Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация соответствия по 44-ФЗ: что это такое и как её подготовить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ предъявляют ряд единых требований к участникам закупок. Участники обязаны подтвердить, что соответствуют этим требованиям. Для этого оформляется декларация соответствия участника требованиям закупки. Все сведения, которые включаются в этот документ, должны соответствовать действительности. Заказчик может их проверить и в случае обнаружения несоответствия отстранить участника закупки от участия в торгах.
Как подтвердить соответствие для торгов по 223-ФЗ
В заказах отдельными видами юридических лиц единые условия для потенциальных исполнителей не установлены. Они закрепляются в локальном Положении о закупках.
Декларацию по Закону № 44 нельзя использовать для подтверждения соответствия предписаниям в рамках 223-ФЗ. Такие выводы сделала комиссия УФАС Забайкальского края в Решении № 04-20-984/2018 от 23.03.2018. Среди прочего комиссия УФАС установила, что декларирование по 44-ФЗ хоть и подтверждает соответствие по всем пунктам, предусмотренным документацией о закупке № 31806154433 на поставку мягкого инвентаря для нужд государственного автономного учреждения «Молодежный центр «Искра»» Забайкальского края, де-факто он подтверждает соответствие условиям ФКС, а не 223-ФЗ. Таким образом, для публикации извещения и всех сопроводительных документов по Закону о закупках отдельными видами юрлиц рекомендуем убрать отсылки к Федеральной контрактной системе.
Заказчики прикладывают отдельную декларацию соответствия единым требованиям участникам закупки по 223-ФЗ в закупочной документации. Вот один из примеров.
В бумажной форме декларацию предъявляют вместе с заявкой на участие в торгах. Образец декларации на бумаге используют для участия в тендере, который проводят в бумажной форме.
Здесь нужно декларировать соответствие всем тем же пунктам, что и в электронной форме.
При участии в запросе котировок и запросе предложений в электронной форме необходимо продекларировать соответствие участника п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ.
Законно также прикладывать скан документа и при участии в электронных конкурсах. Хотя в таких случаях удобнее использовать ЭТП.
Определенной формы для этого документа законодательство не устанавливает.
Декларацию участника закупки оформляют в свободной форме, но рекомендовано это делать на официальном бланке организации. Главное — прописать в тексте соответствие условиям статьи 31 44-ФЗ.
При заполнении нужно подтвердить, что компания:
- не на стадии ликвидации;
- не приостанавливает деятельность;
- нет имеет долгов (налогам, сборам и другим необходимым бюджетным платежам;
- руководство и главбух не судимы по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
- компания не привлекалась к ответственности минимум два последних года статье 19.28 КоАП;
- отсутствует конфликт интересов между организатором торгов и участником закупки;
- отсутствуют ограничения на участие в государственных закупках.
Данным нормативным документом устанавливаются правила, в соответствии с которыми используется контрактная система проведения закупок, предназначенных для реализации тех или иных нужд государственных и муниципальных органов.
Среди ключевых моментов рассматриваемого документа стоит выделить следующие:
- Заказчики в обязательном порядке должны составлять план закупки. При этом в единой информационной системе размещается оформленный план, информация, касающаяся его реализации, а также всевозможные реестры заключенных контрактов и недобросовестных исполнителей.
- Установлен строгий перечень требований, которые предъявляются к различным работам, услугам и товарам. В частности, в обязательном порядке должно осуществляться общественное обсуждение закупок, сумма которых составляет более 1 000 000 000 рублей.
- Регламентируется перечень способов, которые могут использоваться для размещения заказа, включая возможность проведения закрытых и электронных аукционов, а также ряд других.
- Законодательство прописывает способы борьбы с демпингом.
- Введено сопровождение составляемых контрактов банковскими организациями.
- Выбирая поставщика, предпочтение отдается УИС, организациям людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, социально ориентированным некоммерческим компаниям, а также представителям малого бизнеса.
- Устанавливаются ограничения на приобретение услуг и товаров, производимых за пределами России.
