Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ, заказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО.
Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ
Заключить контракт можно следующими способами:
- Через проведение открытых конкурентных способов закупки, в которых участниками закупок являются только СМП/СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
- Через установление в извещении о закупке требования о привлечении победителем закупки к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей), являющихся СМП/СОНО.
- Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.
5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:
– информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.
5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора.
Независимая гарантия (далее – НГ), предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием СМП и ССП (с том числе среди СЗ), должна соответствовать следующим требованиям (ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):
– НГ должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);
– НГ не может быть отозвана выдавшим ее гарантом (п. 3 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);
– НГ должна содержать (п. 4 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):
а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;
б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;
в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:
– информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.
5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора.
Варианты предоставления обеспечения контракта
Существует 2 варианта обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Участник закупки сам определяет наиболее удобный ему способ:
- Зачисление денежных средств на счет заказчика. Данная сумма будет «заморожена» до того момента, пока не будут выполнены условия контракта. Если контракт был выполнен, согласно всем условия, то вся сумма будет возвращена обратно поставщику;
- Независимая гарантия. Так с недавних пор называют более привычную всем кто интересуется тендерами банковскую гарантию. В данном варианте, всю ответственность за участника закупки несет гарант, то есть банк, который выдал гарантию.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:
- печатные или электронные издания;
- доступ к этим электронным изданиям.
При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.
- Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-03-07/50741 «Об установлении заказчиком размера обеспечения исполнения контракта»
- Письмо Минфина России от 26.02.2020 № 24-03-08/13536 «О предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта в сфере закупок»
- Письмо Минфина России от 17.02.2020 № 24-03-08/10738 «О предоставлении обеспечения исполнения контракта либо информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, а также об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта»
- Письмо Минфина России от 17.02.2020 № 24-03-08/10943 «Об освобождении участника закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта»
- Письмо Минфина России от 07.07.2020 № 24-03-08/58790 «О бесспорном списании заказчиком средств со счета гаранта при неисполнении обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и предоставлении обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО»
Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.
Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.
Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).
Обеспечение исполнения контракта, что это такое?
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) – это защита заказчика от недобросовестных поставщиков. Этот инструмент является для заказчика гарантией качественного исполнения обязательств по контракту. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет использовать ОИК для покрытия понесенного ущеба. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта
В рамках 44-ФЗ вопросы по обеспечению исполнению контракта регулируются статьей 96.
Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Вид и размер обеспечения можно поменять
Предполагается, что исправление данной ситуации возможно указанием в ч. 8.1 ст. 96 требования о предоставление не трех, а «не менее трех» контрактов. Тогда эти две проблемы отпадут сами собой. Пока же остается только ждать разъяснений или новых изменений и исполнять данную норму буквально – то есть требовать либо строго три контракта на сумму цен не ниже НМЦК, либо ОИК.
Лидер конкурентных закупок. Поддержать ресурс У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов. Если Вы хотите поддержать ресурс, Вы можете перечислить любую сумму одним из указанных ниже способов: Перечислением с банковской карты Перечислением с Яндекс.
Электронный аукцион на стройку проводят через четыре часа после истечения срока подачи заявок. Так первую и вторую части заявок оператор направляет заказчику в течение часа после размещения протокола проведения электронного аукциона.
Закон о контрактной системе определяет случаи обязательной «внешней экспертизы», если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным п. 10—13, 16, 24 (при осуществлении закупок для государственных нужд субъекта РФ или для муниципальных нужд), 31, 34 и 37 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Победитель сможет сам решать, сколько будет действовать гарантия. Главное, она должна на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных работ. Если поставщик получил отсрочку (сейчас такое возможно, например, в закупках на строительство), то гарантию придется продлить или перевыпустить (зависит от банка-гаранта).
Заявление о включении поставщика в РНП антимонопольная служба рассматривает за 5 дней со дня поступления. Раньше было 10 дней.
И с 1 июля изменениями упрощаются закупки строительства. Заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного. В описание объекта закупки надо включать проектную документацию. Дополнительного описания готовить не нужно.
В закупках строительных работ, по реконструкции, капремонту или сносу объекта НМЦК для «коротких» аукционов установлена на отметке 2 млрд. руб.
Предоставление исполнения соглашения является достаточно болезненным нюансом для каждого поставщика. Ведь относительно закона заказчик может требовать обеспечение практически всегда. Хотя в подобных ситуациях можно столкнуться со своеобразными особенностями, которые потребуют компетентного разбирательства.
В процессах установления обеспечения исполнения руководствуются ст. 96 Закона 44-ФЗ. Вариант снабжения договора определяет партнер купли.
Наблюдаем следующую картину: начальная (максимальная) стоимость договора меньше пятидесяти миллионов, заказчик задает условия к обеспечению в пределах от пяти до тридцати процентов первичной предельной цены.
