Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Какая ответственность предусмотрена
Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение. Как уже говорилось, могут приписать различные статьи. Человека могут осудить по ст. 160 УК РФ. В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.
Если осудят по третьей части данной статьи, тогда может быть назначено следующее наказание:
- Штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
- Лишение права выступать в определенной должности, а также заниматься конкретной деятельностью. Ограничение может продолжаться до пяти лет.
- Принудительные работы на срок до пяти лет. Их могут назначить, дополнительно ограничив свободу преступника.
- Тюремное заключение на период до шести лет. При этом человека могут дополнительно оштрафовать и ограничить свободу на срок до полутора лет.
Если осудят по ч. 4 ст. 160 УК РФ, тогда меры будет более серьезные. Лишают свободы на срок до десяти лет. Штраф может доходить до одного миллиона рублей. Также могут ограничить свободу на период до двух лет.
Бывает и такое, что человек проходит по статье о мошенничестве (159). В этом случае, опять же, определяются обстоятельства преступления. Наихудшим наказанием может стать тюремное заключение на срок до 10 лет. Произойдет оно в том случае, если человек совершил хищение в особо крупном размере.
Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФСостав и квалификация преступленияМеры наказания158.1тайное хищение
- штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
- обязат. работы до 360 часов;
- исправ. работы до 12 мес.;
- принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
- арест до 4 мес.
158.2то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение
- штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
- обязат. работы до 480 часов;
- исправ. работы до 2 лет;
- принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
158.3тайное хищение в крупном размере
- штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
- принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
- лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
158.4тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размерелишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет159.3хищение имущества с использованием служебного положения
- штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
- принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
- лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
Что считается хищением государственных средств?
В действующем уголовном кодексе существует сразу две статьи, которые могут применяться против тех, кто присваивает бюджетные деньги или тратит их в своих целях. Первая из них – ст. 160 Присвоение или растрата. Она более общая и применяется в равной степени как в государственной, так и в частной сфере. Согласно данной статье, состав преступления включает либо похищение имущества без согласия владельца (присвоение), либо расходование/передачу третьим лицам также без согласия собственника (растрата). Преступление может квалифицироваться по данной статье, если лицу, состоящему на государственной службе, было вверено какое-либо имущество, и он его присвоил, продал, безвозмездно передал без санкции государства.
Вторая статья УК РФ, касающаяся хищения государственных средств – это ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. Она применяется реже, поскольку включает более ограниченный набор действий правонарушителя. Согласно уголовному кодексу, в этом случае речь идет о расходах средств, полученных в рамках бюджетного финансирования, на цели, которые не были предусмотрены бюджетом. При этом необходимо доказать, что обвиняемый не только израсходовал бюджетные деньги, но и имел с этого непосредственную прибыль. В противном случае речь будет идти о халатности или других видах правонарушений, не связанных с хищением средств.
Дополнительно подозреваемым в растрате бюджетных средств часто вменяют также сопутствующие действия: мошенничество, подделку документов, служебный подлог, создание преступной организации (если лицо действовало не самостоятельно, а по предварительному сговору), злоупотребление служебным положением и т.д. Естественно, эти обвинения, в случае их признания судом, усугубляют положение обвиняемого и делают наказание более строгим. А если учесть сам характер преступления, то его практически невозможно совершить в одиночку, без использования поддельных документов и вверенных полномочий, потому в большинстве случаев хищение государственных средств – не единственная статья для обвиняемого.
Ответственность должностных лиц по УК РФ
Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ. По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е. когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).
Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении. Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями. Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.
Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.
При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:
- Лицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
- Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
- Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.
Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.
Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:
- Правомочия использованы для реализации акта похищения.
- Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
- По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.
Признаком, квалифицирующим вышеперечисленные правонарушения, является наличие и использование служебных функций. Это приводит к тому, что преступления приобретают дополнительный объект – интересы государства, организации, которые злоумышленник нарушает своими действиями.
Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.
Срок давности дел по мошенничеству
Дело в том, что ст. 159 УК РФ «Мошенничество является статьей частно-публичного обвинения, т. е. возбуждение уголовного дела по ней возможно только по факту обращения с соответствующим заявлением от пострадавшего. Данное заявление может быть подано только в пределах определенного срока. Не соблюдение срока давности по мошенничеству приводит к тому, что виновные лица, даже если установлены, к ответственности привлечены не будут.
К квалифицирующим признакам мошенничества относится то обстоятельство, что деяние совершено группой лиц.
