Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Масло для мошины разновидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перейдем к более подробному описанию каждого из классов применения. Уже из вышесказанного ясно, что существуют три вида двигателей: дизельный, бензиновый и турбированный. Но за последнее время появились подгруппы масел собственных видов. Это взаимосвязано с широким производством бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.
Систематизирование по свойствам вязкости/температуры
В настоящее время массово применяется международный стандарт SAE в большом количестве составов масляных жидкостей. SAE регулирует густоту масла, что является критерием выбора при покупке. Автомасло обладает двумя видами эксплуатации — зимний и летний. Стандарт SAE использует обозначение в виде цифра-латинская буква-цифра. Числа считаются показателем вязкости (высокий/низкий режим температуры).
Например: масляной состав 5W-40, где W означает оптимизацию под низкую температуру зимой; 5 — максимально низкий температурный режим, который сохранит исходные свойства моторного масла; 40 – предельная плюсовая температура, при которой сохранятся полезные свойства состава масла.
В ситуациях использования масла в летний период, маркировка будет иметь значение “SAE 40”. Число имеет значение самого высокого температурного режима, при котором сохранятся полезные свойства смазочной жидкости.
Минеральные, синтетические и полусинтетические масла
Перед тем, как научиться выбирать правильное моторное масло, разберемся с существующими категориями данных жидкостей. Их всего три: масла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными.
Минеральными называют моторные масла, полученные путем рафинирования и дистилляции нефти. Минеральные масла, в свою очередь, делятся на парафиновые и нафтеновые. Смазывающие свойства они утрачивают очень быстро. В их составе множество присадок. Отличие между двумя видами заключается в строении углеводородов, из которых они состоят. Из минеральных моторных масел лучше выбирать базовые парафиновые: их характеристики по температуре и вязкости все-таки выше.
Синтетические масла изготавливают из синтетических химических соединений, подбираемых так, чтобы обеспечить необходимые эксплуатационные свойства продукту: сделать моторное масло максимально стойким термически и химически.
У “синтетики” много плюсов по сравнению с “минералкой”:
- Такие масла более текучи, поэтому трение уменьшают лучше, что позволяет сэкономить топливо и сделать двигатель немного более мощным.
- Прокачивание возможно при низких температурах. Поэтому можно не опасаться морозов: ДВС будет функционировать без перегрузок.
- Синтетические моторные масла химически более стабильны в течение практически всего срока службы, меньше парафинизируются и окисляются при работе двигателя.
Виды вязкости моторных масел по-разному определяются в мировой практике. Проблема их стандартизации появилась практически на заре автомобилестроения. В 1911 году была создана организация автомобильных инженеров SAE, которая и создала классификацию масел по классу вязкости. Сегодня он определяется по стандарту SAE J300 с учетом рекомендаций производителя автомобиля, а подбирается конкретный продукт в зависимости от режима и условий работы.
Основные группы масел по этой классификации и их маркировка указаны в таблице.
Сезонность | Свойства | Маркировка |
---|---|---|
Зимние | Низкая вязкость, могут применяться при отрицательных температурах | Маркируются буквой W, например, SAE W0, SAE 15W и т.д., где цифры отвечают за низкотемпературные свойства масла-прокачиваемость и проворачиваемость. Чем ниже цифра- тем ниже вязкость масла при отрицательных температурах и легче пуск двигателя |
Летние | Высокая вязкость, могут использоваться в жаркую погоду | Не имеют специальной буквенной маркировки, например, SAE 20 или SAE 60. Чем выше цифра, тем гуще масло при рабочих температурах и тем ниже износ двигателя |
Всесезонные | Удовлетворяют одновременно двум критериям, то есть могут работать при низкой и высокой температуре | Для них используется двойное числовое значение, и температуры, и вязкости, например, SAE 15W-40 |
Классификация моторных масел по ACEA
Эта классификация была разработана организацией европейских автопроизводителей. По этой классификации все масла делятся на несколько классов.
