Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ недели: Возврат дебиторской задолженности прошлых лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указанные операции в учете отразите так: Дебет КРБ.1.304.226 Кредит КРБ.1.206.26.660 — зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств (как восстановление кассовых расходов); Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КРБ.1.304.05.226 — перечислена дебиторская задолженность прошлых лет в доход бюджета; Дебет КДБ.1.210.02.130 Кредит КДБ.1.303.05.730 – отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (по КОСГУ 130); Дебет КДБ.1.210.02.180 Кредит КДБ.1.303.05.730 – отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (по КОСГУ 180); Дебет КДБ.1.401.10.151 Кредит КДБ.1.205.51.660 — отражено восстановление остатка межбюджетного трансферта (после того как сумма возврата поступила на лицевой счет администратора доходов); Дебет КДБ.1.205.51.560 Кредит КДБ.1.210.02.151 — отражен возврат суммы восстановленного межбюджетного трансферта в краевой бюджет.
Возврат дебиторской задолженности: особенности бухгалтерского учета (Зернова И.)
Дебиторская задолженность — это имущественные требования учреждения к другим лицам, являющимся его должниками.
В этой статье рассмотрим, как следует отражать в бухгалтерском учете учреждений суммы задолженности в связи с их возвратом должником.
Общие положения В деятельности учреждений могут возникать ситуации, связанные с невыполнением договорных обязанностей по поставке нефинансовых активов поставщиками под уплаченный ранее аванс, задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, не возвращенные в срок, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и др.
Иными словами, в этом случае в учете учреждения возникает дебиторская задолженность. С изменением имущественного положения должников у них появляется возможность возврата своих долгов. Кроме того, при признании должников банкротами сумма долга может быть перечислена конкурсным управляющим на счета учреждений или в бюджет.
Рассмотрим, как в соответствии с нормативными документами Федерального казначейства эти средства должны учитываться на счетах учреждений, открытых в ОФК. Из п. 11 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н, следует, что поступившие на счет по учету средств учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у учреждения, учитываются на соответствующих лицевых счетах, открытых ему в органе Федерального казначейства, как
Проводки по возврату дебиторской задолженности прошлых лет
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражайте на соответствующих счетах бюджетного учета. Используйте счета, на которых она числилась раньше, а также специальные счета. Если дебиторка списана, восстановите ее в учете. Если нет, отразите в учете операции по ее возврату.
ДТ 1 209 36 560 КТ 1 206 XX 66Х (1 208 XX 66Х)
— переведена дебиторская задолженность текущего года в задолженность по доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (по состоянию на 31 декабря текущего года при условии, что срок исполнения обязательства по уплате истек в текущем году) (п. 86 Инструкции № 162н);
ДТ 1 210 02 XXX КТ 1 205 XX 66Х, (1 206 XX 66Х, 1 208 XX 66Х, 1 209 XX 66Х, 1 303 XX 73Х)
— зачислены доходы в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора дохода (п. 80, 86, 91 Инструкции № 162н);
Детализация КОСГУ 560, 660, 730 и 830
ДТ 1 304 05 XXX КТ 1 205 XX 66Х (1 206 XX 66Х, 1 208 XX 66Х, 1 209 XX 66Х, 1 303 XX 73Х)
— поступили средства в погашение дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя средств (п. 80, 111 Инструкции № 162н);
ДТ 1 210 02 XXX КТ 1 304 05 XXX
— перечислена дебиторская задолженность прошлых лет с лицевого счета получателя средств на лицевой счет администратора дохода (п. 111 Инструкции № 162н);
ДТ 1 304 04 XXX КТ 1 303 05 73Х
— переданы расчеты от получателя средств администратору доходов на основании извещения (ф. 0504805) (п. 104 Инструкции № 162н);
ДТ 1 303 05 83Х КТ 1 205 XX 66Х (1 206 XX 66Х, 1 208 XX 66Х, 1 209 XX 66Х, 1 303 XX 73Х)
— получены получателем средства от администратора доходов (п. 104 Инструкции № 162н).
Самый распространенный случай – это когда учреждению возвращают дебиторку прошлых лет по перечисленному ранее авансу.
Смотреть пример с проводками >>
Выплатили аванс, но не начислили зарплату работнику
Самая распространенная ошибка — на отчетную дату сложилась переплата по расчетам с сотрудниками, которую бухгалтер отразил по дебету счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате». Такая ситуация возможна, в частности, если бухгалтер при выплате аванса не сделал проводки по начислению. Чтобы это исправить, дебетовое сальдо выплаченного аванса по счету 0 302 11 000 на конец отчетного периода надо перевести на счет 0 206 11 000.
Рассмотрим на примере, как применять этот счет.
Пример 1:
Учреждение выплачивает аванс ежемесячно 20-го числа. Окончательный расчет по зарплате — 5-го числа следующего месяца.
На конец отчетного периода по счету 0 302 11 000 образовалось дебетовое сальдо, поскольку при выплате аванса проводки по начислению бухгалтер не сделал. В таком случае он должен перенести остатки на счет 0 206 11 000:
ДЕБЕТ 0 302 11 830
КРЕДИТ 0 201 11 610
— перечислен аванс на банковские карты сотрудников. Одновременно увеличен забалансовый счет 18 (КВР 111, подстатья 211 КОСГУ);
ДЕБЕТ 0 206 11 560
КРЕДИТ 0 302 11 730
— переведено дебетовое сальдо выплаченного аванса.
После того как бухгалтер начислил заработную плату за полный месяц, он оформил проводки:
ДЕБЕТ 0 401 20 211
КРЕДИТ 0 302 11 730
— начислена ежемесячная заработная плата за фактически отработанное время;
ДЕБЕТ 0 302 11 830
КРЕДИТ 0 206 11 660
— произведен зачет аванса.
Если же вы начислили зарплату, отрицательного сальдо не будет. Поэтому в общем случае, когда платите зарплату за первую половину месяца, показатели на счете 0 206 11 000 не отражайте.
Аналогично дебетовый остаток по счету 0 302 13 000 противоречит правилам бухгалтерского учета и отчетности. Перенесите его на счет 0 206 13 000.
Организация бюджетного учета
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации одним из главных принципов, на которых основана Бюджетная система Российской Федерации, является единство бюджетной системы Российской Федерации (ст. 28 БК РФ).
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности , бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ предписывает установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений. Это положение отражено теперь в тексте Инструкции по бюджетному учету — в абзаце втором пункта 1 внесено уточнение в понятие «Бюджетный учет»:
Вместе с тем, Инструкция по бюджетному учету предусматривает, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения , утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (Приложение № 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции по бюджетному учету. Это положение введено в Инструкцию по бюджетному учету (п. 9) Приказом № 25н.
Внесены уточнения в наименования журналов операций: регистр «Журнал операций по банковскому счету» № 2 переименован в «Журнал операций с безналичными денежными средствами», а регистр «Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям» № 6 переименован в «Журнал операций расчетов по оплате труда».
Следует отметить, что «Журнал операций с безналичными денежными средствами» применяется теперь не только для отражения операций по счетам 201.01, 201.02, 201.03, 201.06, 201.07, а также для отражения операций по движению финансовых вложений по счетам 204.00 «Финансовые вложения».
Несмотря на изменение наименования журнала операций № 6, в нем по-прежнему следует отражать операции по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.
Финансовые активы и обязательства
Согласно новой редакции Инструкции по бюджетному учету поступление денежных документов в кассу оформляется бухгалтерскими записями по дебету счета 201.05.510 «Поступления денежных документов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 302.00 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (302.03.730, 302.04.730, 302.05.730, 302.09.730, 302.15.730, 302.16.730, 302.17.730, 302.18.730). В прежней редакции поступление денежных документов в кассу предписывалось оформлять записью по дебету счета 201.05.510 «Поступления денежных документов» и кредиту счета 302.23.730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов».
Уточнены бухгалтерские записи по счету 204.02 «Акции и иные формы участия в капитале» в части вложений нефинансовых активов, а также по счету 205.00 «Расчеты с дебиторами по доходам» в части начисления и перечисления сумм возвратов доходов плательщикам.
Мы уже упоминали об изменении Плана счетов в части приведения в соответствие номеров аналитических счетов кодам экономической классификации. Так, например, к счетам 206.00 «Расчеты по выданным авансам», 208.00 «Расчеты с подотчетными лицами», 302.00 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты аналитические счета, соответствующие кодам экономической классификации расходов, с единой нумерацией.
Соответствующие изменения внесены в Инструкцию по бюджетному учету в части бухгалтерских записей по отражению операций по указанным счетам.
Согласно новой редакции Инструкции по бюджетному учету счет 210.01 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» теперь применяется не только для учета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, но и для начисления НДС с полученных авансов: на счете учитываются «расчеты по суммам налога с полученных предварительных оплат в счет предстоящих поставок нефинансовых активов (выполнений работ, услуг) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации».
В прежней редакции Инструкции по бюджетному учету при начислении НДС с полученных авансов формировалась проводка Д-т 401.01.130, К-т 303.04.730, что искажало текущий финансовый результат учреждения, т.к. происходило уменьшение неполученных доходов.
Использование счета 210.01 снимает эту проблему, так как теперь проводка по начислению НДС с полученных авансов не будет затрагивать финансовый результат учреждения: Д-т 210.01.560, К-т 303.04.730.
Как уже отмечалось ранее, в Пан счетов бюджетного учета введен новый счет 210.03 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств». Счет 210.03 применяется для отражения учреждением временных кассовых разрывов по операциям с наличными денежными средствами вместо счета 306.00 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов», используемого временно (до внесения изменений в Инструкцию по бюджетному учету) согласно письму Минфина России от 18 марта 2005 года № 02-14-10а/462 «О порядке применения Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов». В Инструкции по бюджетному учету приведены также бухгалтерские записи по применению счета 210.03.
Восстановление списанного долга кредитора
Даже когда срок исковой давности по кредиторке вышел, это не значит, что предприятие более не сможет исполнить договоренность с клиентом. ГК РФ позволяет исполнить обязательства и по окончанию срока давности.
Бухгалтеры признают списание в доходы кредиторки с окончившимся сроком давности ошибочным, если имеется согласие закрыть обязательство. Но в то время, когда истек срок давности, по нормам НК требуется признать КЗ внереализационными доходами.
Сотрудники налоговой могут посчитать восстановление КЗ некорректным, поскольку это восстановление аналогично бесплатной передаче. Однако, это можно оспорить. Поскольку восстановление кредиторской задолженности после списания можно использовать в виде иных обоснованных расходов, например, внереализационных.
Во избежание споров с налоговиками лучше учесть НДС в составе кредиторской задолженности при отнесении последней к внереализационным доходам
Как же быть в этой ситуации с НДС? С суммы, которая поступила ранее, предприятие оплатило в бюджет налог. И стоимость вместе с НДС включена в доходы. Потому при восстановлении КЗ в расходы лучше включить ту же сумму.
По окончании срока исковой давности КЗ ликвидируется проводкой: Дт 62 Кт 91/1.
В ситуации принятия договоренности контрагента о возобновлении сотрудничества, важно это подтвердить документально.
При утверждении соглашения предприятие признает свою задолженность перед контрагентом, он получает право истребовать долг в любое время. Поэтому принятие будет причиной снижения экономической выгоды.
Восстановление списанной кредиторской задолженности отображается следующими проводками:
Дебет | Кредит | Описание операции |
Дт 91/2 | Кт 62 | Отражение расходов |
Дт 76 | Кт 91/1 | Восстановление НДС |
Дт 68 | Кт 99 | Отражение налогового актива |
Таким образом, отрицательных результатов для продавца восстановление кредиторской задолженности не повлечет. Однако отсутствие официальных писем может повлечь сомнения во время инспекторской проверки.
Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать
Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).
Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.
В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:
- по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
- по выданным поставщикам авансам;
- переплата заработной платы;
- по выданным займам;
- по расчетам с подотчетными лицами;
- по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.
Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.
В выявлении проблем с оплатой ДЗ также может помочь ее анализ. Читайте о нем в статье «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».
Задача: составление проводок
Задача:
Перечислена задолженность во внебюджетные фонды в сумме 1200 руб., по налогам и сборам – 500 руб., по заработной плате – 20000 руб.
Составить бухгалтерские проводки по фактам хозяйственных операций.
1. Д69 К51- Перечислено с расчетного счета задолженность во внебюджетный фонд в размере 1200 руб.
2. Д 68 К51- Перечислена задолженность по налогам и сборам в размере 500 руб.
3. Д 70 К51- Перечислена задолженность по заработной плате в размере 20000
Цитата (MaxSion): Задача:
Перечислена задолженность во внебюджетные фонды в сумме 1200 руб., по налогам и сборам – 500 руб., по заработной плате – 20000 руб.
Составить бухгалтерские проводки по фактам хозяйственных операций.
Приветствую! Так ли? Или исходя из задания ещё что-то нужно сделать?
