Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание задолженности по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В силу ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Согласно п.п.1, 7 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст.47 НК РФ.
Таким образом, обращению взыскания на имущество должника предшествует процедура взыскания задолженности, установленная ст.46 НК РФ: обращение взыскания на денежные средства должника на счетах в банках.
При этом оба способа принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренные НК РФ, являются равноценными и применяются последовательно, то есть невозможность взыскания налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, влечет применение иной процедуры взыскания налога и пеней за счет имущества должника. Применение мер принудительного исполнения налоговой обязанности в порядке ст.47 НК РФ исключает применение процедуры, установленной в ст.46 настоящего Кодекса.
Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст.47 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.47 НК РФ в случае, предусмотренном п.7 ст.46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, в пределах сумм, которые указаны в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.46 НК РФ.
При этом НК РФ не предусматривает в качестве основания вынесения постановления о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика отзыв из банка ранее направленного инкассового поручения.
Таким образом, вынесение налоговым органом постановления о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика и направление указанного постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения не требуют отзыва налоговым органом из банка инкассового поручения, выставленного к счету должника.
Вышеизложенное подтверждается положениями п.п.1 и 4 ст.47 НК РФ, согласно которым полномочиями по взысканию налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, наделены налоговые органы, а не судебные приставы-исполнители.
Пунктом 2.8 Порядка в случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). ГК РФ в ст. 62-65 регулирует вопросы ликвидации юридического лица и вытекающие из этого имущественные обязательства.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т.е. в порядке банкротства.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и налогоплательщиков.
При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о принятии решения о ликвидации по установленной форме в десятидневный срок с момента вынесения решения.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ)
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ; в редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 29.11.2010 № 324-ФЗ)
Статья 47. Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
1. В случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств, налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия постановления о взыскании задолженности (далее в настоящей статье — индивидуальный предприниматель), в пределах сумм, не превышающих отрицательное сальдо единого налогового счета, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится на основании постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества (далее — постановление о взыскании задолженности), размещенного в реестре решений о взыскании задолженности.
2. Направление постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Одновременно с направлением постановления о взыскании задолженности налоговый орган размещает указанное постановление в реестре решений о взыскании задолженности с указанием сведений о его отправке судебному приставу-исполнителю. При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, приостанавливается до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены.
3. Направление судебному приставу и размещение постановления о взыскании задолженности в реестре решений о взыскании задолженности осуществляются в течение десяти месяцев:
либо с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному постановлению при наличии отрицательного сальдо на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты возникновения после размещения в реестре решений о взыскании задолженности предшествующего постановления новой суммы задолженности на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо по истечении трех лет с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, не превышающем 30 тысяч рублей.
4. Постановление о взыскании задолженности, размещенное после истечения срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Постановление о взыскании задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт, размещается в реестре решений о взыскании задолженности одновременно с информацией о таком судебном акте, вступившем в законную силу.
5. Постановление о взыскании задолженности должно соответствовать требованиям к исполнительным документам, установленным Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также содержать:
1) наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
2) дату принятия и номер решения налогового органа о взыскании задолженности;
3) идентификационный номер налогоплательщика, наименование и адрес налогоплательщика (налогового агента) — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства налогоплательщика (налогового агента) — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;
4) дату выдачи указанного постановления.
6. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения соответствующего исполнительного производства.
7. Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов, за исключением счетов в банках, в отношении которых направлены поручения в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Взыскание задолженности в части налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) производится за счет общего имущества товарищей.
При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
9. В случае взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента погашения задолженности в пределах сумм денежных средств, вырученных от реализации такого имущества.
10. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
11. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании задолженности в части уплаты сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Само взыскание проходит по определенной процедуре.
Сначала издается решение о взыскании налога за счет имущества. Принимает такое решение руководитель ИФНС или его заместитель. Сделать это он может в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога. А в течение трех дней с момента вынесения такого решения указанное лицо направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Формы решения и постановления о взыскании налогов за счет имущества утверждены приказом ФНС России от 14 мая 2007 г. № ММ-3-19/293@.
Если решение о взыскании налога за счет имущества принято после истечения одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога, оно считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в таких ситуациях инспекторы все еще могут обратиться в суд. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Для взыскания задолженности приставу отводится двухмесячный срок. Отсчет начинается со дня, когда к приставу поступило постановление из ИФНС (п. 4 ст. 47 НК РФ). В трехдневный срок с этого момента пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. При этом копия названного постановления обязательно должна быть направлена задолжавшему налогоплательщику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Произойти это должно не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
Таким образом, о том, что на имущество обращено взыскание, компания может узнать только от судебного пристава-исполнителя.
Пристав уполномочен… не действовать
Отказать в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может по нескольким причинам. Назовем некоторые из них, например (ст. 31 Закона № 229-ФЗ):
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо оно не подписано. Правда, нужно учесть, что в некоторых случаях исполнительное производство подлежит возбуждению и без такого заявления;
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа;
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;
- исполнительный документ был ранее предъявлен, и производство по нему было прекращено или окончено.
