Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обыск и обследование 5 важных отличий схожих контрольных мероприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательно необходимо проконтролировать полномочия сотрудников полиции, которые посетили ваше предприятие. Бывает так , что обследование предприятия маскируется под обыск, что бы увеличить полномочия оперативников для получения наиболее полной, компрометирующей информации. Поэтому руководитель предприятия обязан знать, какие документы предоставляются при любом из этих правовых действий.
Проведение осмотра налоговыми инспекторами допускается как в ходе проведения налоговых проверок, так и вне их рамок – но в последнем случае необходимо согласие самого налогоплательщика. Если для осмотра в ходе проверки налоговикам обязательно требуется решение на проведение выездной проверки либо мотивированное постановление на осмотр в рамках камеральной, то для иных поводов требуется только уведомить налогоплательщика о предстоящем визите. Сделать это могут в любой форме и практически в любое время, так как минимальный срок для уведомления налоговым законодательством не предусмотрен (пп. 6 п. 1 ст. 31, ст. 92 НК РФ).
Также нет ограничений в части продолжительности осмотра по времени, согласованности с рабочим графиком проверяемых. Однако ст. 103 НК РФ запрещает налоговым инспекторам причинять неправомерный вред при проведении контрольных мероприятий как самим проверяемым лицам, так и их имуществу. В этой связи недопустимо начинать осмотр тогда, когда рабочее время всех сотрудников уже закончилось, но если осмотр начинался утром и завершился поздней ночью – это необязательно будет расценено как нарушение прав налогоплательщика. А вот если понятому в 18.00 надо идти в детский сад за ребенком – тут осмотр скорее всего будет перенесен, ведь в отсутствие понятых его проводить незаконно.
Налоговики могут осмотреть не только территории, здания и помещения налогоплательщика, но и его компьютер, любые документы. При выездной проверке допускается изъятие оригиналов документов, компьютеров, серверов и иных материальных носителей информации. Хотя в наименовании контрольного мероприятия речь идет вроде бы только о визуальном осмотре, но для осмотра технических устройств требуется изучение содержащейся в них информации, поэтому даже судьи считают подобное изъятие в рамках проведения осмотра допустимым и законным (Постановление АС ВСО № Ф02-94/2017 от 14.03.2017). По этой же логике допускается и распечатка документов из компьютерных баз.
Межведомственный обмен информацией
Как видите, и налоговые инспекторы, и полиция вправе изъять у компании электронные носители или данные с жестких дисков в ходе выездной проверки либо при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Полученную полицией информацию, недостаточную для возбуждения уголовного дела, но содержащую признаки налогового правонарушения, полицейские отсылают в ИФНС в порядке межведомственного обмена (п. 3 ст. 82 НК РФ). Инспекция же вполне может принять эту информацию и на ее основе провести свои контрольные мероприятия – например, направить материалы на экспертизу или инициировать выездную проверку. Тогда, при отсутствии нарушений в ходе изъятия и дальнейших мероприятий, доказательства станут основой для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Помимо самостоятельных мероприятий все эти органы могут проводить и совместные проверки – например, при проведении обследования полицией приглашены налоговые инспекторы, однако постановление есть только у полиции. В этом случае инспекторы выступают лишь специалистами, владеющими знаниями о том, какие бухгалтерские документы могут свидетельствовать о тех или иных фактах. Любые требования налогового инспектора в такой ситуации ограничиваются общими нормами НК РФ о полномочиях налоговиков вне рамок проведения налоговых проверок.
Обыск и обследование – 5 важных отличий схожих контрольных мероприятий
Различающиеся по правовой природе ОРМ и следственные действия имеют совпадающие цели и схожие наименования. Обследованию жилища соответствует обыск жилища.
Обыск проводится, если у следствия есть данные о том, что в конкретном месте могут находиться наркотики, иные предметы, которые имеют значение для дела, но неизвестно, где именно они лежат. То есть цель обыска — поиск объектов, подлежащих изъятию.
Обследование жилых помещений определяется как их оперативный (непроцессуальный) осмотр. Проводится он, в отличие от следственного осмотра, либо втайне от владельцев помещений и заинтересованных лиц, либо с сокрытием от них его истинных целей. А основная цель этого ОРМ — обнаружить следы преступной деятельности и установить лицо, подозреваемое в совершении преступления.
В оперативно-розыскной деятельности правоотношения между государственными органами и гражданами не получили той степени развития, которая присуща уголовному судопроизводству2. Даже в случае проведения его гласно участники юридически не наделяются комплексом прав, позволяющим активно отстаивать свои интересы.
Предполагает ли гласное обследование жилища поисковые мероприятия в нем? Некоторые авторы полагают, что в действующей законодательной формулировке это ОРМ может включать в себя только осмотр3. Думается, независимо от гласности проведения этого ОРМ, оно, по смыслу положений Закона об ОРД, не может быть направлено на обнаружение доказательств.
Результаты негласного обследования жилых помещений оформляют справкой оперативного работника. В ней отмечается, что удалось обнаружить при обследовании — зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки или явные следы преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для раскрытия преступления. Это могут быть также предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД. Саму справку нельзя использовать в уголовно-процессуальном доказывании как иной документ в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК РФ. Возможность использования результатов обследования жилища в доказывании появляется только в случае изъятия предметов или документов.
Оперативные сотрудники не нарушают неприкосновенность жилища, если входят туда при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»4 (далее — Закон о полиции), ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»5). Но если они проникают в жилище против воли проживающих в нем лиц, то должны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.
Если во время негласного проведения ОРМ оперативные сотрудники обнаружили предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, они принимают меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости они могут изымать образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ.
Определенные возможности для проведения обследования предоставляет Закон о полиции. В соответствии со ст. 15 этого закона сотрудники полиции могут проникать в жилое помещение в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и для пресечения преступления. При необходимости они могут взламывать (разрушать) запирающие устройства, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в жилые помещения.
Конституционный Суд РФ в определении от 01.12.1999 № 211-О6 отметил: проведение ОРМ, сопровождающих производство предварительного расследования по уголовному делу, не может подменять процессуальные действия, предусмотренные УПК.