Если сумма НМЦК больше вышеназванных пределов, тогда диапазон остается прежним, но добавляется условие – НМЦК не должна быть менее аванса.
- Когда наблюдается невозможность контракта без обеспечения, формат проведения должен соответствовать, складываются такие обстоятельства для заказчика, когда нужно определить требование к обеспечению исполнения:
- • Закупка осуществляется в формате конкурса или аукциона;
- • Способ определения поставщика с НМЦК больше, чем пятьсот тысяч рублей;
ГДЕ необходимо указывать размер ОИК
– в извещении об осуществлении закупки;
– в проекте контракта;
– в документации о закупке (закрытые закупки);
– в приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (закрытые закупки) .
КАК необходимо указывать размер ОИК
Заказчику достаточно определить размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК (от цены контракта для СМП и СОНО). Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 305-КГ17-3351 по делу N А40-207745/2015).
Размеры ОИК (чч..6 – 6.2. Закона №44-ФЗ)
Общий случай |
Закупка только для СМП и СОНО (п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ) |
|
Аванс контрактом не предусмотрен |
от 0,5 % до 30% НМЦК |
от 0,5 % до 30% цены контракта |
Контрактом предусмотрен аванс, не превышающий 30% НМЦК |
Не менее размера аванса |
|
Контрактом предусмотрен аванс, превышающий 30% НМЦК |
В размере аванса |
|
Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению (письмо Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224) |
ОИК устанавливается от НМЦК, уменьшенной на размер аванса |
ОИК устанавливается от цены контракта, уменьшенной на размер аванса |
Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению |
В размере до 10% НМЦК |
В размере до 10% цены контракта |
1. Изменение способа предоставления ОИК
В ходе исполнения контракта контрагент вправе ИЗМЕНИТЬ СПОСОБ предоставления ОИК и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного ОИК новое ОИК (ч.7 ст.96 Закона №44-ФЗ).
2. Уменьшение размера ОИК
Размер ОИК может быть УМЕНЬШЕН по контрактам, которыми предусмотрены отдельные ЭТАПЫ исполнения (ч.7.1. ст.96 Закона №44-ФЗ), при отсутствии неисполненных контрагентом требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч.7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ).
Уменьшение ОИК не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
При этом:
– заказчик проводит приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению) (ч. 7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ);
– заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении контрагентом своих обязательств по исполнению контракта (этапа контракта);
– уменьшение ОИК производится пропорционально стоимости исполненных обязательств контрагента, приемка и оплата которых осуществлена;
– порядок уменьшения ОИК зависит от способа предоставления ОИК (ч.7.2. ст.96 Закона №44-ФЗ):
ОИК предоставлено денежными средствами |
ОИК предоставлено независимой гарантией |
По заявлению контрагента заказчик возвращает ему денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер ОИК, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов. Срок возврата средств установлен контрактом в соответствии с ч. 27 ст.34 Закона №44-ФЗ |
Заказчик может предъявить требование об уплате сумм по гарантии в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов |
Как внести обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
План закупки
В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.
Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)
Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.
Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.
Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.
Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.
Реестр контрактов, содержащих сведения о гостайне (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279)
Теперь в реестр таких контрактов будут включаться также следующие сведения:
- наименование страны происхождения товара как при закупках товара, так и при закупках работ и услуг;
- информация о производителе товара.
Для контрактов в сфере строительства данная информация включается в реестр, если товар был принят заказчиком к бухучёту как объект основных средств. Т.е. не нужно отчитываться о том, где произведены товары, которые поставлялись для исполнения контракта, но были использованы в ходе выполнения работ и заказчику не передавались.
Правила функционирования ЕИС (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 (ред. от 27.12.2019))
Согласно последним изменениям в пп.б п.2 Правил ЕИС обеспечивает прежде всего контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения. Формулировка п.п.б изменена в связи с тем, что были приняты новые Правила для осуществления такого контроля (Постановление Правительства №1193 от 06.08.2020 г.)
В Правила функционирования ЕИС внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. С 01.01.2021 г. внесены технические изменения в правила регистрации участников в ЕИС:
- иностранные юрлица смогут указывать российский ИНН;
- добавлена возможность указывать о статусе самозанятого для физических лиц.
Информация будет поступать в ЕИС из ФНС РФ в автоматическом режиме.
Внесены некоторые изменения в Постановление Правительства от 27 ноября 2017 г. №1428, касающееся предоставления сведений о банковских гарантиях при закупках для оборонных нужд.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Что изменилось с 01.07.2020
Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:
- если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
- если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
- если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.
Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».
В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2021 года снизился с 5 до 0,5%.
С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.
Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».
Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2021 году:
- Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
- Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
- Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
- Укажите требования к банковской гарантии.
- Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
- Пропишите срок возврата.
Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.