Взыскание налога и пени с налогоплательщиков осуществляется
Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2016 N 110-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Установление требований кредиторов в деле о банкротстве
Согласно разъяснениям, данным в п. 10 Обзора Президиума ВС РФ, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Данные разъяснения справедливы как в отношении текущих платежей, так и в отношении реестровой задолженности. В каждом случае суду надлежит в полной мере исследовать доказательства, подтверждающие наличие и размер задолженности по налогам.
Требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, которые отражены в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки (п. 10 Обзора Президиума ВС РФ).
Таким образом, доказательствами, подтверждающими наличие и размер задолженности по налогам, в первую очередь служат налоговые декларации (расчеты), представленные в налоговый орган. Кроме того, доказательствами могут являться следующие документы:
- карточки расчетов с бюджетом;
- решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Важно понимать, что взыскание налоговой задолженности — четко регламентированная процедура, разделенная на определенные этапы. Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена (п. 11 Обзора Президиума ВС РФ). В связи с этим порядок соблюдения налоговым органом процедуры взыскания должен обязательно исследоваться судом.
В случае возникновения споров по вопросу учета текущей задолженности налоговый орган также обязан подтвердить, что он принял предусмотренные законом меры к ее взысканию.
Данный вывод нашел отражение в судебной практике по вопросам включения требований налогового органа в реестр требований кредиторов. Приведем несколько примеров.
- Суд установил, что уполномоченным органом приняты не все предусмотренные законом меры по взысканию суммы недоимки и пени. Право на включение указанной суммы недоимки и пени в реестр требований кредиторов не подтверждено (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2020 г. №17АП-4056/20 по делу №А60-66861/2018).
- Тринадцатый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о надлежащем соблюдении заявителем предусмотренного НК РФ досудебного порядка взыскания (Постановление от 21 ноября 2019 г. №13АП-19580/19 по делу №А21-5116/2018-2, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2020 г. №Ф07-254/20 оставлено без изменения).
- Суд пришел к выводу, что уполномоченным органом не соблюден порядок и сроки досудебного взыскания задолженности, а также не представлены доказательства обоснованности начисления пени (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2018 г. №17АП-7041/18 по делу №А60-30492/2017).
- Суд указал, что установление требований налогового органа в деле о банкротстве осуществляется на основании документов, подтверждающих размер налоговых обязательств. При этом суд проверяет соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности с целью соблюдения сроков на принудительное исполнение налоговой обязанности (ст. 46, 47 НК РФ) в случае принятия решения задолго до введения первой процедуры в деле о банкротстве (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 г. №13АП-8914/18 по делу №А21-6816/2016).
Из всего вышеизложенного следует, что налоговый орган должен документально доказать соблюдение следующих этапов взыскания недоимки.
Специфика течения срока давности
В судебной практике по ст. 48 НК РФ возникает немало сложностей при исчислении давностного периода. Разберемся в вопросах течения срока подробнее.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, исковое заявление о взыскании неуплаченных в срок сумм направляется контролирующим органом до истечения 6 мес. с даты окончания срока исполнения предъявленных плательщику требований. В этом же пункте говорится о некоторых особенностях исчисления периода.
Так, п. 2 ст. 48 НК РФ закрепляет правило суммирования требований к ответчику за 3 года. Течение трехлетнего срока начинается с даты истечения периода, отведенного для исполнения самого первого требования. Если за все 3 года размер невыплаченных сумм больше 3-х тыс. руб., контролирующий орган приобретает право обратиться в суд с иском о взыскании. Еще раз отметим, что в заявлении указывается общая сумма по всем предъявленным ответчику требованиям. Направить иск контролирующий орган может в пределах 6 мес. с даты, когда возникло превышение невыплаченных сборов, налогов, взносов, штрафов и пеней суммы в 3 тыс. руб.
Если же на протяжении 3-х лет с даты окончания срока исполнения самого первого требования об отчислении обязательного платежа в бюджет сумма неисполненных обязательств оказалась меньше 3000 руб., ИФНС или таможенная инспекция тоже может обратиться в суд. Срок для направления иска в этом случае также составляет 6 мес. Но вот исчисление его начинается с даты окончания трехлетнего срока.
Приведенное в п. 2 ст. 48 НК РФ правило – это исключение из общего порядка, закрепленного в п. 1 этой же нормы, в соответствии с которым контролирующий орган вправе обратиться в суд только при превышении размера неисполненных плательщиком требований суммы в 3 тыс. руб.
Пояснения по вопросам восстановления сроков давности
Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.
Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.
В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.
Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?
В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.
Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.
Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.
Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)
Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?
Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).
Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.
И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.
Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).
Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.
Есть и другие основания для списания недоимки:
- компания ликвидируется;
- инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
- компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.