В определении от 04.02.1999 № 18-О7 Суд констатировал, что ОРД и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно-розыскные мероприятия не подменяют процессуальные действия, осуществляемые при проведении дознания и предварительного следствия. Результаты ОРМ — не доказательства, а лишь сведения об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.
Правовую позицию по вопросам обследования жилого помещения в рамках ОРД Конституционный Суд высказал в определении от 19.02.2009 № 114-О-О8. В нем КС РФ анализирует следующую ситуацию: сотрудник управления ФСБ России, имея судебное решение на право проведения ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» по месту проживания Мальцева, вошел в его квартиру. Находясь в жилище заявителя, он в присутствии понятых вначале произвел досмотр Ткачева, у которого были изъяты деньги, помеченные подписью «взятка». Затем он осуществил осмотр квартиры Мальцева, в результате которого также были изъяты деньги с надписью «взятка», два мобильных телефона и некоторые другие предметы.
Действия оперуполномоченного ФСБ по осмотру квартиры, изъятию денежных средств и телефонов были обжалованы в суд. Судья Южно-Сахалинского городского суда оставил жалобу без удовлетворения, указав, что оценка действий оперуполномоченного может предрешить выводы суда при рассмотрении дела по существу (постановление от 02.07.2008). Сахалинский областной суд это постановление отменил и производство по жалобе прекратил, поскольку действия оперативных сотрудников не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ (кассационное определение от 30.07.2008).
Конституционный Суд указал, что ст. 8 Закона об ОРД определяет лишь условия проведения ОРМ и не затрагивает вопросы изъятия личного имущества граждан. Эти вопросы регулируются другими законодательными актами. Таким образом, гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным обыском либо административным досмотром. Они имеют свои основания, процедуру и порядок фиксации.
В определении от 20.11.2014 № 2557-О9 КС РФ вновь констатировал, что Закон об ОРД не регламентирует уголовно-процессуальные правоотношения, а потому и отношения, связанные с получением, проверкой и оценкой доказательств. Сами по себе материалы ОРД не являются процессуальным источником доказательств. Они выступают лишь материальными носителями информации об обстоятельствах преступления и лицах его совершивших.
А. В. Смирнов в качестве законных способов доказывания называет лишь следственные и иные процессуальные действия. Коль скоро сведения должны быть получены именно из уголовно-процессуальных источников, нельзя признавать таковыми сведения, добытые в результате оперативно-розыскных мероприятий. После проведения ОРМ орган дознания, помимо составления актов ОРМ, обязан немедленно возбудить уголовное дело. Затем, вместо составления и представления в качестве доказательств актов обследования помещений или оперативного сбора образцов для сравнительного исследования, орган дознания должен провести неотложные следственные действия: обыск либо осмотр места происшествия, а также получить образцы для сравнительного исследования 10 .
Лицо, в квартире которого проведено обследование, может обратиться в суд за защитой своих прав. Правда, перспективы такого обжалования нельзя оценить однозначно.
Позиция ЕСПЧ: нельзя. Европейский Суд по правам человека в постановлении от 18.09.2014 по делу «Аванесян против России» (жалоба № 41152/06)11 отметил, что судебное решение на право проведения ОРМ не подлежит пересмотру даже после того, как отпала необходимость хранить его в тайне (п. 30).
22.03.2006 по ходатайству начальника отдела внутренних дел судья Георгиевского городского суда Ставропольского края вынес постановление о разрешении обследования жилища. Из него следовало, что у Аванесяна могли находиться вещи и предметы, запрещенные к обращению. Для их обнаружения и изъятия необходимо было провести ОРМ. В тот же день в дом Аванесяна пришли двое сотрудников ОВД и обследовали жилые помещения. Хозяина дома не было, и сотрудники милиции показали решение его отцу. У того случился сердечный приступ, и он скончался до прибытия «скорой помощи». Согласно акту о результатах обследования каких-либо предметов обнаружено или изъято не было.
Coдepжaщиecя в зaкoнe фopмyлиpoвки нocят «paмoчный» xapaктep и тpeбyют кoнкpeтизaции в пoдзaкoнныx aктax, oпpeдeляющиx ocнoвaния изъятия дoкyмeнтoв (кoпий дoкyмeнтoв), пoдтвepждaющиx пpaвa нa мaтepиaльныe цeннocти и дeнeжныe cpeдcтвa пpeдпpинимaтeлeй, пocкoлькy oни мoгyт oкaзaть cyщecтвeннoe влияниe нa cтaбильнyю дeятeльнocть бизнeca.
Пpикaзoм MBД Poccии oт 30.03.2010 № 249 былa yтвepждeнa Инcтpyкция o пopядкe пpoвeдeния coтpyдникaми opгaнoв внyтpeнниx дeл глacнoгo oпepaтивнo-poзыcкнoгo мepoпpиятия «Oбcлeдoвaниe пoмeщeний, здaний, coopyжeний, yчacткoв мecтнocти и тpaнcпopтныx cpeдcтв» (дaлee — инcтpyкция). Инcтpyкция peглaмeнтиpyeт пopядoк пpoвeдeния yкaзaннoгo OPM, yтвepждaeт пepeчeнь дoлжнocтныx лиц opгaнoв внyтpeнниx дeл, yпoлнoмoчeнныx пoдпиcывaть pacпopяжeниe o eгo пpoвeдeнии. Taкжe в инcтpyкции oпpeдeлeны тpeбoвaния к cocтaвлeнию дoкyмeнтoв, oтpaжaющиx peзyльтaты пpoвeдeния paccмaтpивaeмoгo oпepaтивнo-poзыcкнoгo мepoпpиятия.
