Таможенный режим свободной таможенной зоны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный режим свободной таможенной зоны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таможенная процедура свободная таможенная зона имеет свои характерные особенности, заключающиеся в том, что к импортированной продукции, попадающей непосредственно под нее, применимы меры нетарифного регулирования, а также предусмотренные платежи, как для товаров, размещенных вне зоны Таможенного Союза (ТС). Но, в тоже время, необходимо принять во внимание, что свободная таможенная зона Таможенный союз непосредственно также выступает составным элементом ТС, а может быть определена в качестве территории осуществления таможенного контроля.

Таможенный союз и свободная таможенная зона

Основное отличие, которое имеют таможенные союзы и зоны свободной торговли состоит в том, что члены ТС наряду с устранением тарифных квот в экономических взаимоотношениях устанавливают стандарты политики в области внешне-торговых операций с третьими государствами. Это предполагает формирования стандартных единообразных тарифов по периметру границ ТС. Таким образом, политика ТС предполагает замещение нескольких таможенных зон одной территорией. В этом случае происходит упразднение внутренних таможенных служб с передачей их полномочий таможням, расположенным на границах общей таможенной зоны. В качестве иллюстрации такого ТС можно привести Евросоюз, который начал формироваться еще в 1968, как ЕЭС.

Это вариант меняет (свободная таможенная зона) условия направление потоков продукции и способствует переориентацию членов ТС на ввоз товаров из государств, принимающих участие в соглашении. В дальнейшем это приводит к преобразованиям в производственной и потребительской сферах.

При всей логичности и завершенности такого образования как ТС, в нем присутствуют и свои противоречия. При концентрации исключительно на международных торговых отношениях приводит к необходимости трансформации в более совершенную организацию экономических и торговых союзов.

Соглашение о свободных зонах ТС, которые рассматриваются как экономические сообщества стран, строятся на принципах:

  • существование общей таможенной территории стран ТС, которая формируется на условиях отсутствия пошлин и сборов таможни на эквивалентных условиях для всех договаривающихся стран;

  • по отношению к третьим странам устанавливается и применяется единый режим торговли, общие тарифы и нормы нетарифного регулирования внешнеторговых операций;

  • создание системы взаимодействий ТС с третьими странами;

  • установление единого механизма экономического регулирования, основанного на рыночных условиях ведения хозяйственно-экономической деятельности и общей законодательно базе.

Участники соглашения по свободной таможенной зоне определяют цели создания таможенного союза:

  • совместное создание условий для социального и экономического прогресса посредством ликвидации факторов, мешающих открытому экономическому сотрудничеству;

  • формирование базовых условий для стабильного развития экономики, открытого обмена выпускаемой продукцией и честной конкуренции;

  • согласование политических решений в области экономики государств соглашения и содействие в вопросах совершенствования народного хозяйства;

  • обеспечение предпосылок для создание единого экономической системы;

  • реализация мероприятий, способствующих быстрому и эффективному выходу стран ТС на международные рынки.

Свободный склад и свободная таможенная зона

Понятие свободный склад предполагает формирования свободной таможенной зоны, отличающей узко-специализированным профилем. В основном сейчас такая форма особых зон нашла применение в области автопрома, но по прогнозам экспертов данный вид свободной таможенной зоны будет востребован для масштабных проектов в большинстве экономических отраслей.

Правительством РФ в конце апреля 1998 года принято постановление «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», а также Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада. Основываясь на материалах данного постановления, можно вывести следующее толкование термина «свободный склад» — это определенное производство, периметр которого надежно огражден, а также приняты все меры по исключению вывоза продукции за границы свободной таможенной зоны без специального контроля со стороны таможни.

Свободный склад учреждается на основании постановлений Правительства РФ. Одним из оснований для такого решения является представление договора по внедрению крупных инвестиционных проектов на срок от пяти до семи лет. Импортируемая продукция, необходимая для производства продукции попадает на территорию свободной таможенной зоны без взыскания платежей таможни и налогов в пределах свободного склада, где происходит выпуск готовых товаров.

Прекращение режима свободной таможенной зоны в отношении свободного склада применятся для внутреннего потребления выпускаемой продукции без выплат различных платежей, на условиях соблюдения квот по количеству продукции, которые устанавливаются на основе решений Правительства РФ и требований государства происхождения товаров необходимых для производства продукции на территории свободной таможенной зоны.