Предназначение масла | Категории | Применение |
---|---|---|
Для бензиновых и легковых дизельных двигателей | A3/B4 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском |
A5/B5 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости | |
A7/B7 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта | |
Для бензиновых и дизельных установок, при условии, что они оснащены нейтрализаторами отработанных газов | С2 | Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости (не менее 2.9 сП) |
С3 | Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском | |
С4 | Устойчивые к деструкции масла с низким уровнем сульфатной золы Low SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском | |
С5 | Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) | |
С6 | Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта в бензиновых двигателях и защитой турбины от отложений в дизельных двигателях | |
Для высоконагруженных дизельных двигателей | E4 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 с EGR системами, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для части двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации |
E6 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 с EGR системами, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации | |
E7 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 и большинства EGR системам, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации | |
E9 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 и большинства EGR системам, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации |
Как часто менять масло
Изготовители, как правило, в рекламе озвучивают максимальные интервалы, которые допустимы при езде в благоприятных условиях без нагрузок. В реальности из-за неблагоприятных условий, качества ГСМ и агрессивной езды отработку меняют значительно чаще, даже если сохраняется достаточный объем масла в двигателе.
Для определения необходимости замены масла используют разные способы.
-
Чтобы узнать, не пора ли заменить автосмазку, учитывают показатели с определенных датчиков. Компьютер выполняет вычисления и выводит на дисплей уведомление о том, через какое время нужно менять отработку. Такой способ характерен для автомобилей премиум-сегмента. Однако из-за возможного появления конденсата в масляной субстанции значения не всегда оказываются точными.
-
Как еще проверить уровень масла в двигателе и определить, пора ли его менять? Народный метод: щупом взять масло с горячего мотора и нанести несколько капель на фильтр-бумагу. После этого оценить пятно по отношению области развития и главного ядра. Если ядра нет — отработку нужно менять, причем срочно.
-
Лабораторные тесты — наиболее точный способ определить необходимость замены отработки.
Как хранить моторное масло
Чтобы в процессе хранения моторного масла оно сохраняло свои эксплуатационные параметры, следует придерживаться правил:
-
Емкость. Тара для хранения масла должна быть герметичной. Это сводит к минимуму взаимодействие жидкости с воздухом и предотвращает процесс окисления. Срок годности моторного масла в хорошо закрытой канистре не заканчивается раньше указанной даты на упаковке.
-
Температура. Следует соблюдать температурный режим. Идеальная температура для хранения автосмазок находится в пределах
18–40 °С. -
Влага. Категорически не допускается попадание в канистру воды и других жидкостей.
-
Свет. Хранить рекомендуется в темном месте.
-
Посторонние вещества. В емкость со смазкой не должны попадать частицы грязи и какие-либо посторонние вещества во избежание опасных реакций.
Классификация по эксплуатационным свойствами
Еще одна важная классификация разделяет все масла в соответствии с их эксплуатационными свойствами. Фактически существует даже несколько таких классификаций, среди которых наиболее распространенной является американская API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти). В соответствии с ней масло может предназначаться для транспортного средства с бензиновым или дизельным двигателем. В первом случае оно обозначается буквой S (Service), во втором – C (Commercial).
После S или C идет еще одна буква, показывающая уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше она от начала алфавита, тем лучше, то есть масло с индексом SF лучше продукта с обозначением SA. На сегодняшний день продукты с наиболее высокими эксплуатационными свойствами имеют следующие обозначения:
- для бензиновых двигателей – SN.
- для дизельных двигателей – CF.
Классификации API, ILSAC, ACEA
Помимо указания вязкости и типа моторного масла на канистрах порой можно встретить и другие непонятные литеры вроде API CF, ILSAC
API. Согласно американским стандартам, масла для автомобилей обозначаются как API SM, API CF и API
- S (spark ignition) — бензиновый;
- C (compression ignition) — дизельный.