Доброе утро! Проводки составлены верно.
А уж на вопрос «нужно ли еще что-то сделать?» ответа кроме Вас не знает никто.
Если в условии задачи больше ничего не написано, то значит, всё.
Например, в типовой форме соглашения, установленной Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38[1], нет ссылок на то, что в соглашении с подведомственным учреждением необходимо проставить конкретную дату возврата остатков. А вот в типовой форме, утвержденной для федеральных АУ и БУ Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н[2], указание на необходимость проставить в качестве срока возврата число, месяц и год, следующий за годом предоставления субсидии, имеется. Впрочем, органы-учредители, как правило, не могут произвольно выбрать дату, до наступления которой подведомственные учреждения должны осуществить возврат. Учредители ориентируются на сроки, установленные в «вышестоящих» актах, принятых на федеральном, региональном либо муниципальном уровне.
В частности, конкретный срок может быть определен в законе о бюджете, правовом акте, содержащем меры по реализации закона
Отражение операции по возврату средств.
Этот код нужно детализировать исходя из того, за счет средств какого бюджета были кассовые выплаты.
Например, если расходы прошли за счет целевых субсидий из федерального бюджета, применяется код 000 1 1300 130.
При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–20-го разрядов укажите код подвида доходов.
Об этом сказано в пункте 4.1 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н.1 Когда дебиторку можно использовать в текущем году Учреждение вправе использовать вернувшуюся дебиторку прошлых лет в текущем году, если расходы ранее делали за счет: · средств от платной деятельности или за счет субсидий на госзадания; · целевой субсидии, если на это есть разрешение учредителя. Об этом сказано в частях 17–18 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, части 3.15 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет поступает на счета учреждения.
Отвечает Ольга Моргунова, эксперт
Исходя из вопроса, переплата по заработной плате образовалась в 2016 году, а возмещать сотрудник её будет в следующем 2017 году.
В форме 0503769 отразите данную переплату как дебиторскую задолженность по счету 206.11.
Так как остатков по счету 0 302 00 000 со знаком «минус» быть не может их необходимо перенести на счет 0 206 11 000.
После того как сотрудник вернет переплату счет 206.11 закроется
Дебет 0.201.34.510 Кредит — сотрудник вернул в кассу переплату по заработной плате.
Но обращаем Ваше внимание, что перенос остатков на счет 206.11 возможен только в случае, если получено согласие работника, уведомленного о перерасчетах, удержанию из будущих начислений по оплате труда. Если сотрудник такого согласия не давал, то задолженность необходимо перенести на счет 209.30 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование
1.Письмо Минфина России, казначейства России от 30.12.2015 №№ 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919
Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2015 год
Учитывая, что правила ведения бюджетного учета не предполагают наличие кредитовых остатков по счету 1 206 00 000, дебетовых остатков по счету 1 302 00 000, наличие остатков по указанным счетам со знаком «минус» и, соответственно, их отражение в активе и пассиве Баланса действующим порядком формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности не предусмотрено.
При этом переплаты по расчетам с персоналом, сложившиеся на отчетную дату (по дебету счета 1 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»), подлежат переносу на счет 1 206 11 000 «Расчеты по оплате труда» (в части сумм, подлежащих с согласия работников, уведомленных о перерасчетах, удержанию из будущих начислений по оплате труда), либо в иных случаях — на счет 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Аналогичные положения применяются по иным расчетам с персоналом и населением.
2.Письмо Минфина России, Казначейства России от 02.02.2017 №№ 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120
О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год
1.1.8. При отражении в Балансе (ф. 0503130) показателей активов и обязательств, финансовых результатов необходимо обеспечить реализацию положений Инструкции № 191н, предусматривающей отражение показателей со знаком «минус» только в случаях, прямо предусмотренных положениями указанной Инструкции.
Учитывая, что правила ведения бюджетного учета не предполагают наличие кредитовых остатков по счету 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», дебетовых остатков по счетам 1 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами» наличие показателей по указанным счетам в Балансе (ф. 0503130) со знаком «минус» является недопустимым.
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Как удержать излишне выплаченную зарплату
Бухучет
Если зарплату сотруднику начислили и выплатили в большем размере по ошибке, скорректируйте излишне начисленные суммы способом « ». Исправления оформите Бухгалтерской справкой (). В ней укажите номер и дату исправляемого журнала операций, а также дайте обоснование исправлениям. Такой порядок установлен Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Большим недостатком существовавшей до 2005 года системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях признавалось отсутствие интеграции плана счетов с бюджетной классификацией РФ. Интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией РФ являлась одной из задач при построении новой системы бюджетного учета.