Таможенный союз и свободная таможенная зона

Основное отличие, которое имеют таможенные союзы и зоны свободной торговли состоит в том, что члены ТС наряду с устранением тарифных квот в экономических взаимоотношениях устанавливают стандарты политики в области внешне-торговых операций с третьими государствами. Это предполагает формирования стандартных единообразных тарифов по периметру границ ТС. Таким образом, политика ТС предполагает замещение нескольких таможенных зон одной территорией. В этом случае происходит упразднение внутренних таможенных служб с передачей их полномочий таможням, расположенным на границах общей таможенной зоны. В качестве иллюстрации такого ТС можно привести Евросоюз, который начал формироваться еще в 1968, как ЕЭС.

Это вариант меняет (свободная таможенная зона) условия направление потоков продукции и способствует переориентацию членов ТС на ввоз товаров из государств, принимающих участие в соглашении. В дальнейшем это приводит к преобразованиям в производственной и потребительской сферах.

При всей логичности и завершенности такого образования как ТС, в нем присутствуют и свои противоречия. При концентрации исключительно на международных торговых отношениях приводит к необходимости трансформации в более совершенную организацию экономических и торговых союзов.

Соглашение о свободных зонах ТС, которые рассматриваются как экономические сообщества стран, строятся на принципах:

  • существование общей таможенной территории стран ТС, которая формируется на условиях отсутствия пошлин и сборов таможни на эквивалентных условиях для всех договаривающихся стран;

  • по отношению к третьим странам устанавливается и применяется единый режим торговли, общие тарифы и нормы нетарифного регулирования внешнеторговых операций;

  • создание системы взаимодействий ТС с третьими странами;

  • установление единого механизма экономического регулирования, основанного на рыночных условиях ведения хозяйственно-экономической деятельности и общей законодательно базе.

Участники соглашения по свободной таможенной зоне определяют цели создания таможенного союза:

  • совместное создание условий для социального и экономического прогресса посредством ликвидации факторов, мешающих открытому экономическому сотрудничеству;

  • формирование базовых условий для стабильного развития экономики, открытого обмена выпускаемой продукцией и честной конкуренции;

  • согласование политических решений в области экономики государств соглашения и содействие в вопросах совершенствования народного хозяйства;

  • обеспечение предпосылок для создание единого экономической системы;

  • реализация мероприятий, способствующих быстрому и эффективному выходу стран ТС на международные рынки.

Создание свободной таможенной зоны ТС важнейший этап процесса по реализации задач экономической интегрированности стран участниц. Необходимо отметить, что более тесная интеграция экономик на основе свободной таможенной зоны в конечном итоге приводит к тому, что часть государственных функций переходит межнациональным структурам, а, следовательно, способствует частичному отказу от государственного суверенитета. Учитывая такое развитие ситуации некоторые страны отказываются от принципов свободной таможенной зоны, предпочитая осуществлять торговые и экономические взаимоотношения по двусторонним соглашениям.

Выходом в этом случае может быть интеграция государств, основанная на прагматических принципах. При этом, присоединение государств к соглашению по свободной таможенной зоне происходит не одновременно, а поэтапно, с постепенным расширением сообщества. Примером такого процесса могут быть этапы интеграции РФ и Беларуси. В начале 1997 было заключено соглашение о создании Союза РФ и Беларуси, а также был принят устав этого объединения, который подчеркнул направленность Союза на постепенное интегрирование стран.

Читайте также:  Какие налоги платит ИП на общей системе налогообложения

В период с 1999 по 2001 год появился ряд актов подтверждающих завершение процессов создания свободной таможенной зоны Союза, подписаны документы по формированию принципов безопасности объединения РФ и Беларуси, созданы такие органы, как Высший Государственный совет и СовМин, а также сформированы намерения по внедрению единой валюты и созданию единого эмиссионного центра Союза.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

На территориях промышленно-производственных (ППТ), технико-внедренческих (ТВТ) и портовых ОЭЗ возможно применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). На территориях туристско-рекреационных ОЭЗ такая процедура не применяется (п. 1,2 ст. 36 №116-ФЗ от 22.07.2005).