- Все банковские гарантии в обязательном порядке должны быть зарегистрированы. При этом электронная площадка в обязательном порядке должна предоставить участнику как полученное обеспечение, так и доход, который был с него получен.
- Были внесены корректировки в порядок изменения и расторжения договоров.
- Введен общественный контроль над торгами.
Декларирование — обязательное условие
При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах. Для этого составляется образец декларации соответствия 44-ФЗ 2019 года. Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).
Если обратиться к нормам ФЗ № 44, то можно заметить условное выделение двух видов декларирования:
- декларация соответствия единым требованиям к участникам закупки;
- о принадлежности кандидата к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО).
Первый вид заявления подразумевает, что лицо, которое желает принять участие в тендере, соответствует положениям пп. 3-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о требованиях к участникам закупки.
Второй вид провозглашения — декларация о принадлежности. Данное условие закреплено статьями 51, 66, 73 ФЗ № 44. ФЗ № 209-ФЗ устанавливает критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к субъектам СМП. При этом, в соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014, предоставление в составе заявки иных документов, которые подтверждают статус СМП или СОНО, кроме заявления о принадлежности к субъекту СМП, не предусмотрено. Так, если заказчик отклонил заявку, которая содержала декларирование такого рода сведений, его может ожидать административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.
Подготовка закупочной документации и её анализ
В соответствии с п. 22 Постановления № 908 вместе с извещением о закупке заказчик размещает в ЕИС и документацию такой закупке. Требования к документации установлены п.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
В части установления требований заказчику необходимо учитывать:
- На чьей территории будут оказываться услуги? Готов ли заказчик предоставить спикерам собственный лекторий, и если нет, то как далеко от места работы или места жительства сотрудников может располагаться лекторий исполнителя?
- Каков будет график обучения? Будет ли оно проводиться в рабочее время, после работы или с использованием дистанционных технологий?
- Каков объём знаний, необходимых сотрудникам по итогам обучения?
- Каким образом будет проходить проверка по итогам обучения?
- Необходимо ли получение документов установленного образца по итогам проведения обучения?
- Есть ли необходимость в наличии специального оборудования (лабораторий) для проведения обучения?
- Нужно ли предъявлять требования к компетенциям (стажу, составу) преподавателей?
Ответы на такие вопросы кардинально могут повлиять на круг потенциальных поставщиков, отсеивая организации, не имеющие образовательных лицензий, собственных помещений для проведения образования или необходимого штата сотрудников.
Для определенных видов образовательной деятельности, например, для проведения семинаров или разовых лекций, наличие образовательной лицензии не обязательно. В таком случае целесообразнее ограничиться предъявлением требований к компетенциям преподавателей.
По Закону №223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют в положении о закупке требования к участникам (в зависимости от способов закупки, видов закупаемых товаров, работ, услуг) и, в установленных законом случаях, перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. Как разъясняла ФАС России в разделе 8 письма от 24.12.2012 N ИА/44025/12, в документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке.
Следовательно, заказчику достаточно указать в положении о закупке и в документации о закупке требование о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. №252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.
Согласие участника закупки на поставку товаров / материалов соответствующих требованиям документации об электронном аукционе
Настоящим участник закупки, сведения о котором указаны во второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждает свое согласие на поставку товаров / материалов, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе (номер извещения о проведении электронного аукциона на электронной площадке название ЭТП реестровый номер извещения), на условиях, предусмотренных указанной документацией об электронном аукционе.
Участник закупки предлагает к поставке товары, указанные в таблице:
№ п/п |
Наименование Товара и указание на товарный знак (при наличии) |
Характеристики Товара (конкретные показатели) | Наименование страны происхождения товара |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
… |
Участник закупки не должен иметь недоимок и задолженностей (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ)
Говоря более точно, участник закупки не должен иметь недоимок по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки (по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период). Данное требование не касается сумм:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
- по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;
- которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Споры о форме декларации о соответствии участника закупки требованиям пунктов 3 — 5, 7 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона
Декларация о соответствии требованиям пунктов 3 — 5, 7 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона может быть подана участником закупки не только в виде скан-копии соответствующего документа, но и посредством «простановки галочки» в интерфейсе электронной площадки. Вопрос о том, можно ли считать такую декларацию надлежащей, долгое время будоражил умы участников контрактной системы, однако после того, как на этот счет положительно высказался Верховный Суд РФ , проблему наконец-то можно считать исчерпанной.