Вторая буква говорит об эксплуатационных характеристиках смеси: чем она дальше по алфавиту, тем лучше качество масла и тем более современным является состав. На данный момент разработчики дошли до литеры P в случае с бензиновыми моторами и K — для дизельных.
Это классификация масел по вязкости согласно шкале SAE (Society of Automotive Engineers). Первое число означает условную температурную границу зимой (отсюда и W — winter), а второе — летом. Причем летние параметры примерно совпадают, и «50» действительно подразумевает сохранение рабочей вязкости при окружающей температуре около +50 °C (под капотом она куда выше). А с зимними параметрами почти все наоборот: «5» означает приемлемые прокачиваемость масла и проворачивание двигателя при морозе около −30 °C, а «25» — при −10 °C.
Есть и другие классификации. Например, API (American Petroleum Institute) разделяет масла по типу двигателя (S — бензиновые, С — дизельные) и конкретному назначению: году выпуска и условиям эксплуатации.
Виды моторных масел для автомобиля
3 основных типа моторного масла
Синтетическое /Fully Synthetic
Синтетическое масло — это синтез базовых масел на основе синтетики, а также присадок, придающих ему полезные свойства (повышенную износостойкость, чистоту, защиту от коррозии). Такие масла подходят для эксплуатации в самых современных двигателях и в экстремальных режимах эксплуатации (низкие и высокие температуры, высокое давление и т. д.).
Особенностью синтетического масла является то, что оно сохраняет свои свойства продолжительное время.
Специалисты не рекомендуют использовать его для двигателей с большим пробегом, в остальных случаях эксплуатационный срок жидкости довольно продолжительный. Качество состава напрямую зависит от использованных присадок. В то же время, цена на такое масло достаточно высокая.
Минеральное / Mineral
Минеральное моторное масло имеет минеральную основу, поскольку является продуктом нефтяного происхождения и производится путем перегонки мазута. Оно отличается нестабильностью своих характеристик и высокой степенью испаряемости. Минеральные масла также могут изготавливаться из технических сельскохозяйственных культур. Поскольку технология производства «минералки» относительно не сложная — цена таких масел значительно ниже, нежели синтетических масел.
Чаще всего используется для моторов с пробегом более 100 тыс. км. Эксплуатационные характеристики масел минерального происхождения не позволяют выдерживать слишком высокие температуры, также они требуют более частой замены.
Полусинтетическое / Semi-Synthetic
Полусинтетическое масло получают при смешивании двух различных основ в следующих пропорциях: 30-50% синтетики и 50-70% минерального масла.
Полусинтетика обладает большей стабильностью, чем минеральное масло, но уступает синтетическому. Но если автомобиль имеет значительный пробег, то можно использовать полусинтетику, так как синтетика дает высокую угарность. Полусинтетику можно использовать и тогда, когда автомобиль не эксплуатируется при низких температурах (ниже двадцати градусах Цельсия), в том случае, если остальные характеристики масла подходят к данному автомобилю. Менять полусинтетическое масло придется несколько чаще, чем синтетическое.
Основным элементом для производителей масел выступает нефть, которую дополняют различными добавками, такими как минералы, полимеры, олигомеры или синтетика.
Как выбирать и использовать моторное масло: рекомендации
- Используйте максимально качественную продукцию даже для старых двигателей, если вы хотите продлить срок службы силового агрегата.
- Качество масло не всегда пропорционально цене. Важно следить за развитием конкретной линейки. Некоторые компании-производители, заслужившие мировое имя, выпускают устаревшие составы. И наоборот, ряд новых фирм выпускает достаточно качественные смазочные материалы.
- Учитывайте. Что для каждого мотора разработаны специальные линейки составов. Они оптимально подходят для конкретного ДВС. Перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля;
- Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
- Использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки;
- Важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто.