Таможенная процедура СТЗ – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров таможенного Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (п. 1 ст. 201 Гл. 27 ТК ЕАЭС).

Товары помещаются под процедуру СТЗ по выбору резидента (п. 3 ст. 201 Гл. 27 ТК ЕАЭС).

Понятие реимпорта продукции

Реимпорт – это специальная таможенная процедура, при которой продукция, отправленная с таможенной зоны России, снова ввозится на свободную территорию. Для того чтобы не производилась уплата налогов, пошлин, не применялись экономические меры воздействия, эти два события происходят в определенные сроки. Другими словами, режим реимпорта существует для возврата товара на таможенную Российскую территорию после того, как она была ранее вывезена. Помимо этого, режим подразумевает возврат оплаченных раньше налогов и пошлин.

Для определения товаров в группу реимпорта соблюдается ряд условий. При вывозе с таможни товары находятся в свободном обращении или получены после переработки импортных товаров. Реимпорт осуществляется, если продукция заявляется к помещению в режим в трехлетний срок после завоза при отправлении с территории свободной зоны. Для строительного и промышленного оборудования территориальная Федеральная служба продлевает это время по запросу заинтересованного лица.

Условием для помещения в режим реимпорта является сохранение первоначального состояния продукции, исключение составляет естественное уменьшение количества. При этом свободная таможенная зона допускает эти изменения, если соблюдаются нормальные условия перевозки, транспортировки и эксплуатации. За товары оплачивается все положенные суммы налогов, таможенных сборов, субсидий и других пошлин.

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Крымская экономическая свободная зона

Представляет выгодное предложение для инвесторов большим числом применяемых льготных условий, среди которых отмечаются:

  • отсутствие налогов на имущество предприятий на срок до 10 лет;
  • налог на прибыль в течение первых трех лет работы составляет два процента;
  • 2015-16 годы отмечаются упрощенным налогообложением в части налоговой ставки, которая в последующие годы повысится до 4%;
  • свободная таможенная зона в Крыму предусматривает несколько видов льгот в вопросах страховых выплат, в ближайшее десятилетие ставка составит 7,6%.

Калининградская особая экономическая зона

Калининградская область, во многих отношениях, особая территория России. Данная территория является российским полуэксклавом, то есть территорией, отделенной от основной части государства и окруженная другими странами. В связи с этим, а также из-за прочих исторических и политических факторов, там установлена особая экономическая зона до 2045 года. Однако действие части преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016.

Калининградская область относится к туристско-рекреационной категории ОЭЗ.

Для резидентов ОЭЗ Калининградской области установлен особый режим налогообложения и другие льготы:

  • налог на прибыль в размере 0% применяется в течение шести налоговых периодов, в последующие шесть – 50% от установленной;
  • налог на имущество организаций – 0% в течение шести лет, с седьмого по двенадцатый 50% от установленной законом ставки;
  • тарифы страховых взносов 7,6% вместо 30%;
  • льготы по земельному налогу;
  • гарантии неизменности аренды за участков течении всего срока действия договора;
  • упрощенный порядок получения земли в аренду;
  • гарантии не повышения налогов.

Общие правила для всех таможенных процедур

Существует ряд положений проведения таможенных процедур, обязательных для всех заявителей и декларантов (физических и юридических лиц, предпринимателей):

  • Соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз продукции;
  • Разрешительный порядок выпуска товаров согласно заявленной таможенной процедуре;
  • Обязательность норм и правил, утвержденных для выбранного таможенного режима;
  • Право выбора подходящей таможенной процедуры декларантом и ее изменения;
  • Обязанность декларанта подтвердить соблюдение им условий помещения груза под таможенный режим;
  • Ответственность декларанта за нарушение условий и требований процедуры.

Прекращение функционирования свободной таможенной зоны

В случае принятия решения о прекращении работы свободной таможенной зоны, к продукции, размещенной на таких территориях должна быть применена таможенная процедура на протяжении срока в четыре календарных месяца. В тоже время некоторые товары могут быть признаны продукцией ТС, которая не подлежит контролю таможни без внесения предусмотренных платежей. В эту категорию попадает оборудование, находящееся в свободной таможенной зоне, которое введено в эксплуатацию и применяется в рамках выполнения договорных условий по деятельности экономической зоны, а также продукция, участвующая в строительстве недвижимых объектов на этой территории.