См.: п. 2 разбиравшегося в предыдущем разделе «Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.09.2016. В отдельный параграф данный пункт вынесен нами по той причине, что рассматриваемая в нем проблема касается декларирования соответствия пунктам 3 — 5, 7 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в целом, а не только п. 9 указанной нормы.
Пример.
Заказчик отказался от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона в связи с непредставлением последним информации о своем соответствии требованиям ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Участник закупки обжаловал решение заказчика в антимонопольный орган, и комиссия Московского УФАС России решением от 31.07.2015 по делу N 2-57-6451/77-15 признала заказчика нарушившим положения ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в которой определены основания и порядок отстранения участника закупки либо отказа от заключения контракта с победителем закупочной процедуры.
Заказчик обжаловал указанное решение, однако суды всех инстанций присоединились к выводам контрольного органа. Суды не приняли доводы заказчика о том, что документацией о закупке предусматривалось предоставление декларации соответствия участника требованиям Закона N 44-ФЗ в виде отдельного документа, поскольку ч. 2 ст. 64 Закона N 44-ФЗ устанавливает запрет на требования к оформлению и форме заявки на участие в аукционе. По той же причине суды не согласились и с мнением заказчика о том, что обязанность предоставить декларацию возлагается именно на участника аукциона, т.е. что он должен совершить собственные волевые действия, а не использовать функциональные средства электронной торговой площадки.
Учитывая, что при проведении электронного аукциона его участникам дана возможность декларировать свое соответствие посредством использования интерфейса электронной торговой площадки, вывод заказчика о несовершении участником закупки необходимых действий при подаче своей заявки был признан основывающимся исключительно на несогласии заказчика с выбранной участником закупки формой подтверждения своего соответствия требованиям Закона N 44-ФЗ. А это, в свою очередь, не может являться основанием для отказа от заключения государственного контракта (Постановление ФАС Московского округа от 21.06.2016 N Ф05-7416/2016 по делу N А40-163114/15, оставлено в силе Определением Верховного Суда РФ от 17.10.2016 N 305-КГ16-12862).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Общие требования к участникам закупок
Итак, каким же условиям 44-ФЗ обязаны соответствовать физлица и юрлица, которые хотят стать подрядчиком или поставщиком товаров для государственных и муниципальных нужд:
- не проводится процедура ликвидации;
- отсутствуют вынесенные решения арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- деятельность не приостановлена;
- нет недоимки по налогам, сборам, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов юрлица или предпринимателя;
- нет конфликта интересов с заказчиком;
- претендент обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- отсутствует статус офшорной компании;
- у физлица либо у должностных лиц юрлица (руководителя, главного бухгалтера, членов правления и т.д.) отсутствуют судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Будет ошибкой, если вы установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и лицами, имеющими непогашенную или не снятую судимость, так как лица в статусе обвиняемых или подсудимых по приведенным в 44-ФЗ статьям УК РФ могут участвовать в закупках;
- неприменение в отношении физлиц (в том числе должностных лиц юрлица-подрядчика или поставщика) наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствуют факты привлечения юрлиц к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица (ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях) в течение двух лет до момента подачи заявки на участие.
Выполнение вышеперечисленных требований необходимо подтвердить декларацией о соответствии кандидатов общим требованиям. При этом заказчик не имеет права запрашивать дополнительные документы, подтверждающие выполнение норм закона.
Это требование может быть предъявлено:
• к участнику — физическому лицу;
• к руководителю организации, членам коллегиального исполнительного органа, лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа;
• к главному бухгалтеру юридического лица — участника закупки.