При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует производить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее «старится»; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями; - При замене масла желательно менять и масляный фильтр;
- Недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка; не доливайте минеральное масло в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок;
- Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла;
- Периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей; нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей;
- Маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет);
- Хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха.
- Не оценивайте масло по цвету, поскольку большинство присадок в нем делают масло более темным;
- Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.
Классификация по API, ACEA
Кроме показателей вязкости, на этикетках потребитель может увидеть и буквенные обозначения, начинающиеся с букв API. Эта маркировка масла означает классификацию масла по системе Американского института нефти.
Она делит масла на две категории: S – масло для бензиновых двигателей и C – масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Особой категории для легковых дизелей не предусмотрено – для них обычно используют универсальные масла категории S/C.
После буквы S указывается уровень эксплуатационных свойств масел, обозначаемый буквами от A до N, расположенными по мере возрастания свойств. В нынешней редакции API используются классы SM и SN, хотя производители используют и более низкие классы.
Для дизельных масел после буквы С также следует указание свойств, обозначаемых буквами от A до J. После этих букв может стоять цифра, указывающая на тип дизеля: 2 – двухтактный, 4 – четырехтактный. Сейчас используются классы CF, CF-2, CH-4, CI-4, CJ-4.
Кроме этого, в обозначении масла может присутствовать аббревиатура АСЕА – классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей. Эта классификация делит масла на три класса: А – для бензиновых двигателей, В – для дизелей легковых автомобилей, C – для бензиновых и дизельных двигателей с каталитическими системами доочистки и Е – для дизелей грузовых автомобилей. Цифра (от 1 до 9), следующая за буквой, характеризует уровень эксплуатационных свойств масла, следующие цифры указывают на год утверждения.
Когда говорят об ACEA в привязке к дизельным двигателям профессионального автопарка, достаточно часто возникает и термин SAPS. Собственно, SAPS – это «Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur», т.е. уровень сульфатной зольности, фосфора и серы. Зола засоряет фильтры, а фосфора и серы опасаются каталитические нейтрализаторы (катализатор).
Масло автомобильное традиционной технологии Full SAPS (полнозольные масла) не рекомендуются к применению в двигателях, оснащённых экологическими системам Euro 4, Euro 5 и Euro 6. Полнозольные масла маркируются как ACEA A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Они могут оказывать негативное влияние на фильтры diesel particle filter DPF, системы дожига выхлопных газов exhaust gas recirculation (EGR) и трёступенчатые катализаторы Three-way catalytic converters (TWC).
В зависимости от конструкции двигателя и типа установленной экологической системы автопроизводители рекомендуют применять среднезольные моторные масла – Mid SAPS, маркируемые как ACEA C2 или ACEA C3, или низкозольные масла Low SAPS (ACEA C1 или ACEA C4).
При высоких температурах вязкость масла понижается. Для её оценки существует ещё один важный вязкостной параметр: вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига HTHS, High Temperature High Shear. Это вязкость измеряется в мПа*с при температуре 150°С, где скорость сдвига равна 106 c-1. В двигателе эти температуры возникают, например, в зоне трения между поршневым кольцом и стенкой цилиндра.
Моторные масла делятся на масла с высоким HTHS и низким HTHS. Масла с высоким HTHS, у которых данный параметр больше либо равен 3,5 мПа*с, обозначаются по ACEA A3/B3, A3/B4, C3, C4 для легковых автомобилей и ACEA E4, E6, E7, E9 для тяжёлых грузовиков. Моторные масла с низким HTHS делятся на три категории:
- С HTHS ≥2,9 и ≤3,5 мПа-с. Это масло категории A5/B5 и A1/B1 и вязкостью 5W-30, а также С1 и С2.
- С HTHS ≥2,6 и ≤2,9 мПа-с. Это масла категории ACEA A1/B1 и вязкостью 0W-20
API – аббревиатура для Американского института нефти, согласно разработанной классификации масла делятся на 2 вида:
- S (Service) – эта маркировка говорит о том, что масло подходит для бензиновых силовых установок легковых автомобилей, средств малой грузоподъемности, микроавтобусов;
- C (Commercial) – к этой категории относится тяжелая техника с дизельными двигателями.
