Исковое заявление об оспаривании границ земельного участка досудебный порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление об оспаривании границ земельного участка досудебный порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

  1. Заказчик имеет право:
    1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
    2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
    3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
  2. Заказчик обязан:
    1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
    2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
    3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
    4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
  3. Исполнитель имеет право:
    1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
    2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
      • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
      • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
    3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
    4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
    5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
  4. Исполнитель обязан:
    1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
    2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
    3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
    4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
    5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
  5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.

СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

  1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
  2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
    1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
    2. до момента расторжения Договора.
  3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.

Что нужно для оспаривания результатов межевания?

Процедура межевания, вне зависимости от того, проводится оно впервые или повторно, содержит обязательные элементы, нарушение которых может стать поводом для признания результатов недействительными.

Итак, возможными причинами для оспаривания межевания земельного участка могут стать следующие обстоятельства:

1 Нарушена процедура оповещения о будущем межевании

согласно законодательству, владелец земельного участка, который собирается межевать участок, обязан известить в письменной форме или лично всех соседей. Если известны имя и адрес заинтересованных лиц, им направляется письменное извещение с датой и временем проведения межевания, или данная информация сообщается при встрече. Если же эти данные неизвестны, или сосед забросил участок и не появляется на нем долгое время, оповещение публикуется в местной газете. Затем проводится предварительное межевание и повторное оповещение. Если лицо, которое проводит определение границ, не оповестило должным образом соседей, это может стать поводом для оспаривания результатов межевания;

2 Границы не согласованы с соседями

после проведения межевания составляется специальный документ, называемый акт согласования границ земельного участка. Его обязаны подписать все заинтересованные лица, включая соседей. При этом если сосед не явился на процедуру без уважительной причины, в том числе после предварительного межевания и повторного оповещения, и не оформил свои претензии к результатам в письменной форме, это не является причиной для оспаривания – в акт вносится информация о том, что лицо было оповещено должным образом, но проигнорировало процедуру межевания;

3 Были нарушены права заинтересованных лиц

иногда при межевании вследствие ошибки или умышленно нарушаются имущественные права соседей, итоговая граница захватывает части земли, не принадлежащая межеванному участку. Если это произошла, и есть доказательства, подтверждающие нарушение (например, карты, сведения из кадастра и т.д.), это является поводом для оспаривания межевания. Желательно разногласия сразу же зафиксировать в акте согласования границ;

Читайте также:  Документы на гражданство РФ Калуга 2024 по программе переселения

4 Не составлен акт о согласовании границ

если процедура межевания была проведена, но конечный акт по каким-либо причинам не был, или при его составлении допущены ошибки, вся процедура может быть оспорена и признана недействительной;

5 Специалист, проводящий межевания, не имеет соответствующих полномочий и квалификации

определять границы имеет право только инженер-геодезист из аккредитованных компаний, имеющих разрешение на проведение подобных процедур. В противном случае это может послужить причиной для обжалования.

При этом указанный список причин далеко не полон, поскольку процедура межевания земельных участков достаточно сложная, а поскольку затрагивает имущественные интересы третьих лиц, часто становится причиной конфликтов.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

      Постановка земельного участка на кадастровый учет.

      После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

      В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

      Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

      Увеличение границ земельного участка.

      Эта категория споров часто связана с оформлением участка по «дачной амнистии». При
      оформлении официальных документов на землю, нередко обнаруживается, что сведения
      о земельном участке отсутствуют в кадастре, или в нем имеются ошибки, неправильно
      определены его площадь и границы.

      Собственник земли, желающий увеличить площадь, может потребовать провести
      уточнение границ земельного участка. Это увеличение ограничено нормами,
      установленными собственником земель: областной, городской или сельской
      администрацией. Если они не установлены, то законное увеличение может произведено в
      пределах 10%от ранее учтенной площади. При этом требуется обязательное письменное
      согласование с владельцами соседних участков.

      Также увеличение границ земельного участка возможно с помощью присоединения
      пустующей земли, примыкающей к нему. В таком случае требуется подать заявление в
      администрацию об образовании участка аналогичного целевого назначения, провести его
      межевание, зарегистрировать в государственном кадастре и лишь затем обратиться с
      просьбой об объединении участков.

      Читайте также:  Срок давности по исполнительному производству судебных приставов

      Собственники дачных участков часто сталкиваются с необоснованными требованиями о
      внесении оплаты за увеличение площади надела, отказом в регистрации, особенно при
      увеличении участка. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс внесены изменения,
      позволяющие оспаривать такие решения в судебном порядке.

      Практикующие юристы знают, что споры по границам земельных участков, требуют
      тщательной подготовки документов и знания норм градостроительного кодекса, закона о
      кадастровом учете. При отсутствии сведений в кадастре о границе спорных участков или
      наличии противоречивых межевых планов, окончательную точку в споре ставят эксперты.
      Причем они могут представить несколько вариантов решения, и суд примет решение с
      учетом всех имеющихся обстоятельств.