Эта же процедура может быть применима в ситуации завершения функционирования свободной таможенной зоны по факту утраты статуса резидента по причине выполнения договорных норм в отношении порядка деятельности в свободной таможенной зоне.

Анализируя вышесказанное, модно отметить, что потеря статуса свободной таможенной зоны находится в зависимости от принятых решений гос. органов ТС. Если же резидент осуществил импорт оборудования в пределы свободной таможенной зоны и не ввел его в эксплуатацию (независимо от причин) момента прекращения деятельности особой зоны, то данная продукция обязательно помещается под процедуры таможни. Поскольку это условие предполагает финансовые потери, связанные с уплатой платежей таможни, резидент может принять решение по экспорту продукции из зоны ТС.

Учитывая зависимость резидентов свободной таможенной зоны от решений гос. органов, можно говорить о влиянии процедуры прекращения деятельности свободной таможенной зоны на ее привлекательность с точки зрения инвестиционных рисков.

Так как существуют определенные преференции для продукции, используемой при строительстве недвижимых объектов, возникает необходимость раскрыть понимание сути таких товаров. Необходимо четко описать, входят ли в эту категорию материалы из которых возводятся строительные конструкции, или к ней можно отнести разнообразную строительную технику. Отсутствие четкости в этом определении затрудняет принятие решений для резидентов, которые решили инвестировать в строительство недвижимости в пределах свободной таможенной зоны.

Читайте также:  Трудовые книжки: внесение записей об увольнении и исправление ошибок

Операции, производимые с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах

Законодательство допускает совершение с товарами, помещаемыми под указанные таможенные режимы, производственных и иных коммерческих операций, за исключением розничной продажи товаров. В зависимости от характера товаров, помещаемых под данные таможенные режимы, могут применяться отдельные запреты и ограничения. В отношении свободных таможенных зон такие запреты может устанавливать только Правительство РФ, в отношении свободных складов — ГТК России совместно с Российским агентством международного сотрудничества и развития.

Таможенные органы могут регулировать вопросы осуществления производственных и иных коммерческих операций с товарами, помещенными в свободных таможенных зонах и на свободных складах, применительно к каждому конкретному случаю. В соответствии с частью 3 статьи 79 Таможенного кодекса РФ они могут запретить совершение таких операций лицам, нарушающим таможенное и иное российское законодательство, а также отказать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады.

Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны в обязательном порядке отражаться в учетных документах (ст. 82 Таможенного кодекса РФ).

Использование режима свободного склада для привлечения инвестиций в отечественную автомобильную промышленность

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» было объявлено о государственной поддержке крупномасштабных проектов создания и развития производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, в том числе реализуемых при участии иностранных инвесторов, которые отвечают следующим критериям:

  • суммарный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, составляет не менее 1500 млн. руб. в течение пяти лет, что фиксируется в инвестиционном соглашении, заключаемом инвестором с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ . При этом в случае участия иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию проекта, его доля должна составлять не менее 150 млн. руб.;

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1998 года N 413 (п. 2) таким органом стало Минэкономики России. Ему было предоставлено право заключать соответствующие инвестиционные соглашения, определяя в них обязательства инвестора по объемам инвестиций и объемам выпуска продукции по годам реализации инвестиционных проектов, а также возможность участия государства в уставном капитале коммерческих организаций, осуществляющих крупномасштабные инвестиционные проекты в автомобильной промышленности.

  • доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации по истечении пяти лет с начала реализации проекта и относимых на себестоимость, составляет не менее 50% себестоимости конечной продукции.

Одной из форм государственной поддержки является установление особых правил применения таможенного режима свободного склада в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных в рамках реализации упомянутых инвестиционных проектов.

Основы правового регулирования порядка применения режима свободного склада в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных в рамках специальных инвестиционных проектов, установлены названным Указом Президента Российской Федерации и сводятся к следующему.