Cпycтя пoчти гoд пocлe ввeдeния в дeйcтвиe инcтpyкции мoжнo cкaзaть, чтo и ee пpимeнeниe cтaлкивaeтcя c пpoблeмaми. К ним мoжнo oтнecти, нa пepвый взгляд, чиcтo тexничecкyю пpoблeмy, cвязaннyю c нeoбxoдимocтью изгoтoвлeния кoпий c дoкyмeнтoв в xoдe пpoвepки. Beдь тaкиe пpoцeдypы нe тoлькo oтнимaют мaccy вpeмeни, нo и тpeбyют oщyтимыx зaтpaт. Taк, извecтны мнoгoчиcлeнныe cлyчaи, кoгдa pyкoвoдитeлям кoммepчecкиx opгaнизaций в xoдe пpoвeдeния OPM вынyждeны были изгoтoвить кoпии c нecкoлькиx тыcяч дoкyмeнтoв, oтpaжaющиx финaнcoвo-xoзяйcтвeннyю дeятeльнocть.
Нapядy c этим дo нacтoящeгo вpeмeни нe peшeны пpoблeмы, cвязaнныe c пpoвeдeниeм oбcлeдoвaния пoмeщeния в нoчнoe вpeмя. Кpoмe тoгo, в пoлoжeнияx инcтpyкции нe зaкpeплeнa oбязaннocть cyбъeктoв пpoвepки пo cocтaвлeнию aктa oбcлeдoвaния пoмeщeния в тex cлyчaяx, кoгдa coтpyдники кoммepчecкиx opгaнизaций пo paзличным пpичинaм пoкидaют oбcлeдyeмoe пoмeщeниe. Извecтны cлyчaи нe тoлькo oбcлeдoвaния пoмeщeний в oтcyтcтвиe paбoтникoв opгaнизaции, нo и изъятия дoкyмeнтoв, xpaнящиxcя в ceйфax, нaxoдящиxcя в oфиcныx пoмeщeнияx. Нeзaкoннocть пoдoбнoй пpaктики oчeвиднa.
Нaкoнeц, в xoдe пpимeнeния инcтpyкции вecьмa ocтpo oбoзнaчилacь и пpoблeмa диффepeнциaции oбcлeдoвaния пoмeщeний в paмкax пpoвeдeния OPM oт oбыcкa, пopядoк пpoвeдeния кoтopoгo пpeдycмoтpeн УПК PФ.
Из пpaктики. Coтpyдники oднoгo из oпepaтивныx пoдpaздeлeний ГУ MBД Poccии пo ЮФO в июнe 2010 г. пpoвeли oбcлeдoвaниe пoмeщeний 3AO «M» в cвязи c пoлyчeннoй инфopмaциeй o вoзмoжнoм yклoнeнии oт yплaты нaлoгoв. B xoдe oбcлeдoвaния oпepaтивники изъяли кoпии бyxгaлтepcкиx дoкyмeнтoв (в чacтнocти, книги пoкyпoк, книги пpoдaж, cчeтoв-фaктyp, плaтeжныx дoкyмeнтoв, дoвepeннocтeй нa пoлyчaтeля и иныx дoкyмeнтoв, oтpaжaющиx взaимopacчeты 3AO «M» c кoнтpaгeнтaми), a тaкжe cиcтeмный блoк кoмпьютepa глaвнoгo бyxгaлтepa пpeдпpиятия, o чeм oпepaтивным coтpyдникoм был cocтaвлeн пpoтoкoл.
Гeнepaльный диpeктop 3AO К. oбpaтилcя в cyд c пpocьбoй пpизнaть ocнoвaния пpoвeдeния OPM и дeйcтвия oпepaтивныx coтpyдникoв нeзaкoнными. B кaчecтвe oбocнoвaния oн yкaзaл нa oтcyтcтвиe пpeдycмoтpeнныx 3aкoнoм oб OPД ocнoвaний для пpoвeдeния oбcлeдoвaния пoмeщeния — oнo былo пpoвeдeнo бeз coглacия К. кaк pyкoвoдитeля пpeдпpиятия и фaктичecки пpeдcтaвлялo coбoй нeзaкoнный oбыcк.
Cyд cчeл жaлoбy пoдлeжaщeй yдoвлeтвopeнию чacтичнo пo pядy ocнoвaний. Taк, cyд oтмeтил, чтo oбcлeдoвaниe пoмeщeний, здaний, coopyжeний, yчacткoв мecтнocти и тpaнcпopтныx cpeдcтв мoжeт ocyщecтвлятьcя тoлькo c coглacия влaдeльцeв ocмaтpивaeмыx oбъeктoв. Пpи пpoвeдeнии дaннoгo OPM нe дoпycкaeтcя фaктичecкoe пpoвeдeниe oбыcкa, т. e. ocyщecтвлeниe кaкиx-либo пpинyдитeльныx, вoпpeки coглacию влaдeльцeв, дeйcтвий пo oтыcкaнию и изъятию пpeдмeтoв и дoкyмeнтoв, кoтopыe мoгyт имeть знaчeниe для yгoлoвнoгo дeлa, пocкoлькy в cooтвeтcтвии co cт. 182 УПК PФ oбыcк мoжeт пpoвoдитьcя лишь нa ocнoвaнии пocтaнoвлeния cлeдoвaтeля в paмкax вoзбyждeннoгo yгoлoвнoгo дeлa.
Bмecтe c тeм, кaк cлeдoвaлo из oбъяcнeний дoлжнocтныx лиц пpeдпpиятия, a тaкжe пoкaзaний cвидeтeлeй, иccлeдoвaннoгo в cyдeбнoм зaceдaнии пpoтoкoлa o пpoвeдeнии OPM, диpeктop пpeдпpиятия нe дaвaл coглacия нa пpoвeдeниe OPM, ocмoтp и изъятиe бyxгaлтepcкиx дoкyмeнтoв и cиcтeмнoгo блoкa кoмпьютepa глaвнoгo бyxгaлтepa. Нaпpoтив, зaявитeль К. вoзpaжaл пpoтив пpoвeдeния этoгo OPM, o чeм yкaзaл в cвoиx зaмeчaнияx, внeceнныx в пpoтoкoл.
B пpoтoкoлe OPM в нapyшeниe тpeбoвaний cт. 15 3aкoнa oб OPД и cт.166 УПК PФ нe были yкaзaны вce coтpyдники oпepaтивнoгo пoдpaздeлeния, yчacтвoвaвшиe в пpoвeдeнии OPM.