      Особенности рассмотрения и досудебный порядок урегулирования земельных споров

      Основные особенности рассмотрения арбитражными судами земельных споров, которые отличают их от других судов, заключаются в следующем:

      • Необходимость досудебного урегулирования спора – это требование общее для большинства арбитражных споров, сохраняется оно и для конфликтов, касающихся земельных участков. Стороны, прежде чем обращаться в суд, должны попытаться уладить спор путем переговоров, а также предоставить подтверждение таких попыток (в виде протокола переговоров, копии претензии или других документов);
      • Подсудность – в арбитражных судах рассматриваются только дела, касающиеся экономической деятельности юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя. В редких случаях арбитраж также может рассматривать земельные споры, касающиеся государственных или муниципальных органов власти, а также госслужб;
      • Равные права при рассмотрении дела – и истец, и ответчик в равной мере могут предоставлять суду доказательства своей правоты. Решение суда основывается на анализе предоставленных документов, потому очень важно ответственно подойти к их подготовке и оформлению.

      Кроме того, если стороны смогут договориться уже во время рассмотрения дела, они имеют право заключить мировое соглашение, которое будет принято и подтверждено судом. В таких случаях дело досрочно закрывается.

      § 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ, КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

      Государственный кадастр недвижимости, в системе современного земельного законодательства, пришел на смену государственному земельному кадастру. Теперь в кадастр вносятся сведения не только об уникальных характеристиках земельных участков, но и о других объектах недвижимого имущества.

      Что касается именно земельного кадастра, то он существовал в стране долгое время и постепенно совершенствовался.

      Так, в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года государственному земельному кадастру был посвящен раздел VIII, который состоял всего из одной статьи, содержавшей несколько общих положений.

      С появлением частной собственности на землю возникла необходимость в более детальной проработке положений о государственном земельном кадастре.

      В результате на свет появился Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», утративший силу в 2008 году.
      В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости).

      В статье 1 упомянутого Закона определяется его предмет регулирования. Из толкования этой нормы следует, что Закон о кадастре недвижимости регулирует ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, а также устанавливает орган, уполномоченный вести кадастр недвижимости, уточняет, в отношении какого недвижимого имущества ведется кадастр.

      Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимости недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом о кадастре недвижимости сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

      Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Это следует из системного толкования пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457).

      Ведение государственного кадастра недвижимости неразрывно связано с кадастровой деятельностью и кадастровым учетом.

      § 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И КАДАСТРОВЫЕ ОШИБКИ

      Закон допускает, что государственный кадастр недвижимости может содержать ошибки. При этом в зависимости от причин возникновения законодатель разделил их на технические и кадастровые. Так, ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, именуется, согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, технической (техническая ошибка в сведениях). Она устраняется на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 2 и 3 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).

      Другими словами, сотрудники органа кадастрового учета при учете уникальных характеристик объекта недвижимого имущества могут допустить опечатку, описку, грамматическую или арифметическую ошибку, которая будет устранена при ее обнаружении самим же органом кадастрового учета. Также Закон допускает устранение технической ошибки в сведениях по заявлению любого лица. И только в случае, когда Кадастровая палата по каким-то причинам отказывается корректировать обнаруженную ошибку, последняя может быть устранена в судебном порядке.

      Как правило, такого рода ошибки не вызывают серьезных препятствий к осуществлению правообладателями объектов недвижимого имущества своих прав.

      Гораздо сложнее обстоит дело с кадастровой ошибкой, которая, согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, представляет собой воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).

      Устраняется она в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, если первоначальным источником ошибки является межевой план, или в порядке информационного взаимодействия, или на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).

      Самой проблематичной ошибкой с точки зрения возникающих последствий для правообладателя участка, а также процедуры устранения является наложение границ земельных участков.

      На практике это выглядит примерно следующим образом. Некий гражданин, желающий осуществить кадастровый учет своего земельного участка либо уточнить местоположение границ участка, обращается к кадастровому инженеру с просьбой изготовить межевой план. В процессе выполнения кадастровых работ кадастровый инженер выявляет пересечение (наложение) границ вновь образованного или уточняемого участка с границами смежных участков, сведения об уникальных характеристиках которых уже содержатся в ГКН. То есть на месте земельного участка гражданина, согласно сведениям ГКН, находится, частично или полностью, земельный участок другого правообладателя.

      Межевой план с заключением кадастрового инженера о выявленном пересечении границ отправляется в кадастровую палату, которая принимает решение о приостановлении кадастрового учета в отношении уточняемого земельного участка.

      При этом орган кадастрового учета не может знать, в результате чего возникло пересечение границ. Поэтому в качестве возможных причин указывает на ошибку кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении учтенного участка, либо другого кадастрового инженера, который подготовил межевой план для вновь образованного или уточняемого земельного участка.

      Что делать в этом случае гражданину?