  1. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные в рамках специальных инвестиционных проектов, в пределах установленных квот при вывозе таких товаров с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию Российской Федерации считаются происходящими из Российской Федерации. Эти квоты ежегодно определяются Правительством РФ, которое исходит из объемов фактических инвестиций в реализацию данных проектов, а также из объемов выпуска средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации и относимых на себестоимость конечной продукции.
  2. При нарушении норм Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 и положений соответствующих инвестиционных соглашений особенности таможенного режима свободного склада не подлежат применению с момента обнаружения указанных нарушений.
  3. Срок применения особенностей таможенного режима свободного склада к средствам автомобильного транспорта и автомобильным компонентам, производимым в рамках одного проекта, не должен превышать срока реализации этого проекта, но не может быть более семи лет.
  4. Правительство РФ разрабатывает порядок определения:
  • происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135;
  • доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации, в себестоимости конечной продукции;
  • количественных ограничений для применения особенностей таможенного режима свободного склада, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135.
  1. ГТК России выдает российским коммерческим организациям (в том числе с иностранными инвестициями), осуществляющим реализацию проектов, лицензии на учреждение свободных складов на основании решений Правительства РФ.
  2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся российские коммерческие организации, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, рекомендуется предоставлять этим организациям в пределах своей компетенции дополнительные льготы и гарантии.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 принято Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1998 года N 413, которым были утверждены:

  • Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада;
  • Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации;
  • Порядок определения количественных ограничений для применения особенностей правового регулирования таможенного режима свободного склада и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации, в себестоимости конечной продукции.

В соответствии с действующими правилами средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из Российской Федерации, что подтверждается сертификатом происхождения товара, не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию Российской Федерации в пределах квот (в натуральном и стоимостном выражении), ежегодно устанавливаемых Правительством РФ. При реализации на территории Российской Федерации указанные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты подлежат обложению налогами в порядке, установленном российским законодательством. При вывозе таких товаров в количестве, превышающем установленные квоты, обложению таможенными платежами подлежат комплектующие иностранного происхождения, использованные для их изготовления, по ставкам на эти комплектующие, действующим на момент их помещения под таможенный режим свободного склада.

Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.

Основание – заявка от высшего исполнительного органа, представляющего субъект РФ.

Она выражает необходимость в стимулировании социальной и экономической созидательной деятельности на определенной территории, в конкретной республике или регионе.

ОЭЗ позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции, увеличить количество рабочих мест, развить экспортную базу, снизить ресурсные затраты, освоить и развить новые территории и приблизить производство к потребителю.

Как стать участником СЭЗ? В регистрирующий орган бизнесмен должен подать заявление и следующий пакет документов:

  • Справка по месту регистрации об отсутствии долгов по налоговым взносам.
  • Анкета заявителя.
  • Копия справки о том, что бизнесмен не является налогоплательщиком ФНС.
  • Копия свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации).
  • Выписка из банка о кредитной истории и движении средств по банковским счетам.
  • Копия паспорта (документа, удостоверяющего личность), засвидетельствованная нотариально.
  • Бизнес-план проекта, соответствующий требованиям законодательства.
  • Копия свидетельства налогоплательщика с ИНН, подтвержденная нотариально.
  • Финансовая отчетность по последней отчетной дате (копия, подписанная руководителем и главным бухгалтером).
  • Устав юридического лица (копия).

Современное положение свободных таможенных зон и таможенных союзов

Направленность процессов на активное формирование двусторонних свободных таможенных зон в международной экономике встречает волну критики. Противники такой политики отмечают, что двусторонние соглашения:

  • Часто становятся фактором, который приводит к появлению отклонений от нормы в торговых отношениях;
  • Нарушают принципы построения многогранного механизма мировой торговли в системе ВТО.

Кроме того, поскольку государства с более слабым развитием экономики минимально вовлечены в формируемые свободные таможенные зоны считается, что они практически ничего не получают от подобных процессов. Сторонники же построения свободных таможенных зон, не отрицая существования подобных противоречий, указывает на факт зависимости эффективности, глубины и охваченности отраслей экономики от политической воли. Это понимание раскрывает потенциал развития свободных таможенных зон.

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск в 2023-2023-м

Двусторонние соглашения, впрочем, не являются препятствием для заключения многосторонних договоров. Они напротив способствуют углублению многосторонних отношений. ВТО имеет возможность для дальнейшего развития только при наличии общего стремления. Подтверждением такого заключения может служить остановка переговорного процесса по Дохийскому раунду, которая произошла в начале лета 2006 года.