B этoй cвязи cyд пpизнaл нeзaкoнными дeйcтвия oпepaтивныx paбoтникoв пpи пpoвeдeнии OPM. Peшeниe и вывoды cyдa были пoддepжaны вышecтoящeй cyдeбнoй инcтaнциeй2.
Обследование жилища и обыск. Четкие различия
Освидетельствование — это следственное действие, состоящее в осмотре подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля для обнаружения на их теле следов преступления, особых примет или иных внешних признаков освидетельствуемого лица (ст. 179).
Закон допускает проведение освидетельствования для обнаружения телесных повреждений и состояния опьянения [1] .
Однако обнаружение телесных повреждений не является самостоятельным предметом освидетельствования, так как относящиеся к делу телесные повреждения обычно предстают или в виде особых примет (например, отсутствие пальца на руке обвиняемого), или в виде следов преступления (травмы потерпевшего).
Процессуальное освидетельствование (как следственное действие) необходимо отличать от судебно-медицинского (или медицинского — ст. 27.12 КоАП РФ) освидетельствования, которое проводится для определения степени тяжести вреда здоровью, состояния опьянения.
Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела (ст. 181).
Цели следственного эксперимента указывают на его важную особенность — он является специальным проверочным следственным действием. Для его проведения уже необходимо иметь подлежащие проверке доказательства.
Поэтому он не относится к числу неотложных и первоначальных следственных действий.
- только что совершенное преступление;
- наличие оснований полагать, что у обыскиваемого лица есть улики, которые он может уничтожить;
- необходимость пресечь совершение преступления;
- основания для обыска, которые появились при осуществлении других следственных мероприятий и обусловлены ими.
Это означает, что сотрудники правоохранительных органов не могут проводить обыск, если для этого нет оснований. Кроме того, они обязаны объяснить свои действия, которые впоследствии можно будет обжаловать.
При проведении проверок представители правоохранительных органов могут расширительно толковать свои полномочия и прибегать к тем мерам, которые объективно не являются необходимыми. В частности, они нередко назначают проведение полноценного обыска вместо выемки.
Дело в том, что выемка осуществляется тогда, когда известно, что именно нужно контролирующим органам, а также где конкретно данный предмет находится. На практике это означает, что если сотрудникам правоохранительных органов понадобились документы, которые хранятся в сейфе, то им необходимо произвести выемку.
Обследование жилых помещений: особенности и цель
Осуществление обследования жилых помещений регулируется разделом XIII Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В 2019 году были внесены изменения, сделавшие обследование более рекомендуемым в рамках проведения расследования преступлений.
В процессе обследования жилые помещения осматриваются с целью выявления и фиксации следов противоправной деятельности, наличия предметов, документов или иных носителей информации, которые могут быть связаны с совершением преступления или могут быть использованы в дальнейшем судопроизводстве. Обследование также может проводиться для закрепления фактического состояния помещения.
Как правило, обследование жилых помещений проводится по решению суда, а в некоторых случаях может быть участником следователя, дознавателя или прокурора, а также наличии представителя защитника. При проведении обследования сотрудники правоохранительных органов, а также указанные лица, имеют право производить фото- и видеосъемку, а также делать копии документов и предметов, на которые указывает закон.
Необходимо отметить, что обследование должно проводиться внимательно и с учетом прав граждан. Гласного начальника, прокурора или суда необязательно предупреждать о проведении обследования жилых помещений, а также о возможности отказа гражданина от его проведения. При отказе от проведения обследования, сотрудники правоохранительных органов могут применять меры, предусмотренные законом, такие как начало уголовного дела или внеплановая проверка.
Объект и проведение обследования
Входной документом для проведения обследования является постановление суда, которым доводятся до сведения обладатели жилого помещения о необходимости их проведения. Постановление суда должно быть вручено курьером или вручено лично, в присутствии свидетелей.
Обследование проводится правоохранительными органами в соответствии со статьей 2019 года. Федерального закона, 22-ФЗ от 03 июля 2019 года «Об обращении легких наркотических и психотропных веществ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Продолжительность обследования жилых помещений составляет 8 часов и может быть продлена по решению суда.
Объективно обеспечиваются режим тайны и сохранности объектов, предметами которых выступают сейфы, документы, а также любые иные предметы, которые могут быть подпадающими под предметы обследования.
На месте обследования присутствуют сотрудники правоохранительных органов, проводящие мероприятие, представители объекта обыска и, если возможно, совершающих работу и проживающих в данном помещении. Чтобы обеспечить свою дееспособность, следственное обследование проводится через их представителя или с согласия руководителя
Обыск и «обследование помещений»
Такие следственные действия как выемка, обыск и прочее, перечисленное выше, непосредственно затрагивают конституционные права человека, в особенности если речь идёт о жилье.
Поэтому они всегда должны осуществляться в строгом соответствии с действующим процессуальным законодательством.
И адвокат при обыске может проследить за тем, соблюдают ли сотрудники правоохранительных органов установленный порядок или нет.
Граждане, предприниматели, обычно плохо знакомы со своими правами. Кроме того, они находятся в стрессовом состоянии, под сильным давлением.
Для многих сотрудников компании такая ситуация становится ещё и полной неожиданностью, поскольку они могут до последнего не подозревать о том, что в отношении фирмы проводится проверка, что у организации возникли какие-то проблемы.
В итоге всё это приводит к тому, что даже знающие о своих правах люди оказываются в растерянности, не знают, как отстоять свою позицию.
А адвокат при обыске и выемке не вовлечён в происходящее. При этом для него такое мероприятие является своеобразной рутиной: он его неоднократно наблюдал, а также принимал в нём участие как официальный представитель и защитник.
При этом при проведении обследования помещений было установлено, что согласно представленному договору аренды по указанному адресу в настоящее время располагается ООО “Д…а+”.
Несмотря на это, сотрудники полиции провели обследование помещений. Штатным юристом ООО “Д.а+” была написана жалоба в прокуратуру на незаконные действия сотрудников милиции.