Наказание за данное преступление может достигать десяти лет лишения свободы с наложением штрафа до одного миллиона рублей.
Если мошенничество совершила группа лиц – предусмотрено наказание до пяти лет, т. е. преступление относится к средней тяжести. Срок давности по данной категории составляет шесть лет. Например, гражданин подписал договор на выполнение работ и передал исполнителю денежные средства. Исполнитель взял деньги и скрылся, то есть присвоил себе чужие средства. Но потерпевший узнал об обмане, когда в назначенное время не получил результат, оговоренный в договоре, а по месту нахождения исполнителя его не обнаружил.
В данной ситуации преступление совершенно раньше, но пострадавший узнал об этом позже. Срок давности в такой ситуации будет исчисляться с момента обнаружения, например, когда потерпевший пришел в офис мошенника и не обнаружил его там.
Наказание за крупную и особо крупную кражу
Крупная кража – кража имущества суммой от 250 тысяч до 1 млн рублей.
За воровство в крупном размере предусмотрены следующие последствия:
- тюремное заключение сроком до 6 лет;
- штраф от 100 до 500 тысяч рублей или в сумме заработков осужденного до 5 лет.
Особо крупная кража – воровство имущества суммой от 1 млн рублей.
Возможные юридические последствия:
- тюремное заключение до 10 лет;
- штраф до 1 млн рублей (или в сумме заработков вора до 5 лет);
- ограничение свободы на 5-летний срок.
Важным выступает наличие отягчающих факторов.
Что представляет собой хищение бюджетных средств?
Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.
Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.
При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.
Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.
Мошенничество с бюджетными деньгами
Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.
При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.
Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.
Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:
- Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
- Принудительные работы до 5 лет;
- Лишение свободы до 6 лет.
«в ук нет прямой нормы, предусматривающей наказание за хищение бюджетных средств»
В Госдуме предложили ввести пожизненные сроки за коррупцию. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовили депутаты нижней палаты от ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев. Господин Ищенко пояснил суть инициативы ведущему «Коммерсантъ FM» Максиму Митченкову.
Согласно инициативе парламентариев, в УК должны появиться две новые статьи. Первая будет предполагать наказание за «хищение бюджетных средств», вторая — за «хищение средств государственных внебюджетных фондов.
Уголовные сроки будут зависеть от размера ущерба. Так, присвоение денег из бюджета на сумму до 10 млн руб. обернется лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. За кражу более 10 млн максимальный срок составит 12 лет, а хищение более 50 млн руб.
из бюджета может закончиться пожизненным заключением.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей инициативе, какие наказания, какие сроки за какие хищения?
— Все сроки вы уже озвучили. Мы вносим изменения в Уголовный кодекс и добавляем еще две статьи, которые предусматривают как раз наказание за хищение бюджетных средств и средств небюджетных фондов.
Просто, как выяснилось, в самом Уголовном кодексе нет прямой нормы, которая предусматривала бы наказание за хищение средств, связанных с бюджетной сферой.
Есть целая глава преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Но в этой главе есть ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, а прямого указания на хищение средств, этой статьи просто не было в Уголовном кодексе.
И за все такие преступления были наказания, предусмотренные 159-й статьей «Мошенничество».
Формулировки в этой статье настолько расплывчатые, что зачастую коррупционерам и тем, кто участвовал в хищениях бюджетных средств, удавалось фактически выходить из воды сухими.
Потому что наказание предусматривается по самой тяжелой статье до десяти лет лишения со штрафом или без штрафа, с ограничением свободы или без ограничения.
Настолько не прописано четко наказание по этой статье, что суд мог вынести просто решение о взыскании штрафа, при этом отпустить виновного в хищении на десятки миллионов рублей.
— А в вашем законопроекте все четко, все строго прописано?
— Как раз мы и предлагаем уйти от нечетких формулировок, и прописываем, что есть минимальный срок для наказания – пять лет, и, если сумма хищений не превышает 10 млн руб., то максимальной срок в этом случае десять лет.
Мы даем четкую вилку: от пяти лет до десяти лет, от семи лет до 12 лет, и от 10 лет до пожизненного, при этом прописываем размер хищения. Это соответственно до 10 млн рублей, от 10 млн руб. до 50 млн руб. и свыше 50 млн руб.
, крупные и особо крупные.
Предлагаем ознакомиться Ст. 190 УИК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика
— А вы не считаете, что слишком жесткое наказание — вплоть до пожизненного заключения?
