, что страховая компания должна производить такую транспортировку за свой счет).
При денежной схеме компенсации часто бывает, что владелец автомобиля оказывается не у дел: страховая рассчитывает неадекватно низкую стоимость выплаты. Как следствие — за приведение автомобиля в функциональное состояние человеку приходится доплачивать самому, и порой довольно существенно. Разумеется, все издержки впоследствии можно попробовать взыскать через суд, но тут нет никаких гарантий. А в случае с ремонтом по ОСАГО хотя бы будет гарантия того, что автомобиль сможет ездить — в то время как даже такой сценарий при денежной компенсации не всегда может наблюдаться.
- Предполагается, что детали на автомобиль при ремонте по ОСАГО будут ставиться новые. Их номинальная стоимость, скорее всего, будет существенно выше той, что соответствовала бы цене деталей с учетом их износа — в рамках схемы с денежной компенсацией ущерба.
При этом закон допускает (хотя и не предписывает рассматривать в качестве правила) сценарий, при котором страховщик, пострадавшая сторона и СТО договариваются о том, что на автомобиль будут установлены подержанные детали. Разумеется, такой подход не должен быть навязан страховщиком: владелец ТС может настоять на использовании одних лишь новых деталей. Однако, страховщик вправе аргументировать целесообразность использования подержанных запчастей тем, что без их использования сумма ущерба превысит 400 000 рублей, а если их поставить, то вполне можно уложиться в предельную величину возмещения.
- Страховая компания берет на себя все основные организационные моменты: собственнику в общем случае не нужно тратить время на личное участие в процедуре возмещения ущерба (исключая те действия, которые объективно потребуют его присутствия — например, при подаче заявления на ремонт или при подписании акта приемки автомобиля после ремонта).
Разумеется, пострадавшей стороне может потребоваться приложить определенные усилия к тому, чтобы доказать свою правоту в спорных ситуациях — которые в потенциале могут появляться не реже, чем при денежной схеме возмещения ущерба. Однако, при соответствующей схеме объем подобных усилий, скорее всего, будет аналогичным. Поэтому, в части общей экономии времени сценарий с ремонтом все-таки имеет преимущество.
- Законом и договором довольно жестко регламентированы сроки осуществления ремонта.
При их нарушении на обязанную сторону накладываются финансовые санкции — представленные, прежде всего, неустойкой. Кроме того, предусмотренные законом меры воздействия на страховщика может оказать и регулятор — Центробанк. Также у владельца ТС есть все правовые основания для обеспечения приемлемого качества ремонта поврежденной машины.
Вместе с тем, можно выделить и ряд недостатков процедуры ремонта — как способа возмещения ущерба по ОСАГО:
- Отсутствие четко прописанного в законе механизма контроля над действиями страховщика и аффилированного с ним СТО.
Результаты их взаимодействия могут устраивать каждую из указанных сторон, но совершенно не устраивать собственника ТС — как в части организационных вопросов, так и в части выполнения обязательств по фактическому восстановлению автомобиля.
- Отсутствие прописанных в законе ограничений на навязывание страховщиком или СТО различных дополнительных условий договора с пострадавшим лицом.
Например — на включение в договор пунктов о согласии безусловно доплатить за ремонт. Или — пунктов о согласии использовать при ремонте машины любые детали, когда-либо бывшие в употреблении. Страховщик или СТО в принципе могут навязать потерпевшему лицу какие угодно услуги — даже если они не имеют прямого отношения к договору на проведение ремонта по ОСАГО. Но, нужно отметить, что эти услуги вполне могут оказаться полезны — и не слишком обременительны в финансовом плане (например, услуги по специальной диагностике ТС на СТО — в целях выявления различных неисправностей, не обусловленных участием машины в ДТП).
Минимальное и максимальное время на восстановление авто
В законодательстве не прописаны четкие сроки проведения ремонтных работ. Каждый случай индивидуален. Отсчет дней начинается с того момента, как пострадавший передал представителю страховой компании заявление на получение компенсации из-за ДТП:
- Минимальный срок проведения восстановительных работ – 2-3 дня. Если в СТО или сервисном центре есть необходимые детали, рабочие обладают должной квалификацией, а машина повреждена незначительно, то замену деталей обязаны сделать в течение нескольких дней.
- Максимальный срок проведения восстановительных работ – 30 дней. Автолюбителю стоит учитывать, что СТО не вправе затягивать мелкий и средний ремонт на месяц. Максимальный период ремонта допускается при крупных повреждениях, когда восстановление требует долгой и кропотливой работы.
СТО гарантирует качество предоставляемых услуг на кузовные работы на срок, не меньше полугода. На лакокрасочные работы – на срок не меньше года.
Перед началом восстановительных работ между страховой компанией, пострадавшим и СТО заключается договор. В документе четко прописываются сроки проведения ремонта, расчет стоимости всех работ и их перечень. После окончания ремонта автовладельцу рекомендуется быть внимательным, и не подписывать акт приема автомобиля, если хоть один из пунктов договора не выполнен, или выполнен, но некачественно. На этом этапе рекомендуется приглашать независимого эксперта.
Страховщики всегда нацелены на минимизацию своих расходов, поэтому прибегают к различным уловкам на этапе оформления направления. Выражается это в необходимости «подписать дополнительные документы». Водители должны оставлять свои подписи только на двух бумагах: извещение о ДТП и заявление в страховую. Последнее пишется в свободной форме, поэтому рекомендуем сделать его дома самостоятельно. Если страховщик дает собственный бланк заявления, внимательно читайте каждую строку. Чаще всего водителей пытаются подловить на описанных согласиях:
- На дополнительную оплату, если денежных средств от СК не хватает. Параллельно выплата занижается страховщиками.
- На выбор любой мастерской из списка, хотя в этом пункте есть ограничение.
- На использование подержанных запчастей.
Почему нужно доплачивать, если нет виновны?
Нужно помнить, что все выплаты начисляются только по специальному справочнику. Там учитывается большое количество показателей, которые влияют на итоговый расход средств. Владелец не может самостоятельно определиться с маркой масла, которую заливают в автомобиль или установкой свечей, которые приобретал и постоянно устанавливал. Все показатели прописываются в специальном справочнике, и страховая компания сама решает, что нужно применить.
Но, когда вы хотите снизить расходы, то можно воспользоваться применением старых приспособлений. Такое соглашение обычно оформляется в письменной форме и согласовывается со страховой компанией. Даже, когда вы не виновны, вы должны оплачивать все процедуры. Но, по закону, вы можете потребовать выплату со стороны виновника. Все это решается либо сразу после ДТП, либо в установленном судебном порядке.