      Читайте также:  Ходатайство о восстановлении пропущенного срока по административному делу

      Рассмотрим подробнее.

      Первый вариант, самый простой, предусмотрен законом — устранять пересечение границ в порядке, установленном для учета изменений земельного участка.

      Чтобы им воспользоваться, гражданин должен пойти к правообладателю смежного земельного участка, допустим к своему соседу, и предложить провести заново межевание его, соседа, земельного участка, а затем обратиться в кадастровую палату с заявлением об учете изменений границ этого участка.

      Естественно, далеко не каждый сосед согласится на подобного рода мероприятие.

      В таком случае гражданин имеет право обратиться за защитой права в суд.

      При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

      Обращение к правообладателю ранее сформированного земельного участка, с границами которого пересекаются границы вновь формируемого участка, с просьбой провести повторное межевание, в ряде случаев признается досудебным порядком урегулирования спора. Несоблюдение такого порядка до обращения в суд является причиной для отказа в судебной защите.

      Истец обратился в суд к ответчикам с исковым заявлением о защите прав собственника, не связанных с лишением владения, и о признании недействительными результатов межевания земельного участка.

      В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что с учетом письма Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 следует, что для устранения кадастровой ошибки необходимо заявление собственника смежного земельного участка — ответчика. В данном случае собственник о необходимости проведения повторных кадастровых работ извещен не был, следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Внесение изменений в государственный кадастр может повлечь фактическое уменьшение площади земельного участка ответчика. Кроме того, ответчиком права и законные интересы истца не нарушались.

      Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца по иску, который подтвердил тот факт, что с заявлением к собственнику земельного участка — ответчику для устранения кадастровой ошибки никто не обращался, суд пришел к выводу, что гражданское дело подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора (Определение Советского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2011 года N 2-958).

      Упомянутое в Определении суда письмо Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 содержит следующие рекомендации по устранению пересечения границ смежных участков.

      В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (дополнительные сведения).

      В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

      Согласование границ участка

      Отдельно расскажу о согласовании границ участка с заинтересованными лицами, так как на этом этапе возникает множество споров о местоположении границ земельного участка.

      Порядок такого согласования подробно закреплен в ст. 39 Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности».

      Согласование может происходить через проведение собрания заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке.

      К заинтересованным лицам относятся:

      • собственники смежных участков;
      • владельцы смежных участков на основании пожизненного наследуемого владения;
      • пользователи смежных участков на праве постоянного или бессрочного пользования. Исключение: государственные или муниципальные учреждения или казенные предприятия, а также органы местной или государственной власти, которым смежные участки предоставлены в бессрочное пользование.
      • арендаторы и арендодатели смежных участков – если договор аренды заключен на срок более 5-ти лет, а участок находится в государственной или муниципальной собственности;
      • представители вышеуказанных лиц, у которых имеется нотариальная доверенность с соответствующими полномочиями в отношении земельного участка.

      Доказательная база в спорах о границах

      При рассмотрении любого дела большое значение имеет доказательная база. Конечно, результаты экспертизы играют решающую роль, но свидетельские показания, видео и фото файлы никто не отменял. Чем крепче доказательная база истца, тем больше у него шансов выиграть дело.

      Суд обращает внимание на:

      • архивные файлы;
      • вещественные доказательства;
      • свидетельские показания;
      • фото- и видеофайлы;
      • заключения опытных экспертов.

      Обязательно обращайте внимание на то, что ответчик может предоставить собственные доказательства, которые вполне возможно могут затмить ваши факты. Поэтому старайтесь собрать как можно более полную доказательную базу.

      Срок исковой давности по делам, связанным с определением границ земельных участков, – 3 года.

      Иногда его можно обойти, но только в исключительных случаях:

      • объявление военного положения на территории ответчика;
      • отмена нормативно-правового документа, на основании которого было вынесено решение;
      • если ответчик пропустил срок по глубоко уважительным причинам, перечисленным в законе.

      В любых других случаях срок исковой давности нарушать ни в коем случае нельзя. Суд просто не примет исковое заявление и не пожелает заниматься вашим делом.

      Срок исковой давности по земельным спорам

      Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.

      Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.

      Как признать межевание земельного участка соседа недействительным?

      В редакции по состоянию на 8 мая 2019 г.

      Из-за множества ошибок и злоупотреблений, допущенных при межевании, актуальным является вопрос признания ошибочного межевания недействительным.

      Статья 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

      Из данной статьи следует, что исправление реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка осуществляется органом регистрации прав путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка.

      Закон не предусматривает простое исключение ошибочных сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка без внесения в реестр новых сведений.

      Между тем в реальной судебной практике встречается еще много случаев, когда внести изменения в описание границ земельного участка ответчика невозможно, например, из-за того, что будут затронуты земельные участки нескольких других лиц, не участвующих в деле. В таких случаях восстановить права истца можно не иначе как путем исключения ошибочных сведений о границах земельного участка ответчика из Единого государственного реестра недвижимости.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *