Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
- Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
- Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
- Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.
Теоретические аспекты
Если до внесения поправок в правила, под переходом понимался только участок дороги, выделенные двумя специальным знаками, то в текущий момент дано несколько расширенное определение. Под пешеходным переходом все также следует понимать зону, выделенную двумя знаками, но теперь она может пересекать трамвайные пути, которые зачастую пересекают разделительную линию разметки. Это означает, что теперь водители трамвая обязаны пропускать переходящих дорогу людей. Однако, не стоит переходить дорогу на пересечение движущемуся трамваю – далеко не всегда он сможет быстро и эффективно затормозить.
В прошлой редакции правил обгон на пешеходном переходе был запрещен только в том случае, когда на нем находились люди. Это порождало много необоснованных споров и судебных разбирательств поскольку не было урегулировано то, что может считать нахождением на пешеходном переходе (например, когда обгон совершается на правой стороне проезжей части, а пешеход уже находится на левой и заканчивает пересечение дороги).
ВАЖНО !!! Сейчас же запрещено совершение обгона на пешеходном переходе в любом случае, независимо от присутствия на нем людей.
До внесения изменений 2014 года водитель не был обязан тормозить или останавливаться, если ТС, движущееся по соседней полосе, останавливалось перед пешеходным переходом. Единственная обязанность была удостовериться в безопасности своего движения. Сегодня же водитель должен также снижать свою скорость, если это делают соседние автомобили.
Все вышеперечисленные изменения были направлены на повышения безопасности дорожного движения в первую очередь для пешеходов. За нарушение любого из пунктов правил на водителя будет наложена административная ответственность.
Ответственность за не предоставление преимущества пешеходу
Статья 12.18 КоАП не предусматривает какого-либо разграничения по объективной стороне правонарушения. В любом из случаев, за нарушение правил предоставления преимущества к водителю будут применены меры административной ответственности. Санкция предусматривает штраф от 1500 до 2500 рублей.
Ответственность может наступить только, когда у водителя была прямая обязанность предоставить преимущество. Про конкретные случаи было рассказано раннее в статье. Поэтому, штраф за нарушение на переходе 2023 будет полностью законным.
ВНИМАНИЕ !!! В случае, если человек пересекает проезжую часть вне установленного для этого места, водитель не обязан предоставлять ему преимущество. Поэтому штраф за отказ от пропуска пешехода вне перехода 2023 или в ином неподходящем месте не может быть законным основанием.
Стоит отметить, что для применения санкций административного права необходимо доказать, что его действия принесли неудобства непосредственно для пешехода. Для этого следует требовать его привлечения в качестве свидетеля и просить с него дачу показаний. В большинстве случаев это невозможно и на этом основании можно отменять наложенные штрафы.
Однако в любой из вышеперечисленных ситуаций водитель может понести ответственность за совершение наезда на человека. В этом случае ответственность будет варьироваться от степени причинённого вреда. За вред легкой и средней тяжести водителю грозит крупный штраф и лишение права управлять транспортным средством до 2 лет.
ВНИМАНИЕ !!! Если столкновение привело к тяжким последствиям или смерти человека – наступает уголовная ответственность. Уголовное законодательство допускает лишение свободы до 5 лет, а для лица, находящегося в состоянии опьянения до 9 лет.
Обязательным признаком преступления является наличие вины, однако доказать обратное – свою невиновность практически невозможно.
Как избежать штрафа и доказать свою невиновность?
Если на вас наложен штраф за то, что вы не пропустили пешехода, вы можете его оспорить в соответствующих инстанциях.
Все дело в том, что ситуации, когда на водителя налагается штраф, зачастую бывают спорными. Порой человек, переходящий полосу движения сам оказывается неправ.
Несмотря на то, что поправки в законодательстве намного облегчили разбирательства и поиск виновного, в некоторых случаях свою правоту приходится доказывать и отстаивать.
Как доказать свою невиновность? В первую очередь вы сами должны быть уверены, в том, что не совершали правонарушение.
Если вы его все-таки совершили, обязательно найдутся свидетели или записи с камер наблюдения, и вам не удастся избежать наказания.
Если же вы правы, порядок действий при остановке вашей машины инспектором ГИБДД должен быть следующим:
- Попросите инспектора представиться, показать удостоверение и озвучить причину остановки.
- Настаивайте на составлении протокола с привлечением пешехода в качестве свидетеля.
- Если пешеход выскочил на дорогу внезапно, вы можете сами проинформировать его о том, что по закону он тоже должен заплатить штраф.
- Пешеход будет вынужден признать, что вы не создавали ему помех в движении, ведь иначе он также понесет наказание.
- В том случае, когда инспектор отказывается привлекать в свидетели пешехода, а правонарушение не было зафиксировано камерами или иными техническими средствами, составление протокола бессмысленно по причине отсутствия свидетеля, а значит и состава преступления.
Как и любой закон ПДД несовершенен. Нарушить их может любой человек в силу разных обстоятельств. Однако пешеходам нужно помнить, что они не всегда правы. Это заблуждение порой приводит к плачевным ситуациям.
Водители также не должны забывать, что лучше немного притормозить, и ехать дальше по свободной дороге, чем торопиться и не заметить пешехода.
Уважение друг к другу на дороге является залогом безопасного движения!
Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2021 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб.
Но это самое безобидно наказание. Если происшествие будет иметь более серьезные последствия, то водителю грозит более суровая ответственность:
ситуация | наказание |
человек получил легкие травмы | штраф 2500-5000 руб. или лишение прав до 1,5 лет |
вред здоровью средней тяжести | штраф 10 тыс.-25 тыс. руб., либо лишение до 2 лет |
тяжкий вред здоровья | тюремное заключение до 2 лет, а если водитель был нетрезвый, то до 4 лет |
смертельный исход | лишение свободы до 5 лет, а в состоянии опьянения — до 7 лет |
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
Порядок назначения штрафа
В случае нарушения пункта 14.1 Правил дорожного движения сотрудники дорожной полиции, заметившие нарушение, обязаны остановить транспортное средство до выяснения обстоятельств нарушения и наложения административного штрафа. Процесс происходит по следующему алгоритму:
- Полицейский останавливает автомобиль, подходит к нему и представляется. Пункт 45 Административного регламента Министерства внутренних дел обязывает его сделать это.
- По просьбе водителя, в соответствии с тем же пунктом 45 Правил, сотрудник ГИБДД предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- Затем сотрудник дорожной полиции просит предъявить документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, водительское удостоверение, полис страхования гражданской ответственности; объясняет причину остановки.
- Если есть доказательства того, что пешеход не проехал, их нужно представить в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, видеоматериалы или фотографии. В обязанности сотрудника дорожной полиции также входит опрос свидетелей аварии и самих пострадавших.
- Затем сотрудник дорожной полиции заполняет протокол с указанием суммы денежного штрафа. Он вручает копию бланка водителю и объясняет условия обжалования, как оплатить штраф за непропуск пешехода, ответственность за его игнорирование.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и противоречивым в понимании темы. Правила дорожного движения, а также КоАП не дают четкого определения и процедуры. Поэтому водителям приходится самим интерпретировать правила, что не всегда хорошо получается. Правила дорожного движения не требуют безоговорочной остановки или начала торможения, поскольку каждая ситуация на дороге индивидуальна. Преимущество должно быть предоставлено, как только человек вступает на пешеходный переход (если переход не управляется светофором).
ВНИМАНИЕ!!! Если пешеход переходит проезжую часть в запрещающий сигнал светофора, а также вне пешеходного перехода, водитель не должен безоговорочно пропускать пешехода. Этот аспект не регулируется правилами дорожного движения, но большинство инспекторов и преподавателей автошкол придерживаются мнения, что пешехода следует пропускать только в установленном месте. Резкое торможение в непредусмотренном месте (где другие водители могут этого не ожидать) может стать причиной аварии иного рода. Конечно, нельзя сбивать пешеходов, поэтому водитель должен правильно расставлять приоритеты в каждой ситуации.
В последних изданиях эти требования стали применяться и в трамвайной зоне. Кроме того, термин «пас» был заменен на «выход». В основном это связано с конкуренцией понятий, так как термин «пропуск» не прописан в правилах, в то время как «доходность» включен и четко объяснен. Пропустить — значит не делать ничего, что может причинить неудобства другому участнику дорожного движения (если у него есть преимущество). Неудобство заключается в изменении скорости или направления движения.