Хотя приказы об утверждении новых Плана счетов бюджетного учета (от 26.08.2004 № 70н) и Бюджетной классификации (от 27.08.2004 № 72н) вышли почти одновременно, некоторые номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления не соответствовали кодам экономической классификации, также для отдельных кодов экономической классификации не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета.
Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н эти несоответствия устранены. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ, Приложение № 5 к Инструкции по бюджетному учету в редакции Приказа № 25н) приведена в соответствие кодам экономической классификации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н (Приложение № 5 Приказа).
План счетов бюджетного учета содержит счета с обновленными кодами КОСГУ. Например, к счетам 304.04 «Внутренние расчеты между главным распорядителями (распорядителями) и получателями средств», 304.05 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета», 401.01 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения», 40
1.02 «Финансовый результат по резервному фонду», 500.01 «Лимиты бюджетных обязательств», 500.02 «Принятые бюджетные обязательства текущего года», 501.03 «Бюджетные ассигнования» добавлены счета по КОСГУ 212 «Прочие выплаты», 213 «Начисления на оплату труда» и 290 «Прочие расходы».
Кроме того, в Инструкции по бюджетному учету разъяснен порядок ведения счетов по кодам КОСГУ, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. Такие счета ведутся только в течение финансового года. При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят. Вместе с тем порядок закрытия таких счетов в Инструкции не прописан.
Также приведены в соответствие номера аналитических счетов кодам экономической классификации. Так, например, к счетам 206.00 «Расчеты по выданным авансам», 208.00 «Расчеты с подотчетными лицами», 302.00 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты аналитические счета, соответствующие кодам экономической классификации расходов, с единой нумерацией (табл. 1).
Статьи расходов |
||||
(Подотчетники) |
(Поставщики) |
|||
Заработная плата |
||||
Прочие выплаты |
||||
Начисления на оплату труда |
||||
Услуги связи |
||||
Транспортные услуги |
||||
Коммунальные услуги |
||||
Арендная плата за пользование имуществом |
||||
Прочие услуги |
||||
Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения |
||||
Пособия по социальной помощи населению |
||||
Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления |
||||
Прочие расходы |
||||
Увеличение стоимости основных средств |
||||
Увеличение стоимости нематериальных активов |
||||
Увеличение стоимости непроизведенных активов |
||||
Увеличение стоимости материальных запасов |
||||
Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале |
Такая кодировка счетов существенно облегчает порядок их применения. Однако следует отметить, что не все счета обязательно будут использоваться, например, не будут использоваться счета 206.01 «Заработная плата», 206.02 «Прочие выплаты», 206.03 «Начисления на оплату труда».
Кодировка счетов изменилась также из-за переквалификации объектов учета. Приказом № 25н мягкий инвентарь переведен из состава основных средств, со счета 101.08, в материальные запасы, на счет 105.05 «Мягкий инвентарь». В связи с этим изменяется кодировка и некоторых других счетов по учету основных средств и материальных запасов.
Порядок следования счетов по учету нефинансовых активов выстроен в соответствии с кодами КОСГУ.
Как бюджетникам провести в 1С возврат дебиторки прошлых лет
Министерство финансов Российской Федерации в дополнение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 01.02.2021 N 09-08-10/6024 (далее — Письмо) в целях единообразного отражения в бюджетном учете и отчетности расчетов по возврату неиспользованных на 01.01.2021 года остатков целевых дотаций, указанных в Письме, сообщает следующее.
Письмом предусмотрен возврат в доход федерального бюджета остатков не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (далее — дотация на сбалансированность), предоставленных на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 № 3118-р (далее — Распоряжение N 3118-р).
Положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее — СГС «Доходы»), доходы по межбюджетным трансфертам, предоставляемых без условий при передаче активов (доходы по предоставлению дотаций), признаются в бухгалтерском учете в части, относящейся к текущему периоду, по факту возникновения права на их получение в составе доходов текущего отчетного периода.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), отражение администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых без условий при передаче активов (дотации на сбалансированность), в бюджетном учете согласно документу, подтверждающему объем бюджетных ассигнований на предоставление трансферта (в частности соглашению о предоставлении межбюджетного трансферта (дотаций), начисления дебиторской задолженности по доходам от межбюджетных трансфертов, предоставляемых без условий передачи активов (по доходам от предоставления дотаций на сбалансированность), отражается по дебету счета 120551561 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 140110151 «Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (по соответствующему коду классификацию доходов бюджетов подгруппы доходов «202 — безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).
Начисление расчетов по возврату неиспользованных на 01.01.2021 остатков дотаций на сбалансированность, предоставленных в соответствии с Распоряжением № 3118-р, отражается в бюджетном учете последним днем отчетного года (31.12.2020):
1) администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов (уполномоченным органом субъекта Российской Федерации) — по дебету счета 2 19 90000 02 0000 150 140110 151 «Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 2 19 90000 02 0000 150 1 303 05 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;
2) администратором доходов от возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (федеральным органом исполнительной власти) — по дебету счета 2 18 90000 01 1001 150120551561 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 2 18 90000 01 1001 150 1 401 10 151 «Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Обращаем внимание, что в целях своевременного отражения в бюджетной отчетности взаимосвязанных расчетов между субъектами отчетности по операциям предоставления (получения) дотаций на сбалансированность, предоставленных по Распоряжению № 3118-р, операции по начислению расчетов по возврату неиспользованных средств по указанным дотациям оформляются Извещениями (ф. 0504805), формируемыми получателями дотаций на сбалансированность (уполномоченными органами субъектов Российской Федерации).
Порядок заполнения Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — Справка (ф. 0503125) установлен пунктами 23 — 42 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191 н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2020 № 311н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191 н») (далее — Инструкция N 191н).
В 2020 г. медработники, оказывающие помощь пациентам с COVID-19, получили дополнительные выплаты. Чтобы обеспечить сбалансированность региональных бюджетов, были направлены соответствующие дотации.
Минфин разъяснил, как в бюджетном учете должны отражаться расчеты по возврату в федеральный бюджет не использованных на 1 января 2021 г. указанных средств.
- казенное учреждение перечисляет полученные средства в доход бюджета;
- бюджетное учреждение по операциям прошлых лет со средствами бюджета отражает данные суммы в учете по коду вида деятельности 4 и перечисляет в доход бюджета;
- бюджетное учреждение по операциям прошлых лет со средствами от приносящей доход деятельности отражает данные суммы в учете по коду вида деятельности 2 и оставляет их в своем распоряжении.
Бюджетное учреждение спорта в конце 2021 года перечислило контрагенту (коммерческой организации) аванс за услуги связи (подстатья 221 КОСГУ) за декабрь в сумме 5400руб. по КВФО 4. С 01.01.2021 с этим контрагентом заключили новый договор, прежний договор перестал действовать 31.12.2021. По состоянию на 01.01.2021 по данному контрагенту на счете 420621564 возникла дебиторская задолженность в сумме 5400руб. В январе поступил акт об оказанных услугах связи за декабрь в сумме 5051,72руб. В феврале 2021 года контрагент перечислил учреждению возврат излишне уплаченного аванса в сумме 348,28руб. Может ли учреждение расходовать эти средства? Надо ли вносить изменения в план ФХД на 2021 год? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при поступлении на лицевой счет указанной суммы? Как отразить операции в бухгалтерской отчетности?
Проводка в казенном учреждении дебиторская задолженность
Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти (местного самоуправления, местной администрации, управления государственным внебюджетным фондом), Банк России либо казенное учреждение, которые: начисляют, учитывают и контролируют правильность расчета, полноту и своевременность
Пунктами 66, 66.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.06.2021 № 132н, установлено, что аналитическая группа вида источника финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группу статей 500 «Поступления финансовых активов».
Поступления средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания следует отражать в плане ФХД в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» (раздел «Поступления финансовых активов») по строке 310 «Увеличение остатков средств» с указанием кода аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов 510 (п.
Возможно расходование поступивших средств (возврат дебиторской задолженности), если источниками являлись:
- доходы от платной деятельности;
- средства из субсидии на выполнение государственного задания;
- средства от субсидий целевого назначения. Обязательное условие – решения учредителя.
Во всех этих ситуациях средства от возвращения дебиторской задолженности за прошлые года зачисляются на лицевые счета бюджетного учреждения. Порядок отражения утверждается финансовым органом, Федеральным казначейством или финансовым органом отдельного субъекта РФ, при условии, что учреждение у него обслуживается.