Помимо всего прочего, заказчик может предъявить требование о неприменении относительно указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Стоит отметить, что в заявке на участие в закупке участник декларирует соответствие данному требованию. При этом комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участника указанному требованию. Неясно, однако, каким именно образом, комиссия сможет проверить соответствие участника закупки указанному требованию. Представляется необходимым разработать методические рекомендации по порядку проверки соответствия участника закупки указанному требованию.
При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах. Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик, может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).
Требования к документу
Единые требования, которые заказчик в обязательном порядке прописывает в закупочной документации, установлены в ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. В их число входят следующие:
- Поставщик обязан соответствовать требованиям специального законодательства для выполнения работ и поставки определенных товаров. Это могут быть лицензии или допуски.
- Компания не находится в процессе ликвидации или банкротства.
- Деятельность компании не была приостановлена уполномоченными инстанциями в связи с административными правонарушениями.
- У поставщика отсутствует задолженность перед бюджетом в виде налогов, сборов, взносов и прочих платежей.
- У физического лица или индивидуального предпринимателя нет судимостей за экономические преступления и он не входит в число дисквалифицированных лиц.
- Компания в течение 2 лет, которые предшествовали участию в закупке, не привлекалась к административной ответственности за коррупционные преступления в виде дачи взятки по ст. 19.28 КоАП.
- Участник обладает эксклюзивными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если они будут переданы заказчику по госконтракту.
- Между участниками и заказчиками отсутствует конфликт интересов.
- Участник не зарегистрирован в оффшорной зоне.
- У поставщика нет ограничений по участию в закупочной деятельности по различным российским законам (данный пункт появился в 2018 году по п. 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
К дополнительным требованиям, которые может установить заказчик в зависимости от специфики закупочной процедуры, можно отнести:
- Наличие у исполнителя опыта по успешному выполнению подобного рода контрактов.
- Наличие квалифицированного персонала.
- Оснащенность оборудованием или техникой.
- Определенные финансовые ресурсы.
Отдельная декларация об отсутствии участника в РНП не предполагается.
Понятие декларации о соответствии
В составе закупочной документации заказчик прописывает определенные требования к исполнителю. Требования заказчиков к участникам закупки подразделяются на единые, дополнительные, необязательные.
Участники должны письменно подтвердить, что они соответствуют требованиям тендера, в противном случае, их могут не допустить до торгов. В этих целях и используется декларация о соответствии участника условиям организатора закупки по п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
Декларация соответствия оформляется не только при закупках по 44-ФЗ, но и по тендерам в рамках 223-ФЗ. В обоих случаях действуют одинаковые требования к участникам, и в рамках 223-ФЗ соответствие требованиям также подтверждается в декларативном порядке.
Процесс обработки заявки на участие в торгах предполагает проверку предоставленных документов от поставщика, включая декларацию.
Для подтверждения соответствия участников требованиям каждого пункта 44-ФЗ не нужно готовить отдельный документ. Вся информация может быть включена в один документ: и соответствие участника основным требованиям, и отсутствие сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков. Но вот принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или НКО определяется в составе отдельной декларации.
Требования из ч. 1 ст. 31 44-ФЗ являются обязательными и включаются заказчиком в документацию по всем закупкам. Декларация соответствия требованиям готовится для участия в закупках в форме конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.
Законодательно предусмотрена единая декларация о соответствии участника всем требованиями одновременно. Заказчик не вправе требовать отдельного декларирования соответствия определенным пунктам. Об этом свидетельствует административная практика: по делу №076/06/64-375/2019 по решению Ярославского Управления ФАС от 2019 года ведомство признало жалобу участника на действия государственного заказчика обоснованной. Заказчик в закупочной документации предусмотрел необходимость отдельного декларирования соответствия таким требованиям: что участник не является офшором, не имеет никаких ограничений, чтобы принять участие в закупке, не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. ФАС признала жалобу участника обоснованной: заказчик потребовал задекларировать требования, соответствие которым подтверждается в общей декларации и требовать отдельную декларацию заказчик не может. Также заказчик потребовал задекларировать соответствие требованиям, которые не нужно декларировать. В результате заказчика признали нарушителем ч. 6 ст. 66 44-ФЗ и выдали предписание об устранении нарушений.