— Я не считаю, что это слишком жесткое наказание.
Для любого чиновника, для государственного служащего или муниципального служащего должно быть четкое табу: ни в коем случае нельзя делать какие-то действия, направленные против бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта или муниципалитета, потому что это средства, которые принадлежат народу, это средства налогоплательщиков. То есть средства каждого из нас с вами. Это должен быть отдельный состав, именно поэтому мы предусматриваем такие жесткие меры наказания.
Еще наше предложение связано с тем, что за последние несколько лет целая череда таких скандалов стала известная общественности. Это касается и дела Министерства обороны, где госпожа Васильева уже несколько лет находится под домашним арестом и никак не получит наказание.
Это касается, например, хищения средств Росреестра, несколько миллиардов рублей было вывезено через офшорные компании руководством Росреестра.
И статья возбуждена по составу «Халатность», причем еще есть и прямой ущерб государственным интересам Российской Федерации, поскольку государственная тайна стала известна абсолютно не тем людям, которые должны были ею располагать. И руководство Росреестра уехало за границу вместе с этими государственными секретами.
— Сейчас на какой стадии ваш законопроект, вы уже внесли его на рассмотрение?
— Мы вносим концепцию законопроекта на общественное обсуждение, хотим две-три недели дать всем заинтересованным лицам и организациям высказать свое мнение и предложить что-то, и после окончания общественного обсуждения будем вносить его в Государственную думу. Концепция разработана, она уже опубликована в СМИ.
Основной статьей, которая может применяться в отношении виновных лиц, считается классическая кража – ст.158 кодекса Российской Федерации. Здесь сразу стоит обратить внимание на ее вторую часть, где сказано про проникновение в помещение. В комментариях к статье указано, что таким признается хозпостройки, которые обособлены от жилых строений. Сюда также относят трубопроводы, а равно любые иные строения, где могут храниться на постоянной или временной основе материальные ценности. Именно это и будет относиться к предприятиям, в том числе и государственным.
Можно также отнести к данной категории все иные виды хищений, отраженных в уголовном законодательстве, но больше внимания уделяется таких преступным деяниям, как присвоение или растрата. Они отражены в одной статье, но между собой отличаются по целому ряду признаков. Самое главное, чтобы присутствовал действительно корыстный мотив в действиях виновного, а не признаки иного деяния.
Здесь предусмотрен несколько иной субъект, который можно назвать даже специальным. Ведь речь идет про государственное имущество, переданное виновному под временное владение и распоряжение. То есть, оно было ему вверено на основании заключенного трудового договора, или по специальному акту предприятия или общественной организации. В каждой ситуации следует все рассматривать индивидуально.
Пример из судебной практики
Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.
Отличие кражи от присвоения и растраты
Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).
Объективная сторона преступного деяния:
Способ совершения преступления:
- кража – тайное хищения имущества;
- мошенничество:
- получение имущества (или права на него) посредством обмана,
- получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.
Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.
Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.
Что делать, если была украдена банковская карта
Если на карточном счету лежит довольно крупная сумма, то необходимо, в первую очередь, сохранить свои средства, чтобы не произошло хищение денег с банковской карты. Как только была обнаружена потеря пластика, следует незамедлительно передать эту информацию в банк по горячей линии или с личным заявлением (требуется наличие паспорта гражданина страны), чтобы сотрудники заблокировали счёт. Тогда карта не будет давать возможность злоумышленникам украсть деньги с карты Сбербанка, поскольку счёт будет временно заморожен.
Если все же деньги с банковских счетов утекли, то для возврата утерянных средств необходимо выполнить следующие действия:
- сообщить в отделение банка о происшествии в максимально короткие сроки, инициировать блокирование счёта;
- подать заявление в финансовую организацию о происшествии, где детально описать время и обстоятельства кражи средств, общую сумму похищенного, а также платежные реквизиты пластика;
- обратиться в полицию с аналогичным заявлением и зарегистрировать его в общей базе, чтобы сотрудники правоохранительных органов смогли выдать соответствующий талон.
Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.
В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:
- Утвержденный бюджет;
- Бюджетная роспись;
- Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
- Смета доходов и расходов и др.
С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.
Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:
- Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
- Принудительные работы до 2 лет;
- Арест до полугода;
- Лишение свободы до 2 лет.
Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:
- Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
- Принудительные работы до 5 лет;
- Лишение свободы до 5 лет.
Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.
Судебная практика на 2020 год
Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.
Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.
Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.
Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».
В 2020 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.
Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.
Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.
От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.
Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.