Операции поступления на лицевой счет бюджетного учреждения указанные сумм дебиторской задолженности в учете отражают по таким же аналитическим разрезам, по которым она была образована. Значение выбирается в зависимости от того, по какому коду был отражен расход. При этом одновременно с увеличением оборота по дебету счета 201 «Денежные средства учреждения» необходимо сделать запись на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» или 18 «Выбытия денежных средств».
Операции поступления дебиторской задолженности прошлых лет от возврата ранее перечисленного аванса поставщику за счет субсидии на выполнение государственного задания отражается корреспонденциями:
- Дт 4 209.34 Кт 4 206.ХХ – выставлено требование вернуть аванс.
- Дт 4 201.11 Кт 4 209.34 – поступили средства на лицевой счет учреждения.
Дт 17.01
Если государственное задание выполнено учреждением не в полном объеме, то часть полученной субсидии необходимо вернуть распорядителю. Операции по возврату на счет бюджета неиспользованной суммы субсидий прошлых лет отражаются корреспонденциями:
- Дт 4 205.82 Кт 4 303.05 – начислена суммы для возврата на счет бюджета остатка субсидии на выполнение государственного задания;
- Дт 4 303.05 Кт 4 201.11 – перечислен остаток субсидии
Кт 18.01
Рассмотри случай получения и в неполном объеме расходования сумм субсидий на иные цели, предусмотренные Соглашением между учреждением и учредителем. Такие средства подлежат возврату. Операции по возврату неиспользованной субсидии на иные цели отражаются корреспонденциями:
- Дт 5 401.40 Кт 5 303.05 – начисление к возврату в бюджет
- Дт 5 303.05 Кт 5 201.11 – перечислены учредителю средства
Для казенных учреждений при поступлении дебиторской задолженности сумма в полном объеме подлежит возмещению в доход соответствующего бюджета. Возврат следует осуществить в течение 5 рабочих дней с даты поступления. Отражение операций в учете зависит от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов или нет.
Формирование корреспонденций в бюджетном определено требованиями Инструкций, утвержденных приказами Минфина РФ от 01.12.2010 №157н и от 06.12.2010 №162н (далее соответственно Инструкции №157н и Инструкции №162н).
Согласно Инструкции №157н для учета отражения сумм расчетов по предварительным оплатам, которые не были возвращены контрагентом, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным используется счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат». Обратите внимание, что случаи его применения перечислены в нормативном акте, это в том числе:
- расторжение договора или иных соглашений, в том числе по решению суда;
- проведение претензионных мероприятий в отношении контрагента;
- предъявление требования по возврату дебиторской задолженности иному лицу.
Казенное учреждение используется счет 209 00 еще и в случаях, когда оно наделено полномочиями администратора кассовых поступлений. Доходы от возврата дебиторской задолженности администраторы относят на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» как компенсацию затрат государства.
Когда контрагент решает самостоятельно и добровольно вернуть учреждению долг, для его отражения используются счета, на которых эта задолженность была отражена:
- 206 00 «Расчеты по выданным авансам»;
- 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- 303 00 «Расчеты по платежам в бюджет».
А вот Инструкция №162н регламентирует состав корреспонденций для отражения операций поступления денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности.
Если казенное учреждение не является администратором доходов, перечисление сумм дебиторской задолженности в доход бюджета отражается согласно п. 104 Инструкции №162н. При обращении к ней, можно увидеть, что учреждение учитывает расчеты с администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, с применением счета 304.01 «Внутриведомственные расчеты по доходам».
Рассмотрим, как отразить данные операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», версии 1.0.
Кбк возврат дебиторской задолженности прошлых лет в казенном учреждении
В бухгалтерском учёте операции по начислению и возврату сумм дебиторской задолженности прошлого года (уплаченного аванса) отразите через счёт 209 «Расчеты по ущербу и иным доходам»: Дебет ХХХХ0000000000130.0.209.30.560 Кредит ХХХХ0000000000.244.0.206.34.660 – начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателем авансовых платежей; Дебет ХХХХ0000000000000.0.201.11.510 Кредит ХХХХ0000000000.130.0.209.30.660 – зачисление денежных средств от поставщика; Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510).
) осуществляются следующими бухгалтерскими записями. № п/п Наименование операции Дебет Кредит 1 2 3 4 1. Зачисление на лицевой счет получателя средств бюджета дебиторской задолженности прошлых лет 1 304 05 226 1 206 26 660 2.