Государства, которые ориентированы на реформирование национальных экономик для успешной реализации таких задач рассматривают вариант более объемного выхода на рынки передовых в экономическом отношении стран. Важным условием для эффективных экономических преобразований является участие в мировой интеграции, поэтому, оставаясь на периферии таких процессов сложно рассчитывать на успех. Для государственных экономик со слабым уровнем конкурентоспособности международные организации и сообщества способны подобрать эффективные технологии по вовлечению в процессы международного обмена.

Вхождение стран в зоны свободной торговли наряду с позитивными изменениями в экономике связано с некоторыми рисками. В связи с этим прогнозы по ожидаемым эффектам могут отличаться от полученных результатов после вхождения в свободную таможенную зону. Так, турецкая и испанская экономики, в сравнении с греческой и португальской существенно сократили отставание от других государств ЕС по индустриализации и смогли перестроить экспортную структуру с продукции, требующей высоких трудозатрат на капиталоемкие товары.

Размер преобразований и структура полученных эффектов формируется в зависимости от степени заинтересованности в интеграции всего государства, отдельных отраслей и компаний, осуществляющих деятельность в свободной таможенной зоне. Различают два вида эффектов, получаемы в результате интеграции: статические и динамические.

К статическим эффектам относят:

  • эффекты формирования и отклонения торговли;
  • условия осуществления торговых операций;
  • распределение прибыли;
  • конкурентное уменьшение уровня цен.

К динамическим относят:

  • увеличение эффективности производственных предприятий, а также внедрение отдельных факторов;
  • инновационные технические и экономические преобразования;
  • снижение расходов за счет уменьшения масштабов производственной деятельности
  • преобразование структуры национальной экономики;
  • более высокая занятость населения;
  • более высокая интенсивность роста экономики;
  • устранение снижение числа «узких мест» области продвижения продукции;
  • увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • более высокий уровень управления и планирования;
  • увеличение объема прямых инвестиций.

«Эффект домино» — заключается в том, что государство, сформировавшее мощную внутреннюю экономику, инвестирует средства в менее развитые страны.

Иллюстрацией такого эффекта может служить рост кредитных рейтингов Чили после старта переговорного процесса по формированию свободной таможенной зоны с Соединенными Штатами. При создании региональных особых зон можно наблюдать снижение конкурентоспособности предприятий на соседних рынках. Степень дискриминации государств по экономическим признакам зависит от емкости рынков государств, участвующих в соглашении по созданию свободной таможенной зоны. Чем выше этот показатель, тем выше ощущаемый уровень экономической дискриминации.

На первых этапах развития свободной таможенной зоны практически всегда наблюдается отсутствие полноты режима, что проявляется в неравномерном процессе обмена и совместного открытия рынков, что обычно связано со значительными расхождениями в уроне экономики, гибкостью национальных производителей, с диспропорциями по стоимости, обеспеченности национальных производителей в государствах свободной экономической зоны.

Несмотря на имеющиеся проблемы свободная таможенная зона является универсальным механизмом для интеграции государств. Этот механизм может расцениваться, как промежуточный этап интеграции, или, как технология перехода к более развитым формам экономического взаимодействия государств.

Три целевые модели свободной торговли:

  1. как первый шаг к углубленной интеграции, перехода к ТС, единому рынку, экономическому и валютному объединению (ЕЭС, ЕврАзЭС);
  2. как подготовительный этап к вступлению в более широкие Союзы;
  3. как самостоятельная модель, которая не направлена на вхождение в сообщества с другими структурами (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель выглядит, как постепенный переход к удалению от других международных рынков. Она может расцениваться как вариант ограждения от некоторых отраслей и экономик других государств. В связи с этим особенности структурных преобразований в таких свободных таможенных зонах должны способствовать преобладанию тенденций, замедляющих экономическое и социальной развитие государств участников ТС. Такая модель демонстрирует высокую эффективность для государств с высокоразвитой экономикой, как, например, страны ЕЭС. Применение первой модели для свободных таможенных зон с участием стран, характеризующихся слабым экономическим и социальным развитием может обеспечивать лишь краткосрочный эффект.