Велосипедист также обязан уступить дорогу. Не разрешается ездить на велосипеде в пределах пешеходной зоны. Чтобы пересечь проезжую часть, вы должны сойти с лошади и идти рядом. С введением этого положения водители получают снижение ответственности за наезд на велосипедиста в зоне «зебры», если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
Санкции за нарушение ПДД
Итак, сколько и какая сумма штрафа назначается водителю, который не пропустил пешехода на пешеходном переходе и не уступил ему дорогу? Управляющий автотранспортным средством, который дисциплинированно и вежливо ведет себя на проезжей части, обычно пропускает пешехода, начавшего движение и ступивший на «зебру». В случае инцидента, он признает свою вину и в последствии уступает дорогу пешеходам, если они имеют преимущество и передвигаются по специальному обозначенному месту для перехода. Это место на проезжей части, где постоянно происходит взаимодействие между людьми, управляющими автомобилями и пешеходами.
Считается, что пешеход всегда прав, но это далеко не всегда является истиной. Правила никто не отменял, и для пешеходов в том числе. Но большая ответственности, все же, лежит на водителе. Надо сказать, что подобные отношения на российских дорогах, к сожалению, оставляют желать лучшего.
В январе 2017 года Правительственной комиссией РФ был принят Законопроект, предусматривающий изменения статьи 12.18 КоАП РФ. Данный Законопроект предусматривает штрафы за действия водителей:
- обгон на зебре;
- непропуск пешехода;
- проезд велосипедистов по зебре.
В каких местах можно пересекать дорогу?
Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками.
Переходы могут быть надземными, подземными, а также особыми участками, расположенными на перекрестках.
В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами. Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора.
Это надежно, безопасно и достаточно быстро, чего нельзя сказать о переходе дорожного полотна вне пешехода. Мало того, что это более затратно по времени, так как приходится долго ждать подходящего случая, но также крайне опасно.
Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.
Регулируемый перекресток
На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.
Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.
Вот самые основные из них:
- Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
- Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
- Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.
По той причине, что немногие пешеходы знают правила движения такого плана, регулировщики применяют более простые и понятные жесты. Например, разрешение на передвижение может выглядеть, как простой взмах рукой в требуемом направлении.
Штраф за непропуск пешехода назначается по ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 рублей. Конечную сумму определяет инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение было совершено впервые, пешеход не получил повреждений, а водитель раскаивается в своих действиях, то ему может быть назначен штраф минимального размера.
Также наказание грозит водителю, который не пропустил пешехода при повороте на перекрестке. Штраф по ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:
- движение автомобиля по главной дороге;
- отсутствие на перекрестке знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки;
- зеленый свет светофора, горящий водителю.
ПДД допускают пересечение проезжей части пешеходами вне перехода при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В таком случае перед тем, как перейти дорогу, человек обязан убедиться в безопасности своих действий. Ему нельзя неожиданно для автомобилиста появляться из-за припаркованных ТС или других объектов, ограничивающих обзор.
Если пешеход начал переходить дорогу в неположенном месте (с учетом того, что «зебры» поблизости нет), то водители приближающихся машин должны предоставить ему приоритет. Несоблюдение этого требования грозит наложением взыскания.
Рассмотрим статью 12.18 КоАП:
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2018 году размер штрафа составляет 1500 — 2500 рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.
В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:
Как уступить дорогу пешеходу
Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, — «Как уступить дорогу пешеходу?». Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.
Итак, если еще раз просмотреть пункты ПДД, приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.
Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.
В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.
Удачи на дорогах!
Цитата: «В том числе если:
на перекрестке нет разметки перехода;
водитель едет по главной дороге;
водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
пешеходу горит красный сигнал светофора.»
Вопрос: когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?
Штраф 1500-2500 рублей за непропуск пешехода в большинстве случаев выписывается сотрудником ГИБДД за одновременное нахождение на зебре ступившего на проезжую часть пешехода и проезжающего перед ним по зебре автомобилиста.
Штраф относится как к нерегулируемым пешеходным переходам, так и к случаям поворота на перекрестках. Конкретный размер штрафа определяет инспектор ГИБДД.