Для легковых машин с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.
Буква рядом обозначает характеристики смеси. Чем ближе она к концу алфавита – тем лучшие свойства демонстрирует масло.
- Маркировки SC, SD, SE, SF, SG, SH считаются устаревшими, такие масла предназначены для двигателей, созданных до 2001 года. Продукция еще выпускается, поскольку старые машины все еще частенько встречаются на дорогах;
- SJ – для двигателей с 2001 года и старше;
- SL – для двигателей, выпущенных с 2004 года;
- SM – стандарт введен в 2004 году, такие масла отличаются повышенной стойкостью к окислению, повышенную защиту от износа, отложений, эксплуатируются при разных температурах;
- EC – аббревиатура для энергосберегающих масел для бензиновых двигателей (Energy Conserving).
…минеральном моторном масле
Является продуктом перегонки нефти. Наиболее дешевый вид моторных масел по сравнению с синтетическим и полусинтетическим маслами. Отличается меньшей химической стабильностью, низкой окислительной стойкостью и высокой испаряемостью из-за присутствия в составе молекул разной длины и структуры. Минеральное моторное масло имеет частый интервал замены и более короткий срок службы по сравнению с другими типами масел. К минеральному базовому маслу добавляются присадки, направленные на улучшение технических свойств минерального масла. Пакет присадок позволяет «подтянуть» общее качество масла, придав «минералке» моющие, антикоррозионные и противоизносные свойства.
В целом, минеральные масла проигрывают «синтетике» и «полусинтетике». Слабая окислительная стойкость и высокая испаряемость обуславливают небольшой срок службы «минералки». Использовать минеральное масло рекомендовано на старых моделях автомобилей и автомобилях со сроком эксплуатации свыше 10 лет.
Примеры минеральных моторных масел: G-Energy Expert G 20W-50, Gazpromneft Super 10W-30 API SG/CD.
Какие бывают моторные масла для автомобилей и их назначение
Согласно химическому составу, материалы для смазки рабочих узлов транспорта делятся на четыре основных вида:
- минеральные смазки — получаются из продуктов нефти;
- органические — имеют растительное или животное происхождение;
- полусинтетические — смесь натуральных и химических веществ;
- синтетические смазочные жидкости — получаются путем синтеза нефтепродуктов.
Минеральные жидкости производятся из мазута. Отличаются выгодным соотношением стоимости и качества. По способу изготовления делятся на дистиллированные и остаточные. Первые значительно лучше вторых по температурным характеристикам и термической стабильности, но обладают худшими смазочными свойствами. Минеральные используются благодаря смешиванию дистиллированных и остаточных жидкостей согласно определенным пропорциям.
Органические материалы обладают отличными качественными характеристиками и являются экологически безопасными. Их недостаток — работа в узком диапазоне температурных режимов, что делает продукты, изготовленные из органики, малопригодными для использования при высоких и низких температурах. Кроме того, органические смазки дорогостоящие, поэтому редко используются в чистом виде.
Полусинтетические смазочные жидкости состоят из 50-70% минеральных и 30-50% синтетических веществ. Такие пропорции смешивания обеспечивают хорошие эксплуатационные качества смазки и небольшую стоимость.
Синтетические субстанции получают с помощью химической переработки нефтепродуктов или природного газа. Результат этого процесса — синтез смазочных жидкостей, отвечающих техническим требованиям:
- небольшое пенообразование;
- повышенный индекс вязкости;
- низкий уровень летучести.
Стоимость синтетических материалов значительно выше минеральных. Этот недостаток нивелируется устойчивым функционированием механизмов авто в широком диапазоне температур, легким пуском силового агрегата и небольшими потерями мощности в результате трения узлов двигателя.