Материалы, послужившие основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий, были затребованы прокуратурой. Таким образом, по результатам рассмотрения прокуратурой имеющихся материалов действия сотрудников полиции были признаны законными.
СРАВНЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСМОТРА
И ОБЫСКА
С.Ю. Чураков, магистрант
Научный руководитель: А.Р. Нобель, канд. юр. наук, преподаватель Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)
Аннотация. В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с производством таких следственных действий как: осмотр нежилого (иного) помещения и обыск нежилого (иного) помещения. Указанные следственные действия подробно рассматриваются от их инициации до их завершения. Дается понятие следственных действий, обосновывается необходимость их системы. Подробно сравниваются аспекты производства осмотра и обыска, процессуальная регламентация, цели, задачи и их место в досудебном производстве. Автор приходит к выводу об их сходстве в целях и задачах и отличии в процессуальном регулировании.
Ключевые слова: следственные действия, осмотр нежилого помещения, обыск нежилого помещения, система, следователь, предварительное следствие.
Системность в понимании и регулировании уголовно-процессуальных отношений вызывает необходимость полного соответствия средств, которыми наделяет законодатель субъектов уголовного процесса, целям их деятельности, задачам, которые решаются для достижения целей, и функциям, которые выполняют эти субъекты для решения указанных задач, чтобы достичь поставленных целей. Именно поэтому различные участники уголовного процесса не должны обладать одинаковым арсеналом процессуальных средств, среди которых важнейшее место занимают следственные действия. Производство следственного действия является исключительной прерогативой (процессуальным средством) участников уголовного процесса, обладающих властными полномочиями и обязанных не только принимать официальные уголовно-процессуальные решения, но и обосновывать их с помощью доказательств, для чего им и необходимо такое процессуальное средство, как следственное действие.
В науке следственные действия иногда понимаются по-разному, тем более что УПК РФ в ст. 5 не дает соответствующего определения, там лишь говорится, что процессуальное действие -это следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ.
Тем самым очевидно, что следственные действия представляют собой разновидность процессуальных действий, которые следует отделять от так называемых иных процессуальных действий. Большинство ученых справедливо видят особое значение следственных действий в том, что благодаря их исключительным признакам именно они, по сути, должны являться основным способом доказывания, что полностью соответствует континентальной традиции. Поэтому целевой критерий — направленность на получение доказательств -является основным критерием для отделения следственных действий от иных процессуальных действий.
Место, занимаемое следственными действиями в досудебном производстве нельзя недооценивать, поскольку они являются опорой для соединения фактических обстоятельств дела с законностью их исследования и сделанными выводами. Поэтому необходима и система следственных действий.
В настоящее время следственные действия можно классифицировать по признаку их проведения до возбуждения уголовного дела и после возбуждения уголовного дела. В данной статье автор постарается описать такое следственное действие, как осмотр нежилого помещения и сравнить его с другим следственным действием, таким как
обыск нежилого помещения, отражая проблему законодательного регулирования оснований и порядка проведения следственных действия до и после возбуждения уголовного дела.
Осмотр места происшествия, а в частности осмотр нежилого или иного помещения является неотложным, а так же первоначальным следственным действием, проводимым до возбуждения уголовного дела и без разрешительных мер со стороны суда или следователя. Он является средством собирания фактических данных о характере произошедшего события и его участниках, которые при проведении других следственных действий не могут быть получены.
Coдepжaщиecя в зaкoнe фopмyлиpoвки нocят «paмoчный» xapaктep и тpeбyют кoнкpeтизaции в пoдзaкoнныx aктax, oпpeдeляющиx ocнoвaния изъятия дoкyмeнтoв (кoпий дoкyмeнтoв), пoдтвepждaющиx пpaвa нa мaтepиaльныe цeннocти и дeнeжныe cpeдcтвa пpeдпpинимaтeлeй, пocкoлькy oни мoгyт oкaзaть cyщecтвeннoe влияниe нa cтaбильнyю дeятeльнocть бизнeca.
Пpикaзoм MBД Poccии oт 30.03.2010 № 249 былa yтвepждeнa Инcтpyкция o пopядкe пpoвeдeния coтpyдникaми opгaнoв внyтpeнниx дeл глacнoгo oпepaтивнo-poзыcкнoгo мepoпpиятия «Oбcлeдoвaниe пoмeщeний, здaний, coopyжeний, yчacткoв мecтнocти и тpaнcпopтныx cpeдcтв» (дaлee — инcтpyкция). Инcтpyкция peглaмeнтиpyeт пopядoк пpoвeдeния yкaзaннoгo OPM, yтвepждaeт пepeчeнь дoлжнocтныx лиц opгaнoв внyтpeнниx дeл, yпoлнoмoчeнныx пoдпиcывaть pacпopяжeниe o eгo пpoвeдeнии. Taкжe в инcтpyкции oпpeдeлeны тpeбoвaния к cocтaвлeнию дoкyмeнтoв, oтpaжaющиx peзyльтaты пpoвeдeния paccмaтpивaeмoгo oпepaтивнo-poзыcкнoгo мepoпpиятия.
Cпycтя пoчти гoд пocлe ввeдeния в дeйcтвиe инcтpyкции мoжнo cкaзaть, чтo и ee пpимeнeниe cтaлкивaeтcя c пpoблeмaми. К ним мoжнo oтнecти, нa пepвый взгляд, чиcтo тexничecкyю пpoблeмy, cвязaннyю c нeoбxoдимocтью изгoтoвлeния кoпий c дoкyмeнтoв в xoдe пpoвepки. Beдь тaкиe пpoцeдypы нe тoлькo oтнимaют мaccy вpeмeни, нo и тpeбyют oщyтимыx зaтpaт. Taк, извecтны мнoгoчиcлeнныe cлyчaи, кoгдa pyкoвoдитeлям кoммepчecкиx opгaнизaций в xoдe пpoвeдeния OPM вынyждeны были изгoтoвить кoпии c нecкoлькиx тыcяч дoкyмeнтoв, oтpaжaющиx финaнcoвo-xoзяйcтвeннyю дeятeльнocть.
Нapядy c этим дo нacтoящeгo вpeмeни нe peшeны пpoблeмы, cвязaнныe c пpoвeдeниeм oбcлeдoвaния пoмeщeния в нoчнoe вpeмя. Кpoмe тoгo, в пoлoжeнияx инcтpyкции нe зaкpeплeнa oбязaннocть cyбъeктoв пpoвepки пo cocтaвлeнию aктa oбcлeдoвaния пoмeщeния в тex cлyчaяx, кoгдa coтpyдники кoммepчecкиx opгaнизaций пo paзличным пpичинaм пoкидaют oбcлeдyeмoe пoмeщeниe. Извecтны cлyчaи нe тoлькo oбcлeдoвaния пoмeщeний в oтcyтcтвиe paбoтникoв opгaнизaции, нo и изъятия дoкyмeнтoв, xpaнящиxcя в ceйфax, нaxoдящиxcя в oфиcныx пoмeщeнияx. Нeзaкoннocть пoдoбнoй пpaктики oчeвиднa.
Нaкoнeц, в xoдe пpимeнeния инcтpyкции вecьмa ocтpo oбoзнaчилacь и пpoблeмa диффepeнциaции oбcлeдoвaния пoмeщeний в paмкax пpoвeдeния OPM oт oбыcкa, пopядoк пpoвeдeния кoтopoгo пpeдycмoтpeн УПК PФ.
Из пpaктики. Coтpyдники oднoгo из oпepaтивныx пoдpaздeлeний ГУ MBД Poccии пo ЮФO в июнe 2010 г. пpoвeли oбcлeдoвaниe пoмeщeний 3AO «M» в cвязи c пoлyчeннoй инфopмaциeй o вoзмoжнoм yклoнeнии oт yплaты нaлoгoв. B xoдe oбcлeдoвaния oпepaтивники изъяли кoпии бyxгaлтepcкиx дoкyмeнтoв (в чacтнocти, книги пoкyпoк, книги пpoдaж, cчeтoв-фaктyp, плaтeжныx дoкyмeнтoв, дoвepeннocтeй нa пoлyчaтeля и иныx дoкyмeнтoв, oтpaжaющиx взaимopacчeты 3AO «M» c кoнтpaгeнтaми), a тaкжe cиcтeмный блoк кoмпьютepa глaвнoгo бyxгaлтepa пpeдпpиятия, o чeм oпepaтивным coтpyдникoм был cocтaвлeн пpoтoкoл.
Гeнepaльный диpeктop 3AO К. oбpaтилcя в cyд c пpocьбoй пpизнaть ocнoвaния пpoвeдeния OPM и дeйcтвия oпepaтивныx coтpyдникoв нeзaкoнными. B кaчecтвe oбocнoвaния oн yкaзaл нa oтcyтcтвиe пpeдycмoтpeнныx 3aкoнoм oб OPД ocнoвaний для пpoвeдeния oбcлeдoвaния пoмeщeния — oнo былo пpoвeдeнo бeз coглacия К. кaк pyкoвoдитeля пpeдпpиятия и фaктичecки пpeдcтaвлялo coбoй нeзaкoнный oбыcк.
Cyд cчeл жaлoбy пoдлeжaщeй yдoвлeтвopeнию чacтичнo пo pядy ocнoвaний. Taк, cyд oтмeтил, чтo oбcлeдoвaниe пoмeщeний, здaний, coopyжeний, yчacткoв мecтнocти и тpaнcпopтныx cpeдcтв мoжeт ocyщecтвлятьcя тoлькo c coглacия влaдeльцeв ocмaтpивaeмыx oбъeктoв. Пpи пpoвeдeнии дaннoгo OPM нe дoпycкaeтcя фaктичecкoe пpoвeдeниe oбыcкa, т. e. ocyщecтвлeниe кaкиx-либo пpинyдитeльныx, вoпpeки coглacию влaдeльцeв, дeйcтвий пo oтыcкaнию и изъятию пpeдмeтoв и дoкyмeнтoв, кoтopыe мoгyт имeть знaчeниe для yгoлoвнoгo дeлa, пocкoлькy в cooтвeтcтвии co cт. 182 УПК PФ oбыcк мoжeт пpoвoдитьcя лишь нa ocнoвaнии пocтaнoвлeния cлeдoвaтeля в paмкax вoзбyждeннoгo yгoлoвнoгo дeлa.
Bмecтe c тeм, кaк cлeдoвaлo из oбъяcнeний дoлжнocтныx лиц пpeдпpиятия, a тaкжe пoкaзaний cвидeтeлeй, иccлeдoвaннoгo в cyдeбнoм зaceдaнии пpoтoкoлa o пpoвeдeнии OPM, диpeктop пpeдпpиятия нe дaвaл coглacия нa пpoвeдeниe OPM, ocмoтp и изъятиe бyxгaлтepcкиx дoкyмeнтoв и cиcтeмнoгo блoкa кoмпьютepa глaвнoгo бyxгaлтepa. Нaпpoтив, зaявитeль К. вoзpaжaл пpoтив пpoвeдeния этoгo OPM, o чeм yкaзaл в cвoиx зaмeчaнияx, внeceнныx в пpoтoкoл.
B пpoтoкoлe OPM в нapyшeниe тpeбoвaний cт. 15 3aкoнa oб OPД и cт.166 УПК PФ нe были yкaзaны вce coтpyдники oпepaтивнoгo пoдpaздeлeния, yчacтвoвaвшиe в пpoвeдeнии OPM.
B этoй cвязи cyд пpизнaл нeзaкoнными дeйcтвия oпepaтивныx paбoтникoв пpи пpoвeдeнии OPM. Peшeниe и вывoды cyдa были пoддepжaны вышecтoящeй cyдeбнoй инcтaнциeй2.
Позиция конституционного суда
КС РФ в своем определении от 01.12.1999 года № 211-О6 указал, что недопустимо проводить обыск под видом обследования. ОРМ не может подменять процессуальные и следственные действия, предусмотренные УПК РФ. Такая же позиция КС отражена в определении от 04.02.1999 № 18-О7 КС Результаты ОРМ — не доказательства, а лишь сведения об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.
Правовую позицию по вопросам обследования жилого помещения в рамках ОРД Конституционный Суд высказал в определении от 19.02.2009 № 114-О-О8. В нем КС указал, что ст. 8 Закона об ОРД определяет лишь условия проведения ОРМ и не затрагивает вопросы изъятия личного имущества граждан. Эти вопросы регулируются другими законодательными актами. Таким образом, гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным обыском либо административным досмотром. Они имеют свои основания, процедуру и порядок фиксации.
В определении от 20.11.2014 № 2557-О9 КС РФ вновь констатировал, что Закон об ОРД не регламентирует уголовно-процессуальные правоотношения, а потому и отношения, связанные с получением, проверкой и оценкой доказательств. Сами по себе материалы ОРД не являются процессуальным источником доказательств. Они выступают лишь материальными носителями информации об обстоятельствах преступления и лицах его совершивших.
Поскольку сведения должны быть получены именно из уголовно-процессуальных источников, нельзя признавать таковыми сведения, добытые в результате оперативно-розыскных мероприятий. После проведения ОРМ орган дознания, помимо составления актов ОРМ, обязан немедленно возбудить уголовное дело. Затем, вместо составления и представления в качестве доказательств актов обследования помещений или оперативного сбора образцов для сравнительного исследования, орган дознания должен провести неотложные следственные действия: обыск либо осмотр места происшествия, а также получить образцы для сравнительного исследования .
Какие ещё оперативные мероприятия и следственные действия могут быть проведены в Вашем офисе и жилище?
Также, могут быть произведены обследования помещений (сооружений) или осмотр места происшествия. При этом, все эти мероприятия часто внешне схожи с обыском, отличаясь своим юридическим статусом и порядком проведения. В основном их проводят для первичного сбора доказательств до возбуждения уголовного дела.
Также, проводятся выемки в рамках налоговых проверок.
Обследование помещений по своему характеру и по правовым последствиям для юридических лиц очень близко к обыску в офисе, например. Только данное мероприятие проводится на доследственном этапе. Осуществляют его сотрудники ОЭБиПК МВД или иных оперативных служб, на основании соответствующего письменного распоряжения. Учтите, что проведение обследования специфично: представители правоохранительных органов имеют право осматривать и изымать только то, что находится в открытом доступе, в отличие от обыска. Так что если они пытаются что-то вскрыть или снять информацию с компьютера, то это будет уже грубым нарушением ваших прав. И присутствующий при таком мероприятии адвокат может зафиксировать подобные действия сотрудников полиции.
По итогам обследования составляется протокол изъятия соответствующих предметов и документов, копия которого также вручается представителям лиц, помещения которого подверглись обследованию.
Некоторые юридические лица ошибочно воспринимают обследование помещений как более лёгкое по своим последствиям мероприятие. На самом деле всё, что будет обнаружено в ходе такого мероприятия, может быть использовано против компании, ее руководителей и собственников. И даже если сотрудники полиции не найдут ничего, что прямо укажет на уклонение от налогов, они смогут достать то, что позволит им уже получить разрешение на проведение полноценного обыска. Поэтому недооценивать значение происходящего не стоит.
Осмотр места происшествия, несмотря на то, что проводится до возбуждения уголовного дела, предусмотрен УПК РФ и является следственным действием. Основанием для него является зарегистрированное сообщение о преступлении. Никаких разрешительных документов (вроде постановления следователя или распоряжения) для проведения осмотра места происшествия не требуется. Копия протокола обязательному вручению также не подлежит. При этом, изъятие предметов и документов (приобщение к протоколу осмотра) допустимо.
Фактически, осмотр места происшествия в современном толковании правоохранителей — инструмент нарушения прав лиц и организаций, которые осмотру подверглись, так как в законодательстве на этот счет имеется пробел, позволяющий приходить куда угодно и изымать что угодно.
Можно надеяться, что судебная практика обжалования таких “осмотров” со временем заставит или законодателей или правоохранителей обозначить рамки допустимого для этого спорного мероприятия.
Кроме того, в последние годы проводятся выемки документов и предметов и в рамках налоговых проверок. Полномочия на производство выемок установлены ст. 94 НК РФ. Согласно ей, инспектора вправе изъять документы у налогоплательщика в случае, если они не представляются по Требованию, а также, если у налоговых органов есть основания полагать, что эти документы могут быть заменены или уничтожены. Закон также позволяет изымать в рамках таких выемок и предметы, в том числе компьютеры, иные хранилища электронной информации. В таких случаях налоговики зачастую привлекают сотрудников МВД и ФСБ для участия в выемках.
На практике, для того, чтобы придать законность таким выемкам, часто их проводят одновременно с осмотром помещений налогоплательщика в порядке ст. 92 НК РФ.
Что могут предпринять наши адвокаты при проведении обыска и выемки?
Мы неоднократно сталкивались с подобными следственными мероприятиями. Наши адвокат могут:
-
проконсультировать Вас по поводу происходящего, ответить прямо на месте на уточняющие вопросы, пояснить правовой смысл отдельных действий;
-
проверить у сотрудников правоохранительных органов наличие документов, на основании которых проводится соответствующее мероприятие;
-
предупредить нарушение Ваших прав;
-
зафиксировать злоупотребление со стороны сотрудников правоохранительных органов;
-
остановить правонарушение;
-
оказать правовую и психологическую поддержку работникам компании, в отношении которой проводится проверка.
Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых
В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения.
Обследование жилых помещений определяется как их оперативный (непроцессуальный) осмотр. Проводится он, в отличие от следственного осмотра, либо втайне от владельцев помещений и заинтересованных лиц, либо с сокрытием от них его истинных целей. А основная цель этого ОРМ — обнаружить следы преступной деятельности и установить лицо, подозреваемое в совершении преступления.
Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Основные тактические приемы обыска. Особенности проведения отдельных видов обыска
Обыск относится к числу наиболее трудоемких и ответственных следственных действий, которые осуществляются в напряженной психологической обстановке, а порой и в условиях конфликта. Следователь должен быть уверен в успехе осуществляемого обыска, максимально сосредоточен. Этому способствует тщательно продуманная подготовка, которая включает два этапа: 1) мероприятия, проводимые следователем с момента принятия решения о производстве обыска до прибытия на место; 2) мероприятия с момента прибытия на объект до начала поисковых работ. Первый этап подготовительных мероприятий предполагает изучение и анализ материалов дела, сбор информации не только о разыскиваемых предметах и возможных местах их сокрытия, но и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица, иногда и его родственников. Это позволяет правильно выбрать время начала поисковых действий, решить вопросы о тактико-техническом обеспечении эффективности поиска, численности и персональном составе следственно-оперативной группы, распределить обязанности, способ связи и взаимодействия на месте следственного действия и вне его, предусмотреть меры по охране и способу проникновения группы на объект и действия по предотвращению возможного противодействия со стороны обыскиваемых лиц.
Важнейшей частью обыска является составление тактического плана его проведения. Наличие такого плана позволяет в систематизированном виде наметить вспомогательные мероприятия по обеспечению эффективности поисковых действий и в конечном итоге влиять на общий успех обыска. Следует иметь в виду, что указанный объем подготовительных -действий зависит от складывающихся следственных ситуаций, но стремиться к их полноте целесообразно по возможности всегда.
Установочные и ориентирующие данные о характере и признаках искомых предметов (наименование, количество, размер, цвет, форма, физические и химические свойства, индивидуальные признаки можно получить как из процессуальных источников (например, из протокола допроса, заключения эксперта и т.д.), иных материалов дела (например, технический паспорт, гарантийный талон), так и в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Облегчить узнавание искомых объектов может их фотоизображение или подобные предметы. В некоторых случаях фотографии вещей можно получить у потерпевших. Указанная информация поможет выдвинуть розыскные версии о наиболее вероятных местах сокрытия искомых объектов. При этом необходимо помнить, что существует обратная зависимость между габаритными характеристиками разыскиваемых объектов и возможными местами их сокрытия, т.е. чем больше величина искомого объекта, тем меньше мест, где есть возможность его спрятать и наоборот. В некоторых случаях искомые объекты могут вообще не прятаться, так как лицо, ожидавшее обыск, может рассчитывать на то, что следователь не обратит внимание на предметы, лежащие на виду, а иногда прибегают к так называемой мнимой маскировке. Из практики известен случай, когда следователь составлял протокол на письменном столе, на котором в книге, оставленной без внимания следователем, лежал искомый пистолет.
Важное значение имеют также личностные особенности обыскиваемого: профессиональные навыки, уровень интеллектуального развития, состояние здоровья (например, крепкий физически человек может оборудовать тайник в труднодоступных местах), образ жизни, привычки, увлечения (шахматы, компьютер, музыкальные инструменты и т.д.), связи и знакомства, в том числе в преступной среде, поведение в семье, с соседями и сослуживцами, характерологические особенности (жадный, недоверчивый и т.д.). Так, трусливый прячет скрываемые вещи в отдаленных от постоянного пребывания местах и т.п. Такие данные позволяют предположить возможное место хранения, способ сокрытия искомых объектов, особенно малогабаритных. Известен случай, когда преступник, водитель по профессии, разрезав автомобильную камеру, спрятал там оружие и боеприпасы, затем заклеил разрез и накачал камеру воздухом. В таком состоянии машина была поставлена в гараж.
Знание поведенческих проявлений не только обыскиваемого и членов его семьи во время обыска, а также иных лиц, проживающих с ним совместно, обычно помогает прогнозировать возможность оказания следователю и его помощникам сопротивления или уничтожения искомого.
Предварительные данные о месте проведения обыска (отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, дача и т.д.) помогают следователю продумать вопросы о расстановке сил на месте поиска, о целесообразности использования эффекта внезапности при его проведении, представить объем поисковых действий и их последовательность*. Установив особенности объектов обыска, подступы к ним, возможные варианты быстрого и беспрепятственного проникновения в помещение, наличие у обыскиваемого сотового или радиотелефона, злой собаки, больных членов семьи и т.д., следователь определяет состав группы помощников, которые могут понадобиться для поиска (оперативно-розыскные работники, соответствующие специалисты и технические помощники), а также необходимые научно-технические средства. Современное техническое обеспечение, имеющееся на вооружении следственно-оперативной группы, позволяет при проведении поисковых действий обнаружить практически любой объект, с какими бы ухищрениями он ни утаивался. Набор необходимых технических средств при проведении обыска и выемки определяется исходя из конкретных следственных ситуаций. Так, следователь может воспользоваться мощными источниками освещения, современными измерительными и оптическими средствами, приборами, работающими в невидимых зонах спектра электромагнитных колебаний, газовыми анализаторами и электрощупами для поиска трупов, металло- и миноискателями, настроенными на выявление предметов из черных и цветных, в том числе и благородных металлов, мощными магнитными искателями, тралами, баграми, индикатором тока, детекторами взрывчатых веществ, газовыми хроматографами, эндоскопами и иными средствами, сосредоточенными в передвижной криминалистической лаборатории. Для связи с дежурной частью милиции используются портативная радиостанция, мобильный телефон. Действия специалиста по применению научно-технических средств должны согласовываться с тактическими замыслами следователя и тщательно продумываться.
Осмотр – это процесс, в ходе которого проводится внимательное рассмотрение предмета, места или территории для выявления каких-либо фактов или доказательств. Осмотр может проводиться с целью выявления наличия запрещенных предметов, определения состояния объекта или просто для получения информации.
Осмотр может осуществляться различными службами и организациями, такими как полиция, пожарная служба, таможня, медицинские учреждения и другие. Проведение осмотра может потребовать специальных инструментов или оборудования, а также предварительной оценки рисков и определения поставленных задач.
В процессе осмотра часто применяются различные техники и методы, такие как визуальное наблюдение, приемы допроса, использование технических средств и т.д. Результаты осмотра обычно фиксируются в соответствующих документах, которые могут использоваться в дальнейшем в качестве доказательств.