Вторая модель направлена на усилие воздействия конкуренции для внутренних производителей, поэтому такие свободные таможенные зоны способствуют интенсивному развитию национальных производств. В конечном итоге это повышает уровень конкурентоспособности государственных экономик и создает предпосылки для интеграции в высокоразвитые мировые сообщества. Принимая во внимание, описанный здесь эффект, можно сделать вывод о привлекательности этой модели для развивающихся стран, так как она характеризуется надежной системой предотвращения рисков для внутренних производителей и способствует быстрому приспособлению к условиям мировых рынков развитых государств.

Наибольшей популярностью среди различных типов свободных таможенных зон пользуются третья целевая модель. Обеспечивая эффективную интеграцию национальных экономик, она способствует обеспечению высоких свобод в области изменения направления внешней ориентации экономик и создает выгодные условия для перехода к другим моделям.

В нынешних условиях развития международной экономики у свободных экономических зон появляется необходимость в регулирующих институтах:

  • Во-первых, применение единых таможенных тарифов и необходимость вырабатывать единые решения предполагает модернизацию методик развития разных сфер государственных экономик.
  • Во-вторых, возникает необходимость в продуманной координации преобразований некоторых отраслей на мировом уровне, что может негативно отражаться на других отраслях.
  • В-третьих, появляется необходимость в проведении переговорных процессов, направленных на формирование единой тарифной политики для таможенных органов и решение вопросов по адаптации национальных рынков к совместным интересам. Для решения таких задач необходимо инициировать формирование наднациональных структур, задачей которых будет координация и контроль взаимодействия в определенных отраслях производственной и внешнеторговой деятельности. Свободные таможенные зоны не могут эффективно работать без таких структур.

Следует учесть, что наличие свободной таможенной зоны может не приводить к формированию политики единых тарифов для всего перечня продукции (производимой и потребляемой). В область взаимных интеграционных интересов могу попадать разнообразные экономические отрасли. Основную роль в этих процессах играет направленность на интеграцию в области производства. Несмотря на то, общий валютный рынок также является задачей свободных таможенных зон финансово-кредитное и валютное сотрудничество на начальных стадиях не является приоритетом для стран участниц. Финансово-валютные институции, которые формируются в рамках свободной таможенной зоны выступают в роли обслуживающего сегмента.

Наиболее часто в сферу интересов свободных таможенных зон не попадают такие масштабные направления, как энергетика и оборонпром.

Наиболее высоким уровнем интеграции государств в рамках свободного таможенного союза заслуженно считается общий рынок. Эта стадия взаимной интеграции государств реализована в ЕС. Нельзя исключать возможность появления новых объединений и Союзов, которые на данной стадии развития будут иметь значительные отличия от общего рынка Евросоюза.

Трансформация свободной таможенной зоны в общий рынок происходит на базе экономических и политических условий. Отмена тарифных ограничений на пути обмена продукцией приводит к тому, что появляются ограничения нетарифные:

  • отличие в техусловий и нормативов;
  • правовые методы правовой защиты национальных брендов, товарных знаков и т.д.

При формирования свободных таможенных зон на территории эксперты не предвидели возникшие в последствии сложности. На этапах замедленного развития возникали вопросы по обеспечению государственных интересов. Специалисты утверждают, что формирование реального общего рынка возможно только на условиях стандартизации правовых нормативов по общим направлениям и различным сферам экономики.

На практике достаточно сложно добиться единого мнения по широкому кругу вопросов. Для достижения взаимных договоренностей необходимо внедрение новейших управленческих подходов и укрепление позиций межнациональных интересов.

  • Международные авиационные перевозки. Нюансы процесса, которые стоит знать заранее

Для создания общего рынка следует обеспечить эффективное решение шести – семи наиболее крупных задач.

Первые две задачи необходимо решить на первых стадиях интеграционных процессов. Происходит отмена таможенных сборов между странами свободной таможенной зоны, формируется принцип единой политики торговли с третьими странами. Решение таких задач создает условия для формирования общего рынка.

Третья задача – заключается в унификации политики относительно развития некоторых секторов экономики, которые определяются исходя из дальнейших задач интеграции, возможного социального резонанса и перспективы удовлетворения потребительских интересов. Именно поэтому при переходе к общему рынку в Евросоюзе в качестве приоритетных сфер были определены аграрный сектор и транспорт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *